Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие отечественной логопедии в первой половине XX века
Становлению отечественной логопедии в этот периодспособствовали сформировавшаяся методика обучения глухих устной речи, развитие неврологии, исследования в области физиологии высшей нервной деятельности. На исследованиях в области патологии речи позитивно отразилось накопление научных знаний о человеке в различных отраслях науки. Также на рубеже веков и в первые десятилетия XX в. появляются многочисленные работы отечественных авторов, и их число значительно превышает количество публикаций переводов зарубежных авторов. В отечественных материалах подвергаются анализу уже все формы патологии речи. Ряд проблем приоритетно исследуется российскими учеными: М.В. Богдановым-Березовским, Г.Д. Неткачевым, Г.Я.Трошиным, С. М. Доброгаевым, Л.Леше и др. Выделяются два направления изучения патологии речи: функциональное и механистическое, причем функциональное начинает доминировать. Многие авторы ведут исследования с позиций методологии неклассической науки: опираются на принцип системности, развития, личностный принцип, учитывают соотношение речевых и неречевых процессов. А многие исследуют патологию речи дифференцированно — в зависимости от анатомо-физиологических и социально-психологических данных. Обозначаются разные подходы к изучению патологии речи: физиологический (С.М. Доброгаев и др.), неврологический (М.Б.Кроль, М.И. Аствацатуров, А.Я. Кожевников и др.), психологический (Г. Д. Неткачев). Последний начинает занимать все более важное место в общей структуре исследований. Основополагающий вклад в формирование фундамента научных оснований был сделан Владимиром Михайловичем Бехтеревым (1857 - 1927) и его научной школой начала XX в. Бехтерев руководил Психоневрологической академией в Санкт-Петербурге, на базе которой был организован Педологический институт, а позднее — факультет детской дефективности. Он уделял большое внимание исследованиям нейрофизиологических механизмов речевого акта, анализируя поражение или недоразвитие «речеобразующего» аппарата и возникающие на этой основе различные нарушения речи. Исследования его и И.П. Павлова, предложенная ими «рефлекторная методология» способствовали становлению и развитию научно-материалистической базы логопедии как научной дисциплины. Речевая деятельность рассматривалась в это время исследователями в области логопедии как совокупность определенным образом организованных сложных рефлекторных движений речевых органов. Такая точка зрения сохранялась до середины 1930-х гг. Ученые все чаще обращаются к исследованиям расстройств речи у детей (Г.Я. Трошин, М.В. Богданов-Березовский, Г.Д. Неткачев, М.В. Адеркас и др.). Одной из первых отечественных публикаций по данной проблеме, выходящей на анализ проблемы косноязычия, стала работа С.М. Доброгаева «Картавость, ее происхождение и лечение» (1922). В этот период и исследователи, и логопеды-практики выделяли три основные формы речевых нарушений у детей: косноязычие, заикание и комбинированная форма, т.е. сочетание косноязычия и заикания. Эти группы как бы объединяли в себе почти все известные тогда нозологические типы нарушений речи — алалию, дизартрию, заикание, ринолалию, тугоухость, глухоту, умственную отсталость и некоторые другие. Развитие экспериментальной педагогики и психологии повлияло и на становление логопедии — значительное место в логопедических исследованиях начинает занимать эксперимент. Новыми способами коррекции речевых нарушений все чаще становятся этиопатогенетические, системные, комплексные методы. В то же время симптомологические, механические методы продолжают оставаться в силе до конца 1930-х гг. В исследованиях и в практике коррекции речевых нарушений все в большей степени начинают использоваться педагогические методы. Несмотря на эти достижения, в целом процесс смены методологии и методов изучения и коррекции речевых нарушений развивается довольно медленно. В первой половине 30-х гг., указывает И.Т. Власенко, «содержание и задачи логопедии... исчерпывались разработкой и использованием технически сложной системы тренировочных приемов, направленных на коррекцию «рефлекторно-ассоциативных механизмов» устной речи, - произношения звуков, слогов, фраз и речевого дыхания. Различные дефекты речи представлялись, как правило, изолированными, самостоятельными по происхождению симптомами, не связанными друг с другом, с речевой деятельностью в целом и с другими высшими психическими процессами». Такой подход к коррекции речевых нарушений у детей не способствовал органичному сочетанию логопедической работы с учебным процессом; исключал он и возможность дифференцированного подхода к диагностике и коррекции нарушений. Начало новому этапу в развитии логопедии было положено в последующие годы, когда в принципе был пересмотрен рефлексологический подход к анализу речевых расстройств у детей и появились новые представления в психологии и патопсихологии о системном опосредованном строении высших психических функций человека, об их социальной обусловленности и прижизненном формировании. Идеи Л.С. Выготского о динамической локализации высших психических функций в коре головного мозга определили становление современных научных основ нейропсихологии и логопедии. Как в зарубежном, так и в отечественном языкознании этого периода получает дальнейшее развитие теория фонематического строения языка и концепция целостного характера языка как сложной многоуровневой и многокомпонентной системы, составные части которой функционально взаимообусловлены. Исследования в психологии и языкознании позволили противопоставить симптоматическому, рефлексологическому подходу новое видение речевой деятельности как сложного системного функционального единства, составные части которого (фонетика, лексика, грамматика) в процессе дизонтогенеза закономерно зависят одна от другой, формируют и обусловливают друг друга. Разработка этой новой концепции принадлежит прежде всего Рахили Марковне Боскис (1902 - 1996) и Розалии Евгеньевне Левиной (1908 - 1989) - «теория акустической агнозии» (1936). Кроме того, Р.Е. Левиной был проведен системный психологический анализ нарушения фонематических представлений, различных сторон устной речи, письма и чтения, анализ «языкового сознания» у детей с нормальными интеллектом и слухом, послуживший значительным вкладом в развитие отечественной логопедии и психологии. В этот период также выходят ее труды: «К психологии детской речи в патологических случаях» (1936), «Недостатки чтения и письма у детей: Алексия и аграфия» (1940), «Опыт изучения неговорящих детей (алаликов)» (1951). Р.М. Боскис и Р.Е. Левиной впервые в отечественной психологии была предпринята и осуществлена серьезная разработка научных и практических проблем, связанных с патологией акустического речевого гнозиса у аномальных детей и определением роли фонематического фактора в патологическом развитии произношения, значений слов, связного высказывания, понимания всей речевой системы. Их работы качественно изменили, обогатили, углубили и расширили предмет логопедии, наполнили его новым теоретическим и учебно-методическим содержанием. Научные достижения в психологии и патопсихологии позволили в 50-е гг. успешно разработать и применить в теории и практике логопедии метод системного психологического анализа, направленный на раскрытие психологической природы речевых, познавательных и эмоционально-волевых нарушений у неговорящих детей (алаликов) в процессе преодоления этих нарушений. В результате этих исследований удалось вычленить различные по структуре и патопсихологической природе первичные и вторичные (системные) речевые дефекты. Р.Е. Левиной принадлежит разработка оригинальной научно и практически обоснованной типологии неговорящих детей в соответствии с формой «преобладающей недостаточности», которая позволила обосновать необходимость дифференцированного подхода к изучению и коррекционному обучению детей с нарушениями речи. Были подготовлены психолого-педагогические рекомендации для индивидуальной работы с детьми; для логопедов-практиков и учителей вышло методическое пособие «Сборник речевых игр» (1941) Т.И. Куприяновой, Р.Е. Левиной, О.В. Правдиной, Н.С. Самойленко. Date: 2015-12-13; view: 3613; Нарушение авторских прав |