Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 6. Дислалия





Дислалия (от греч. dis — приставка, означающая час­тичное расстройство, и lalio — говорю) — нарушение звуко-произношения при нормальном слухе и сохранной иннер­вации речевого аппарата.

Понятием «произносительная сторона речи», или «про­изношение», охватывают фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, кото­рыми оно определяется. Сюда относятся навыки речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения звуков и их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации со всеми ее средствами, соблюдения норм орфоэпии [2, с. 292].

Среди нарушений произносительной стороны речи наибо­лее распространенными являются избирательные нарушения в ее звуковом (фонемном) оформлении при нормальном фун­кционировании всех остальных операций высказывания.

Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизве­дения звуков речи: искаженном (ненормативном) их про­изнесении, заменах одних звуков другими, смешении зву­ков и — реже — их пропусках.

Термин дислалия одним из первых в Европе ввел в науч­ное обращение профессор Вильнюсского университета врач И. Франк. В монографии, вышедшей в 1827 г., он приме­нил его в обобщенном значении как наименование всех ви­дов произносительных расстройств различной этиологии. Несколько позже, в 30-е годы XIX столетия, швейцарский врач Р. Шультесс также вводит в свои работы этот термин, но в более узком, нежели у И. Франка, значении: он при­числяет к дислалии лишь произносительные нарушения, обусловленные анатомическими дефектами органов артику­ляции. В классификации Куссмауля была принята точка зрения Шультесса, такое же понимание дислалии встреча­ется в работах Гутцмана.

Несколько иную позицию занимал польский исследователь В. Олтушевский, который относил к дислалиям слу­чаи нарушения произношения, не обусловленные анатоми­ческими дефектами речевого аппарата. Он выделял две формы: функциональную и обусловленную снижением слуха (dislalia audiogenes). Дефекты произношения, обус­ловленные патологическими изменениями в артикуляцион­ном аппарате, он обозначил термином дисглоссия и выде­лил четыре вида этого дефекта в зависимости от того, какой из артикуляционных отделов оказывается нарушенным: губную (labialis), язычную (lingualis), зубную (dentalis) и нёбную (palatalis).

В отечественной логопедии начала XX в. объем поня­тия дислалии не отличался от принятого в работах Кус-смауля и Гутцмана. Но уже в 30—50-е годы это понятие претерпевает существенные изменения. М. Е. Хватцев рас­сматривал дислалию как одну из форм косноязычия (под этот обобщающий термин подводились все типы нарушения произношения). Он включал в нее звукопроизносительные нарушения, обусловленные поражением или расстрой­ством периферических органов речи: костно-хряще-мы-шечных частей, а также нарушения звукопроизношения, обусловленные периферической тугоухостью. Он пола­гал, что не менее 10% случаев дислалии обусловлены этим дефектом.

М. Е. Хватцев выделяет три формы дислалии: механичес­кую, обусловленную грубыми анатомическими дефектами органов речи (расщелинами нёба, короткой подъязычной уз­дечкой); органическую, обусловленную периферической ту­гоухостью, аномалиями челюстей, зубов, языка и нёба; фун­кциональную, обусловленную мышечной вялостью мягкого нёба, недостаточной гибкостью кончика языка, слабостью выдыхаемой струи воздуха и т. д.

В начале 50-х г. А. М. Смирнова на основе большого кли­нического материала публикует классификацию дефек­тов произношения, которая заметно отличается от класси­фикации, предложенной М. Е. Хватцевым.

В это же время О. В. Правдина дает иную трактовку дис­лалии: в частности, были исключены нарушения, обусловленные дефектами слуха. Она в отличие от М. Е. Хватцева выделила только две формы: функциональную и механи­ческую. В состав последней была включена и ринолалия.

В дальнейшем в 60-е годы в работах С. С. Ляпидевского и О. В. Правд иной прослеживается тенденция к делению произносительных дефектов на дизартрию и дислалию и отказу от обобщающего термина «косноязычие». В эти же годы в работе С. С. Ляпидевского и Б. М. Гриншпуна рино­лалия была выделена из механической дислалии в отдель­ное речевое нарушение. Это определенным образом сузило понятие дислалии и сделало его более четким. В дальней­шем деление дислалии на функциональную и механичес­кую стало разделяться большинством авторов. Лишь в от­дельных работах упоминалась органическая дислалия, хотя содержание этого словосочетания не у всех авторов совпа­дало: в работе Е. Ф. Pay и В. А. Синяка термин органичес­кая дислалия просто был заменен термином механическая дислалия, а в работе Л. В. Мелеховой понятием органичес­кая дислалия охватывались случаи произносительных на­рушений, переходные между дизартрией и дислалией. В по­следнее время такие нарушения определяются как стертая дизартрия.

В настоящее время термин «дислалия» приобрел между­народный характер, хотя его содержание, а также виды на­рушений, определяемых им, не всегда совпадают. Эти не­совпадения связаны с тем, какие основания берутся исследователями при описании нарушений: анатомо-физиологические, психологические или лингвистические. В тра­диционных описаниях, в которых используются клиничес­кие критерии, различные произносительные нарушения типа дислалии рассматриваются нередко как рядополож-ные. Описания, в основу которых положены психологичес­кие и лингвистические критерии, в понятие дислалии вклю­чают то разные ее формы и виды, то фонетические и фонетико-фонематические нарушения звукопроизношения (например, в работах Р. Е. Левиной) [9, с. 108].

Критический анализ учения о дислалии с современных научных позиций требует пересмотра установившихся в ло­гопедии представлений. Произносительные дефекты по своему нейрофизиологическому и психологическому, механиз­му, по вызывающим их причинам, по роли в общем речевом развитии ребенка и методам преодоления нередко оказыва­ются различными.

Дислалия является одним из наиболее распространенных дефектов произношения (см. гл. 1).

Date: 2015-12-13; view: 602; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию