Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Россия. XVIII - середина XIX вв
Многие русские просветители, педагоги, писатели, общественные деятели уделяли значительное внимание вопросам воспитания подрастающего поколения, проблемам сохранения здоровья и борьбы с болезнями: М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов, Н.Р. Чернышевский и многие другие. Изучение литературного наследия русских мыслителей XVIII - XIX вв. позволяет обнаружить особенности их взглядов на разные проблемы воспитания и обучения детей. В их числе немалое место занимают и проблемы правильного формирования и развития речи у детей. Михаил Васильевич Ломоносов (1711 - 1765), реформатор русского языка и стиха, создатель первой научной русской грамматики. Задачи, стоявшие перед ним в области языка, определялись потребностями его времени (в Петровскую эпоху разрушались старые языковые традиции, но не были еще созданы единые литературные нормы). Он был одним из основателей отечественного языкознания. В 1755 году вышла его «Российская грамматика». В своих многочисленных лингвистических работах ученый явился основоположником почти всех разделов изучения русского языка (грамматики, истории, фонетики, стилистики) и предвосхитил некоторые идеи позднейшего сравнительного языкознания. Говоря о том, из чего состоит человеческая речь, о ее своеобразии, он обращает внимание на главные изменения голоса человека. Голос, по мнению Ломоносова, изменяется, во-первых, «выходкою» (попеременное усиление и ослабление голоса, выражающиеся то ударением, то отсутствием его в слове); во-вторых — «напряжением»; в-третьих — «протяжением»; в-четвертых — «образованием». «Выходка» характеризуется высотой голоса и его понижением, «напряжение» — громкостью и тихостью, «протяжение» — долготою и краткостью. «Образование» состоит в «отменах» (изменениях) голоса, которое от повышения, напряжения, протяжения не зависит. Такие изменения замечаются в сиповатом, звонком, «тупом» и других разных голосах. М.В. Ломоносов в своих трудах коснулся целого ряда вопросов, относящихся к развитию русского языка. Восхваляя и утверждая силу и красоту русского языка, он пишет о значении речи в целом для человеческого общества и для отдельного человека в частности. Определяет, из чего состоит человеческая речь и ее своеобразие. Говорит о «выговоре», об органах речи, об образовании различных звуков в зависимости от разного положения органов речи. Усматривая прямую зависимость чистой, правильной, красивой речи от специальных речевых упражнений, утверждает необходимость таких упражнений с соблюдением определенных правил. В частности, он считает обязательным часто упражняться в управлении силой голоса, следить за выразительной интонацией, разумным использованием речевых пауз, умеренностью темпа речи, целесообразностью применения жестикуляции и речевым поведением выступающего в целом. Определяя характерные черты красивой речи, он подчеркивает ее зависимость от изучения человеком языка, частых упражнений, подражания правильным образцам, контроля и руководства знающих красоту русского языка людей. Александр Николаевич Радищев (1749 – 1802) представлял новое, передовое направление в педагогической мысли России второй половины XVIII века. В противовес идеалистическим представлениям о человеке, его сущности, закономерностях его развития, он выдвинул материалистическое положение о единстве психического и физического, о человеке как части природы и вместе с тем общественном существе. Ему принадлежит первый восторженный гимн человеческой речи: «Все истинно человеческое в человеке, все достижения человеческого общества стали возможными благодаря именно слову, речи». Радищев доказывал, что в формировании личности человека большая роль принадлежит воспитанию; рассматривал процесс развития умственных сил ребенка в тесной связи с его физическим развитием, подчеркивал единство развития и мышления: развитие речи ребенка зависит от развития его мышления, памяти. В трактате «О человеке, его смертности и бессмертии» Радищевым впервые четко высказывается важная для нас мысль о компенсаторных возможностях человеческого организма: «истинно, что лишение одного чувства укрепляет какое-либо другое…». Владимир Федорович Одоевский (1804 – 1869) - крупный общественный деятель, разносторонний мыслитель, выдающийся педагог. Им написан ряд интересных книг для детей. Заслуга В.Ф. Одоевского в том, что в созданном «методе развивающих бесед» он предусматривает необходимость развивать ясность детских представлений о предметах, умение логически и последовательно мыслить, «пробуждать от сна умственные силы ребенка с раннего детства»; определяет роль слова в умственном, нравственном и эстетическом воспитании ребенка. При этом он определяет необходимые качества речи самого воспитателя (доступность для понимания, выразительность, эмоциональность, внятность, убедительность, последовательность); ответов воспитателя на вопросы детей (ясные, полные, без небрежности или рассеянности, четкие, простые, краткие, чтобы предупредить болтливость, с последовательным усложнением форм и оборотов речи, рекомендует отвечать вопросами на вопросы детей, дабы навести их на самостоятельные ответы); задаваемых вопросов детям (простота и ясность вопросов, «но не настолько, чтобы ребенку не над чем было подумать»); ответов детей на вопросы воспитателя (неторопливость, обдуманность, последовательность, точность, правильность, внятность, ясность, полные фразы и т. д.). У В.Ф. Одоевского мы впервые находим четко высказанную мысль о требованиях к речи взрослых как необходимом и обязательном условии воспитания правильной речи у детей. Только в таком единстве требований к речевому общению воспитателя и ребенка оно становится обучающим фактором в развитии мышления и речи последнего. Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870). Для понимания роли К.Д. Ушинского в истории развития специальной педагогики (и в частности логопедии) обратимся к некоторым вопросам развития родной речи у детей, встречающимся в его педагогической системе. На сегодняшний день являются актуальными методологические предпосылки, на которых строит свою педагогическую систему Ушинский. Соединение вопросов философии, физиологии и психологии определяет правомерность избираемых дидактических приемов в воспитании и обучении детей. Оригинальную систему предлагает Ушинский при обучении детей чтению и письму. В ней находят отражение ряд дидактических приемов, являющихся актуальными и в настоящее время: рекомендации идти в обучении от звука к его буквенному изображению, от легкого к трудному, развитие внимания, самостоятельности. При этом он определяет последовательность упражнений, развивающих зрительный анализатор и мелкую моторику пальцев рук, фонематический слух, артикуляционную моторику, речевой, звуковой и звукобуквенный анализ. Большое значение имеют взгляды Ушинского на устную и письменную речь как «рефлекторные движения», которые требуют систематических упражнений. Рассматривая условия, необходимые для формирования прочного навыка, привычки, он дает рекомендации не только по воспитанию у ребенка определенного навыка, но и по перевоспитанию неправильного. Здесь он пишет о привлечении возможно большего числа анализаторов к этому процессу, использование разнообразной наглядности. В специальной педагогике как части общей педагогики находят свое место и получают дальнейшее развитие многие мысли и рекомендации его педагогической системы. К ним относятся: всестороннее изучение ребенка как «предмета воспитания», его физических и психологических особенностей; построение педагогической системы на основе физиологических (антропологических), психологических знаний и философских взглядов; соблюдение в процессе обучения принципов: а) единства задач воспитания и обучения; б) сознательности и активности, посильности и последовательности, наглядности и прочности и др. Особое значение для логопедии имеют взгляды Ушинского на развитие родного языка у детей. Рассматривая физический источник языка, он говорит о совокупности физиологических знаний о нервах и мускулах, принимающих участие в речевом акте, указывает, что в общем процессе обучения детей нужно привлекать возможно большее число «органов чувств»: зрение, голос и речь, слух, осязание, обоняние, вкус, «если изучаемые предметы это допускают». Рассматривая психический источник языка, он говорит о роли чувственного восприятия в развитии языка вообще и у ребенка в частности; говорит о роли сознательного отношения к языку как средству общения и познания в процессе возникновения и развития самого языка; о его связи с основными психическими процессами (мышлением, памятью, вниманием) в развитии ребенка. Необходимым условием для формирования языка, по мнению Ушинского, является социальная среда. Основными задачами в обучении родному языку детей он называет: обладание духовным богатством языка (накопление словарного запаса в его связи с многообразием значений, понятий, представлений, содержащихся в словах); исправление несовершенств, недостатков детской речи; обучение грамматической правильности речи как высшей форме человеческого общения, как средству, «очеловечивающему человека». Широта охвата педагогических проблем, попытки рассмотреть процесс воспитания и обучения детей с материалистических позиций физиологии и психологии позволяют с полным основанием называть К.Д. Ушинского «патриархом русской педагогики». Date: 2015-12-13; view: 2619; Нарушение авторских прав |