Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы и методы логопедического воздействия





Принципы логопедической работы — это общие исходные положения, которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе коррекции нарушений речи.

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения и воспитания. В процессе организации корригирующего обучения большое значение придается общедидактическим принципам: воспитывающего характера обучения, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода,

Логопедическое воздействие опирается и на специальные принципы:

  • этиопатогенетический (учета этиологии и механизмов речевого нарушения),
  • системности и учета структуры речевого нарушения,
  • комплексности,
  • дифференцированного подхода,
  • поэтапности,
  • развития,
  • онтогенетический,
  • учета личностных особенностей,
  • деятельностного подхода,
  • использования обходного пути,
  • формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения.

Метод обучения в педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств.

К практическим методам логопедического воздействия относятся упражнения, игры и моделирование.

Упражнение — это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.

Упражнения подразделяются на подражательно-исполнительские, конструктивные и творческие.

В логопедической работе большое место занимают упражнения практического характера (дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую, ручную моторику). В логопедической работе используются различные виды конструирования. Например, при устранении оптической дисграфии детей учат конструировать буквы из элементов, из одной буквы другую.

Моделирование — это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов.

К наглядным методам относятся наблюдения, рассматривание рисунков, картин, макетов, просмотр диафильмов, кинофильмов, прослушивание пластинок, магнитофонных записей, а также показ образца задания, способа действия, которые в ряде случаев выступают в качестве самостоятельных методов.

Наглядные средства должны:

· быть хорошо видны всем;

· подобраны с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка;

· соответствовать задачам логопедической работы на данном этапе коррекции;

· сопровождаться точной и конкретной речью;

· словесное описание объекта должно способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности, наблюдательности, развитию речи.

Особенности использования словесных методов в логопедической работе определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия.

Основными словесными методами являются рассказ, беседа, чтение.

Рассказ — это такая форма обучения, при которой изложение носит описательный характер. Его используют для создания у детей представления о том или ином явлении, вызова положительных эмоций, для создания образца правильной выразительной речи, подготовки детей к последующей самостоятельной работе, для обогащения словаря, закрепления грамматических форм речи.

В зависимости от дидактических задач организуются предварительные, итоговые, обобщающие беседы.

Использование беседы в логопедической работе должно соответствовать следующим условиям:

· опираться на достаточный объем представлений, уровень речевых умений и навыков, находиться в зоне ближайшего развития ребенка;

· соответствовать логике мыслительной деятельности ребенка, учитывать особенности его мышления;

· активизировать мыслительную деятельность детей, используя разнообразные приемы, в том числе наводящие вопросы;

· вопросы должны быть ясными, четкими, требующими однозначного ответа;

· характер проведения беседы должен соответствовать целям и задачам коррекционной работы.

По характеру направленности методы логопедической работы подразделяются на методы «прямого воздействия» (например, воздействие на артикуляторную моторику при устранении дислалии) и методы «обходных путей» (например, создание новых функциональных связей в обход нарушенных звеньев речевой функциональной системы при афазии).

 


7.Дислалия: аспектный анализ. Методика логопедической работы при дислалии.

Дислалия – Н звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации реч. аппарата.Отмечается у 25-30% дошкольников, у 17-20 % школьников (1-2 класс), у 1% взрослых. При форм. произношения ребенок учится воспринимать обращенную речь, управлять органами артикуляции.

Артикуляторная база (Жинкин) – комплекс умений, приводящих органы артикуляции в позиции,Ю при которых для данного языка вырабатывается нормальный звук.

Чаще всего нарушаются свистящие (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), сонорные (Л, ЛЬ, Р, РЬ), заднеязычные (К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ), звонкие (В, З, Ж, Б, Д, Г и их мягкие пары), мягкие (ТЬ, ДЬ, НЬ).

Механизм: отдельные избирательные нарушения корковой нейродинамики с ослаблением тонких дифференцировок в речеслухоом и речедвигательном анализаторах.

Причины: биологические + социальные ( физическая ослабленность ребенка в период развития речи; ЗПР (ММД), ЗРР, нарушение фонематического восприятия; неблагоприятное соц. окружение (ограниченность соц. и реч. контактов, подражание, недостатки воспитания –«сюсюканье»)

Различают в зависимости от дефектов произношения: простая (4 звука) и сложная (5 и более); от группы звуков: мономорфная (одна группа звуков - шипящие) и полиморфная (одновременно 2 или несколько групп); по этиологическому признаку: функциональная (Н звукопроизношения при отсутствии орган. нарушений в артикул. аппарате): моторная – нет согласованности в работе артикуляционного аппарата; сенсорная – снижена способность саморегуляции произвольного внимания при воспроизведении звукови механическая (отклонения в строение губ, зубов, языка, челюстей, неба; возникает в детстве; нарушается произношение 1 или нескольких звуков).

Различают 3 формы нарушения звуков:

1. Искаженное произношение (горловое Р) – ненормированное воспроизведение звуков в силу неправильно сформированных артик. позиций. Звук произносится как несвойственный фонет. системе родного языка.

2. Пропуск в речи звука (КООВА-КОРОВА) – звук не опознается в потоке речи.

3. Замена одного звука другим (КОЛОВА-КОРОВА) – не образуется акустические или артикуляционные образы отд. звуков фонемы не отличаются по своему звучанию.

4. Смешения – артикул. уклады сформ., но нет умения различать некоторые позиции (изол. есть, в самост. речи - нет).

Выделяют: фонологические или фонематические нарушения (Р.Е.Левина, Ф.Ф.Рау) – замены + смешения из-за недостаточной сформированности фонематического слуха или его нарушение; нарушается вся система языка; антрофонические или фонетические (Ф.Ф.Рау) – искажения из-за недостаточной сформированности или нарушения артикуляционной моторики; нарушается произносительная система языка. Если звуки одной группы заменяются, а другой – искажаются, то это фонетико-фонематические нарушения.

Выделяют уровни нарушенного произношения:I – полное неумение произнести звук; II –произносит звук изолированно, но искажает или пропускает в словах и фразах, звук не автоматизирован; III –смешивает звук с другим в речевом потоке – звук не дифференцирован.

Различают три формы функциональной дислалии:

Акустико-фонематическая: дефекты вследствии избирательной несформированности операций переработки фонем в сенсорном звене (опознание, узнавание, сличение акустичсеких признаков и принятие решения о фонеме). Дефекты звукового оформления речи обусловлены недостаточностью фонематического слуха, ребенок не опознает акустический признак звука, уподобляет акустически сходные фонемы друг другу, неправильно воспроизводит звук (РЫБА-ЛЫБА), смешивает Л-Р, Ж-Ш, Д-Т,Г-К, З-С, нет нарушений физического слуха, избирательно не формируется функция слухового различения фонем.


Артикуляторно-фонематическая: обусловлена несформированностью операций отбора фонем по артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи. Выделяют два вида: 1) у ребенка полностью не сформирована артикуляция, отбирает близкий по артикуляции звук-субститут (Р-Л), заменяет звуки более простыми артикуляциями (С-Ш, З-Ж, Т-К, Д-Г, С-СЬ, Л-ЛЬ, Т-ТЬ, Ц-Ч, Л-Р); 2) артикул. база сформирована, усвоены артик. позиции, но осущ. неправильный выбор (смешение) из-за нарушений операций отбора фонем по артикул. признакам; фонематический слух не сформирован.

Артикуляторно-фонетическая (ФФН): дефект произношения обусловлен неправильно сформированными артикуляционными позициями;звуки произносятся искаженно для фонеической системы данного языка; нарушаются переднеязычные невзрывные и заднеязычные взрывные.







Date: 2015-12-13; view: 1775; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию