Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление и развитие системы логопедической помощи в России





История становления и развития системы логопедической помощи в России непродолжительна и отличается своеобразием. Формирование предпосылок ее возникновения приходится на дореволюционный период, ее становление соотносится с периодом социальных потрясений, а законодательное и организационное оформление системы происходит в советский период.

К началу XX века помощь аномальным осуществлялась в России благотворительными организациями. После Октябрьской революции забота о детях с нарушениями в развитии стала государственной, они получили право на воспитание, обучение и лечение. Все мероприятия государства, направленные на борьбу с беспризорностью, дефективностью, защиту прав, общее оздоровление подрастающего поколения, стали именоваться «охраной детства». Впервые типы учреждений для детей с нарушениями развития были определены в постановлении Совнаркома РСФСР «Об учреждениях для глухонемых, слепых и умственно отсталых детей и подростков» (1926 г.).

Логопедическая помощь населению, в первую очередь детскому, с начала XX в. стала расширяться благодаря не только научному развитию логопедии, но и целенаправленной подготовке соответствующих кадров. Уже Н.А. Pay, руководя первым российским детским садом для глухих детей (1900), оказывала там логопедическую помощь детям, страдавшим различными формами дислалий, организовала работу краткосрочных курсов для логопедов.

Обучение логопедов в России происходило в структуре курсов подготовки сурдопедагогов, организованных А.Ф. Остроградским, Ф.А. Pay, Н.М. Лаговским и другими при Петербургском училище глухонемых еще на средства попечительства императрицы Марии Федоровны о глухонемых (эти курсы функционировали с 1898 по 1915 гг.). С 1916 г. при Московском Арнольдо-Третьяковском училище для глухонемых, директором которого в это время был Ф.А. Pay, действовали краткосрочные курсы для подготовки логопедов.

По инициативе Ф.А. Pay при двух вспомогательных школах Москвы открываются группы начального обучения для детей, имеющих нарушения речи. Работа по исправлению речи здесь дополнялась занятиями эвритмией, разработанной к этому времени в структуре вальдорфской педагогики Р. Штайнера.

Несмотря на прогрессивный характер этих начинаний, они не получили дальнейшего широкого развития вплоть до 20-х гг. XX в. В 20-х гг. прошедшего столетия сеть специализированных поликлиник и стационаров для лечения больных с афазиями и заиканием расширяется. В 1926 г. в Москве была открыта первая школа для заикающихся детей, где в состав персонала уже была введена должность врача-психоневролога. В 1932 г. на базе Дома ребенка (Москва) по предложению педиатра С.А. Шелованова и логопеда Е.Ф. Pay были созданы слухоречевые ясли для детей с различными нарушениями слуха и речи.

В этот же период налаживается и деятельность постоянных курсов повышения квалификации для педагогов-дефектологов при Экспериментальном дефектологическом институте (ЭДИ).

(Институт коррекционной педагогики РАО: институт основан в 1929 г. С тех пор он несколько раз менял свое название: до 1934 г. назывался Экспериментальным дефектологическим институтом (ЭДИ), с 1934 по 1943 гг. - Научно-практическим институтом специальных школ и детских домов, с 1943 по 1992 гг. - Научно-исследовательским институтом дефектологии, с 1992 г. - Институтом коррекционной педагогики. Одним из основателей института был Л.С. Выготский - основоположник российской школы специальной психологии и педагогики. В нем работали А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, Ж.И. Шиф, И.А. Соколянский, Ф.Ф. Рау и другие. Был разработан комплексный медико-психолого-педагогический подход к изучению детей с особыми нуждами. Исследования института обеспечили создание в стране дифференцированной системы специального образования детей с отклонениями в развитии (к концу 60-х гг.). Первый ученый совет при присвоении степеней кандидатов и докторов наук в области специальной психологии и педагогики был создан в институте. Практически все специалисты высшей квалификации в области специального образования были подготовлены здесь, в том числе все преподаватели дефектологических факультетов педагогических университетов СССР. По инициативе института в 1969 г. было начато периодическое издание журнала «Дефектология» для специалистов и родителей детей с особыми нуждами. В штате института - специалисты в области физиологии и нейрофизиологии, врачи-терапевты, офтальмологи, психиатры, невропатологи, детские психологи, сурдопедагоги, тифлопедагоги, логопеды, олигофренопедагоги.)


С 1933 г. Клинику речи, экспериментальное подразделение при ЭДИ, возглавила Р.Е. Левина. Еще под руководством Л.С. Выготского она приступила к исследованию автономной речи у детей дошкольного возраста. Его результаты изложены в монографии «К психологии детской речи в патологических случаях (автономная детская речь)» (1936). В 1941 г. Р.Е.Левина защитила кандидатскую диссертацию на тему «Исследование алексии и аграфии в детском возрасте», в которой было показано, что недостатки чтения и письма являются следствием неполноценного языкового развития. Результаты ее исследования определили перспективное направление коррекционного обучения детей с недостатками чтения и письма.

Теоретические, практические и организационные задачи в области оказания логопедической помощи населению, накопившиеся к концу 1930-х гг., рассматривались на I Всесоюзной логопедической конференции при поддержке Наркомпроса и Наркомздрава СССР. Здесь обсуждались организационные и правовые вопросы оказания логопедической помощи, необходимость расширения и повышения качества подготовки логопедов, а также проекты организации специальных логопедических учреждений. По предложению конференции были созданы специальные межведомственные комиссии (1939). В Москве такая комиссия функционировала при Научно-методическом центре Мосгорздрава; ее деятельность и проводимые по ее инициативе совещания положили начало объединению логопедов Москвы.

За годы Советской власти в нашей стране было принято немало декретов, постановлений, законодательных актов, нацеленных на улучшение положения детей, охрану материнства и детства. Например, «План мероприятий Министерства просвещения по улучшению условий обучения и воспитания детей с дефектами умственного и физического развития» (1970 г.), «О состоянии и мерах дальнейшего развития сети специальных школ, школ-интернатов, дошкольных учреждений и полном охвате обучением и воспитанием аномальных детей» (1983 г.).

В 1990-1995 гг. Научно-методическим советом при Госкомитете по образованию была принята комплексная программа - «Социально-психологическая поддержка, обучение и воспитание детей с недостатками умственного и физического развития».

Н.Н. Малофеев в своем исследовании (диссертация «Становление и развитие государственной системы специального образования в России», 1996 г.) выделяет три периода становления и развития системы логопедической помощи в России.

1-й период: вторая четверть XIX в. — первая четверть XX в. - «период предыстории и формирования предпосылок».

В 1838 г. выходит в свет первая работа отечественного автора X. Лагузена - монография «О заикании». Во второй половине XIX в. из цикла медицинских наук выделяется специальная область знаний - логопатология, появляются труды авторов, исследующих почти все формы патологии речи (А. Кожевников, 1874; В.М. Тарковский, 1867; И.А. Сикорский, 1889; И.К. Хмелевский, 1897; М.Б. Богданов-Березовский, 1909 и др.).

В конце XIX - начале XX вв. в недрах логопатологии зарождается логопедия как наука, интегрирующая знания на стыке трех наук - медицины, психологии и педагогики. В 1896 г. в России впервые организуются курсы для заикающихся воспитанников Сибирского кадетского корпуса по системе коррекции заикания, разработанной И.А. Сикорским. При мединститутах открываются кафедры, занимающиеся исследованием вопросов логопедии. Так, в 1908 г. была открыта кафедра сурдопедагогики и логопедии Психоневрологического института в Петербурге, которой руководил Д.В. Фельдберг. Опыт организации обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии послужил научно-практической базой для создания в будущем системы логопедической помощи в России. Так, в сурдопедагогике сформировались многие методологические, организационные компоненты логопедической службы. Однако предлагаемые отечественными учеными программы реабилитации патологии речи не находили в то время законодательной и финансовой поддержки у государства. Законодательно система логопедической помощи оформляется только после революции.


Весной 1918 г. были организованы обязательные для всех воспитателей и врачей дошкольных учреждений Москвы краткосрочные логопедические курсы. В Петрограде при Психоневрологической академии был создан Отофонетический институт под руководством Д.Ф. Фельдберга. В июле 1920 г. на I Всероссийском съезде по борьбе с детской дефективностью, преступностью и беспризорностью было принято решение: считать подготовку персонала для специальных учреждений важнейшей государственной задачей, осуществлять эту подготовку в высших учебных заведениях.

В Москве были созданы два высших учебных заведения: Государственный институт дефективного ребенка Наркомздрава (сентябрь 1920 г.) и Педагогический институт детской дефективности Наркомпроса (октябрь 1921 г.), которые в 1930 г. были преобразованы в дефектологический факультет МГПИ. В 1925 г. была открыта кафедра сурдопедагогики и логопедии на дефектологическом отделении 2-го МГУ в Москве, которую возглавил профессор Ф.Д. Pay. В приказе Наркомпроса РСФСР от 8 июня 1931 г. предписывалось ввести всеобщее начальное обучение для логопатов, организовать специальные курсы, группы и школы для них.

Итогом 1-го периода явились следующие достижения: возникновение и развитие в России предпосылок становления системы логопедической помощи, логопедии как науки; осознание обществом необходимости оказания специальной помощи детям с речевой патологией и готовность государства законодательно и экономически организовать эту помощь.

2-й период: начало 30-х - конец 60-х гг. - период становления и развития системы логопедической помощи, основными направлениями которого являлись: организация логопедической работы во вспомогательной школе, специализированная помощь детям с заиканием, с нарушениями слуха и речи; подготовка специалистов-логопедов и др.

Одним из первых направлений в развитии школьной логопедии стала организация логопедической работы во вспомогательной школе. В 1936 г. в Ленинграде логопедической помощью было охвачено 79% нуждающихся умственно отсталых детей.


В 1930 г. по инициативе В.А. Гиляровского при нервно-психиатрической лечебнице им. Соловьева была открыта первая логопедическая группа для заикающихся дошкольников, а затем логопедический полустационар. В 1933 г. в Москве при слухоречевом учебно-лечебном комбинате была открыта первая специализированная поликлиника для больных с недостатками слуха и речи.

Важное значение для становления и развития отечественной логопедии имело открытие по инициативе Л.С. Выготского в Экспериментальном дефектологическом институте в 1933 г. клиники речи, которую возглавила Р.Е. Левина, где разрабатывались теоретические аспекты логопедии и осуществлялась практическая работа по диагностике, лечению и обучению детей с расстройствами речи.

В 1946-47 учебном году на дефектологическом факультете МГПИ им. В.И. Ленина было открыто первое в системе вузов логопедическое отделение. Начинается сотрудничество двух ведомств: просвещения и здравоохранения в рамках комплексного медико-психолого-педагогического подхода к преодолению речевых расстройств.

С 1 января 1949 г. были открыты при средних школах крупных городов 120 логопедических пунктов в составе 1 учителя-логопеда с высшим дефектологическим образованием. В начале 50-х гг. появляются школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. В 1970 г. приказом Министерства просвещения утверждается «Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи».

Итог 2-го периода: организационное оформление и развитие системы логопедической помощи в стране. Происходит укрепление научной платформы логопедии, создаются научные центры, специализированные учреждения педагогического и медицинского профиля, определяется статус специалиста-логопеда, решается вопрос о подготовке логопедов.

3-й период: конец 60-х - 90-е годы - период дальнейшего развития и совершенствования системы логопедической помощи. Стартовав в условиях плановой экономики, он продолжается во время социально-экономических и политических преобразований, определяющих направление развития системы специального образования в целом и логопедической службы в частности.

С 1972 г. утверждается «Номенклатура дошкольных учреждений для аномальных детей системы Министерства просвещения СССР». С 1975 г. в законодательном порядке открываются логопедические группы при детских садах общего типа и специализированные детские сады, ясли-сады. В 1976 г. принято «Положение об образовании логопедических пунктов при общеобразовательных школах».

В 1977-1978 учебном году было открыто логопедическое отделение на дефектологическом факультете ЛГПИ им. А.И. Герцена. В настоящее время дефектологов (коррекционных педагогов) в стране готовят около 20 высших учебных заведений, где студенты получают дополнительную специальность - логопедия.

В системе логопедической помощи существуют два взаимосвязанных направления. С одной стороны, создание и совершенствование сети специальных учреждений для детей с нарушениями речи, с другой стороны - коррекционная работа с детьми, осуществляемая в массовых общеобразовательных учреждениях. В последние десятилетия получили распространение дошкольное логопедические пункты (Селиверстов В.И., 1988; Степанова О.А., 1994 и др.).

Итог 3-го периода: широко развитая дифференцированная система логопедической помощи населению, оказываемой в учреждениях народного образования и здравоохранения. Однако следует отметить, что учреждения логопедической службы неравномерно распределены по территории страны — больше в европейской части страны, в крупных городах; слабо охвачено логопедической помощью сельское население. Не оказывается регулярная логопедическая помощь детям, имеющим глубокие нарушения в развитии и сложную структуру дефекта; не включены в систему комплексного и дифференцированного, всестороннего (речь, личность, поведение) коррекционно-педагогического воздействия дети с нерезко выраженными нарушениями в развитии; образовательный стандарт довлеет над развитием личности ребенка и др.

В 90-е годы начался новый, 4-й период в развитии системы логопедической помощи, период преобразований существующих организационных форм и поиска новых, адекватных потребностям общества на современном этапе его развития.

Современный этап развития нашей страны характеризуется кардинальными политическими преобразованиями, демократизацией общества, переосмыслением государством и обществом прав человека, прав ребенка, инвалида. Разрешены частные благотворительные инициативы, патронаж церкви, расширены права родителей детей с отклонениями в развитии. В современных невероятно трудных экономических условиях обострились и осложнились проблемы семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, в особенности в связи с переходом на самостоятельное финансирование многих образовательных учреждений. Нерешенным остается целый комплекс медицинских, психолого-педагогических, социальных, правовых проблем, вопросов технического обеспечения, которые бы позволили интегрировать детей с отклонениями в развитии в общество.

80-90-е годы XX века принесли ряд важных достижений в сфере сохранения жизни, защиты, обеспечения развития детей в целом и детей с отклонениями в развитии в частности: 1) распространение информации и проведение ряда акций в течение Международного десятилетия инвалидов (1983 - 1992), объявленного ООН; 2) проведение политики массовой иммунизации против шести основных детских инфекций; 3) заключение Международного соглашения на Всемирном совещании глав государств и правительств по проблемам детства, ставящего задачу снижения детской смертности и инвалидности от болезней и голода к 2000 году и обеспечение защиты нормального физического и психического развития всех детей; 4) принятие Конвенции о правах ребенка Генеральной ассамблеей ООН и ее вступление в силу в качестве международного закона в сентябре 1990 г., где говорится о правах детей на жизнь, на защиту, на развитие.







Date: 2015-12-13; view: 10443; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию