Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дизорфография: характеристика, методика логопедической работы





Дизорфография – стой-кая и специф-кая несфор-ность усвоения орфогр-ких ЗУН, обусловленная недоразвитием ряда нереч. и речев. психич. ф-ций. По Р.И. Лалаевой, первично наиболее нарушенными звеньями речевого процесса явл. языко­вой и мотивационный уровни. Для детей с дизорфографией основную трудность вызывает решение орфографической задачи: им трудно увидеть "опасное место" в слове, сложно подобрать проверочное слово, хорошо выучив правило, ребёнок не может применить его на письме. Исторический аспект: Д. как специф-е расс-тво языковой способ-сти шк. в логопедии стала рассм. недавно, из-за того, что отмеч. увелич. числа школ., письмо к-ых хар-ется наличием разнообразных орфогр-ских ошибок, имеющих тенденцию приобретать стойкий характер. Этиологический аспект: неполноценное функ-рование сложно организ. и взаимосвяз. между собой психич. ф-ций, обесп. овлад. письмом; как следств. перегруж-ти школьн. учеб. материалом, но причины недостаточно изучены и требуют целенаправленных исследований. Дизорфогр-кий дефект обусловл. несформ-стью у шк-ов базовых компонентов грамотности, к к-рым относят развитую речь и сформир-еся на ее основе и в процессе практики письма «языковое чутье»; владение произвольн. действиями с язык-ми единицами; полноценное психологическое обеспечение произвольных действий с языковыми единицами (имеются в виду сопровождающие письменную речевую деятельность процессы внимания, памяти; мыслительные операции). В сред. и старш. кл. школы Д. возникает у детей, имеющих в анамнезе: ОНР,ФФНР,ФФН, дисграфию и дислесксию (в период обучения в нач. школе);различ. неврологическую симптом-ку: ММД, энцефалопатию; пренатальную и постнатальную патологию. Прищепова, Горбачевская, Русецкая Симптоматика: Стойкие и спец. наруш-я в овладении орфогр. ЗУНами отмеч. и в нач.период обуч. детей с различ-ми наруш-ями речи,и в сред. и старш. кл. Частые ошибки: ошиб­ки на правила начальной школы. Нарушение усвоения правописания у школь­ников часто сочетается с дислексией, дисграфией, ФФНР. У уч-ся отмеч.:1)сниж.слухоречевой памяти;2)наруш-е букв-го гнозиса;3) наруш-е динам-кого праксиса руки;4)затруд-сть восприятия ритмич. стр-ры слова;5) нечетк. дикция, плохая артикул.;6) наруш-е лекс.-грамм. строя речи.Дети с Д. испыт. затруднения при ознак. с грамм.и понятиями(звук, слог); трудности усвоения ор­фограмм (длит. период запомин. их формулир); содерж правил усв.формально и долго,недоступна сис-ма суждений и умозаключ.(проверочного и проверяемого), цепочка действий и операций по их осуществению, не могут сам-но пересказать содерж-ие орфограммы, сделать обобщение, вывод; грам­м. признаки орфограмм усва-тся формально; не выдел. «ошибкоопасные» места в словах, подчин-хся морфологическому принципу письма (например, корень, окончание, приставку или суффикс).Усвоение орфограмм морфологического принципа написа­ния требует дифференциации лексического и грамматического значений морфем. Наруш-я при написании сочинений и изложений. Коррекц. работа проводится в 4 этапа. I. Диагностический этап Анализ. письм. работ и процесса чтения; сост. звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, представлений, фонематического восприятия (дифференциация фонем), Л-Г строя, связной речи.Выявл. индивид. особенности психич. процессов: мышление, внимание, память; наличие мотивации корр. дефекта. К диагн-ке подключ.психолога. Общая характеристикакоррекционной работы 1. Проведение фронтальных диктантов с помощ. учителей русск. языка; проверка, анализ ошибок.2. Повторная письм. работа с группой детей, допустивш. специфич. ошибки в диктантах, включ-щая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов; рассказ – сочинение по опорным словам, серии сюжетных картинок.3. Обследование состояния Л-Г стороны речи с использованием групповой тестовой методики (письменно). 4. Обследование связной речи. Проводится индивидуально с каждым учеником в форме беседы. 5. Анализ результатов обследования. Комплектование групп. II. Подготовительный этап Уточняются предпосылки овладения орфогр.(зрит. гнозис, мнезис, оптико-пространств. представления).Разв-ся мыслит. операции (анализ, синтез, сравнение, сопоставление). Форм-тся внимание, память.; коррект. почерк,+к работе психолога, часть зад.и упраж. направл. на снятие «страха письма», неуверен., тревожности, склонности к негатив. реак-ям. Общая хар-ка корр. работы: 1. Разв-е общ. и мелк. моторики рук. 2. Разв-е и уточн-е простран.- време.представлений. 3. Разв-е внимания(корректурные пробы). 4. Разв-е памяти(ассоциативн. ряды; эмоц. близость с запом-емым); 5. Развитие мышления. III. Коррекционный этап Преодолев. дизорф-ие наруш-я. Работа проводится по направлениям, соответств. основным видам ошибок, на фонетич., лексич. и синтаксич. уровнях. Комплексность методики по коррекции Д. предполаг. устранение наруш-й звукопроизнош., чтения и письма. Общая характеристика корр. работы: 1. Алфавит. Гл. и согл. буквы и звуки. 2. Ударение. Родств. и однокор. слова. 3. Словар. слова. Правила переноса. 4. Мягкий знак. Разделительный «ъ» и «ь». 5. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Многозначные слова. Устойч. словосочетания. Фразеолог. обороты. 6. Словоизменение и словообразование. Состав слова: корень, суффикс, приставка, окончание, основа. 7. Части речи. 8. Глагол. 9. Диффер. прилаг. и прич.. 10. Диффер. приставок и предлогов. 11. Работа над просодикой. 12. Причастие и деепричастие. Деепричастный оборот. 13. Диалог. Монолог. Рассказ. Пересказ. IV. Оценочный этап Оценив.эффектив.корр. работы, повторно проверяются навыки письма, анализируются различные виды письменных работ.







Date: 2015-12-13; view: 1074; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию