Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка наличия и уровня психо-эмоциональных дисфункций





Оценка уровня ситуативной (реактивной) тревожности

(тест Спилбергера-Ханина)

Тест Спилбергера-Ханина принадлежит к числу методик, исследующих психологический феномен тревожности. Этот опросник состоит из 20 высказываний, относящихся к тревожности как состоянию (состояние тревожности, реактивная или ситуативная тревожность) и из 20 высказываний на определение тревожности как диспозиции, личностной особенности (свойство тревожности). Что понимает Спилбергер под обеими мерами тревожности видно из следующей цитаты: «Состояние тревожности характеризуется субъективными, сознательно воспринимаемыми ощущениями угрозы и напряжения, сопровождаемыми или связанными с активацией или возбуждением автономной нервной системы». Тревожность как черта личности, по-видимому, означает мотив или приобретенную поведенческую диспозицию, которая обязывает индивида к восприятию широкого круга объективно безопасных обстоятельств, как содержащих угрозу, побуждая реагировать на них состоянием тревоги, интенсивность которых не соответствует величине реальной опасности. Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера является единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность. В нашей стране употребляются в модификации Ю.Л. Ханина (1976 г.), которая им же была адаптирована на русский язык.

Реактивная (ситуативная) тревожность – состояние субъекта в данный момент времени, которая характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью в данной конкретной обстановке. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на экстремальную или стрессовую ситуацию, может быть разным по интенсивности и динамичным по времени.

Цель работы: определить уровень ситуативной тревожности, провести тестирование, анализ результатов, произвести сопоставление с нормативными данными.

Оборудование: бланк опросника.

Ход работы:

1 Инструкция к тесту ситуативной тревожности.

Обследуемому предлагается – «Отвечайте так, как Вы себя чувствуете в данный момент. Используйте утверждение «Да», если Вы согласны с предложенным утверждением, и «Нет» – если не согласны. Над вопросами долго не задумывайтесь. Обычно первый ответ, который приходит в голову, является наиболее правильным, адекватным Вашему состоянию».

2 Проводится тестирование с использованием бланка-опросника (табл. 8).

3 Для подсчета ситуативной (реактивной) тревожности в опроснике Спилбергера-Ханина необходимо от суммы утверждений «Да» при ответах на прямые вопросы (№ 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20) отнять сумму утверждений «Да» при ответах на обратные вопросы (№ 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18) и прибавить 30.

Если алгебраическая сумма результата выше 35, то, следовательно, испытуемый не ощущает особой тревоги, т.е. у него в данный момент низкая тревожность. Если сумма находится в интервале 26–34, то это означает умеренную тревожность. При 25 и менее – тревожность высокая.

Очень высокая тревожность (<25) прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями. Низкая тревожность (>35), наоборот, характеризует состояние как депрессивное, ареактивное, с низким уровнем мотивации. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

Заполняется итоговая таблица, формулируется вывод об уровне реактивной тревожности обследуемого.

 

Таблица 8

Бланк опросника ситуативной тревожности (Спилбергера-Ханина)

ситуация да нет
  Я спокоен    
  Мне ничего не угрожает    
  Я нахожусь в напряжении    
  Я испытываю сожаление    
  Я чувствую себя свободно    
  Я расстроен    
  Меня волнуют возможные неудачи    
  Я чувствую себя отдохнувшим    
  Я встревожен    
  Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения    
  Я уверен в себе    
  Я нервничаю    
  Я не нахожу себе места    
  Я взвинчен    
  Я не чувствую скованности    
  Я доволен    
  Я озабочен    
  Я слишком возбужден и мне не по себе    
  Мне радостно    
  Мне приятно    

 


Итоговая таблица

 

Результаты Баллы
Уровень ситуативной (реактивной) тревожности  

 

Выводы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Исследование состояния человека с помощью теста дифференциальной самооценки функционального состояния – опросника САН

Тест «САН», названный по первым буквам слов «Самочувствие», «Активность», «Настроение», предназначен для определения функционального состояния человека и его изменений в течение определенных интервалов времени. «САН» представляет собой бланк (табл. 9), на которой нанесены 30 пар слов противоположного значения, отражающих различные стороны самочувствия, активности, настроения. Метод измерения заключается в том, что испытуемому предлагается поставить оценку своему состоянию (оценить степень выраженности каждого признака). Шкала оценок представлена семью градациями. Между парами слов расположены цифры 3-2-1-0-1-2-3, а задача испытуемого состоит в том, чтобы выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования.

Каждую категорию характеризуют 10 пар слов. Десятикратное предъявление полярных слов – характеристик одной и той же категории, позволяет получить более надежные данные.

Цель работы: определить уровень самочувствия, активности и настроения человека; провести тестирование, анализ результатов, произвести сопоставление с нормативными данными.

Оборудование: бланк опросника.

Ход работы:

1 Обследуемому дается инструкция о том, что он должен соотнести свое состояние со шкалой 3–2–1–0–1–2–3 каждой пары признаков. Например, между парой утверждение «Самочувствие хорошее» и «Самочувствие плохое» расположены цифры 3–2–1–0–1–2–3. Цифра «0» соответствует среднему самочувствию, которое обследуемый не может отнести ни к плохому, ни к хорошему. Находящаяся слева от «0» единица отражает самочувствие – выше среднего, а цифра «3» – соответствует прекрасному самочувствию. Те же цифры в этой строке, стоящие справа от цифры «0», аналогичным образом характеризуют самочувствие исследуемого, если оно ниже среднего. Таким образом, последовательно рассматривается и оценивается каждая строка данного опросника.

В каждом случае, в отношении каждой пары утверждений обследуемый осуществляет свой выбор, отмечая необходимое значение шкалы «3–2–1–0–1–2–3».

2 При обработке результатов все оценки перекодируются в ряд от 1 до 7, причем балл «3» шкалы 3–2–1–0–1–2–3, соответствующий плохому самочувствию, низкой активности и плохому настроению приобретает значение 1, балл «0» оценивается цифрой 4, балл «3», отражающий хорошее самочувствие, высокую активность и хорошее настроение, приобретает значение 7.

Итогом анализа результатов исследования является сумма значения баллов по отдельным шкалам – «самочувствие», «активность», «настроение».

Проводится расчет суммы баллов согласно ключа к тесту.


Самочувствие – сумма баллов за вопросы: 1, 2, 7, 8, 13,14, 19, 20, 25, 26.

Активность – сумма баллов за вопросы: 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

Настроение – сумма баллов за вопросы: 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

 

Полученная по каждой шкале сумма находится в пределах от 10 до 70 и позволяет выявить функциональное состояние индивида в данный момент времени по принципу:

1 < 30 баллов – низкая оценка;

2 30–50 баллов – средняя оценка;

3 > 50 баллов – высокая оценка.

3 Заполняется итоговая таблица, делается вывод о текущем уровне самочувствия, активности, настроения обследуемого.

Таблица 9

Бланк теста дифференциальной самооценки

функционального состояния (САН)

 

Состояние Балл Состояние
  Самочувствие хорошее 3 2 1 0 1 2 3 Самочувствие плохое
  Чувствую себя сильным 3 2 1 0 1 2 3 Чувствую себя слабым
  Пассивный 3 2 1 0 1 2 3 Активный
  Малоподвижный 3 2 1 0 1 2 3 Подвижный
  Веселый 3 2 1 0 1 2 3 Грустный
  Хорошее настроение 3 2 1 0 1 2 3 Плохое настроение
  Работоспособный 3 2 1 0 1 2 3 Разбитый
  Полный сил 3 2 1 0 1 2 3 Обессиленный
  Медленный 3 2 1 0 1 2 3 Быстрый
  Бездеятельный 3 2 1 0 1 2 3 Деятельный
  Счастливый 3 2 1 0 1 2 3 Несчастный
  Жизнерадостный 3 2 1 0 1 2 3 Мрачный
  Напряженный 3 2 1 0 1 2 3 Расслабленный
  Здоровый 3 2 1 0 1 2 3 Больной
  Безучастный 3 2 1 0 1 2 3 Увлеченный
  Равнодушный 3 2 1 0 1 2 3 Взволнованный
  Восторженный 3 2 1 0 1 2 3 Унылый
  Радостный 3 2 1 0 1 2 3 Печальный
  Отдохнувший 3 2 1 0 1 2 3 Усталый
  Свежий 3 2 1 0 1 2 3 Изнуренный
  Сонливый 3 2 1 0 1 2 3 Возбужденный
  Желание отдохнуть 3 2 1 0 1 2 3 Желание работать
  Спокойный 3 2 1 0 1 2 3 Озабоченный
  Оптимистичный 3 2 1 0 1 2 3 Пессимистичный
  Выносливый 3 2 1 0 1 2 3 Быстро утомляемый
  Бодрый 3 2 1 0 1 2 3 Вялый
  Соображать трудно 3 2 1 0 1 2 3 Соображать легко
  Рассеянный 3 2 1 0 1 2 3 Внимательный
  Полный надежд 3 2 1 0 1 2 3 Разочарованный
  Довольный 3 2 1 0 1 2 3 Недовольный

Итоговая таблица

 

Состояние Результаты
Самочувствие  
Активность  
Настроение  

Выводы ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольная работа №8

1. Раскрыть тему: Методы регулирования психоэмоционального состояния средствами физической культуры и спорта


2. Составить индивидуальный психофизиологический портрет.

 







Date: 2015-12-13; view: 632; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию