Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В. Студенты
(контрольная группа) Высокий-38% Средний-32% Низкий-30% Примечательно, что и учителя, и студенты показали более вы-сокие результаты по категориям, относящимся к операциональному блоку структуры педагогической рефлексии в сравнении с катего-риями личностного блока. По выборке учителей высокий уровень категорий оперера-ционального блока представлен в 37.3% работ, а категорий лич-ностного блока – 27.6%. Для студенческой выборки (эксперимен-тальная группа) это соотношение выражено соответственно: 57.5% и 37.7%. Безусловно, заметная разница в уровне проявления педаго-гической рефлексии, обнаруженная при выполнении эксперимен-тального задания испытуемыми учителями и студентами (экспе-риментальная и контрольная группы), на первый взгляд вызы-вает недоумение. Получается, что учителя, имеющие вузовскую подготовку и опыт практической работы в школе (распределе-ние испытуемых по стажевым группам: 44.3% - стаж работы до 10 лет, 55.7% - стаж от 11 лет до «свыше 20 лет» работы в школе), проявили более низкий уровень педагогической рефлексии, чем студенты педагогического вуза, практически не имеющие тако-го опыта (за исключением педпрактики). Однако такому студенческому «успеху», наверное, можно дать объяснение. Прежде всего данный факт можно расценивать как эффект обучающего и развивающего воздействия на личность студента специального тренинга по развитию рефлексивных спо-собностей, в котором участвовали студенты экспериментальной группы. Это подтверждается и тем, что студенты контрольной группы, не проходившие данный тренинг, показали более низ-кие результаты относительно экспериментальной группы. Од-нако и их результаты все же превосходят эмпирические показа-тели рефлексии по выборке учителей, что объяснить сложнее. Возможно, одним из факторов, повлиявших на результат, явилось более заинтересованное отношение студентов к выпол-нению экспериментального задания, а также большая открытость и готовность студентов-будущих учителей к новым, нетрадици-онным видам деятельности. Возможно, определенное значение имело и менее фрустри- рующее, чем на учителей, влияние неудачного исхода решения зада-чи в первой серии экспериментального задания (41 % испытуемых решили задачу неправильно). Однако более глубокая причина, определяющая уровень проявления рефлексивных способностей студентами, очевидно, лежит в психологических особенностях их возраста. Студенческий возраст, соответствующий периоду юности, по мнению многих исследователей, несет в себе большой потен-циал интеллектуального и личностного развития. Это период интенсивного обогащения внутреннего мира, развития самосоз-нания, продуктивного мышления, в основе которого лежит пе-реход на новый личностно-рефлексивный уровень саморегуля-ции (Мухина, 1998; Крайг, 2000). В этот сензитивный для роста самосознания период разви-тие профессиональной рефлексии происходит легче и скорее, т.к. «совпадает» с ними по времени и внутреннему содержанию. Ос-мысление себя как личности, развитие ориентации на познание и принятие другого человека в условиях специального обучения получает импульс к дальнейшему совершенствованию уже как профессионально-значимого рефлексивного свойства мышления учителя. Date: 2015-12-13; view: 340; Нарушение авторских прав |