Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие логопедии за рубежом и в России в XIX в
С момента зарождения логопедии как науки наблюдалась ее дифференциация на две области — медицинскую и педагогическую, что и обусловило постоянное совместное участие и врачей, и педагогов в изучении этиологии, симптоматологии и терапии речевых нарушений. На раннем этапе развития логопедии (рубеж XVIII – XIX вв.) использовался сугубо эмпирический подход. В основном описывались только внешние, большей частью одиночные и разрозненные явления. Расстройства речи рассматривались преимущественно в медицине и касались главным образом отдельных клинических случаев. Большинство специалистов считали, что методы преодоления нарушений речи должны носить симптоматический характер, при этом доминирующими были медицинские методы. Однако наряду с ними использовались и методы дидактические «тренажерские». На протяжении всей истории развития логопедии исследователи стремились к созданию всеобъемлющей классификации речевых нарушений. Учеными-логопедами одной из первых признана классификация Адольфа Куссмауля (1877), который подверг критическому анализу сложившиеся ранее представления о видах речевых нарушений и систематизировал их. Выделению учения о патологии речи в самостоятельную область знаний и появлению классификаций речевых нарушений во многом содействовало развитие исследований речи в норме как лингвистами, так и физиологами и выход в свет значительного числа работ, в которых рассматривались общеметодологические и частные вопросы патологии речи. В монографии, опубликованной в 1827 г., профессор Вильнюсского университета И. Франк одним их первых в Европе применил в обобщенном значении термин «дислалия» как наименование всех видов произносительных расстройств различной этиологии. В 30-х гг. XIX в. швейцарский врач Р. Шультесс также ввел этот термин в свои работы. Однако он причислял к дислалии лишь произносительные нарушения, обусловленные анатомическими дефектами органов артикуляции. Именно точка зрения Р. Шультесса была принята в классификации А. Куссмауля. В 60-е гг. XIX в. А. Труссо предложил термин «афазия», который стал применяться в случаях утраты речи. Этот термин закрепился в медицине и получил широкое распространение. Среди проблем, связанных с патологией речи, обусловленной поражениями головного мозга, повышенным вниманием на всех этапах развития логопедии пользовались вопросы возникновения и преодоления афазии. Открытие французским врачом П. Брока локализации центра устной речи в лобных отделах мозга (1861), а также определение немецким психиатром К. Вернике центра восприятия речи положили начало дискуссии ученых двух направлений — «локализационистов» и «антилокализационистов». Первые привязывали сложные психические функции к определенным участкам мозга (Лихтгейм, 1885; Либманн, 1905). Вторые, в частности крупнейший афазиолог М.А. Гольдштейн (1870—1942), отмечали, что нарушения сложных функций нельзя соотносить с отдельными участками коры и мозг человека работает как единое целое. Встречались и ортодоксальные взгляды: П. Марк считал больных с афазией дементными, душевнобольными. Значительный вклад в понимание сложных психических функций внес выдающийся английский врач, физиолог и лингвист Джон Хьюлинг Джексон (1835 - 1911), который в 1863 г. доказал, что каждая функция имеет сложную вертикальную организацию, и утверждал, что нельзя локализовать функцию, так как она имеет сложное иерархическое строение («Избранные работы по афазии»). Проводились специальные исследования частных проявлений нарушений высших психических функций, например, различных видов апраксии, в том числе апраксии артикуляционного аппарата (Либманн), аграмматизма (А. Пик). Изучению нарушений сложных форм речевой деятельности, проявляющихся при семантической афазии, были посвящены труды Х. Хэда. К концу XIX в. уточнилось мнение специалистов о заикании как сложном психофизическом расстройстве (Гутцманн А., 1879; Куссмауль А., 1878; Коэн А., 1878; и др.). Предпринимались попытки объяснять это нарушение различными видами неврозов - ожидания, страха, неполноценности, навязчивого невроза и др. Решающее значение для лечения этого типа речевого нарушения имели труд А. Гутцманна «Заикание и его надежное устранение методически разработанным и проверенным на практике способом» (1879), а также его практическая работа в качестве сурдопедагога и логопеда. Особенно благоприятные условия для развития логопедии в современном ее понимании сложились во второй половине XIX столетия, когда исправление недостатков речи явилось общественной потребностью. Это было связано с ростом больших городов и увеличением профессиональных групп учителей, служащих органов управления, деловых людей, а также служителей церкви, для которых владение правильной речью становилось необходимостью. Изучались вопросы влияния речевых нарушений на пригодность к военной службе. Научному становлению логопедии способствовали исследования Г. Гельмгольца в области физиологии слуха и анализа звука, открытие Даксами (отцом и сыном) зависимости нарушений речи от поражения коры головного мозга (1836), издание фундаментальных трудов А. Куссмауля. Указанные факторы послужили основой для включения логопедии как специального предмета в учебный план Берлинского университета, где педагоги и врачи вместе организовывали и осуществляли практическую помощь лицам с нарушениями речи.
В России до второй четверти XIX в., по данным А. В. Безлюдовой, специальные исследования по патологии речи не проводились. Первой работой отечественного автора явилась монография Х. Лагузена «О заикании» (1838), в которой проблема заикания обсуждалась уже многоаспектно: анализировались этиология, симптоматика этого речевого расстройства, предлагались способы его преодоления. Ученый рассматривал заикание как процесс, зависящий от различных факторов. Х. Лагузен также представил сведения о нарушениях голоса. По сути это был первый отечественный труд, в котором при анализе патологии речи реализовывались принципы системности и развития. В целом же до середины XIX в. логопедия в России еще не сформировалась как самостоятельная наука; шло накопление фактологического материала. В 60-80-х гг. начали появляться многочисленные переводы зарубежных трудов по патологии речи, и в то же время на научную арену вышли отечественные исследователи А.Я. Кожевников (1874), В.М. Тарновский, (1867), которые приоритетно изучали проблемы афазии. Наблюдалась тенденция теоретического осмысления эмпирического материала по патологии речи. Постепенно выделилась самостоятельная область знания - «логопатология» (термин А. Куссмауля), логопедия как педагогическая наука пока отсутствовала, а педагогические подходы к коррекции речевых нарушений встречались только в переводах зарубежных изданий. С 80-х гг. интерес к проблемам патологии речи заметно усилился: они оказались предметом исследования ряда отечественных авторов (Сикорский И.А., 1889; Хмелевский И.К., 1897; Олтушевский В.Ф., 1898; Остроградский А.Ф., 1899 и др.) и охватывали уже практически все формы речевых расстройств. Обозначились два основных подхода к изучению речевых расстройств — механистический и функциональный, причем последний приобретал все большую значимость. В.Ф. Олтушевский сформулировал предмет и объект логопатологии, разработал ее систематику. Постепенно в недрах логопатологии зарождается логопедия. Преодоление расстройств речи, как отмечает в своем исследовании А.В. Безлюдова, постепенно выделяется в самостоятельный раздел учения об этих расстройствах. В этот период в основном продолжают использоваться симптомологические, механистические методы преодоления патологии речи. Однако уже некоторые авторы разрабатывают этиопатогенетические, системные методы, используют медико-педагогический подход, принимают во внимание многие анатомо-физиологические и социально-психологические факторы, особая роль отводится особенностям личности и явлениям микросоциальной среды. XIX век характеризуется бурным развитием естественных наук, усилением общественных устремлений к достижению средствами образования социальной полезности людей с ограниченными возможностями. Наука (пока преимущественно медицина) еще накапливает необходимые знания, а развитие коррекционно-педагогических методов сдерживается отсутствием исследований соответствующих форм нарушений. §2. Логопедия в период развития неклассической науки (конец XIX – начало XX вв.) На рубеже столетий сложились исключительно благоприятные условия для становления логопедии как самостоятельной науки о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Этому способствовали возросшие социально-экономические потребности общества в «речевых» профессиях, а также активное развитие наук о человеке - анатомии, физиологии, клинической медицины и др., в недрах которых накапливались знания о патологии речи и голоса. Как уже отмечалось, у ученых-логопедов получила признание клиническая классификация А. Куссмауля (1877), который систематизировал виды речевых нарушений и упорядочил терминологию. В ходе последующего становления этой науки, формирования иных подходов к речевым нарушениям с позиций развития и системных представлений о речевой деятельности все более осознавалась неприемлемость прямого переноса в теорию логопедии клинических подходов, основанных на симптоматической трактовке нарушений. В итоге эти тенденции привели к созданию психолого-педагогических классификаций речевых нарушений, предложенных зарубежными и отечественными специалистами первой четверти XX в. - Г. Гутцманном, С. М. Доброгаевым, В. Олтушевским, Э. Фрешельсом и другими. Одной из передовых стран, в которой формирование устной речи расценивалось как национальная задача образования особого значения, являлась Германия. В Германии логопедическая помощь получила общественное признание после того, как в 1889 г. государственный министр Пруссии рекомендовал всем королевским правительствам организовать лечебные курсы такой направленности. Это начинание было активно поддержано в издаваемых Альбертом и Германом Гутцманнами «Медико-педагогических месячниках по общей логопедии» (1891 — 1912). В этом журнале, в частности, сообщалось, что уже в 1891 г. было подготовлено для нужд населения 115 педагогов-логопедов. Одновременно с лечебными курсами создавались логопедические классы для заикающихся, которые впоследствии были преобразованы в речевые школы. В 1928 г. в Германии речевые школы существовали в 4 городах, логопедические классы — в 14, а логопедические курсы — в 95 местах. Именно Германия была страной-автором «чистого устного метода» в обучении глухих, в котором центральное место занимали вопросы произносительной стороны речи (Альберт Гутцманн, 1837—1910, сурдопедагог, директор школы для глухих в Берлине, последние годы занимавшийся проблемами логопедии). Первым центром по изучению нарушений голоса стал отдел, открытый в 1907 г. известным фониатром и фонетистом Германом Гутцманном (1865 - 1922) при Поликлиническом институте внутренних болезней (Берлин). К этому университетскому центру вскоре присоединилась лаборатория экспериментальной фонетики. Один из учеников Г. Гутцманна, М. Надолечный, организовал учебно-научное подразделение по логопедии в Мюнхенском университете. Позднее отделения логопедии были открыты и при других университетах Германии. Становление логопедии в западноевропейских странах (Австрия, Англия, Германия, Франция) осуществлялось в условиях тесного взаимодействия и взаимовлияния. Так, на развитие логопедии в Германии большое влияние оказала деятельность австрийских врача Э. Фрёшельса и педагога К. К. Рота, работавших в Вене после Первой мировой войны. Берлинская школа отличалась строго физиологическим направлением, в то время как венская была ориентирована на глубинную психологию. Именно поэтому их взаимодействие стимулировало развитие логопедии как отрасли специальной педагогики и содействовало расширению практики оказания квалифицированной помощи людям с тяжелыми нарушениями речи. В 1924 г. Э. Фрёшельс учредил в США Международную ассоциацию логопедии и фониатрии. Весьма актуальными на этапе становления логопедии являлись проблемы алалии и дизартрии. Клиническая картина дизартрии впервые была описана в рамках псевдобульбарного синдрома у взрослых (Lepine, 1877; Oppenheim A., 1885; Pezitz G., 1902; и др.). В дальнейшем (1911) Г. Гутцманн определил дизартрию как нарушение артикуляции и выделил две ее формы: центральную и периферическую. Ранее многие врачи соединяли все формы потери речи под термином «алалия» и говорили о них наряду с афонией. Однако постепенно их стали разграничивать. И. Франк одним из первых предложил рассматривать алалию как немоту вследствие полной невозможности артикулирования и противопоставил ее дислалии. Также Р. Шультесс выделил алалию (немоту) в отдельное речевое нарушение (1830), оценивая ее как артикуляционное расстройство. Таким образом, к началу XX в. в большинстве западноевропейских стран сформировался междисциплинарный подход к изучению нарушений речи, который позволил использовать данные многих наук о человеке. Многими исследователями разрабатывались этиопатогенетические, системные методы преодоления речевых патологий; появились специальные педагогические методы, которые учитывали роль психологических и социальных факторов в процессе предупреждения и преодоления различных форм нарушений речи. Научно-теоретические и опытно-экспериментальные труды специалистов различных профилей (невропатологов, психиатров, отоларингологов, физиологов, психологов, лингвистов, педагогов) способствовали открытию специальных учреждений, целью которых было всестороннее изучение речевых нарушений и оказание помощи людям с различными видами речевой патологии. Развитие современной отечественной логопедии было подготовлено трудами выдающихся отечественных ученых XIX и начала XX вв. (И.А. Сикорского, М.В. Богданова-Березовского, Г.Д. Неткачева, С.М. Доброгаева, В.А. Гиляровского, М.Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, В.К. Орфинской, Н.Н. Трауготт. Ф.А. Pay, Н.Д. Власовой, О.В. Правдиной, Ю.А. Флоренской, С.С. Ляпидевского, В.В. Оппель, Э.С. Бейн, М.Ф. Брунс, ГА. Каше и многих других). Изучение речевой патологии и решение вопросов ее коррекции было бы невозможным вне связи логопедии с другими науками и особенно с психологией, нейропсихологией, психолингвистикой. В первые три десятилетия прошедшего века закладывались общенаучные основы советской дефектологии, получившие наибольшее развитие в последующий период – 50 - 80-е гг. В плеяде выдающихся отечественных ученых начала столетия, деятельность и научные труды которых оказали решающее влияние на развитие теории и практики отечественной дефектологии, особое место принадлежит Льву Семеновичу Выготскому (1896 – 1934), чья научная школа признана как в нашей стране, так и за рубежом. Л. С. Выготский внес значительный вклад в методологические основы психологии, создал культурно-историческую теорию развития поведения и психики человека, активно участвовал в становлении педологии (книга «Педология подростка») и, что особенно значимо для рассматриваемого нами предмета, разработал научно-теоретическую базу советской дефектологии. Он в 1929 г. определил дефектологию как самостоятельную науку, располагающую собственным объектом исследования и отличающуюся от других наук, поскольку «ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не есть просто менее развитой, чем его нормальные сверстники, но иначе развитой». Им также введена в психологию категория деятельностикак основы образования. Заложенные Л. С. Выготским основы учения о высших психических функциях в последующие десятилетия разрабатывались его учениками - отечественными учеными в области специальной психологии и логопедии - А.Р. Лурия, Н.Г. Морозовой, Р.Е. Левиной и многими другими. В 30 - 40-х гг. XX в. формируется новое научное направление в психологии — нейропсихология, основоположником которой стал Александр Романович Лурия (1902 - 1977). Он разработал теорию системной динамической локализации высших психических функций, которая позволила понять влияние локальных поражений мозга на возникновение нарушений интеллектуальной деятельности, памяти, речи, управления движениями. Благодаря его исследованиям в области нейролингвистики был достигнут значительный прогресс отечественной логопедией, а именно афазиологией. В эти годы одним из выдающихся теоретиков советской психологии - Сергеем Леонидовичем Рубинштейном (1889 - 1960) - сделан значительный вклад в развитие теории деятельности. Для прикладного использования данной теории большое значение имело его суждение о том, что психика человека формируется и проявляется в различных видах практической деятельности (учение, труд, игра). Это дало мощный импульс для целого каскада научных исследований в психологии, общей и специальной педагогике, логопедии. Общую структуру деятельности, предложенную С.Л. Рубинштейном, впоследствии детально разработал другой советский ученый - психолог Александр Николаевич Леонтьев (1903 - 1979). В 30-х гг. становится широко известной ленинградская школа сурдопедагогики и логопедии. Яркими ее представителями были Давид Владимирович Фельдберг и Михаил Ефимович Хватцев. Д.В. Фельдберг (1873 - 1942) в течение многих лет был преподавателем дефектологических дисциплин на Высших Фребелевских курсах, с 1918 г. - заведующим кафедрой логопедии на факультете детской дефективности Психоневрологической академии, возглавляемой В.М. Бехтеревым. Им организован государственный научно-исследовательский и научно-практический центр в системе Наркомпроса - Отофонетический институт (1918). Уже к началу 30-х гг. этот институт стал ведущим клиническим и педагогическим учреждением в СССР. По инициативе Д.В. Фельдберга в Ленинграде открывались классы для приходящих глухих детей; создавались логопедические пункты для детей с легкими речевыми расстройствами; велись активные поиски «восстановления» (развития) слуха у глухих детей с применением технических средств. М.Е. Хватцев (1883 - 1977) – энциклопедически образованный ученый, педагог-практик, организатор подготовки кадров сурдопедагогов и логопедов. Ему принадлежит заслуга выделения логопедии как самостоятельной науки; формулировка ее базовых положений как педагогической науки, отрасли коррекционной педагогики наряду с тифло-, сурдо- и олигофренопедагогикой. Так, в нашей стране, начиная с 30-х годов, логопедия преподается как педагогическая дисциплина, тесно связанная с медицинскими дисциплинами и языкознанием, а не лечебная, преподаваемая в медицинских учебных заведениях, как это принято в большинстве стран Западной Европы. Заслуга М.Е. Хватцева также состоит в введении в поликлиниках штатной единицы логопеда, открытии логопедических пунктов при общеобразовательных школах страны и установление разносторонних международных связей с учеными Западной Европы. Большое внимание ученый уделял проблемам фонетико-фонематического недоразвития речи (косноязычия) у детей. Он исследовал причины этого нарушения и разработал методику проверки слуха и оценки степени тугоухости. Он одним из первых обратил внимание на необходимость специального изучения речевой патологии детей с сенсорными и интеллектуальными нарушениями. Им впервые разделены причины речевых нарушений на внешние и внутренние (их тесное взаимодействие), органические (анатомо-физиологические), функциональные (психогенные), социально-психологические и психоневрологические причины. Результаты научно-теоретических и экспериментальных исследований М.Е. Хватцева получили отражение в его многочисленных публикациях разной направленности: выпущенная еще в 1930 г. книга «Дефекты речи. Происхождение, профилактика и воспитательное лечение», которая стала прообразом последующего учебника «Логопедия»; фундаментальный труд «Логопедия» (в 1959 г. вышло уже 5-е издание этого учебника); «Недостатки речи у школьников» (в 1958 г. вышло уже 4-е издание); «Письменная речь глухонемых в ее соотношении с устной речью» (1959), «Основные вопросы обучения глухих детей произношению» (1967) и др. Эти работы не утратили своего научно-теоретического и практического значения и в настоящее время. Таким образом, конец XIX в. и начало XX в. – период становления и развития логопедии как самостоятельной науки о патологии речи (собственные объект, предмет и методы), приобретения ею официального статуса. Date: 2015-12-13; view: 13375; Нарушение авторских прав |