Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновение и развитие национальных систем физического воспитания





Под влиянием педагогических идей Локка, Руссо, Песталоцци со второй половины XVIII в. в некоторых странах создаются буржуаз­ные школы нового направления (филантропины), появляются обще­ства и кружки гимнастики.

Одновременно со школами нового типа в некоторых странах (на­пример, в Германии) до середины XIX в. существовали еще и специ­альные учебные заведения для аристократической молодежи — так называемые рыцарские академии, возникшие в XVII столетии. В этих школах готовили молодых людей к военной и государственной служ­бе и, придавая большое значение физическому воспитанию, обучали фехтованию, верховой езде, стрельбе, танцам, некоторым играм и др.

Тем не менее, несмотря на развитие физического воспитания, сис­темы физического воспитания общегосударственного значения (на­циональные'системы) не возникали вплоть до окончания наполеонов­ских войн. Объясняется это двумя причинами. Во-первых, буржуаз­ным правительствам они были не нужны, а население обходилось теми школами и учебниками, которые создавались частным порядком энтузиастами этого дела, педагбгами и врачами. Во-вторых, идеи «свободы личности», выдвинутые побеждавшим капитализмом, не согласовывались с обязательностью систем физического воспитания. Предполагалось, что каждый может выбирать для себя и своих детей ГО, что ему нравится, без какого-либо давления со стороны государ-

' IHM.

Переломным моментом явились наполеоновские войны начала М X в. Сразу после них почти во всех капиталистических странах i i.1 ли создаваться национальные системы физического


воспитания. Вызвано это было следующим: поражение Наполео­на в России объяснялось не только и не столько превосходством рус­ской армии, сколько физической неподготовленностью войск Наполео­на, не устоявших перед длинными и трудными дорогами, холодом, го­лодом и другими лишениями, с которыми встретились эти войска в России. Объяснялась эта неподготовленность тем, что Наполеон от­казался от старой системы комплектования армии. Взамен постоян­ной малочисленной армии с продолжительным сроком службы (25 лет и более) Наполеон создал непрерывно пополнявшуюся армию, превосходившую по силам хорошо обученные, но малочисленные войска других европейских стран. Было очевидным, что в будущем только массовые армии могут рассчитывать на победу, однако для них нужно было заранее готовить резервы. Особенно важна была физическая подготовка (обучить стрельбе и строевым приемам мож­но и в более короткие сроки). Таким образом, возникла необходи­мость в физической подготовке не только войск, но и подростков, т. е. будущих солдат, еще до призыва их в армию.

Этим и объясняется тот факт, что во всех крупных странах почти одновременно создаются системы физического воспитания. В первую очередь они были созданы в Пруссии (немецкая система физического воспитания), Швеции и Франции.

Все эти системы были гимнастическими, поскольку именно гимна­стика давала возможность тренировать различные части тела, обу­чала конкретным движениям и навыкам, а также больше всего соответствовала способу ведения боя в те годы. Как известно, в воен­ных действиях в эти годы преобладала так называемая линейная тактика. Солдаты шли в атаку и вели огонь строем. Так было легче управлять войсками, тем более что слабая интенсивность ружейного и артиллерийского огня не наносила строю большого ущерба. Гим­настика лучше других средств физического воспитания готовила лю­дей к четкому выполнению команд, синхронности и одновременным действиям.

В самой гимнастике появились различные направления. Первое было направлено на то, чтобы развить у человека способность ориен­тироваться при любых положениях тела. Иначе говоря, развить спо­собность быстро овладевать любыми сложными движениями, то, что теперь называется развитием общей координации движений. Это на-праЕление преобладало в Пруссии.

Сторонники второго направления выступали лишь за общее физи­ческое развитие, не беспокоясь о приобретении каких-либо навыков. Физически развитый человек, считали они, легко сможет овладеть нужными движениями в нужное время. Такая точка зрения преоб­ладала среди авторов шведской системы физического воспитания и кх сторонников.

Третье направление, представленное главным образом авторами французской системы, имело своей целью подготовку будущих сол­дат, выносливых и закаленных. Это направление носило военно-при­кладной характер.

Совершенно очевидна польза всех трех направлений, и выигры­вали те страны, которые пользовались одновременно всеми средст-


вами. Нам же для более подробного изучения удобнее рассматри­вать системы в отдельности.

Немецкая система физического воспитания. Наиболее известными из представителей этой системы были Г. Фит (17631836 гг.) и И. X. Гутс-Мутс (1759—1839 гг.). Оба они работали в филантропи­нах в Германии и своими трудами создали базу для дальнейшего развития немецкой национальной системы физического воспитания.

Заслуга Фита заключалась в том, что он подверг теоретическому анализу все физические упражнения. Средствами физического вос­питания Фит считал:

1) закаливание против непогоды и низкой температуры. Сюда же
ом относил умение переносить боль, голод, жажду и даже отсутствие
сна;

2) упражнения для развития органов чувств, преимущественно
во время специальных игр;

3) все упражнения, известные ему из греческой гимнастики, а так­
же бег на коньках, переноску тяжестей и т. п.;

4) игры и развлечения;

5) упражнения в верховой езде, фехтовании, танцах. Среди этих
упражнений были упражнения на деревянном коне и некоторых дру­
гих снарядах;

6) простейшие движения отдельных частей тела;

7) ручной труд.

Фит не создал законченной системы гимнастики, но подготовил материал для нее. Наибольшую ценность в его трудах представляют описание техники гимнастических упражнений и методические ука­зания к ним.

И. X. Гутс-Мутс работал почти одновременно с Г. Фитом. В уп­ражнениях Гутс-Мутс большое внимание уделял форме движения. Он, как и Фит, разработал технику многих гимнастических упраж­нений, в том числе упражнений на снарядах. В своей книге «Гимна­стика для юношества», вышедшей в 1793 г., Гутс-Мутс писал, что главная цель гимнастики — укрепление здоровья молодежи «в более образованных семьях». Позднее он переработал свою книгу, доказав необходимость занятий гимнастикой для всех слоев населения.

Гутс-Мутс широко применял различные снаряды для лазания (шесты, канаты, лестницы, перекладины, бревно, балансовая мачта, доска), метания (каменные и железные шары, диски, копья). Мно­гие упражнения выполнялись по команде всей группой. Большое зна­чение придавалось гимнастическим играм и строевым упражнениям. Таким образом, главная заслуга его состоит в разработке техники многих гимнастических упражнений, в том числе упражнений на снарядах.

В ходе завоевательных войн Наполеона в Западной Европе на территории Германии возникло общественно-политическое движение среди гимнастических организаций. Неожиданное поражение Прус­сии, считавшейся сильнейшей державой в военном отношении, вызва­ло большое возмущение ее населения. Молодежь стремилась как можно скорее овладеть военным делом, чтобы выступить на борьбу за освобождение страны.


Первая гимнастическая площадка (турнплац) «Заячья поляна», Германия, 1818 г.

Возглавил это общественное движение Фридрих Ян (17781852 гг.). С помощью своих единомышленников он оборудовал гим­настическими снарядами площадку в Берлине, на которую собира­лась молодежь для занятий гимнастикой. По воскресеньям он прово­дил с молодыми людьми- военизированные игры и походы. Все эти занятия сопровождались проведением бесед патриотического харак­тера, которые внушали немецкой молодежи идеи о необходимости борьбы за свободу и единство Германии, в то время состоявшей из нескольких политически не связанных между собой княжеств.

Организовав занятия в Берлине, Ян с помощью своих учеников стал создавать подобные площадки и в других городах. Так из раз­розненных кружков гимнастики в Германии возникло гимнастичес­кое движение, сыгравшее большую роль в дальнейшем развитии фи­зической культуры в этой стране.

После поражения Наполеона и восстановления прусской монар­хии некоторая часть учеников Яна стала выступать с требованием проведения в Пруссии демократических реформ. Испугавшись этого, правительство в 1820 г. запретило гимнастические организации Яна, которые он называл турненскими (от слова «турнен»— вращаться). Деятельность гимнастических организаций возобновилась лишь через несколько лет. В 40-х годах XIX в. гимнастика (турнен) вводится как предмет в учебные заведения Германии.

Деятельность Яна и. его ближайшего помощника Эйзелена сыгра­ла большую роль в создании немецкой системы физического воспи-' тания. Ими была разработана техника многих гимнастических уп­ражнений на-перекладине (турнике), параллельных брусьях и неко­торых других гимнастических снарядах. Они широко применяли упражнения на деревянном коне, так хорошо описанные Фитом в сво-


их книгах, упражнения в лазанье, прыжках и др. Однако ни сам Ян, ни его ближайшие ученики не выработали схемы урока и методики его проведения, вследствие чего их турнен не был приспособлен для школы. Работу эту проделал Адольф Шписс (1810 — 1853 гг.).

Шписс построил схему урока гимнастики и тем самым завершил создание системы немецкой национальной гимнастики. Основные по­ложения ее Шписс опубликовал в 1840 г. в книге «Учение о турнен-ском искусстве». Эта система просуществовала в Германии без осо­бых изменений несколько десятков лет. С небольшими усовершен­ствованиями и изменениями она применялась вплоть до второй ми­ровой войны.

Особенностью немецкой системы было то, что в ней не придава­лось большого значения так называемой чистоте выполнения упраж­нений на снарядах, т. е. гимнасты не следили за правильным поло­жением рук, ног, головы. Важно было выполнить само движение, сделать подъем, какой-нибудь оборот и т. п. Гимнастические упраж­нения на снарядах повторялись несколько раз, иногда даже нес­колько десятков раз. Комбинации, т. е. переход от одних движений К другим, не применялись. Тем не менее снарядовая гимнастика положила начало спортивным видам гимнастики, развитым уже ру­ководителями Сокольских организаций в Чехии в 60-х годах XIX в. Если немцы считали разумным все, что можно проделать на гимнас­тическом снаряде, чехи допускали лишь то, что было красивым.

Шведская система физического воспитания. Шведская система зизического воспитания создавалась по инициативе самого прави­тельства страны, поручившего это дело профессору Перу Лингу. Пер 1инг (1776—1839 гг.), а затем его сын Ялмар Линг (1820— 1886 гг.) 1ВЛЯЮТСЯ основателями этой системы. Позднее в ее развитии приня­ли участие и другие специалисты.

Пер Линг начал изучать гимнастику в 1803. г. в Дании. Работая над составлением руководства Для армии, он вскоре пришел к вы­воду о необходимости начинать физическое воспитание с детского возраста. Чтобы лучше познакомиться с этим вопросом, Пер Линг изучил анатомию и физиологию человека. В 1813 г. по его инициа­тиве в Стокгольме был открыт специальный институт, в котором Пер Линг на практике применял свей средства и методы физическо-ю воспитания.

Пер Линг считал, что для физического воспитания нужно при­
менять такие упражнения, которые укрепляют и развивают тело че­
ловека. Приобретение же навыков и стремление к победе над про­
тивником он считал посторонним делом для гимнастики. Иными
словами, оздоровление и укрепление организма, по его мнению, яв­
ляются единственной задачей гимнастики. Педагогического значения
гимнастики Пер Линг не учитывал. В основу классификации физи­
ческих упражнений П. Линг положил анатомический признак. Каж-
цое упражнение предназначалось для какой-нибудь части тела: рук,
мог, брюшного пресса, спины, плеч и др. Были, правда, упражнения
для улучшения сердечной деятельности и дыхания. Применялись и
успокаивающие упражнения, главным образом упражнения «на рав-
... нсие».



Все виды гимнастики П. Линг разбил на четыре группы: военную, педагогическую, врачебную и эстетическую. Сам П. Линг занимался описанием принципов главным образом военной гимнастики. Осталь­ные виды он считал лишь подготовительными к ней или дополни­тельными.

Разработкой педагогической гимнастики занялся Я. Линг и др. Я. Линг разработал схему урока, подобрал и систематизировал уп­ражнения, ввел для занятий специальные снаряды и выдвинул ряд методических положений. Общие принципы и задачи гимнастики, установленные отцом, Я- Линг сохранил без изменений.

К 60-м годам прошлого столетия сложилась схема урока швед­ской гимнастики. По этой схеме урок состоял из 14—16 частей, сле­довавших одна за другой в строгом порядке. Часть упражнений уро­ка резко повышала общее физическое напряжение (например, уп­ражнения в подтягивании, ходьба с подпрыгиванием, прыжки), другая часть —успокаивала организм (упражнения на равновесие, отвлекающие и дыхательные упражнения). В результате схема урока перенесенная на чертеж, представлялась в виде кривой линии в фор­ме двойной волны, более высокая из которых была ближе к концу урока. Хотя такая схема урока сильно связывала инициативу препо­давателя, шведская гимнастика имела немало положительных сто­рон. Она была доступна каждому, безопасна, в ней легко дозирова­лась физическая нагрузка, можно было точно направлять движения на избранную часть тела. Кроме того, эта гимнастика предлагала большой выбор упражнений и ценные методические указания, что явилось одной из причин широкого распространения шведской' сис­темы во многих странах мира. Даже в Германии было немало сто­ронников шведской гимнастики, старавшихся заменить ими турнен.

Долгое время считаясь подлинно научной системой, шведская гимнастика в конце XIX в. стала подвергаться критике со стороны специалистов по физическому воспитанию. В Стокгольмском инсти­туте продолжалась работа по усовершенствованию гимнастики. В школьный урок были введены подвижные игры, схема урока уп­ростилась, были добавлены некоторые упражнения. Тем не менее общие принципы системы все же были сохранены.

В целях дальнейшего совершенствования упражнений Я. Линг ввел новые снаряды. Они получили широкое распространение и сей­час применяются во всех странах (шведская стенка, шведская ска­мейка, двойной бум и др.). Применялись и известные снаряды (конь, канаты, лестницы).

Существенным признаком упражнений шведской гимнастики бы­ла их симметричность и прямолинейность. Точному положению рук, ног и туловища уделялось исключительное внимание. Во время вы­полнения упражнения делалось много пауз. Противники шведской гимнастики называли ее гимнастикой поз, а не движений.

Перед началом упражнений ученики должны были принимать «исходное положение», которое лучше всего обеспечивает точное избирательное действие упражнений, правильность и результат дви­жения. В шведской гимнастике исходным положениям уделялось исключительное внимание, и в этом большая заслуга ее авторов.


I


Фехтование во Франции, 1816 г.

Шведская гимнастика положила начало развитию различных ви­дов оощеразвивающей гимнастики, включая индивидуальные систе­мы. J-пражнения шведской гимнастики широко применяются в шко­ле и в настоящее время.

Французская система физического воспитания. В период револю­ционно-освободительных войн, когда реакционные силы Европы угро­жали существованию Французской республики, в стране возникло движение молодежи, целью которого было овладение военным искус­ством и достижение необходимой для этого физической подготовки С 1/У1 г. начали создаваться так называемые юношеские команды которые стали прообразом самодеятельного спортивно-гимнастичес­кого движения во Франции. Члены юношеских команд занимались физической и строевой подготовкой, участвовали в военизированных играх и туристских походах. При Наполеоне юношеские команды были преобразованы в школьные батальоны, пользовавшиеся под­держкой со стороны правительства. После поражения Наполеона все общественные организации, созданные в ходе революции были распущены. Новые гимнастические организации создаются уж'е в се­редине XIX столетия. Тогда же физическое воспитание начинает вво­диться и в некоторых учебных заведениях.

Большая заслуга в создании системы физического воспитания во Франции принадлежит полковнику Франциско Аморосу (1770— IS48 гг.) и его последователям. Ими была составлена система гим-11.1 отеческих упражнений военно-прикладного характера. Эта систе­ма имела большое практическое значение для подготовки солдат и


офицеров. Хотя авторы ее и старались учитывать влияние упражне­ний на организм, тем не менее они считали это делом второстепен­ным. Лучшие гимнастические упражнения, по мнению Амороса, те, которые образуют навыки, необходимые в жизни, особенно в воен­ных условиях. Это преимущественно военно-прикладные упражнения: ходьба и бег по местности с препятствиями и без препятствий, раз­личные прыжки (в том числе с помощью ружья или палки, с ору­жием и без него), упражнения «на равновесие», лазанья и перелеза- ния, переноски груза или раненого, плавание и ныряние (в одежде, с оружием), борьба, метания, стрельба, фехтование и вольтижиров­ка. Кроме того, он включал в свою гимнастику подготовительные упражнения, танцы и ручной труд, но эти упражнения не были ос­новными. Для некоторых упражнений Аморос применял снаряды, играющие роль препятствий, которые нужно преодолеть с наиболь­шей скоростью и экономией сил. Главными снарядами были лестни­цы, канаты, шесты, заборы и т. п. Иногда упражнения сопровожда­лись песней — Аморос считал это полезным для развития дыхания и для возбуждения патриотических чувств. Это была первая попыт­ка ввести своеобразное музыкальное сопровождение.

В проведении урока Аморос не придерживался какой-либо схемы. Он лишь установил общие принципы, которые были доступны всем занимающимся и по возможности просты. Упражнения должны были выполняться последовательно, начиная с легких и заканчиваясь трудными. При занятиях учитывались индивидуальные особенности учеников. Аморос указывал на то, что действие одного и того же упражнения можно усилить или ослабить, меняя его скорость, нап­равление и амплитуду. Следует отметить, что он первым ввел пись­менный учет результатов занятий с помощью контрольных карточек. В эти карточки, заведенные на каждого ученика, периодически вно­сились данные их физического развития. Таким образом, в системе Амороса было немало ценных методических указаний для проведе­ния гимнастических занятий.

Система Амороса нашла отклик за границей. Военные круги многих стран старались возбудить интерес к военной гимнастике, популяризируя эту систему. Однако гимнастика Амороса не была приспособлена для введения ее в школьные занятия, и потому ее еще нельзя назвать национальной системой физического воспитания. Лишь позднее во Франции стали возникать новые системы гимнасти­ческих упражнений, приспособленные для применения в школе. В этих системах сохранились и получили дальнейшее развитие идеи Амороса, положившие начало прикладному направлению в гимнас­тике.

Date: 2015-12-13; view: 2514; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию