Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Рефлексия в создании имиджа учителя
Единственная вещь в мире, которую мы способны изменить, - это мы сами, и в этом заключается наш единственный шанс изменить мир. Уолт Уитмен В этом разделе пойдет речь еще об одной стороне рефлек-сии в самосознании учителя: о роли рефлексии в создании его имиджа. Умение учителя целенаправленно управлять своим об-разом, т.е. тем впечатлением, которое он хотел бы производить на окружающих, целиком определяется его рефлексивной спо-собностью отображать свои индивидуальные особенности и ожидания других, относительно себя. Имидж учителя или его публичное Я, сознательно создаваемый им, является важным компонентом его профессиональной культуры и оказывает глу-бокое влияние на всю сферу его деятельности и общения. Имидж представляет собой весьма сложное образование, имеющее несколько составляющих. Рассмотрим структуру имид-жа, предлагаемую психологом Л.М. Митиной (2002). Первое из составляющих – образ как то впечатление, кото-рое человек производит на окружающих при своем появлении и которое остается у людей при его отсутствии. «Это вершина айсберга, большая часть которого скрыта от нас, но вся эта часть воплощает целое» (там же, с.58). Парадоксальность образа со-стоит в том, что он может быть разным у одного и того же чело-века, поскольку он зависит не только от того, кто его создает, но и от того, кто и как его воспринимает. Внешняя и внутренняя стороны являются важными состав-ляющими имиджа. Внешнюю сторону имиджа составляет всё, что доступно взгляду наблюдателя: внешность, одежда, манера по-ведения, тембр и сила голоса, походка. Немаловажная для учи-теля деталь: в психологических исследованиях выявлена зако-номерность социальной перцепции, заключающаяся в том, что внешне привлекательному человеку окружающие склонны при-писывать гораздо больше позитивных личностных качеств, чем «обыкновенному» или непривлекательному. Внутренняя сторона имиджа – это то, что проявляется в по-ступках человека и его речи и что отражает духовный мир человека, его интеллектуальный уровень, мировоззрение. Внешняя и внутрен-няя сторона имиджа могут соответствовать и дополнять друг дру-га («в человеке всё должно быть прекрасно...»). Они могут и всту-пать в противоречие друг другу. Процессуальная сторона имиджа обнаруживает себя в дея-тельности человека, отражает уровень его активности и прояв-ляется в таких характеристиках как, энергичность, быстрота, гибкость, эмоциональность. Центральным составляющим имидж является жизненная стратегия человека, отражающая его целевые и ценностные ус-тановки, то, что психологи называют «легенда». Различают индивидуальный и социальный имидж. Каждый этап в развитии общества задает своё содержание имиджа. Боль-шую роль в моделировании, закреплении и распространении имиджа играют средства изобразительного искусства и сред-ства массовой коммуникации. В 50-60-е годы 20 века в нашей стране образ учительницы устойчиво ассоциировался с теми ге-роинями фильмов «Первая учительница», «Первоклассница», роли которых играли знаменитые актрисы Вера Марецкая и Та-мара Макарова. Созданные ими образы задали социальный имидж учителя тех лет: миловидная женщина в темном платье с белым воротничком, умная, строгая, но справедливая, всегда сдержанная, немногословная, преданная делу. Лишь в конце 60-х появился новый имидж учителя, сложив-шийся на основе роли учителя, талантливо сыгранной В. Тихо-новым в полюбившемся всем фильме «Доживем до понедельни-ка». Он наполнил образ учителя богатым человеческим содер-жанием и духом времени, определил на долгие годы эталон имид-жа, к которому стремились учителя. Имидж интеллигента, высокообразованного и воспитанного человека с ориентацией на духовные ценности, не чуждающегося благ современной цивилизации (модная одежда, хорошая физичес-кая форма, свободное владение электронной техникой), который стремится поддерживать современный учитель, несмотря на свою социальную незащищенность, вызывает уважение и симпатию у его учеников, и сам по себе является фактором воспитания. Как работать учителю над своим имиджем? Создание учи-телем своего индивидуального имиджа основано на рефлексив-ном отражении всех составляющих структуру социального имид-жа относительно своей личности и индивидуальности. Очевид-но, одним их важных условий успешности учителя в работе над своим имиджем будет осознание и принятие им поведения, отра-жающего искренний, доброжелательный интерес к людям, от-крытость к контакту, стремление к участию и помощи, отража-ющего гуманный смысл его профессии. Безусловно, такое пове-дение будет восприниматься как искреннее, если оно отражает истинные ценности человека. Имидж воплощает модель ожидаемого ролевого поведения учителя, которое должно отражать потребности времени. Со-временная школа, все более заметно приобретающая черты об-разовательного института открытого общества, востребует и соответствующий имидж учителя как человека, либерального, открытого и привлекательного в общении. В таком имидже зна-чимо все, в том числе и его эмоциональные составляющие. От-метим одну, на наш взгляд, немаловажную деталь: к сожалению, образ современного учителя не всегда ассоциируется с улыбкой. Серьезный, внимательный, сосредоточенный, пусть даже очень добрый (внутри), но улыбающийся? Вряд ли. Между тем, про-фессия учителя в ее социальном ожидании требует проявления знаков оптимизма и доброжелательности людям. Немецкий психолог В.Биркенбиль, изучающая особеннос-ти социальной перцепции, отметила: «Человек, который не уме-ет улыбаться, сам по себе уже человек «плохой». У него нет со-гласия с самим собой, покоя внутри, он постоянно чем-то недо-волен и т.д. С такой установкой сложно добиться успеха, где бы человек ни работал…» (Биркенбиль, 1997, с.106). Понятно, что это обстоятельство существенно вредит имиджу учителя. А если к тому же учесть силу воздействия улыбки на настроение друго-го человека, тем более ребенка, а также ее магическое свойство заразительности, то становится очевидной для учителя необ- ходимость сознательной рефлексивной корректировки своего имид-жа. О позитивном мышлении, самопринятии и самоодобрении написано много полезных книг. Действительно, чтобы улыбка естественно цвела у вас на лице, необходимо такое же эмоцио-нальное состояние в душе. Ведь давно известно, что все доброе начинается от любви и уважения к самому себе, от внутреннего настроя на радость. Это важно для всех. Для учителя - это еще и необходимая часть его профессиональных обязанностей. Date: 2015-12-13; view: 494; Нарушение авторских прав |