Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Идейно-теоретические основы физического воспитания
Раздел II ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В НОВОЕ ВРЕМЯ Глава 4 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ПЕРВЫЙ ПЕРИОД НОВОГО ВРЕМЕНИ Эпоха развития капитализма от первых буржуазных революций XVII в. до Великой Октябрьской социалистической революции называется Новым временем. Первый период Нового времени охватывает события с середины XVII в. до Парижской коммуны. Это была эпоха победы и утверждения капитализма. После Парижской коммуны начинается второй период Нового времени, характеризующийся обострением всех противоречий капитализма, перерастанием его в империализм. Однако нужно иметь в виду, что не во всех странах капитализм развивался одновременно. В то время как в Англии, а затем и во Франции произошли буржуазные революции, в других странах еще процветал феодализм, продолжавшийся до второй половины XIX в. Кое-где остатки его существуют и поныне. В борьбе нового и передового со старым и реакционным развивались экономика и культура нового общественного строя. Значительных успехов в этот период достигли теория и практика общего и физического воспитания, медицина и некоторые другие отрасли культуры, имеющие отношение к укреплению здоровья, развитию и совершенствованию человека. Хотя новые методы воспитания и укрепления здоровья были доступны далеко не всем, а лишь зажиточным слоям населения, тем не менее возможностей для занятий физической культурой по сравнению с эпохой феодализма стало значительно больше. Развивались и углублялись идеи гуманистов. Росло количество школ, в которых наряду с обучением разным наукам проводилось и физическое воспитание, появились педагогические теории, развивающие новые идеи в этой области. Идейно-теоретические основы физического воспитания На развитие идейно-теоретических основ физического воспитания в первый период Нового времени наибольшее влияние оказали материалистическая философия XVII—XVIII вв., естествознание и педагогические теории. Позиции естественнонаучного материализма, который в то время был основой наиболее передовой философии, опровергли мнение о создании человека господом богом «по образу и подобию своему». Организм человека начали сравнивать с машиной, которую можно исправлять и совершенствовать. В проявлении ума, воли и физических качеств человека стали видеть результат воспитания, а не волю божью. Наибольшее значение для развития теории и практики физического воспитания того времени имели работы английского философа и педагога Дж. Локка, французского просветителя Жан-Жака Руссо, швейцарского педагога И. Песталоцци и французских философов-материалистов XVIII в. Ж. Ламетри, Ж.-А. Кондорсэ и др. Джон Локк (1632—1704 гг.), современник английской буржуазной революции, доказывал необходимость воспитания молодых людей энергичными, сильными телом и духом, способными пробить себе дорогу в жизни. Это вполне соответствовало интересам английской буржуазии, боровшейся в те годы за политическую власть в самой Англии и за господство в чужих странах. Самым главным в воспитании молодежи Локк считал воспитание силы воли, твердости характера, физической закалки, выносливости. Необходимо было хорошо владеть оружием, ездить верхом, плавать, управлять парусами, грести и т. п. В процессе воспитания все эти качества и умения Локк считал взаимосвязанными. Чем сильнее и закаленнее тело, тем легче человек справляется с ленью, страхом и другими недостатками. Укрепляя и закаливая тело, человек вместе с тем укрепляет свою нолю, а овладевая нужными умениями и навыками, приобретает большую уверенность в своих силах. Учение Локка об укреплении сиды воли путем закаливания и фи-шческого развития было прогрессивным для своего времени. Оно содействовало распространению правильных представлений о един-i i не человеческого организма, чем наносило удар по идеалистическим представлениям о независимости психических качеств человека от его физических сил. Несмотря на то что педагогическая система Локка была предназначена для верхушки буржуазного общества, она сыгра-i 1 положительную роль в дальнейшем развитии физического воспи-i шин. Жан-Жак Руссо (1712—1778 Гг.), как и другие философы-просве-п. или XVIII в., развивал идеи о решающей роли внешней среды в <!" рмпровании личности человека: Ему казалось, что общество с его пороками вредно сказывается на воспитании детей и поэтому им КНО создавать такие условия, чтобы это влияние было как можно >11.inмNi. Эта теория сыграла известную роль в создании так назы-мых закрытых учебных и воспитательных заведений во многих ■i ранах Европы. Руссо высказал правильные мысли о важной, роли физического воспитания не только в развитии физических способностей человека, но и в познании им окружающего мира. Только на собственном двигательном опыте, полагал он, ребенок может понять такие важные • категории внешнего мира, как время, пространство, тяжесть, сопротивление и др. Никакие книги этому помочь не могут. Поскольку «тело рождается раньше души, — писал он, — первой должна быть забота о теле». Сначала закаливание, затем игры и физические упражнения укрепляют тело ребенка, содействуют формированию его характера и помогают легче познавать окружающий нас мир. Тем самым Руссо доказывал важную роль физического воспитания и в умственном развитии человека. Этим он расширил круг представлений о роли физического воспитания. Заслугой швейцарского педагога Иоганна Песталоцци (1746— 1827 гг.) в области физического воспитания является разработка им аналитического метода. Песталоцци считал, что лучший путь для обучения движениям и действиям, необходимым в жизни, — это овладение элементарными формами движений, из которых складываются более сложные. Элементарными движениями Песталоцци называл движения в суставах и потому гимнастику, состоящую из этих суставных, постепенно усложняющихся движений, считал основным средством физического воспитания. Песталоцци положил начало искусственным упражнениям, с помощью которых можно было достичь ожидаемого результата в более короткие сроки. Это было важным этапом в развитии гимнастики, а позднее и спорта, где различные подводящие и подготовительные упражнения стали играть все большую роль. Целью физического воспитания Песталоцци считал подготовку молодого человека к труду, и поэтому постепенно усложняющиеся упражнения суставной гимнастики он завершал «азбукой трудовых умений». Немалое значение в воспитании он придавал народным играм и забавам и их связи с нравственным воспитанием детей, но в этом он лишь повторял, правда в более развитой форме, то, что предлагал в своем учении еще Ян Амос Коменский. Большее значение для развития теории и практики физического воспитания имела книга «Человек-машина» Жюльена Ламетри (1709—1751 гг.), изданная в 1749 г. В этой работе Ламетри доказывал, что человек — это «самостоятельно заводящаяся машина», которая отличается от животных лишь большим количеством потребностей и более развитым умом. Все знания человек получает только через чувства. Учение Ламетри, как и других филосо.фов-материали-стов, содействовало распространению убеждений в необходимости развития органов чувств и физических сил для лучшего воспитания умственных способностей ребенка. Значительный вклад в идейно-теоретические основы физического воспитания внесли деятели Французской буржуазной революции конца XV111 в. Взгляды победившей буржуазии на все стороны общественной жизни, в том числе и на воспитание молодежи, нашли отражение в проектах реформ народного образования, выдвинутых различными партиями Франции. Несмотря на различие политических
ВЗГЛЯДОВ, целей и задач, все партии отстаивали необходимость включения физического воспитания в общую систему народного образования, но само физическое воспитание рассматривали по-разному. Конституционалисты, представители либерального дворянства, считали физическое воспитание хорошим средством физического развития граждан и подготовки их к государственной и военной службе. Жирондисты, представители средней буржуазии, рассматривали физическое воспитание как средство повышения производительности труда рабочих, что нашло отражение в проекте народного образования, представленном Ж.-А. Кондорсэ законодательному собранию в 1792 г. Пришедшие к власти якобинцы, представители городской и деревенской бедноты, признавали физическое воспитание детей важным средством развития их способностей, укрепления здоровья, физического закаливания. Затянувшиеся революционные войны, быстрый переход власти от одной партии к другой и последующее установление диктатуры Наполеона помешали осуществлению реформ народного образования и включению в него физического воспитания. Однако передовые педагоги многих стран поддерживали эти проекты, склоняя общественное мнение в пользу физического воспитания молодежи. Date: 2015-12-13; view: 2278; Нарушение авторских прав |