Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идейно-теоретические основы физического воспитания





Раздел II ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В НОВОЕ ВРЕМЯ

Глава 4 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ПЕРВЫЙ ПЕРИОД НОВОГО ВРЕМЕНИ

Эпоха развития капитализма от первых буржуазных революций XVII в. до Великой Октябрьской социалистической революции назы­вается Новым временем. Первый период Нового времени охватывает события с середины XVII в. до Парижской коммуны. Это была эпоха победы и утверждения капитализма. После Парижской коммуны на­чинается второй период Нового времени, характеризующийся обост­рением всех противоречий капитализма, перерастанием его в импе­риализм.

Однако нужно иметь в виду, что не во всех странах капитализм развивался одновременно. В то время как в Англии, а затем и во Франции произошли буржуазные революции, в других странах еще процветал феодализм, продолжавшийся до второй половины XIX в. Кое-где остатки его существуют и поныне.

В борьбе нового и передового со старым и реакционным развива­лись экономика и культура нового общественного строя. Значитель­ных успехов в этот период достигли теория и практика общего и фи­зического воспитания, медицина и некоторые другие отрасли культу­ры, имеющие отношение к укреплению здоровья, развитию и совершенствованию человека.

Хотя новые методы воспитания и укрепления здоровья были до­ступны далеко не всем, а лишь зажиточным слоям населения, тем не менее возможностей для занятий физической культурой по сравнению с эпохой феодализма стало значительно больше. Развивались и углублялись идеи гуманистов. Росло количество школ, в которых на­ряду с обучением разным наукам проводилось и физическое воспи­тание, появились педагогические теории, развивающие новые идеи в этой области.


Идейно-теоретические основы физического воспитания

На развитие идейно-теоретических основ физического воспитания в первый период Нового времени наибольшее влияние оказали ма­териалистическая философия XVII—XVIII вв., естествознание и пе­дагогические теории.

Позиции естественнонаучного материализма, который в то время был основой наиболее передовой философии, опровергли мнение о создании человека господом богом «по образу и подобию своему». Организм человека начали сравнивать с машиной, которую можно исправлять и совершенствовать. В проявлении ума, воли и физиче­ских качеств человека стали видеть результат воспитания, а не волю божью.

Наибольшее значение для развития теории и практики физическо­го воспитания того времени имели работы английского философа и педагога Дж. Локка, французского просветителя Жан-Жака Руссо, швейцарского педагога И. Песталоцци и французских философов-материалистов XVIII в. Ж. Ламетри, Ж.-А. Кондорсэ и др.

Джон Локк (1632—1704 гг.), современник английской буржуазной революции, доказывал необходимость воспитания молодых людей энергичными, сильными телом и духом, способными пробить себе до­рогу в жизни. Это вполне соответствовало интересам английской бур­жуазии, боровшейся в те годы за политическую власть в самой Англии и за господство в чужих странах. Самым главным в воспита­нии молодежи Локк считал воспитание силы воли, твердости харак­тера, физической закалки, выносливости. Необходимо было хорошо владеть оружием, ездить верхом, плавать, управлять парусами, гре­сти и т. п. В процессе воспитания все эти качества и умения Локк считал взаимосвязанными. Чем сильнее и закаленнее тело, тем легче человек справляется с ленью, страхом и другими недостатками. Укрепляя и закаливая тело, человек вместе с тем укрепляет свою нолю, а овладевая нужными умениями и навыками, приобретает большую уверенность в своих силах.

Учение Локка об укреплении сиды воли путем закаливания и фи-шческого развития было прогрессивным для своего времени. Оно содействовало распространению правильных представлений о един-i i не человеческого организма, чем наносило удар по идеалистическим представлениям о независимости психических качеств человека от его физических сил. Несмотря на то что педагогическая система Локка была предназначена для верхушки буржуазного общества, она сыгра-i 1 положительную роль в дальнейшем развитии физического воспи-i шин.

Жан-Жак Руссо (1712—1778 Гг.), как и другие философы-просве-п. или XVIII в., развивал идеи о решающей роли внешней среды в <!" рмпровании личности человека: Ему казалось, что общество с его пороками вредно сказывается на воспитании детей и поэтому им

КНО создавать такие условия, чтобы это влияние было как можно

>11.inмNi. Эта теория сыграла известную роль в создании так назы-мых закрытых учебных и воспитательных заведений во многих ■i ранах Европы.



Руссо высказал правильные мысли о важной, роли физического воспитания не только в развитии физических способностей человека, но и в познании им окружающего мира. Только на собственном дви­гательном опыте, полагал он, ребенок может понять такие важные • категории внешнего мира, как время, пространство, тяжесть, сопро­тивление и др. Никакие книги этому помочь не могут. Поскольку «тело рождается раньше души, — писал он, — первой должна быть забота о теле». Сначала закаливание, затем игры и физические уп­ражнения укрепляют тело ребенка, содействуют формированию его характера и помогают легче познавать окружающий нас мир. Тем са­мым Руссо доказывал важную роль физического воспитания и в ум­ственном развитии человека. Этим он расширил круг представлений о роли физического воспитания.

Заслугой швейцарского педагога Иоганна Песталоцци (1746— 1827 гг.) в области физического воспитания является разработка им аналитического метода. Песталоцци считал, что лучший путь для обу­чения движениям и действиям, необходимым в жизни, — это овладе­ние элементарными формами движений, из которых складываются более сложные. Элементарными движениями Песталоцци называл движения в суставах и потому гимнастику, состоящую из этих сустав­ных, постепенно усложняющихся движений, считал основным сред­ством физического воспитания.

Песталоцци положил начало искусственным упражнениям, с по­мощью которых можно было достичь ожидаемого результата в более короткие сроки. Это было важным этапом в развитии гимнастики, а позднее и спорта, где различные подводящие и подготовительные упражнения стали играть все большую роль. Целью физического вос­питания Песталоцци считал подготовку молодого человека к труду, и поэтому постепенно усложняющиеся упражнения суставной гимнас­тики он завершал «азбукой трудовых умений». Немалое значение в воспитании он придавал народным играм и забавам и их связи с нрав­ственным воспитанием детей, но в этом он лишь повторял, правда в более развитой форме, то, что предлагал в своем учении еще Ян Амос Коменский.

Большее значение для развития теории и практики физического воспитания имела книга «Человек-машина» Жюльена Ламетри (1709—1751 гг.), изданная в 1749 г. В этой работе Ламетри доказы­вал, что человек — это «самостоятельно заводящаяся машина», кото­рая отличается от животных лишь большим количеством потребно­стей и более развитым умом. Все знания человек получает только через чувства. Учение Ламетри, как и других филосо.фов-материали-стов, содействовало распространению убеждений в необходимости развития органов чувств и физических сил для лучшего воспитания умственных способностей ребенка.

Значительный вклад в идейно-теоретические основы физического воспитания внесли деятели Французской буржуазной революции кон­ца XV111 в. Взгляды победившей буржуазии на все стороны общест­венной жизни, в том числе и на воспитание молодежи, нашли отра­жение в проектах реформ народного образования, выдвинутых раз­личными партиями Франции. Несмотря на различие политических


 


ВЗГЛЯДОВ, целей и задач, все партии отстаивали необходимость вклю­чения физического воспитания в общую систему народного образова­ния, но само физическое воспитание рассматривали по-разному.

Конституционалисты, представители либерального дворянства, считали физическое воспитание хорошим средством физического раз­вития граждан и подготовки их к государственной и военной службе. Жирондисты, представители средней буржуазии, рассматривали фи­зическое воспитание как средство повышения производительности труда рабочих, что нашло отражение в проекте народного образова­ния, представленном Ж.-А. Кондорсэ законодательному собранию в 1792 г. Пришедшие к власти якобинцы, представители городской и деревенской бедноты, признавали физическое воспитание детей важ­ным средством развития их способностей, укрепления здоровья, физи­ческого закаливания.

Затянувшиеся революционные войны, быстрый переход власти от одной партии к другой и последующее установление диктатуры На­полеона помешали осуществлению реформ народного образования и включению в него физического воспитания. Однако передовые педаго­ги многих стран поддерживали эти проекты, склоняя общественное мнение в пользу физического воспитания молодежи.







Date: 2015-12-13; view: 2278; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию