Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Отечественная логопедия в 50-80 гг. XX в
Отечественная логопедия в рассматриваемый период характеризуется развитием научно обоснованного подхода к раскрытию закономерностей развития речевой деятельности детей разных возрастных групп. Исследования отечественных специалистов в области логопедии позволили раскрыть механизмы взаимодействия между нарушениями слухового восприятия и речедвигательной функции, между произносительной деятельностью и фонемообразованием, между нарушениями устной и письменной речи. Была установлена взаимозависимость нарушений звуковой и смысловой стороны речи, выявлено сложное и многообразное содержание психических процессов, принимающих участие в формировании речевой деятельности. Логопедические исследования ставили своей целью уточнение особенностей влияния нарушений речи на усвоение ребенком родного языка; в них постоянно велся поиск путей и средств предупреждения школьной неуспеваемости, обусловленной наличием у ребенка речевых нарушений. В 1950-х и 60-х гг. проводилось массовое психолого-педагогическое и логопедическое изучение учащихся начальных классов общеобразовательных школ, у которых обнаруживались изолированные и общие нарушения фонетико-фонематической и лексико-грамматической сфер речевой деятельности. В этих исследованиях получили свое углубленное развитие и практическое воплощение предложенные Р.Е. Левиной в 1930-х и 1950-х гг. методические принципы анализа речевых нарушений: развития дефектной функции; системного подхода; взаимосвязи нарушенной речи с другими развивающимися психическими процессами. Материалы этих исследований нашли отражение в трудах многих авторов: Р. Е. Левиной (1958, 1959, 1960, 1961); Н. А. Никашиной (1959, 1961); Л.Ф. Спировой и Р. И. Шуйфер (1962); Г. А. Каше (1961, 1962); Л. М. Чудиновой(1956, 1961); Г. И. Жаренковой (1957, 1961); А. В. Ястребовой (1962), Н. А. Чевелевой (1962) и других. Результаты этих исследований подтверждали наличие взаимосвязи между различными речевыми и неречевыми процессами; показывали, что наряду с дефектами произношения у детей имеют место и недостатки звукового анализа слов, и специфические ошибки в письме, и другие системные нарушения. В логопедическую практику начали широко внедрять новые методики преодоления и предупреждения нарушений произношения, основанные на системной коррекции произносительной стороны речи, что позволяло достигать положительного коррекционного эффекта в преодолении «скрытых» и явных вторичных дефектов. Это, в свою очередь, обеспечивало формирование у детей психологических структурно-динамических механизмов внутренней готовности к успешному овладению родным языком, что способствовало преодолению неуспеваемости и успешному обучению в школе. В этот период отечественной логопедии использовались две классификации: психологическая типология Р.Е. Левиной и «рабочая» клиническая классификация О.В.Правдиной (1958), С. С. Ляпидевского и Б. М. Гриншпуна (1969). В 1960 - 70-х гг. в результате исследований были обозначены и описаны типы речевых аномалий у детей как в школьном, так и в дошкольном возрасте, проведен анализ нарушений в овладении детьми различными компонентами языковой системы, глубоко изучены системные свойства лексических, грамматических, синтаксических нарушений, дефектов письма и чтения в зависимости от степени выраженности фонетико-фонематической недостаточности и изменения звуковой и слоговой структуры слова у детей с различными формами речевых нарушений. Благодаря работам ведущих отечественных ученых в области логопедии были уточнены и обогащены представления о предмете, принципах и методах логопедии (Левина Р.Е., 1968, 1975, 1979; Спирова Л.Ф., 1968; Чиркина Г.В., 1967, 1972; Ястребова А.В., 1968; Колповская И.К., 1965, 1970; Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Т.Б.Филичева, 1973 и др.). Большое значение для практической работы логопедов имела педагогическая классификация детей с речевыми нарушениями, представленная Р.Е. Левиной («К построению педагогической классификации аномалий речевого развития», 1975), которая предусматривала методически единую форму специального фронтального обучения детей с различными нарушениями речи, имеющими нормальный слух и первично сохранные возможности умственного развития. Эта классификация во многом базировалась на теоретических положениях языкознания о системном строении языка как универсального средства общения и идеях Л.С. Выготского о внутренней речи и ее регуляторной функции по отношению к внешней речи. В 1970-х гг. новым аспектом логопедической теории и практики становится разработка и организация деятельности специальных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, научное обоснование коррекционно-педагогического процесса. Если ранее логопедия преимущественно занималась разработкой технических приемов коррекции устной речи (произношения, речевого дыхания, темпа и ритма речи), то теперь, основываясь на новом понимании сущности речевого дефекта, использовались иные пути коррекционно-педагогической помощи. Раньше отдельные проявления речевых нарушений рассматривались как самостоятельные дефекты, имеющие разнородный патогенез, а согласно новому пониманию сущности дефекта и в диагностике, и в коррекционном воздействии начинает превалировать системный подход. Ученые обосновали системный характер речевых нарушений, их взаимосвязь и взаимодействие. Были также установлены связи между лексической, грамматической и фонетической сторонами речевой деятельности, определенное соответствие между отклонениями в развитии речи и психики детей. Разработанные теоретические позиции послужили научным обоснованием дифференциальной диагностики речевых нарушений в детском возрасте, принципов анализа нарушений и выявления характерных уровней речевого недоразвития. Все это укрепило научную базу коррекционно-педагогического процесса в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи. В течение рассматриваемого периода продолжали свое развитие отечественные научные школы в логопедии: ленинградская школа: М.Е. Хватцев, Е.С. Иванов, Л.С. Волкова, Г.А. Волкова, В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, В.И. Липакова, Л.Г. Парамонова и другие; московская: Л.И. Белякова, И.Т. Власенко, Б.М. Гриншпун, Р.Е. Левина, С.С. Ляпидевский, Е.М. Мастюкова, Ю.Б. Некрасова, О.В. Правдина, В.И. Селиверстов, И.Н. Садовникова, О.А. Токарева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, В.М. Шкловский и другие. Фундаментальные исследования в логопедии ведутся как в научно-исследовательской структуре (Институт дефектологии АПНСССР), так и в системе высших учебных заведений страны — на кафедрах логопедии МШИ им. В.И. Ленина и ЛГПИ им. А.И. Герцена. С 1925 по 1950 гг. работу кафедры сурдопедагогики и логопедии в МГПИ им. В.И. Ленина возглавлял член-корреспондент АПНРСФСР, доктор педагогических наук, профессор, кавалер ордена В.И. Ленина Федор Андреевич Pay. В 1955 г. на факультете была создана кафедра психопатологии и логопедии, которой стал руководить Сергей Семенович Ляпидевский. В 1978 г. была выделена самостоятельная кафедра логопедии, которой заведовала Лидия Ивановна Белякова. Научно-исследовательскую работу этой кафедры с 1975 г. возглавил Владимир Ильич Селиверстов. «Соединение усилий врачей и логопедов в едином научно-учебном подразделении вуза способствовало... развитию естественнонаучных основ логопедии и комплексного медико-педагогического подхода к изучению и преодолению речевых нарушений. Истоки этого генерального направления научных исследований сотрудников кафедры психопатологии и логопедии были заложены еще научной школой Ф.А. Pay, свое дальнейшее развитие получили в трудах сотрудников С.С. Ляпидевского» Научные исследования сотрудников кафедры отличались обширной тематикой, включавшей практически все проблемы речевых нарушений, а их результаты не только обогатили теорию логопедии, но и способствовали развитию методических аспектов практики оказания коррекционной помощи. Развитие психолого-педагогического направления в отечественной логопедии, перестройка системы логопедической помощи (расширение сети специальных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи — создание детских садов и дополнительных типов школ) обусловили потребность в изменении принципиальных подходов к обучению и воспитанию детей с нарушениями речи. Большой объем научных исследований был посвящен решению именно этой задачи. При кафедре регулярно действовала медико-педагогическая консультация для детей с речевыми нарушениями, в которой бесплатный прием населения вели опытнейшие специалисты. Деятельность консультации способствовала усилению практической направленности обучения будущих логопедов диагностической и коррекционно-логопедической работе. В этот период на кафедре был сформирован творческий научно-педагогический коллектив, немало сделавший для углубления знаний в области логопедии для качественного улучшения системы подготовки специалистов: Е.С. Алмазова, Л.И. Белякова, В.К. Воробьева, Т.Н. Воронцова, Б.М. Гриншпун, Г.В. Гуровец, А.С. Завгородная, А.Г. Ипполитова, А.В. Крапухин, Л.А. Кроткова, С.С. Ляпидевский, С.И. Маевская, Р.И. Мартынова, Л.В. Мелехова, Л.В. Нейман, О.В. Правдина, В.И. Селиверстов, М.М. Сироткин, О.А. Токарева, М.Ф. Фомичева, С.Н. Шаховская, А.Г. Шембель, Б.И. Шостак. В ЛГПИ им. А.И. Герцена с 1965 г. кафедру психоневрологии и логопедии (затем психопатологии и логопедии) возглавляет Евгений Сергеевич Иванов. Под его руководством проводилась огромная работа по педагогическому изучению и поиску оптимальных методов коррекции нарушений психического и речевого развития детей. Как следует из поставленных задач, исследования кафедры в этот период были направлены на анализ и определение путей и средств коррекционной работы в специальных школах и дошкольных учреждениях для детей с тяжелыми нарушениями психического и речевого развития. Фундаментальные труды М.Е. Хватцева, заложившего основы ленинградской научной школы логопедии, позволили вплотную подойти к изучению особенностей речевых нарушений, осложненных другими аномалиями развития. Поэтому комплексной научной проблемой, объединившей исследования всех сотрудников кафедры, стало выявление и описание особенностей речевых расстройств у различных групп детей с нормальным и нарушенным интеллектом, а также с нарушениями сенсорной сферы (сложный речевой дефект). С 1970 г. кафедрой заведует Лариса Степановна Волкова (1930 - 2004). Под ее руководством научно-исследовательская деятельность коллектива приобрела особый динамизм и эффективность. Л.С. Волкова работала над выявлением особенностей и путей коррекции системных речевых расстройств у детей с нарушениями сенсорного, интеллектуального и двигательного развития, что позволяло глубоко раскрывать особенности механизмов, структуры сложных речевых расстройств и динамику их проявлений, приступить к созданию комплексных методик коррекционно-педагогического воздействия. Глубокие и разнообразные исследования сотрудников кафедры (Г.А. Волковой, Р.И. Лалаевой, В.И. Липаковой, В.А. Ковшикова, Л.Г.Парамоновой, Г.М. Сумченко и др.) внесли немалый вклад в отечественную логопедию. Закономерным результатом взаимодействия ученых Ленинграда и Москвы в области теории и практики логопедии явилась совместная подготовка фундаментального учебника «Логопедия», вышедшего в 1989 г. под редакцией Л.С. Волковой. В рамках единой концепции и методологии в нем представлено современное видение логопедии, ее истории, теории и практики. Еще с конца 50-х гг. прошедшего столетия получила широкое развитие система логотерапевтической помощи подросткам и взрослым, страдающим заиканием. В 1957 - 1959 гг. Виктор Маркович Шкловский (Клиническое психоневрологическое объединение им. академика И.П. Павлова) разработал комплексную систему медико-педагогических мероприятий для людей с этой формой нарушения речи. Работа с пациентами включала собственно логопедические занятия и активную психотерапию, в том числе использование различных суггестивных приемов. Положительный экспериментальный опыт дал основание для организации (решение Министерства здравоохранения РСФСР от 4 марта 1963 г.) обширной сети межрайонных логопедических кабинетов по обслуживанию взрослого населения и подростков, страдающих заиканием, при психоневрологических диспансерах. С 1968 г. в Москве действует городской Речевой центр, работа которого также была направлена на оказание логопедической помощи взрослому населению и подросткам. В 1970 - 80-х гг. в соответствии с рядом нормативных документов правительства и Министерства здравоохранения СССР происходит дальнейшее развитие системы логопедической помощи подросткам и взрослым. В Ленинграде эта работа ведется на базе Института уха, горла, носа и речи (бывший Ленинградский отофонетический институт), в Москве - в созданной в 1968 г. лаборатории функциональных и других видов патологии речи во Всесоюзном НИИ общей и судебной психиатрии им. В.П. Сербского (заведующий Н.М. Асатиани), с 1972 г. в Московском НИИ психиатрии (в отделе патологии речи, руководимом В.М. Шкловским). На базе этого отдела впоследствии был создан и успешно функционирует в настоящее время Федеральный научно-методический центр патологии речи и нейрореабилитации. Комплексный характер логотерапевтической помощи, высокий уровень лечебной, коррекционной и учебно-методической работы сделали это учреждение показательным; его деятельность рекомендована Министерством здравоохранения РФ для внедрения в практическое здравоохранение, осуществляемое в лечебных учреждениях различного типа. Одновременно поиск эффективной логопедической помощи подросткам и взрослым, страдающим заиканием, вела Юлия Борисовна Некрасова (1931 - 2004), работавшая сначала в Институте дефектологии АПН СССР (с 1974 г. заведовала лабораторией психотерапевтических методов реабилитации заикающихся), а затем - в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. Ею был разработан метод социореабилитации заикающихся подростков и взрослых (1968), основанный на применении комплексного - логопедического и психотерапевтического - воздействия в рамках групповой личностно ориентированной логопсихотерапии, давший весьма высокие терапевтические результаты. Ю.Б. Некрасова предложила также свою трактовку психофизиологического механизма заикания в виде существования особого патологического феномена обратной связи, нарушающего стереотипию речевой деятельности, и обосновала диагностическую систему выявления гиперкомпенсаторного фонда личности заикающегося (позитива личности). Ею были разработаны и апробированы методы психолого-педагогического и психотерапевтического воздействия, в числе которых применялись и новые в отечественной логопедии для коррекции заикания методы, такие как библиотерапия, символдрама, кинезиотерапия. К началу 90-х гг. XX в. отечественная специальная педагогика превратилась в динамично развивающуюся отрасль научно-практического знания в структуре педагогики. Была создана дифференцированная система специального обучения и воспитания детей с нарушениями и отклонениями в развитии, которая была обеспечена своими собственными специальными учебниками, учебными наглядными пособиями и дидактическим материалом, приборами и специальными техническими средствами обучения. Увеличилось число подготавливаемых педагогов-дефектологов. Рассматривая этот период, В.И. Лубовский (1987) подчеркивает значительные успехи в клиническом, генетическом, нейрофизиологическом, психологическом и педагогическом изучении детей с нарушениями и отклонениями в развитии, в том числе и детей со сложными дефектами. Это послужило основой для разработки новых методов диагностики и коррекции нарушений слуха, зрения, двигательной системы, для создания структуры специальных разделов в содержании обучения этих учащихся, для создания новых видов специальных школ. Огромный вклад в эти научные достижения составили труды Института дефектологии АПН СССР. Результаты теоретических исследований его сотрудников всегда проверялись на практике и вводились в учебный процесс специальных школ, специальных дошкольных образовательных учреждений. Прекрасной формой обмена опытом, местом регулярных встреч ученых и практиков, коллег-дефектологов, лучших практических работников страны стали Педагогические чтения, регулярно проводимые в институте с 1947 г. В 1968 г. они получили статус Всесоюзных и служили особым видом творческой связи между дефектологами-практиками и учеными. Неоценимый вклад в распространение новых научных знаний, передового опыта, накопление исторических сведений о развитии дефектологии в стране и за рубежом внесло издание известного и сегодня всем специальным педагогам страны периодического журнала Академии педагогических наук СССР «Дефектология», выходившего с таким названием с 1969 г. (ранее выпускались по мере накопления материала сборники «Специальная школа»). Вторую половину XX в. называют «золотым веком» советской дефектологии. В то же время к началу 1990-х гг. обозначилось немало проблем, на актуальность которых указывали ведущие отечественные ученые (Л.С. Волкова, В.И. Лубовский, М.И. Никитина и др.) и которые стали объектом научных исследований и практических преобразований в последующие десятилетия. Например, проблема ранней помощи, аспекты которой не были подкреплены, в отличие от зарубежных стран, фундаментальными исследованиями, а сама помощь оставалась лишь в рамках экспериментальной деятельности отдельных специалистов. Также проблема совершенствования методов, приемов и самой организации системы диагностики в специальном образовании. На рубеже XX и XXI вв. вычленяются новые актуальные проблемы логопедии и пути их решения, отчетливее выступают тенденции развития логопедии как науки, прослеживаются глубинные связи, с одной стороны, с истоками логопедии XIX и первой половины XX века, с другой стороны, с современным уровнем развития смежных с логопедией научных областей. Date: 2015-12-13; view: 5475; Нарушение авторских прав |