Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Рефлексия в профилактике профессиональной деформации личности учителя
Дело умных – предвидеть беду, пока она не пришла, дело храбрых – управляться с бедой, когда она пришла. Питтак из Митилены (615 –569 гг. до н.э.) Вы убедились, что рефлексия является мощным катализа-тором профессионального и личностного роста учителя. Одна-ко у неё есть ещё одна функция: она спасает человека от отрица-тельного влияния его профессии. Вы догадались: речь идет о профессиональной деформации личности. Полного ответа, почему некоторые профессии разрушитель-но влияют на своего субъекта, научная психология пока не име-ет. Однако известно, что из всех профессий наиболее подверже-ны образованию дезадаптивных изменений личности профессии системы «человек – человек». Имеется также мнение, что склон-ность к профессиональной дезадаптации наблюдается у тех про-фессий, «представители которых обладают трудно контролиру-емой и трудно ограничиваемой властью». К тому же выяснилось, что профессиональная дезадаптация постепенно развивается из профессиональной адаптации (Конечный, Боухал, 1983). Психологи пришли к заключению, что педагогическая про-фессия является одной из наиболее деформирующих личность ее субъекта. (Грановская, Крижанская, 1994). Если педагог не контролирует широту проявления своего ролевого поведения, то оно постепенно вторгается во все сферы его жизни, делает его поведение неадекватным обстановке, что существенно затрудняет его взаимоотношения с окружающими. Профессиональное стремление упрощать сложные для учени-ков понятия оборачивается привычкой упрощенно подходить к решению своих личных проблем. Как следствие, она порождает излишнюю прямолинейность в суждениях и негибкость мышления. Кроме того, профессиональная жизнь в мире «правильных ответов» незаметно развивает в учителе убежденность в своей неизменной правоте, что порождает дидактизм как стремление всех поучать. Так подмечено, что «у преподавателей языка с годами в речи появляется особая рельефность, артикулированность, склон-ность к повторениям. Кроме того, у них обнаруживается непроиз-вольная болезненная реакция на ошибки. Им так и хочется все их исправить! И, не замечая этого, они поправляют не только своих учеников» (Грановская, Крижанская, 1994, с.141). Поучающая мане-ра речи постепенно проникает в сферу личных отношений. Необходимость «держать класс в руках» формирует в характе-ре учителя излишнюю властность и авторитарность, которые посте-пенно «высушивают» природную жизнерадостность и чувство юмо-ра. В структуре профессиональной деформации выделяют два составляющих ее компонента: - изначальные склонности; - собственно профессиональные деформации. Здесь изначальные склонности представляют собой некий фон, на котором развора-чивает своё деформирующее влияние профессия (Трунов, 1998). Профессиональная деформация, с точки зрения своего ме-ханизма, рассматривается как следствие нарушения системы лич-ностной и профессиональной рефлексивной саморегуляции личности и проявляется как избыточное доминирование «Я про-фессиональное» в области «Я человеческое» (Трунов, 1998). Профессиональную деформацию было принято считать воз-растным фактором в педагогической профессии. Однако иссле-дования последних лет свидетельствуют о том, что такая дефор-мация начинается уже во время учебы, когда у студентов разру-шаются обыденные установки и стереотипы, и формируется про-фессиональная картина мира (Абрамова, Юдчиц, 1998). Более того, анализ профессионального поведения части учителей выявил тенденцию навязывания своего образа «Я» уча-щимся. Передавая своим ученикам образцы готового опыта, воз-веденного в ранг непреложной истины, они особенным образом влияют на тех школьников, которые решили выбрать педагоги-ческую профессию: у учащихся формируются первые элементы фундамента будущих профессиональных деформаций. Чрезмерная выраженность типично учительских черт переходит в крайний вари-ант нормы у учителя и начинает обозначаться у школьников в каче-стве акцентуации (Смоленская, 1992). Понятно, что все эти обстоятельства не только мешают рабо-те учителя, изнутри подрывая сам её смысл, порождая гнетущее чувство неудовлетворенности при искреннем стремлении «вклады-вать душу», но и драматично влияют на личную жизнь учителя. Как известно в психологии, одним из проявлений профессио-нальной деформации является синдром психического выгорания (“burnout”). Тягостными для человека являются его симптомы, ко-торые проявляются как синдром эмоционального истощения, де-персонализации и редукции своих личных достижений. Эмоциональ-ное истощение для учителя означает пониженный эмоциональный фон, нарастающее равнодушие. Деперсонализация затрагивает от-ношения с другими людьми и связана с чувством зависимости или негативизма, с появлением цинизма, т.е. обесцениванием прежде значимых чувств и отношений. Редукция личных достижений вы-ражается в заметном понижении личной и профессиональной са-мооценки, с утратой веры в свои силы и способности. Далеко не все учителя, кого коснутся проблемы профессио-нальной деформации, отправятся к психотерапевту. Многие из них просто не догадываются, что с ними происходит, перенося ответственность за появляющиеся неприятности или на других («такое теперь время», «такие теперь дети» и т.п.), или занима-ясь мучительным самообвинением. Поэтому первым шагом в профилактике профессиональ-ной деформации должно быть своеобразное рефлексивное ска-нирование своего поведения, своих отношений с окружающими, своего настроения. Постоянная практика рефлексивного наблю-дения за собой и анализ себя в разных ситуациях как бы глазами другого (по рефлексивной формуле Я исполнитель –Я контро-лер) поможет осознать свое индивидуальное и ролевое поведе-ние. Процесс осознания своего «Я человеческое» и «Я професси-ональное» поддержит или постепенно восстановит поведенчес-кую гибкость учителя как оптимальное сочетание его индивиду-альных способов поведения и разнообразных профессиональных (ролевых) паттернов взаимодействия (Митина, 2002). Рефлексивное сканирование своего ролевого поведения можно сопровождать процедурами самодиагностики своих личностных качеств (изучение уровня ригидности, тревожности, невротизации, ло-куса контроля и др.). Полученная информация позволит лучше понять себя и предпринять в случае необходимости необходимую корректировку своего профессионального поведения. Date: 2015-12-13; view: 521; Нарушение авторских прав |