Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика самооценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции





6.1 Расчетный метод интегрального описания здоровья человека.

Определение биологического возраста по методу Войтенко

Для проведения массовых обследований различных групп населения, ставящих своей целью выявления групп риска развития того или иного заболевания, ухудшения здоровья в результате чрезвычайных климатических обстоятельств, профессиональных факторов и т.д. достаточно перспективно использование расчетных методов, претендующих на обобщенную, интегральную оценку людей. Данные методы относятся к скрининговым методам, они достаточно «быстрые», дешевые и нетрудоемкие.

В качестве общей оценки здоровья человека используется такое понятие как «биологический возраст». В традиционном понимании биологический возраст (БВ) отражает рост, развитие, созревание, старение организма. Расчетные методы определения БВ базируются на статическом анализе некоторых нормативных параметров достаточно линейно связанных с развитием – старением организма человека.

Он определяется совокупностью обменных, структурных, функциональных, регуляторных особенностей и приспособительных возможностей организма. В антропологии и педиатрии широко используются методы определения БВ, основанные на определении костного возраста, зубного возраста, полового развития, общего морфно-функционального развития.

Для растущего организма значительное опережение и отставание биологического возраста по отношению к календарному может интерпретироваться как признак снижения уровня здоровья человека, может служить основанием для более глубокого обследования состояния человека в специализированном медицинском учреждении.

Предполагается, что по мере старения взрослых людей функциональные возможности и резервы организма снижаются. Для данной группы людей возрастная норма интегральной оценки функционального состояния рассматривается как состояние здоровья. В том случае, когда индивидуальная оценка соответствует величинам, характерным для возраста больше, чем возраст обследуемого (биологический возраст превышает календарный), можно говорить о снижении уровня здоровья.

Цель работы: определить биологический возраст по методу Войтенко, сравнить с календарным возрастом обследуемого, сделать вывод о степени общего здоровья.

Оборудование: анкета, аппарат для измерения артериального давления, секундомер, бланк анкеты.

Ход работы:

1 С помощью специального оборудования измеряем:

a. массу обследуемого (МТ, в кг);

b. пульсовое давление (АДП) – разницу систолического артериального давления (АДС) и диастолического (АДД) (в мм. рт. ст.).

c. продолжительность задержки дыхания после глубокого вдоха (ЗДВ, в сек).

2 Проводим исследование статической балансировки (СБ, в с).

СБ определяется при стоянии испытуемого на левой ноге, без обуви, глаза закрыты, руки опущены вдоль туловища, без предварительной подготовки. Учитывается лучший вариант из трех попыток, с интервалом 1–2 минуты.

3 Проводим тестирование испытуемого – определение Индекса самооценки здоровья по анкете (СОЗ, в баллах).

 

Анкета «Самооценка здоровья» (СОЗ):

1) беспокоит ли Вас головная боль?

2) можно ли сказать, что Вы просыпаетесь от любого шума?

3) беспокоит ли Вас боль в области сердца?

4) считаете ли Вы, что у Вас ухудшилось зрение?

5) ухудшился ли у Вас слух?

6) стараетесь ли Вы пить только кипяченую воду?

7) беспокоит ли Вас боль в области суставов?

8) влияет ли на Ваше самочувствие погода?

9) бывают ли у Вас периоды, когда Вы теряете сон?

10) страдаете ли Вы нарушением в работе желудочно-кишечного тракта?

11) беспокоит ли Вас боль в области печени?

12) бывает ли у Вас головокружение?

13) стало ли Вам сосредоточиться труднее, чем раньше?

14) беспокоит ли Вас ослабленность памяти, забывчивость?

15) ощущаете ли Вы в различных областях тела жжение, покалывание, ползание мурашек?

16) беспокоит ли Вас шум или звон в ушах?

17) держите ли Вы в аптечке валидол, нитроглицерин, сердечные капли?

18) бывают ли у Вас отеки на ногах?

19) пришлось ли Вам отказаться от некоторых блюд?

20) бывает ли у Вас одышка при быстрой ходьбе?

21) беспокоит ли Вас боль в области поясницы?

22) приходится ли Вам в лечебных целях применять минеральную воду?

23) можно ли сказать, что вы стали легко плакать?

24) работоспособны ли Вы, как прежде?

Результат анкетирования – число неблагоприятных ответов: при идеальном здоровье – 0, при плохом – 24.

4 Проводим расчет биологического возраста и должного биологического возраста.


Формулы для расчета БВ:

Мужчины БВ = 27,0 + 0,22*АДС – 0,15*ЗДВ – 0, 72*СОЗ – 0,15*СБ

Женщины БВ = – 1, 46 + 0,42*АДП + 0,25*МТ + 0,70*СОЗ – 0,14*СБ

Расчет должного биологического возраста:

Мужчины – ДБВ = 0, 629*КВ + 18,6

Женщины – ДБВ = 0, 581*КВ + 17,3,

где КВ – календарный возраст в годах.

Если БВ – ДБВ = 0, то степень постарения соответствует статистическим нормативам, если БВ – ДБВ больше 0, то степень постарения большая и следует обратить внимание на образ жизни и пройти дополнительные обследования, если БВ – ДБВ меньше 0, то степень постарения малая.

Полученные в ходе работы результаты заносятся в итоговую таблицу (табл. 10), формулируется вывод о соответствии биологического возраста должному, о степени постарения – общем уровне здоровья обследуемого.

Таблица 10

Итоговая таблица

Параметры Результаты измерения
  Масса тела (кг)  
  Пульсовое давление (мм рт ст.)  
  Продолжительность задержки на вдохе (с)  
  Время статической балансировки на одной ноге (с)  
  Индекс самооценки здоровья  
  Календарный возраст (число лет)  
  Биологический возраст  
  Должный биологический возраст  

 

Выводы ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6.2 Методы исследования особенностей образа жизни человека

Учитывая, что здоровье человека на 50 % зависит от его образа жизни, целесообразно рассмотреть методы и способы определения адекватности образа жизни человека его индивидуальным характеристикам.

 

Субъективная оценка образа жизни соматического здоровья

 

Цель работы: оценить образ жизни обследуемого.

Оборудование: анкеты, инструкции.

Ход работы:

1 Внимательно ознакомьтесь с анкетой, выберите ответ, определите количество баллов.

Анкета (по Московченко)

1 Можете ли Вы расслабиться в стрессовой ситуации, не прибегая к таблеткам, алкоголю или курению:

a. Да 10

b. Редко, но мне это удается 5

c. Нет 0

2 Насколько Ваш реальный вес превышает адекватный:

1. Превышает более чем на 50 % -10

2. Превышает более чем на 25–49 % -6

3. Превышает более чем на 15–24 % -3

4. Превышает более чем на 4–14 % 6

5. Превышает более чем не более чем на 3 % 8

6. Ниже на 4–10 % 10

7. Ниже на 11–19 % -3

8. Ниже на 20–25 % -6

9. Ниже более чем на 25 % -10

3 Применяете ли Вы в повседневной жизни какой-нибудь метод оздоровления:

1. Да, регулярно 10

2. Да, но нерегулярно 5

3. Нет 0

4 Сколько раз в неделю Вы занимаетесь физической культурой:

1. 5–6 раз 10

2. 3 раза 6

3. 2 раза 4

4. ни разу 0

5 Насколько продолжителен Ваш сон (в сутки):

1. менее 5 ч 0

2. 5–6 ч 4

3. 7–8 ч 8

4. 9–10 ч 4

5. более 10 ч 0

6 Как часто Вы питаетесь в течение дня:

1. 3–4 раза 6

2. 2 раза 3

3. 1 раз 1

7 Сколько раз в неделю Вы завтракаете:

1. ни разу 0

2. от случая к случаю 2

3. ежедневно 6

8 Как часто вы пропускаете занятия из-за болезни:


1. болею очень редко, раз в несколько лет 10

2. болею 1–2 раза в год 7

3. болею 1 раз в полгода 5

4. болею 1 раз в месяц 2

5. болею одни раз каждую неделю 0

9 Как часто Вы курите:

1. никогда 10

2. очень редко, не больше 1–2 раз в месяц 6

3. иногда (за компанию) 3

4. каждый день до 5–6 сигарет 0

5. каждый день 0, 5–1 пачку сигарет -8

10 Как часто Вы употребляете алкоголь:

1 ежедневно, более 150–200 г -10

2 не употребляю вообще 10

3 50–70 г вина 1 раз в неделю 6

4 очень редко, не больше 50 г крепких 4

5 напитков 1–2 раза в месяц 2

6 ежедневно, но не более 40–50 г в день -4

7 несколько раз в месяц, но в большом количестве -8

Суммируйте все очки и сделайте вывод о характере Вашего образа жизни по следующей шкале:

a. 88–60 баллов: образ жизни оценивается на «отлично»;

b. 59–50 баллов: отношение к здоровому образу жизни можно оценить как хорошее;

c. 49–35 баллов: Ваше отношение к здоровому образу жизни оценивается «удовлетворительно»;

d. 34 и меньше баллов: Ваши привычки и поведение далеки от здорового образа жизни, оценивается «неудовлетворительно».

 

Выводы:

____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Исследование хронотипов и биоритмов работоспособности человека

Регулярные, периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений наблюдаются на всех уровнях организации живой материи – от внутриклеточных процессов до популяционных, называются биологическими ритмами (биоритмами). В основе их лежат изменения метаболических процессов под влиянием внешних и внутренних циклических факторов: геофизических факторов окружающей среды (смена дня и ночи, изменение температуры, влажности, атмосферного давления, напряженности электрических и магнитных полей, интенсивности космических излучений, сезонных и солнечно-лунных влияний) и нейрогуморальных, протекающих в определенном наследственно закрепленном темпе и ритме.

Хронотип человека – устойчивая индивидуальная временная периодизация психофизиологического состояния человека, в частности – работоспособности. Доказано, что у большинства людей в течение суток наступают два пика работоспособности; с 8 до 12 ч и с 17 до 19 ч. Человек наиболее пассивен с 2 до 5 ч и с 13 до 15 ч. Но, наряду с этим, есть люди, наиболее работоспособные вечером – «совы», и люди, работоспособные рано утром – «жаворонки», люди с невыраженной периодизацией активности – «голуби».

Считается, что каждый человек со дня рождения живет по своим биоритмам (биологическим часам), которые со строгой периодичностью влияют на дружеское состояние, проявление интеллектуальных способностей, эмоциональность и т.д. Многие ученые выделяют биоритмы с длиной периода в 23, 69 дней (физический цикл), 28, 43 дня (эмоциональный цикл) и 16, 33 дня (интеллектуальный цикл), которые позволяют с достаточной точностью прогнозировать состояние здоровья и динамику работоспособности человека.


Согласно теории биоритмов в дни, соответствующие положительной фазе физического биоритма, человек испытывает подъем работоспособности, ощущает прилив силы и бодрости, проявляет устойчивость к отрицательным воздействиям. Любая деятельность, связанная с затратами физических сил, реализуется успешно. В отрицательной фазе происходит снижение выносливости организма, наступает быстрая утомляемость при объемной или скоростной физической работе, нарушается координация движений.

Интеллектуальный биоритм характеризует мыслительные способности человека (творчество, сообразительность, память, логика), так как обусловлен деятельностью головного мозга.

Положительная фаза характеризует повышенную способность к усвоению информации, анализу и активизации творческого мышления. В отрицательной фазе происходит спад творческих сил.

Эмоциональный биоритм характеризует содержание и качество эмоций и чувств человека (настроение, стресс, интуиция, энергетическая мобилизация). В положительной фазе отмечается хорошее настроение, бодрость, «мышечная радость» при большой физической нагрузке с подъемом способностей проявить качества к достижению цели. В отрицательной фазе появляются отрицательные эмоции: плохое настроение, пессимизм, апатия, гнев, страх, раздражительность, нередки паника, эмоциональные и психические срывы.

Цель работы: определить хронотип, оценить параметры биологических ритмов для выбора рационального режима труда, физической нагрузки и отдыха.

Оборудование: анкета, калькулятор, календарь.

Ход работы:

I Определение хронотипа человека

1 Внимательно ознакомьтесь с анкетой хронотипа, выберите ответ, определите количество баллов.

Анкета (по Московченко)

1 Трудно ли Вам вставать рано утром:

1) да, почти всегда 3

2) иногда 2

3) редко 1

4) очень редко 0

 

2 В какое время Вы предпочитаете ложиться спать:

1) после 1 часа ночи 3

2) с 23 до 1 часа ночи 2

3) после 22 часов 1

4) до 22 часов 0

 

3 Вы недавно проснулись. Какой завтрак Вам больше по душе:

1) плотный 3

2) менее плотный 2

3) вареное яйцо или бутерброд 1

4) достаточно чаю или кофе 0

 

4 Вспомните Ваши недавние конфликты. Когда они обычно происходят:

1) в первой половине дня 0

2) во второй половине дня 2

5 От чего Вам легче отказаться:

1) от утреннего чая или кофе 2

2) от вечернего чая 0

6 Легко ли Вам переменить свои привычки, связанные с едой:

1) очень легко 0

2) достаточно легко 1

3) трудно 2

4) не меняю 3

 

7 Утром Вас ждут важные дела. Насколько раньше обычного Вы ляжете спать:

1) более чем на 2 часа 3

2) на 1–2 часа 2

3) менее чем на 1час 1

4) как обычно 0

 

8 Насколько точны Ваши внутренние часы? Засеките время и когда, по вашему мнению, пройдет минута, снова посмотрите на часы:

1) вы поторопились 0

2) вы опоздали 2

 

2 Подсчитайте количество баллов. Оцените полученный результат, учитывая следующее: если в сумме Вы набрали от 0 до 7 баллов, то относитесь к «жаворонкам»; если от 8 до 13, то к аритмикам – «голубь»; если от 14 до 21, то Вы – «сова».

3 Занесите результат в итоговую таблицу, сделайте вывод о присущем Вам хронотипе работоспособности.

II Определение биологического ритма

1 Определите свои биологически ритмы, подсчитав общее число прожитых дней (Z) со дня рождения до данной даты.

Для этого:

a. определите количество дней, прожитых со дня рождения до последнего дня. Х = возраст (полных лет) * 365 + кол-во дней високосных лет (возраст/4);

b. определите с помощью календаря количество дней, прожитых с последнего дня рождения до расчетной даты (Y).

c. определите общее число прожитых дней по формуле:

Z = Х + Y, где

Z – общее число прожитых дней,

Х – количество дней, прожитых со дня рождения до последнего дня рождения,

Y – количество дней, прожитых с последнего дня рождения до расчетной даты.

2 Для определения максимально активных и неблагоприятных дней необходимо количество прожитых дней разделить на период исследуемого биоритма. Длительность биологических циклов (дней):

a. физический – 23, 688;

b. эмоциональный – 28, 426;

c. интеллектуальный – 33, 163.

Целое число соответствует количеству полных периодов данного биоритма, а остаток – количеству дней от начала последнего периода до заданной даты. Отсюда первый максимально активный день биоритма находится в результате прибавления к заданной дате разницы между периодом биоритма и остатком.

Например, человек прожил к 15 ноября 1998 г. 6 300 дней. Рассчитываем очередной максимально активный день физического биоритма. Вначале находим разницу между периодом биоритма и остатком: 6 300 / 23, 688, остаток равен 9 дням, а разность (23 – 9) = 14 дням. Тогда очередной максимально активный день физического биоритма приходится на (15 + 14) = 29 ноября. Последующие максимально активные дни легко найти, прибавляя к найденной дате один, два и т.д. периода расчетного биоритма.

Аналогично рассчитывается эмоциональный и интеллектуальный биоритмы: 6 300 / 28, 426 остаток равен 6 дням, а разность (28 – 6) = 22 дням, значит, очередной максимально активный день эмоционального биоритма приходится на (15 + 22) = 7 декабря. Считается, что в течение первой половины периода (для физического – 11,5 дня, эмоционального – 14, интеллектуального – 16,5) находится положительная фаза, во второй – отрицательная.

 

3 Постройте график своих биоритмов.

 

 

 


 

 


Фаза Дни

1 5 9 13 17 21 25 29 33

 

-1

 

 

4 Сделайте выводы о соответствии Вашего самочувствия расчетным параметрам биоритмов.

!!! Внимание. Очень важно учитывать максимально активные и неблагоприятные дни особенно тем, кто имеет метеолабильную зависимость – когда в одной точке на суточной оси пересекаются разные биоритмы.

 

Итоговая таблица

 

Параметры Результаты
Хронотип  
Физический биоритм  
Эмоциональный биоритм  
Интеллектуальный биоритм  

Выводы:

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Контрольная работа №9

1. Раскрыть тему: Методика самооценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции.

2. Проведите исследование хронотипов и биоритмов своей работоспособности.







Date: 2015-12-13; view: 851; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.04 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию