Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные принципы и задачи коррекционной работы при алалии





Основная цель-создание у ребёнка такой речевой базы, на основе которой могла бы формироваться самостоятельная речь как единая целостная система.

Для осуществления этой цели необходимо соблюдение ряда принципов коррекционной работы:

1. Принцип учёта патогенеза и связанный с ним принцип комплексности. Раз в основе алалии лежит органическое поражение головного мозга, то и в картине нарушения имеются не только речевые, но и неречевые психические и неврологические нарушения, поэтому в логопедической работе нельзя ограничиваться воздействием только на речевые функции, необходим комплексный подход:

-Медикаментозное лечение с целью стимулирования клеток г.м;

- Моторное развитие ребёнка: необходимо проведение ЛФК, подвижных игр, логоритмических занятий и упражнений по развитию общей, мелкой и артикуляторной моторики.

- Формирование неречевых функций: развитие слухового внимания, зрительно-пространственных ориентировок, памяти, мышления.

- Общевоспитательные мероприятия- воздействие на личность ребёнка, вовлечение его в коллектив, формирование поведенческих навыков;

- Формирование речи (импрессивной и экспрессивной), а также устной и письменной речи.

 

2. Принцип опоры на сохранное звено: при моторной алалии возрастает роль опоры на зрительное восприятие и на слуховой образ слова, а при сенсорной- на моторный и зрительный компоненты.

3. Онтогенетический принцип- принцип учёта последовательности формирования речи в ходе нормального онтогенеза.

 

4. Принцип учёта ведущей деятельности - сначала у ребёнка предметно- практическая деятельность, затем- игровая. Это означает, что логопедическая работа должна проводиться в естественной для ребёнка деятельности, опираться на интерес ребёнка. Сначала вызывается интерес к самой деятельности, а затем эта деятельность сопровождается речью и интерес переносится на использовании речи как средства общения.

В логопедической работе с ребёнком с алалией речь формируется не как отвлечённая функция, а как средство общения.

5.Принцип системности и последовательности (ведётся работа над всеми компонентами и в определённой последовательности. На первый план выдвигается потребность ребёнка говорить. Нужно строго дозировать речевую нагрузку, увеличивать её постепенно.)

6. Принцип индивидуального подхода (учёт личностных особенностей, степени проявления речевого недоразвития) Предполагает учёт типа ВНД, выраженности неречевой симптоматики и т.д.

 

7.Общедидактические принципы (наглядности, доступности, сознательности).

Задачи коррекционного воздействия при алалии:

1. Устранение неврологических нарушений (проводится медикаментами).

 

2. Устранение психопатологических нарушения (проводит психолог, медикаменты)

 

3. Укрепление общего здоровья ребёнка- налаживание совместно с родителями жизненного ритма ребёнка, организация режима дня, питания, периодов сна и бодорствания, прогулок.

4. Создание благоприятной речевой среды, коррекция межличностных отношений путём формирования правильного отношения к речи у самого ребёнка и у его близких. Отсутствие сравнения ребёнка с другими детьми, единые требования к речи ребёнка со стороны всех близких, отсутствие прямых инструкций «скажи, назови, повтори». Использование для коммуникативного взаимодействия игровых персонажей.

 

5. Воспитание познавательной деятельности, развитие познавательных интересов, расширение круга знаний и представлений, развитие мыслительных операций.

 

6. Психомоторное развитие через систему работы по развитию общей, ручной и артикуляторной моторики.

 

7. Формирование речевой функциональной системы, синтаксической структуры предложения, лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторон речи.

 

Содержание логопедической работы с детьми с первым уровнем речевого развития.
Основными направлениями логопедической работы с детьми с первым уровнем речевого развития являются:

- Развитие понимания речи;

- Развитие активной подражательной речевой деятельности;

- Развитие внимания, памяти, мышления.

 

1. Развитие понимания речи. Детей учат связывать названия предметов и действий с конкретными звукосочетаниями. Наиболее простой и естественной для усвоения является ситуативная речь, речь, сопровождающая наглядную конкретную ситуацию. В такой ситуации у ребёнка есть возможность воспользоваться жестом, указать на предмет или действие. Мимика и интонация логопеда способствуют пониманию речи. Для развития понимания речи полезно использовать режимные моменты, игровые моменты. В содержание занятий включают:


-Показ предметов, игрушек и ответы на вопросы словом или жестом.

Где (существительное)?

Кто (глагол)?

- Выполнение инструкций (Дай, принеси)

- Показ частей тела: при закреплении знаний о частях тела ребёнка учат показу их не только на себе, но и на других. Нужно учить детей соотносить части тела человека с частями тела животных и птиц, учить соотносить плоскостное изображение с реальным предметом.

- Показ и выполнение действий. Инструкция: «Покажи как (глагол): стирают, бегают, спят»

Ответ жестом на вопросы «Куда, где, кому, чем».

-Детей учат ориентироваться на контекст вопроса («Чем шьёт мама, кому мама шьёт, что мама шьёт?») – по картинке. («Чем отрезают, сто отрезают?»)- ответы жестом

- Выполнение действий, связанных с пониманием грамматической категории числа (Дай мне шар (шарЫЫ;карандаш (карандашИИ). На первых занятиях- интонирование, выделение окончаний.

Птицы, игрушки («Про кого скажем поют, а про кого летят?) На одно занятие- существительные, меняющиеся по одной модели.

- Отбор предметов для названного действия (резать- подобрать картинку, которая подходит («нож ножницы», рисовать- «кисти, карандаши», подметать- «метла, веник»

 

На улице снег. Во что будут играть дети?

У куклы грязные руки. Что ей нужно? Если такого слова нет в лексиконе ребёнка, принимается ответ жестом, но если есть такое звукоподражание, это поощряется очень активно.

Дети с первым уровнем речевого развития выявляются рано и в основном соотносятся с младшей группой детского сада (3-4 года жизни). В речевой работе если не отдифференцированны, то добиться. (См. конспект)

При расширении пассивного словаря логопед использует следующие приёмы работы:

- Рассматривание предметов, картинок;

- Демонстрацию действий с использованием элементов драматизации коротких стихотворений и потешек. Требуется дополнительный отбор материала. Лексика должна содержать изученные слова.

- Речь с движениями (используется пальчиковая гимнастика, общие движения).

- Театрализованная деятельность (наблюдение за разыгрыванием сюжетов сказок, рассказов. Ознакомление с текстами и использование мультфильмов (не более 40 минут с перерывами).

На занятиях используются все виды наглядности с преобладанием натуральной наглядности: фланелеграф, доска для рисования, доступные логопеду аудиовизуальные технологии, пособия для стимуляции речевой подражательности.

 

 







Date: 2015-12-13; view: 520; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию