Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дислексия и дисграфия: аспектный анализ





Дислексия (Хватцев) – частичное специф. нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших псих. функций и проявляющееся в ошибках стойкого характера.

Впервые обратил внимание Кусмау, Морган описал мальчика с сохранным интеллектом, кот. не мог выучить алфавит, Гиншельбуд – «алексия», 19-20 в. – у\о, связывали с дефектностью зрит. образов букв и отд. слов, т.н. «словесная слепота», Ткачева – нарушение памяти; с 30-х гг. - бурный скачок (Боскис, Хватцев, Левина).

Этиология: органические (повреждения или запаздавание в созревании корковых зон коры ГМ) ,функциональные (нарушение их функционирования), биологические и социальные. Садовникова: причина– трудность в установлении процесса литарализации. Полиэтиология: недостаточная сформированность УР + недостаточная ручная умелость+ чувство ритма+ схема тела+различные паталогии. М\б самост. нарушением, а м\б в структуре у\о, ЗПР, ММД, НЗ, НС, ДЦП.

Дискуссионные вопросы: отсутствие общепринятых терминов и определений; отсутствие общего подхода к проблеме; выделяют чаще диграфию, чем дислексию; отсутствие единорго подхода в определении причин, механизмов, симптоматики; вопросы о соременных методах коррекции; дифференциальная диагности (дислексия от ЗПР, педзапущенности, неправильно подобранных методов; раннее выявление предрасположенности – Корнев МРВГ на детей 6-8 лет).

Психофизиологическая структура- слаженная работа речезр., речеслух. и речедвиг. анализатора:

1. зрительное восприятие, различение и узнавание букв

2. соотнесение букв с соответствующими звуками и воспроизведение звукопроизносительного образа слова (прочитывание)

3. соотнесение звуковой формы прочитанного слова с его значением (понимание)

Механизм: несформ-ть сенсомоторных операций (зрит.-простр. анализа букв, их сочетание в слове); несформ. языковых операций (зв, слогами, словами, фразами); нарушение семант. операций.

В процессе чтения можно выделить техническую сторону и смысловую.

Т.Е. Егоров выделил 4 ступениформирования навыка чтения: 1. овладение звукобуквенными обозначениями; 2. послоговое чтение, 3. становление синтет. приемов чтения; 4. синтет. чтение.

Проявления: замедлененое овладение чтением, замедленное чтение, нарушение движения глаз по строке, стойкие повторяющиеся ошибки.

Классификация дислексий (Лалаева Раиса Ивановна):

Фонематическая дислексия возникает при недоразвитии фонематического восприятия (трудности усвоения букв; замены букв, сходных акустически и артикуляционно (Б-П, Д-Т, С-Ш, Ж-Ш) или недоразвитии функций фонематического анализа (побуквенное чтение, искажение звукослоговой структуры слова, пропуски согласных в стечениях, вставки гласных между согласными в стечениях, перестановки, пропуски и перестановки слогов).

Семантическая (механическое чтение) нарушение понимания прочитанного (слов, предложений, текста) при технически правильном чтении (не могут соотнести прочитанное слово и предмет на картинке, не могут ответить на вопросы по тексту) или несформированность представлений о синтаксических связях слов в предложении (каждое слово воспринимается изолированно)

Аграмматическая обусловлена недоразвитием грамм. строя речи, морфологических и синтаксических обобщений (изменение падежных окончаний сущ., неправильное согласование в роде, числе, падеже, изменение числа местоимений; неправильное употребление родовых окончаний местоимений, изменение формы глаголов.

Мнестическая проявляется в нарушении усвоения букв, в трудности установления связей между словом и буквой, недифференцированные замены букв при чтении, не могут воспроизвести ряд из 3-5 букв или слов, нарушают порядок их следования

Оптическая проявляется: замены и смешения графически сходных букв, недифференцированность зрительных представлений, нарушения оптико-пространственного восприятия; трудности восприятия букв, написанных одна под другой, не расчленяют буквы на составные элементы, зеркальное чтение.

Тактильная наблюдается у слепых детей. В основе – трудности дифференцировать тактильно буквы азбуки Брайля.

 







Date: 2015-12-13; view: 808; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию