Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Из опыта проведения тренинга по развитию педагогической рефлексии
Рефлектирующее существо в силу са-мого сосредоточивания на самом себе внезап-но становится способным развиваться в этой сфере. В действительности это возник-новение нового мира. П. Тейяр де Шарден Другой подход в развитии рефлексивных способностей буду-щих учителей может быть реализован в условиях специального тренинга. Такой тренинг проводился нами в течение ряда лет, что позволяет сделать некоторые обобщения полученного опыта. В основу тренинга положена структурная модель педагоги-ческой рефлексии, которая интегрирует в себе два плана – лично-стный и операциональный (см. глава 3). Это определяет общую стратегию тренинга, реализующуюся в практических техноло-гиях «погружение в себя» и «погружение в профессиональную реальность». Погружение в себя. Профессиональная рефлексия учителя развивается на основе личностных рефлексивных способностей. Поэтому тренинг профессиональной рефлексии осуществляется посредством психологической апелляции к личности будущего учителя, активизации процессов личностного и профессиональ-ного самоосознания и самоопределения. Эффект психологического тренинга определяется благопри-ятными возрастными особенностями студенческого возраста, для которого характерна особая восприимчивость к проблемам внут-ренней жизни человека, осмысление себя как личности и индивиду-альности. В этих условиях процедуры тренинга, резонируя с про-цессами самоанализа, выступают для них катализаторами и стиму-лируют рефлексивную направленность сознания студентов. Погружение в профессиональную реальность. В основе раз-вития профессиональной рефлексии учителя лежит анализ и ос-мысление своего практического опыта. Приобретение такого опыта для будущего учителя возможно как в условиях реальной про-фессиональной среды, так и в условиях близко моделирующих про-фессиональную реальность. Программа тренинга разрабатывалась с учетом проведения его в «полевых условиях» – непосредственно в школе во время прохождения студентами педагогической практики. Решение студентами профессиональных задач в контексте реальных школьных ситуаций и возникающие по их поводу отношения и переживания будущих учителей становятся содержанием рефлек-сивных процедур тренинга. Смысловым ядром тренинга профессиональной рефлексии является личностная ориентация студента в сфере профессиональ-ных ценностей через осмысление им приоритетов в системе «учи-тель – предмет – ученик» и разворот его сознания на личность и индивидуальность ребенка. Это осуществляется через актуали-зацию личностной позиции будущего учителя при решении им профессиональных задач путем анализа им своей шкалы ценно-стей и осмысления меры своей ответственности в управлении процессом развития личности ребенка. Вхождение в профессиональную роль, освоение ее внутрен-него пространства, осмысление ее специфики является одной из важнейших сторон рефлексивного тренинга. Так, в частности, особое место в программе тренинга занимает операциональная отработка и рефлексивное осмысление одного их главных аспек-тов профессиональной деятельности учителя – конструктивно-методического, раскрывающегося в готовности учителя к орга-низации содержания учебного материала и способов его подачи для учащихся. Рефлексивное обеспечение функциональной роли учителя как эксперта по подаче информации (Кулюткин, Сухобская, 1990) состоит в способности отчетливо осознавать свою позицию по-средника, т.е. человека, который не просто транслирует свои зна-ния другому, а обеспечивает условия, облегчающие другому про-цесс познания того, что знает он сам. Такая рефлексивная пози-ция основана на механизме децентрации, проявляющемся в спо-собности учителя отделять себя от познающего другого и четко дифференцировать сущность профессиональных позиций «я объяс-няю другому, как надо действовать» и «я помогаю ему самому найти решение». Важным методическим принципом данного тренинга явля-ется управляемость рефлексивными процессами, уровень кото-рых регулируется специальными заданиями. Уровневую модель развития педагогической рефлексии составляют такие этапы, как: • развитие личностной рефлексии; • развитие профессиональной рефлексии учителя; • развитие мета-рефлексии. Для развития у будущих учителей способности к саморегу-ляции рефлексивными процессами в программу тренинга вклю-чены задания, выводящие студентов на уровень мета-рефлексии, т.е. в позицию анализа и оценки своего рефлексивного мышле-ния. Этой цели служат специальные упражнения-вопросники, опорные схемы самоанализа, программы самоотчета и др. На активизацию и развитие личностной рефлексии студента направлены такие процедуры тренинга, как ведение дневниковых записей, воспроизводящих внутренний диалог с самим собой, со-ставление рефлексивного автопортрета «я глазами других», реф-лексия вслух (монолог-импровизация на предложенную тему), рефлексивные этюды в музыке или в рисунке и др. Данные уп-ражнения служат цели включения участников в атмосферу реф-лексивной среды тренинга, обостряют рефлексивную «чувстви-тельность» к партнерам, активизируют процессы самоосознания. Помимо уровневых характеристик программа тренинга учи-тывает также другие особенности рефлексии: индивидуальная и груп-повая форма рефлексии, рефлексия с разным временным вектором: синхронная, ретроспективная и прогностическая. Так, индивидуаль-ная форма рефлексии совершенствуется путем выполнения студен-тами творческих домашних заданий (сочинение-эссе, самоинтервью и др.). Ведущей формой рефлексии на занятиях тренинга является групповая рефлексия, которая, в сущности, представляет собой своего рода пред-рефлексию или рефлексию-вовне, являющейся промежуточным звеном в развитии собственно рефлексии, генезис которой, как известно, лежит в диалогической речи. Ретроспективная рефлексия – «зеркало заднего вида» – тре- нируется при выполнении заданий по анализу событий, произошед-ших в прошлом. При этом временной диапазон прошлого опыта мо-жет быть самым разным: от событий из собственной школьной жиз-ни до только что проведенного урока. Синхронная или включенная в действие рефлексия, наибо-лее сложная в овладении, актуализируется в процедурах, осно-ванных на механизме децентрации, выхода в стороннюю пози-цию по отношению к текущему действию. Среди упражнений, тренирующих такой вид рефлексии, наиболее доступным и дос-таточно эффективным приемом является «рефлексия вслух» при решении проблемной задачи. Прогностическая (или упреждающая) рефлексия имеет ори-ентацию в будущее, но корнями уходит в имеющийся у человека опыт. Она развивается как при анализе студентами методичес-кого замысла своего будущего урока, так и при выполнении уп-ражнений, основанных на анализе умозрительно сконструиро-ванных событий будущего по принципу «А что если бы…?». Особой задачей тренинга является освоение студентами самой технологии рефлексивного мышления, что осуществляет-ся через систему различных процедур и упражнений тренинга, позволяющих вовлекать будущих учителей в рефлексивный ана-лиз своих действий, установок, взглядов, личностных качеств, побуждать их к исследованию собственного поведения и деятель-ности. Среди них можно выделить такие приемы, как: • «рефлексивный консилиум» – обсуждение участниками (всем со-ставом или малыми группами) какой-либо конкретной про-фессиональной проблемы, анализ ее оснований, поиск альтер-нативных путей решения, рефлексивный прогноз их эффектив-ности и т.п.; • «рефлексивные дебаты» – игровой прием по типу «сократичес-кого диалога»; • «рефлексивное интервью» - коммуникативная методика, разви-вающая как «искусство задавать вопросы», так и внутреннюю установку на вдумчивый поиск ответов; • «рефлексивные уроки» - авторский метод американского пси-холога Д.Крукшенка, адаптированный нами в соответствии с условиями данного тренинга и др. На особенностях последнего способа развития педагогической рефлексии остановимся подробнее. Метод «рефлексивных уроков» (Сruickshank, 1987) построен на вовлечении участников в процесс обучения-учения с его последующим анализом. Имея общие корни с методами микрообучения и имитационных игр, данный метод про-фессиональной подготовки умеет свою специфику и достоинство. В отличие от методов обучения, построенных на моделировании педа-гогических ситуаций, рефлексивные уроки стимулируют профессио-нальное мышление и действия участников в психологически реаль-ной атмосфере обучения-учения, вызывая реальные отношения и переживания. Процедура данного метода предусматривает групповую форму обучения (4-5 человек), при которой каждый участник поочередно выполняет роли «учителя» и «ученика». «Учитель» разрабатывает и проводит урок по предварительно предложен-ной ему руководителем тренинга теме. Урок, продолжительность которого составляет 15-20 минут, направлен на обучение «учеников» каким-либо практическим или умственным навыкам (например, изготовление фигурки из бумаги в технике оригами, или освоение алгоритма решения логических задач, или изучение международного языка для потерпевших бед-ствие и др.), успешность овладения которыми достаточно легко контролируется. Разные темы уроков, преследующие разные цели обучения, побуждают «учителей» активно искать и реализовывать все новые обучающие стратегии. Важным обстоятельством явля-ется и то, что предлагаемые студентам темы урока не связаны с их предметной подготовкой, что определяет особый акцент в их дея-тельности и последующем ее анализе на собственно профессиональ-ных аспектах взаимодействия в системе «учитель-ученик». Последующие (и главные по значению) процедуры связаны с анализом урока, основанном на принципе зеркального отра-жения учебной ситуации урока глазами «учителя» и «учеников», что дает возможность всем участникам тренинга отрефлексиро-вать свои действия, отношения, взгляды. Ценность данного метода по развитию педагогической реф-лексии состоит в возможности для будущего учителя апробиро- вать и осмыслить себя в профессиональной роли. В отличие от по-добной возможности, которую дает педагогическая практика, здесь студент осваивает эту роль в психологически безопасной для себя, но вместе с тем, профессионально реальной ситуации. В отличие от обычного урока, который он готовит и проводит в школе на практике, а затем анализирует вместе со своим методистом, здесь студент имеет уникальную возможность получить обратную связь о своей деятельности от своих «учеников», на которых она была непосред-ственно направлена, причем в режиме «здесь и сейчас». По нашему собственному опыту применения такого метода в тренинге с уверенностью можно сказать, что студент, последова-тельно выполняя роли «учителя» и «ученика», глубже познает себя как личность и как субъекта профессиональной деятельности. При этом он получает объективное представление о том реальном впе-чатлении, которое он производит своими личностными и профессио-нальными качествами на других людей. Знание о себе «глазами дру-гих» развивает у него способность к децентрации как механизму выхода в рефлексивную позицию. Выполнение студентом роли «ученика» дает ему не менее ценный опыт восприятия учебной ситуации одновременно гла-зами «учителя» и «учеников». Участие в групповом рефлексив-ном анализе урока позволяет ему получить более рельефное пред-ставление о деятельности учителя во всей ее перспективе: от раз-работки стратегии урока и до ее результатов, как прогнозируе-мых, так и реально достигнутых. Психологические условия тренинга выводят будущего учи-теля в рефлексивную позицию по отношению к себе и своей дея-тельности, побуждая к самоанализу и осмыслению себя в про-фессионально значимой ситуации, к оценке своих действий, от-ношений, взглядов. В качестве примера данного подхода в развитии способно-сти учителя к педагогической рефлексии приводим в Рефлексив-ном практикуме пакет заданий к одному из рефлексивных уро-ков, модифицированных нами на основе авторской методики (Cruickshank, 1987). Обобщая опыт проведения тренинга педагогической рефлексии, можно заключить, что включение в его программу широкого круга методик, стимулирующих и активизирующих рефлексивные процес-сы сознания, а также проведение его в условиях, максимально при-ближенных психологической реальности педагогических ситуаций, способствует личностному и профессиональному росту буд ущ е го учи-теля и создает оптимальные условия для осознанного освоения им своей профессиональной роли. Date: 2015-12-13; view: 600; Нарушение авторских прав |