Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Накопление лингвопедагогических представлений о развитии правильной речи у детей
Западная Европа. XVII – середина XIX вв. Касаясь разных проблем общего воспитания и обучения подрастающего поколения, мыслители-гуманисты важное значение придавали проблеме формирования правильной речи, ее значению в воспитании гармонически развитой личности ребенка. В многочисленных трудах Яна Амоса Коменского (славянский педагог, гуманист, принадлежит к числу выдающихся мыслителей XVII в.) была впервые представлена развернутая система обучения и воспитания от рождения до зрелости и заложены основы педагогики как самостоятельной области знаний. В его системе воспитания и обучения детей имеется целый ряд вопросов, касающихся необходимости формирования у них правильной речи. Говоря о необходимости развития речи, о связи развития речи и разума, Коменский дает ряд практических советов, каким образом нужно искусно упражнять детей в развитии речи. Он пишет о двух особенностях, отличающих человека от животного: это разум и речь. Разум, считает он, нужен человеку для самого себя, а речь — для ближнего. Поэтому нужно проявлять одинаковую заботу о том и другом, чтобы и ум, и язык были как можно более развиты и усовершенствованы. Коменский делает попытку определить начало развития речи у ребенка, ступени развития языка. Он считает, что начало развития речи у детей может проявляться с 6 месяцев, но обычно это наблюдается в конце первого года жизни. В это время в детском языке формируются отдельные звуки, слоги. При этом умственные способности и охота к учению проявляются у детей с крайней неравномерностью: у одних раньше, у других позднее. Коменский считал, что для рационального занятия языками существуют 3 ступени: лепет (отдельные слова), связная речь, красноречие. На первой ступени изучается основание языка, слова, которые в отдельности надо понимать, произносить и изменять; на второй ступени учат, как связывать из слов фразы и строить из них предложения; на третьей ступени — как из всех этих словесных элементов вытекает поток речи, приятный и действующий на других. При этом он считал, что для развития языка целесообразно и полезно организовывать разговоры детей вне обычного времени занятий. Необходимым условием формирования правильной речи Коменский справедливо считал хорошо развитое слуховое восприятие у ребенка, поэтому он рекомендовал детям «давать в руки свирель, бубен, детский струнный инструмент, чтобы, свистя, звеня, треща, они приучали слух к восприятию различных звуков или даже подражали им». Также считал необходимым воспитание чистой в звуковом отношении речи детей: «...как только язык у детей начинает действовать лучше, вредно позволять им говорить картаво. Иначе, когда дело дойдет до изучения более важного, они вынуждены будут наконец говорить правильно и отучиваться от того, чему ранее научились неверно». Большое значение педагог придавал развитию словаря, фразовой речи у детей. Считал, что следует приучать детей ставить подходящие вопросы, а на вопросы отвечать прямо; приучать твердо держать мысль в пределах предложенной темы, а не отклоняться в сторону. При этом он обращает внимание на необходимость воспитания выразительной речи детей, на воспитание соответствующей характеру речи жестикуляции: при вопросе повышать последние слоги, а при ответе понижать и т. п. В своих трудах Коменский также уделял внимание необходимости развития голоса, подготовке маленьких детей к обучению письменной речи. Жан Жак Руссо (выдающийся французский мыслитель-педагог XVIII столетия) оказал большое влияние на развитие философии, социологии, педагогики. Педагогические идеи Руссо изложены в его романах «Юлия, или Новая Элоиза» и «Эмиль, или О воспитании». В своей системе гармонического воспитания детей Руссо рассматривает его обязательной составляющей развитие детской речи. Значение речи для человека в целом он определяет как достойную нашу способность, единственную, что отличает нас от животных. В его трудах находит место мысль о значении импрессивной речи для формирования ее звучной стороны в начале развития ребенка. Говоря о состоянии артикуляционного аппарата и слухового внимания, он отмечал, что орган речи у маленьких детей еще инертный, и лишь мало-помалу старается подражать звукам, которые им диктуют, и нельзя даже быть уверенным, что эти звуки воспринимаются вначале их ухом также отчетливо, как нашим. При этом он выражает пожелание, чтобы первые членораздельные звуки, которые ребенок слышит, были редки, легки, ясны, часто повторялись, а слова относились только к предметам, которые можно показать и дать почувствовать ребенку. Интересную и прогрессивную мысль Руссо высказывает о компенсаторных возможностях разных анализаторов у человека на примере сопоставления осязания и слуха. По его мнению, «суждения осязания» самые надежные. Но если «изощренное осязание» может заменить зрение, то почему бы ему не заменять до некоторой степени также и слух, ведь звуки «возбуждают в звучащих телах сотрясения, ощутимые для осязания». Характеризуя в целом речь ребенка и начало ее развития, Руссо указывает на своеобразное единство речи, голоса и просодики. По его мнению, человек обладает голосом трех родов: а) голосом говорящим, или членораздельным; б) голосом поющим, или мелодичным; в) голосом патетическим, или выразительным, который служит языком страстей и одушевляет пение и слово. Ребенок не умеет сливать их, как взрослый. Руссо справедливо обращал внимание на своеобразие детской грамматики, на неторопливость в развитии речи у детей. Самое большое зло, считал он, происходит от той стремительности, с которой «прежде времени» учат говорить детей. Оно заключается не столько в том, что первые речи, обращенные к детям, и первые слова, произносимые ими, не имеют для них никакого смысла, но в том, что эти речи и слова имеют у них иной смысл, не тот, какой мы придаем, а мы, взрослые, не замечаем этого. При воспитании чистоты речи и словарного запаса у ребенка Руссо указывал, что ребенок, начинающий говорить, должен слышать только такие слова, которые может понять, и говорить те, которые может выговорить членораздельно. В целом он призывал учить детей говорить связно, ясно, хорошо выговаривать, произносить слово точно и без аффектации, знать и соблюдать просодическое ударение, говорить всегда достаточно громко, но не громче, чем нужно, а также сделать голос верным, ровным, гибким, звучным; а уши -восприимчивыми к такту и гармонии. Так,в педагогических идеях Ж.Ж. Руссо, построенных на основе естественного или природосообразного воспитания детей, имеется целый ряд высказываний о значении речи в общем развитии человека, о пустословии, речи воспринимаемой и звучащей, о компенсаторных возможностях осязания, о единстве крика и речи маленького ребенка, об особенностях начального развития детской речи, об особенностях детской грамматики, о единстве речи, голоса и просодики, о задержках речевого развития у детей; педагог касается причин недостатков детской речи, дает ряд советов по развитию речи, определяет, какие качества речи следует воспитывать у детей, говорит о необходимости систематических речевых упражнений. Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827) - один из крупнейших представителей мировой демократической педагогики. По мнению Песталоцци, главная цель и значение языка заключаются в том, чтобы вести человека от «смутных чувственных восприятий» к четким понятиям. Средства, при помощи которых мы приходим к этой цели, находятся в такой последовательности: а) мы познаем какой-либо предмет в целом и называем его как нечто целое — как предмет; б) мы постепенно знакомимся с его отличительными признаками и учимся их называть; в) посредством языка приобретаем способность точнее определять свойства предметов, используя глаголы и наречия; определять изменения в состоянии предметов, изменяя при этом как сами слова, так и их сочетания. Природосообразность изучения родного языка и любого иного языка, по его мнению, связана со знаниями, приобретенными через чувственное восприятие. Говоря о проблеме развития речи у маленьких детей, Песталоцци касается широкого круга вопросов. Здесь находят отражение его взгляды на значение речи в общем развитии человека и, в частности, познавательных способностей, его сознания; последовательность развития речи у маленького ребенка, его доречевое развитие, роль слухового восприятия и «опознание звуков» (фонематического слуха) в формировании звучной речи, средства развития слухового восприятия; необходимость обучения ребенка речи, когда, как и в какой последовательности необходимо его обучать речи; роль упражнений в обучении правильной речи; закономерности в овладении ребенком речью, роль сенсорного воспитания и речевой окружающей среды в развитии детской речи. Песталоцци определяет цель и значение языка, средства и формы обучения языку маленьких детей. Date: 2015-12-13; view: 3033; Нарушение авторских прав |