Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятийно-категориальный аппарат логопедии. Обязательным условием выделения и функционирования любой науки является наличие в ней собственного понятийно-категориального аппарата
Обязательным условием выделения и функционирования любой науки является наличие в ней собственного понятийно-категориального аппарата. Важным в логопедии является различение понятий нормы и нарушений речи. Под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности. При нормальной речевой деятельности являются сохранными психофизиологические механизмы речи. Нарушение речи определяется как отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности. С точки зрения коммуникативной теории расстройство речи есть нарушение вербальной коммуникации. Расстроенными оказываются взаимоотношения, объективно существующие между индивидуумом и обществом и проявляющиеся в речевом общении. Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями: 1. Они не соответствуют возрасту говорящего; 2. Не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка; 3. Связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи; 4. Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка; 5. Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают; 6. Требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера. Такая характеристика позволяет отдифференцировать речевые нарушения от возрастных особенностей речи, от ее временных нарушений у детей и взрослых, от особенностей речи, обусловленных территориально-диалективными и социокультурными факторами. Для обозначения нарушений речи используются также термины «расстройства речи», «дефекты речи», «недостатки речи», «речевая патология», «речевые отклонения». Различают понятия «недоразвитие речи» и «нарушение речи». Недоразвитие речи предполагает качественно более низкий уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом. Общее недоразвитие речи -сложные речевые расстр-ва, при которых имеются нарушения в формировании всех компонентов речевой системы, относящихся к смысловой и звуковой системе при нормальном слухе и интеллекте. ЗРР -замедление темпа развития речи, при кот-м уровень Р развития не соответствует возрасту реб. Понятие условное, носи временный характер, легко устраняется при применении специально разработанной методики. Распад Р-утрата имевшихся Р навыков и коммуникативных умений вследствие локальных или диффузных поражений мозга. ФФНР – нарушения процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различной речевой патологией вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Включает: фонематический слух – тонкий слух, способный выполнять операции узнавания и различения фонем, составляющих звуковую оболочку слова; фонематическое восприятие – умственное действие по дифференциации фонем и установление звуковой структуры слова; фонематический анализ и синтез – умственной действие по анализу и синтезу звуковой структуры слова. Нарушение речи представляет собой расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности. Под механизмом нарушения речи понимается характер отклонений в функционировании процессов и операций, обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности. Патогенез нарушений речи — это патологический механизм, обусловливающий возникновение и развитие нарушений речевой деятельности. Под структурой речевого дефекта понимается совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей. В структуре речевого дефекта выделяется первичное, ведущее нарушение (ядро) и вторичные дефекты, которые находятся в причинно-следственных отношениях с первыми, а также системные последствия. Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребенка с речевым нарушением. Коррекция нарушений речи — это исправление речи или ослабление симптоматики нарушений речи (устранение, преодоление речевых нарушений). Компенсация представляет собой сложный, многоаспектный процесс перестройки психологических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма. Компенсаторная перестройка включает восстановление или замещение утраченных или нарушенных функций, а также их изменение. Обучение — это двусторонний управляемый процесс, включающий активную познавательную деятельность детей по усвоению знаний, умений и навыков и педагогическое руководство этой деятельностью. Воспитание — это целенаправленное, систематическое, организованное управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества. В процессе перевоспитания осуществляются коррекция и компенсация личностных особенностей лиц с нарушениями речевой деятельности. При локальных поражениях головного мозга в логопедической работе используется восстановительное обучение, которое направлено на восстановление нарушенных речевых и неречевых функций. В основе этого обучения лежит опора на сохранное звено функции и перестройка всей функциональной системы.
Date: 2015-12-13; view: 675; Нарушение авторских прав |