Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В практике обучения рефлексивному мышлению
Как показывают результаты исследований, профессиональ-ная рефлексия учителя несет в себе потенциал развития, кото-рый при определенных условиях позволяет поднимать ее на бо-лее высокий уровень. При этом обнаружено, что стихийного на-растания рефлексивных свойств мышления как результата накоп-ления профессионального опыта не происходит. Ведущим фак-тором в развитии профессиональной рефлексии учителя стано-вятся специально организованные условия обучения, основан-ного на аналитическом осмыслении им своего практического опыта (Карнозова, 1991; Найденов, 1989; Степанов, Похмелки-на, Калошина, Фролова, 1991; Мoon, 1999). Практика развития рефлексивных способностей учителей содержит довольно большой арсенал методических средств, при-емов и форм обучения. Наиболее часто применяемыми стимула-ми к выведению учителя в рефлексивную позицию по отноше-нию к своей профессиональной деятельности и себя как ее субъек-та являются: • опорные программы для ведения наблюдения за своими дей-ствиями (или действиями своих коллег) в профессионально-значимых ситуациях с последующим анализом полученных ре-зультатов; • ведение дневниковых записей, фиксирующих события профес- сиональной жизни, становящиеся предметом дальнейшего анали-за и осмысления; • магнито- и видеозапись проведения учителем урока с последу-ющим его анализом (или самоанализом) и обсуждением; • разнообразные игровые приемы (организационно-деятельно-стные игры, имитационные игры и др.), основанные на приня-тии участниками на себя определенной роли в решении моде-лируемой проблемной ситуации и групповом анализе имевших место действий; • кейс-метод (от английского case - случай, ситуация, дело), один из популярных активных методов обучения, представляющий собой деловую игру в миниатюре. Этот метод основан, как правило, на реальном событии из профессиональной жизни и предполагает активный поиск обучающимися решения пред-лагаемой проблемы с последующим обсуждением процесса и результата совместных действий всех участников. Основной целью данных методических приемов является развитие способности у учителей к рефлексивной децентрации (умение видеть себя со стороны), формирование установки к ак-тивному анализу своих действий, осмыслению своего професси-онального Я. При этом главный акцент такая подготовка ста-вит на собственно операциональной стороне рефлексии, в част-ности, на отработке механизма запуска рефлексивного процес-са, на развитии способности к самоуправлению рефлексивным движением мысли: переходу от одного к другому уровню реф-лексивного анализа. Другое направление, развивающееся в последние годы в практике рефлексивной подготовки учителей, связано с пробле-мой переориентации или коррекции их профессионально-лично-стных установок. Задача разворота сознания учителя «на учени-ка», являющегося условием реализации гуманистического, лич-ностно-ориентированного подхода в обучении, решается в ус-ловиях тренинга (тренинг личностного роста, тренинг сенситив-ности, тренинг общения и др.). Побуждение к анализу и пере-смотру своих личностных установок (центраций) в профессио-нальной деятельности как средство развития профессиональной рефлексии в подавляющем большинстве случаев применяется в ауди-тории уже работающих учителей. В системе профессиональной вузовской подготовки опыт развития у студентов способности к педагогической рефлексии пока не велик. В педагогической психологии можно выделить несколько обучающих стратегий по развитию рефлексии у буду-щих учителей. Один из подходов основан на синтезе многих уже апробированных методик (фиксированное наблюдение, ведение профессионального дневника, самоотчет, анализ проблемных ситуаций, выполнение специальных упражнений-вопросников, стимулирующих рефлексию и т.п.). Иногда они включаются в учебные программы психологических дисциплин и находят при-менение на семинарских и лабораторных занятиях. Но, как сви-детельствует опыт, в основном указанный подход реализуется в самостоятельной подготовке студента. Следуя предлагаемой программе, выполняя различные упражнения, побуждающие к самоанализу и осмыслению своих действий, личностных и про-фессиональных качеств, будущий учитель практически занима-ется аутотренингом своей профессиональной рефлексии. Одна-ко чтобы добиться в этом результатов, у студента должна быть высокая мотивация и сила воли. Рефлексия и педагогическая практика: трудно переоценить значение рефлексивного осмысления студентом своего первого профессионального опыта. Именно в нем происходит первая сознательная ориентация в профессиональных ценностях, пер-вый анализ своего профессионального Я. Вовлечение студента в рефлексивный анализ происходит не стихийно, а является результатом грамотно организованно-го обучения, осуществляемого преподавателем – методистом или психологом. Содержательная и методическая сторона такого обучения может самой разнообразной: в психологии накоплен достаточно большой опыт его организации. При этом незаме-нимую роль играет личный пример преподавателя во владении культурой рефлексивного анализа. Преподаватель, не жалеющий времени и усилий для того, чтобы не просто «разобрать», т.е. обсудить и оценить урок, прове-денный студентом-практикантом, а побудить его «прожить» этот урок заново, рефлексивно отслеживая каждый его элемент и зада- вая себе вопросы «что я сделал и почему именно так, а не иначе; каких результатов добился» – формирует основы профессионально-го рефлексивного мышления будущего специалиста. В первых со-вместных рефлексивных выходах «над уроком» начинающий учи-тель опробывает умение видеть себя со стороны, отражать «внут-реннюю картину мира» своих учеников, начинает задумываться о последствиях своих действий, обращенных на другого человека. Несложным, но эффективным подспорьем в развитии пер-вого рефлексивного опыта может быть использование методи-ки самоанализа, направляемого опорными вопросами. В каче-стве примера приводим здесь один из таких опросников. Date: 2015-12-13; view: 372; Нарушение авторских прав |