Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Афазия: аспектный анализ. Методика логопедической работы при афазии
Аф. – полная или частичная утрата речи, обусл. локальными поражениями ГМ. Аф. - это системное нарушение речи, к-рое возник при орг. пораж. ГМ, охватывает разные уровни орг-ции речи, влияет на ее связь с др. психич. процессами и приводит к дезинтеграции всей псих. деят-ти. При Аф. всегда нару-ется собств. речь и вербальное общение; наруш-е псих. процессов; личностная реакция на б-нь и изменение лич-ти. Исторический аспект: 17 в. – появл. отдельные работы с описанием Аф. Конец 19в. – интенсивн. развитие учения об Аф. 1864г- Труссо впервые предложил термин. Лурия А.Р - выделил 3 этапа в учении Аф.: I – «дело прошлого» – были выделены 2 формы Аф. моторная (аф. Брока) и сенсорная (Вернике).Зона Брока – центр двигательных анализаторов, зона Вернике – речеслуховой анализатор. Локализационисты и антилокализационисты. Либманн – описал апраксии артик. аппарата при Аф. Хэд – наруш-я поним. сложных логико-грамм. конструкций. Пик – аграмматизмы. происход. систематиз.и классиф-я представл об Аф.. 1-ая класс-ция Вернике. Лихтгейм. II – «дело настоящего» – до 40-х г. 20 в. Активное развитие афазиологии. ВОВ + разв-е физиологии, психологии, неврологии, нейрохирургии. появл. нейропсихология и вследствие этого новое учение об афазии. Лурия – основоположник афазиологии. Достижения: выделены факторы, лежащие в основе афазии; выделены формы афазии; дано патогенетическое объяснение этих форм. Лурия – принцип системного строения и динамической (поэтапной) локал. ВФП; предлож. медоты изуч. наруш. псих. деят-ти, различн. познават. процессов., сказал, что «при любой форме Аф. речь наруш-ся как деят-ть»;предлож. нейропсихологич. методику, направл. на изуч. различн. симптомов и синдр., возник. при пораж. различных стр-р мозга Аф., что позволяет сделать заключ о форме Аф. и диагностировать пораж ГМ. III - он сейчас, Лурия считал, что это «дело будущего»: Бурлакова М.А., Цветкова Л.С. Правдина-Винарская. Этиологический аспект: разнообр. орг. пораж ГМ в период уже сформиров. речи при Аф. наблюд. наруш-я в лобных, теменных, затылочных, височных долях коры ГМ; травмы(локальное пораж); опухоли; воспалит. процессы ГМ; наруш-е мозгового кровообр.; сосудистые заб-ния.проявл АФ. зависят: от обширности очага; от локализации; от сочет. органич и функц. поражений (у молод. быстрее восст.); от хар-ра пораж ГМ (причины). Механизм Аф.: первичный очаг органич. поражения ГМ приводит к нарушению проводимости нервных импульсов из-за чего наступает перерыв, ослабление или прекращение деят-ти ГМ, происходит рассогласование деят-ти мозговых зон. Всегда при Аф. наблюд. отклонение от N в пораж. основных нервн. процессов (возбуждение, торможение). Вокруг очага пораж образуется торможение, угнетение деят-ти мозга; из-за этого к основному органич. фону присоед. вторич-е функц-е наруш-я. Лурия пониал рабоу ГМ как взаимодействие 3 основных физиологич. блоков: 1. регуляции тонуса и бодрствования, 2. приема, переботки и хранения инф-ции; 3. программирования регуляции контроля деят-ти. Классификация Аф.: Неврологическая классиф-я Вернике – Лихтгейма. Классиф-ция Хэда. Нейропсихологическая классиф-я Лурия: 6 форм: Акустико-гностическая (сенсорная) Аф.- описал Вернике, ценральный дефект – наруш-е акустического анализа и синтеза звуков речи, к-рые проявл. в наруш-и фонематического слуха; расст-во фонем. слуха обусл. грубое наруш-е понимания (импрессивной речи). Акустико-мнестическая – наруш-е слухоречевой памяти, сниж. Объема акустического восприятия, наруш-е зрительных предметных образный представлений (за словом нет образа); центр. дефект – наруш-е поним. речи. Следов., нарушено повторение, вторично наруш-на устная спонтанная речь, для к-рой хар-но наличие большого кол-ва вербальных парафазий. Семантическая - наруш-е симультанного простр. восприятия; центр дефект – наруш-е поним. логико-грамматич. конструкций. Нет глубокого нар-ния экспресс. речи.. Афферентная (кинестетическая) моторная: наруш-е кинестетич. ощущений. Осню дефект – нару-е адресации нервных импульсов, к-рые должны обеспечить нужное положение органов артикуляции (либо полное отсутствие экспр. речи, либо обилие литеральных парафазий. Автоматиз формы речи более сохранны(дни недели, счет)). Эфферентная моторная – патологич инертность раз возникших стереотипов, к-рые появляются из-за наруш-я смены иннервации. Наруш-ется своевременное переключение с одной серии артик. движ. на другую. Персеверации(застревания), патологич. повторения. В основе процессы, к-рые связаны с запаздыванием сигнала о прекращении движений. Персеверации затрудняют или делают невозможной устную речь. Изолир. произнош. звуков N, а серийное –нарушено. Часты эмболы (как пусковой механизм) нарушение просодики, ударения, ритмико-мелодической стр-ры, речь скандированная, штампы и стереотипы. Динамическая – наруш-е внутренней речи, наруш-е ее предикативности (наличие в предложении сказуемого, наличие схемы предложения, его связность). Центр. дефект – наруш-е продуктивной активной речи, т.е. невозможность активного высказывания. При активной речи – шаблоны и стереотипы; нарушение предикативности(мало глаголов); короткая рубленая фраза; длительные паузы между словами;снижена общая и психическая активность, отсутствует вербальная активность.
Date: 2015-12-13; view: 727; Нарушение авторских прав |