Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Единственное и множественное число существительных





1. «Магазин игрушек».

Детям демонстрируется сюжетная картинка с изоб­ражением полок магазина, на которых стоят игрушки. Логопед держит в руках предметные картинки с изоб­ражением тех же игрушек в единственном числе. По­казывая поочередно свои картинки, логопед начинает Предложение, которое дети должны закончить.

Примерный речевой материал:

У меня мишка, а в магазине... (мишки). У меня кукла, а в магазине... (куклы). У меня машинка, а в магазине... (машинки). У меня пирамидка, а в магазине... (пирамидки). У меня мяч, а в магазине... (мячи). У меня совок, а в магазине... (совки). У меня кубик, а в магазине... (кубики). (Аналогичная игра может проводиться по темам: мага­зин овощей и фруктов, магазин одежды).

2. «У кого что?»

Детям раздаются картинки с изображением предме­тов в единственном и множественном числе и предлага­ется, рассмотрев их, ответить на вопрос: у кого что?

Примерный речевой материал:

У меня елка. У меня елки. У меня гриб. У меня грибы. У меня книга. У меня книги.

карандаш. У меня карандаши. У меня колесо. У меня колеса. У меня ведро. У меня ведра.

3. «Скажи наоборот».

Логопед называет существительное в единственном числе, бросая ребенку мяч. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, изменяя число существительного.

Примерный речевой материал:

шар... (шары) комар... (комары) гриб... (грибы) шкаф... (шкафы) стол... (столы) мяч... (мячи) сапог... (сапоги)
петух... (петухи) паук... (пауки) пирог... (пироги) дом... (дома) глаз... (глаза) лес... (леса) окно... (окна)
ведро... (ведра) корова... (коровы) роза... (розы) пила... (пилы) лимон... (лимоны) слива... (сливы) тетрадь... (тетради) книга... (книги) кубик... (кубики) ложка... (ложки) мышка... (мышки) стул... лист... платье...
дерево... перо... (перья)

 

4. «Зоопарк». На наборном полотне располагаются картинки с изображением одного и нескольких животных и птиц. Ло­гопед предлагает детям стать экскурсоводами и расска­зать, кто живет в зоопарке.

Образец ответа: Здесь живет бегемот, а здесь бегемоты.

Примерный речевой материал:

Здесь живет слон, а здесь... (слоны).
Здесь живет тигр, а здесь... (тигры).
Здесь живет жираф, а здесь... (жирафы).
Здесь живет лиса, а здесь... (лисы).
Здесь живет белка, а здесь... (белки).
Здесь живет медведь, а здесь... (медведи).
Здесь живет волк, а здесь... (волки).
Здесь живет заяц, а здесь... (зайцы).
Здесь живет орел, а здесь... (орлы).
Здесь живет дятел, а здесь... (дятлы).

5. «Один—много».

Логопед предъявляет в случайном порядке картин­ки с изображением предметов в единственном и множественном числе и предлагает детям поднимать зеленый кружок, если они услышат название предмета в един­ственном числе, и красный — если во множественном.

Примерный речевой материал:

дом—дома; лес—леса; облако-облака; кольцо—кольца, письмо—письма.

6. «Волшебник».

Логопед предлагает ребенку стать волшебником и, дотронувшись «волшебной палочкой» до предметной картинки с изображением одного предмета, «превра­тить» его в другой, образовав форму множественного числа. Если ребенок выполняет задание правильно, то картинка переворачивается и ему демонстрируется изоб­ражение нескольких предметов.

Примерный речевой материал:

зеркало—зеркала; глаз—глаза; кресло—кресла; яйцо-яйца; гнездо—гнезда; стул—стулья; лист—листья; крыло—крылья.

 

Дифференциация мужского и женского рода суще­ствительных с флексией -а(-я)

 

 

1. «Покажи правильно».

Перед детьми в случайном порядке разложены пред­метные картинки с изображением лиц женского и муж­ского пола. Логопед, называя слово «мужчина» или «женщина», предлагает ребенку выбрать соответству­ющую картинку и отложить ее в сторону. Когда перед ребенком останется одна картинка, логопед задает ему вопрос: «Это мужчина или женщина?»

Картинки: дядя, юноша, дедушка, тетя, девушка, девочка, бабушка.

 

2. «Веселый мяч».

Логопед, бросая мяч ребенку, называет слова, обо­значающие лиц мужского или женского пола. Ребенок, возвращая мяч, должен сказать, мужчина это или жен­щина.

Примерный речевой материал:

папа, дядя, юноша, дедушка, мама, тетя, девушка, девочка, бабушка.

 

3. «Чудесный мешочек».

Перед детьми выложены картинки-символы (с изоб­ражением мужской и женской фигуры). Логопед пред­лагает детям, поочередно вынимая из «чудесного мешоч­ка» картинки с изображением лиц мужского и женско­го пола, назвать и разложить их под соответствующими символами. В конце игры дети должны объяснить свой выбор.

 

4. «Лишнее слово».

Логопед произносит ряд слов, обозначающих лиц муж­ского и женского пола, и предлагает детям исключить лишнее слово, объяснив свой выбор.

Примерный речевой материал:

тетя, бабушка, юноша; дядя, мама, девочка; папа, дедушка, тетя; бабушка, папа, дядя;

 







Date: 2015-12-13; view: 1121; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию