Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
О личностной обусловленности мыслительных процессов
Учитель – это человек, который выра-щивает две мысли там, где раньше росла одна. Э. Хаббард Как показывает практика и результаты исследований, уро-вень способности учителей к педагогической рефлексии суще-ственно различается. В этой связи естественно встает вопрос о факторах – внутренних и внешних, влияющих на рефлексивные качества профессионального мышления учителя. В данном раз-деле мы рассмотрим внутренние условия развития рефлексивных способностей учителя и, в частности, попытаемся определить, какие личностные качества учителя родственны психологичес-кой природе рефлексии и способствуют ее развитию. Предпринятый нами анализ исследовательской литературы показал, что проблема личностной обусловленности мыслитель-ных процессов активно и широко изучается в психологии. Важ-нейшими детерминантами продуктивности мышления человека являются его личностная направленность, стремления, мотивы, установки, ценностные ориентации, его индивидуально-психо-логические качества, особенности его когнитивного стиля. Большинство исследований, посвященных проблеме лично-стных факторов мыслительных способностей человека, изучают личностную среду креативного и критического мышления. Как известно, креативность рассматривается как способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и пове-дению, а также осознанию и развитию своего опыта (Хрящева, Макшанов, 1999). Проявление креативности многообразно. Это и богатое воображение, и тонкое чувство юмора, и неповтори-мость образного восприятия мира. Однако ярче всего креативность выступает именно в мышлении. По мнению Д. Гилфорда (1967), это свойство является результатом интеграции конвергентного (логического, последовательного, линейного) и дивергентного (це-лостного, интуитивного, релятивного) мышления. Безусловно, рефлексия и креативность как свойства мышле- ния имеют разные функции и содержание. Однако, принимая во внима-ние изменчивость и непредсказуемость педагогических ситуаций, в ус-ловиях которы х учителю приходится принимать решение по какой-либо профессиональной проблеме, то можно допустить, что рефлексивный анализ, предпринимаемый им для этой цели, с необходимостью несет в себе элементы креативности. В этой связи личностные качества индивида, способствую-щие проявлению его креативной способности, могут быть при-няты во внимание и при анализе личностных детерминантов педагогической рефлексии. Остановимся на некоторых из них. Исследования, проведенные под руководством Р. Гилфор-да (1967), В. Лоуэнфельда и К. Бейттела позволили выявить сле-дующие индивидуальные характеристики в мыслительных стра-тегиях творческих людей: - умение видеть проблему; - умение видеть в проблеме как можно больше связей и возмож-ных сторон; - гибкость как умение: - понять и принять новую точку зрения; - отказаться от усвоенной точки зрения; - оригинальность, отказ действовать по шаблону; - способность к перегруппировке идей и связей; - способность к абстрагированию и анализу; - способность к конкретизации и синтезу; - ощущение стройности организации идей. Дальнейшие исследования креативности, посвященные ин-дивидуальным различиям, разнообразию мотивации и социо-культурному окружению как источнику творчества, определили достаточно обширный набор личностных качеств, потенциаль-но относящихся к творческим. Это такие качества, как: - самостоятельность суждений; - уверенность в себе; - способность находить привлекательность в трудностях; - эстетическая ориентация при выборе альтернативных реше-ний; - готовность рисковать (Меерович, Шрагина, 2000). Необходим ым качеством креативной личности является также от-меченная К.Роджерсом открыто сть опыту. Это личностное кач е с т в о про-тивоположно действию психологической защиты структуры своего Я, котора я препятствует осознанию некоторого опыта или же осознанию его в искаженном виде (речь идет об опыте, который, например, неприятен или болезнен для человека). «У человека, от к р ы то г о опыту, каждый сти-мул свободно передается нервной системой, не искажаясь каким-то за-щитным процессом… Это означает, что вместо отнесения стимула к за-ранее заданным категориям («деревья зеленые», «образование в коллед-же хо р о ш е е», «современное искусство гл уп ое») индивид осознает опре-деленный момент бытия в настоящем таким, какой он есть» (Роджерс, 1994, с.415). Открытость опыту как личностное качество, обусловливаю-щее мыслительный процесс, означает также отсутствие ригиднос-ти (жесткости) в мысли и проницаемость границ понятий, убежде-ний, образов и гипотез, что в свою очередь, повышает сопротивля-емость человека к принятию стереотипных, шаблонных решений. Личность, открытая опыту, по мнению К. Роджерса, отли-чается также способностью принимать массу противоречивой информации, не отвергая при этом всю ситуацию, что в психо-логии принято называть толерантностью к неопределенности. Оценивая данные личностные качества с позиции профес-сиональных требований к личности учителя, нельзя не отметить их практическую незаменимость. Современный думающий учи-тель самостоятелен в своих суждениях, тонко чувствует пробле-мы в своей деятельности, гибко подходит к поиску их решения, открыт новому опыту в постоянно изменяющемся мире. Педагогическое мышление, рефлексивное по своей сути, по-строено на открытости к проблемам и трудностям повседневной практики, готовности их принимать и решать на основе своих личных убеждений и ценностей, а не по навязанному шаблону. Обратимся теперь к мышлению критическому, которое еще ближе природе рефлексии. Более того, в психологической лите-ратуре понятия критическое и мышление и мышление рефлек-сивное часто используются как синонимы. Однако различие меж-ду ними все-таки есть. К критическому мышлению «прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии реше-ний. … Когда мы мыслим критически, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов – насколько правильно принятое нами решение или насколько уд а ч н о мы справились с поставленной зада-че й. …Критическое мышление иногда называют направленным мыш-лением, поскольку оно нацелено на получение желаемого результа-та» (Халперн, 2000, с.22). В отличие от него рефлексивное мышление отражает сам процесс получения этого результата, то, каким способом, каки-ми средствами и какой ценой этот результат был достигнут. У критического и рефлексивного мышления есть общие ха-рактеристики, которые сближают их. Это стремление не прини-мать на веру первое, что приходит в голову; это разумное сомне-ние и готовность его разрешить; это и нацеленность на поиск истины, требующая вдумчивости и некоторого самоотречения (что проявляется, например, в умении признавать свои ошибки, заблуждения, в готовности принимать объективную критику). Как полагают исследователи, важными качествами, свойствен-ными человеку, владеющему критическим мышлением, являются: - готовность к планированию (умение сдерживать свою импуль-сивность и составлять план своих действий); - гибкость (отсутствие ригидности и догматизма в мышлении, готовность рассматривать новые варианты, стремление про-яснить сложные для себя вопросы, менять свою точку зрения, пересматривать очевидное); - настойчивость (готовность взяться за решение задачи, требу-ющей напряжения ума, и не отступаться, пока она не будет решена); - готовность исправлять свои ошибки (умение признавать, а не оправдывать свои ошибки, учиться на них, умение быть от-крытым к критике окружающих); - осознание (наблюдение за собственными мыслительными дей-ствиями при продвижении к цели, т.е. по сути, рефлексивный самоконтроль); - поиск компромиссных решений (обладание хорошо развиты- ми коммуникативными навыками для поиска и реализации своих идей и решений); - позитивная установка на критическое мышление (активное стремление научиться мыслить критически) (Халперн, 2000). Из перечисленных выше личностных качеств человека, спо-собствующих продуктивности критического мышления, боль-шинство составляют необходимый перечень для психограммы учителя: трудно сказать, какое из них менее важно для него. Безусловно, чтобы сознательно развивать в себе рефлексив-ную способность, учитель должен быть убежден в ее ценности и значимости для своей профессиональной деятельности. При этом думающий учитель хорошо осознает свои сильные и слабые сто-роны. Он умеет, например, усилием воли сдерживать свою импуль-сивность в суждениях, быть настойчивым в поиске нужного для себя решения, не паниковать и не переходить в «глухую оборону» в случае ошибки, а прямо и честно признаваться себе (и другим) в ней, с достоинством принимая объективную критику. Как известно, рефлексия – это проявление диалогичности сознания человека. Поэтому рефлексивный учитель открыт к ди-алогу, как внутреннему, так и внешнему. Коммуникативный ин-теллект такого учителя имеет широкое проявление. Это и уме-ние доступно и понятно объяснять трудный учебный материал, и способность убеждать своих учеников, и способность понять их. Потому что «только в общении, во взаимодействии человека с человеком раскрывается «человек в человеке», как для других, так и для себя самого» (Бахтин, 1979, с.293). В исследованиях, посвященных изучению способности к пе-дагогической рефлексии, мы нашли помимо уже упоминавших-ся, такие ее личностные факторы, как широта взглядов, любоз-нательность, терпеливость, готовность к риску и эксперименту, ориентация на обратную связь и поиск альтернативных реше-ний (Moon, 1999). Задание для рефлексивного самоконтроля: 1.Проверьте себя, как вы поняли такое понятие, как креативное мышление. Попробуйте подыскать аргументы, убеждающие в необходимости креативного подхода при рефлексивном анализе учителем своего опыта. 2.Дайте вашу интерпретацию эпиграфа к данному разделу: «Учи-тель – это человек, который выращивает две мысли там, где рань-ше росла одна». 3.Подумайте, кто из известных вам людей является, на ваш взгляд, креативной личностью? Поразмышляйте, действительно ли это-му человеку присущи упомянутые здесь личностные качества, сопутствующие креативным способностям? Какие из них наи-более ярко выражены? Склонен ли этот человек к рефлексии? 4.Проверьте себя: в чем проявляется сходство и различие между критическим и рефлексивным мышлением? Какие индивиду-ально-психологические особенности человека определяют его способность к критическому мышлению? Как вы думаете, ха-рактерны ли для вас какие-либо из представленных здесь ка-честв? Например, как вы относитесь к своим ошибкам: скорее склонны оправдать их разными обстоятельствами или сразу при-знаете их и стремитесь исправить? Date: 2015-12-13; view: 605; Нарушение авторских прав |