Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
На Обском Севере
События 1921 г. на Обском Севере многому научили большевистскую власть. На некоторое время ей пришлось отказаться от силовых методов и пойти на компромисс с местным населением. Первым шагом в этом направлении было формирование органов местного самоуправления. В 1922 г. был образован Хэнский туземный совет, в 1923 г. — Тазовский. Одновременно создавались родовые советы в ненецких родах Худи, Окотэтто, Хороля, Вануйто и других. Больше внимания стали уделять снабжению Севера продуктами питания, орудиями лова, охотничьими припасами. Аборигенное население было освобождено от уплаты ряда налогов, сборов и пошлин, запрещался ввоз спиртных напитков. На Север начали отправлять медиков, культпросветработников. Была предпринята и попытка создания общественной организации коренных народов. 24—25 июля 1922 г. в с. Самарово состоялась первая конференция племен Полярного Севера. Конференция проводилась по инициативе Народного комиссариата по делам национальностей (Наркомнаца), причем партийные и советские органы получили сведения о конференции в последний момент и принять участие в ее работе не смогли. Не присутствовали на съезде и приглашенные делегаты из Томской, Енисейской и Архангельской губерний. Племена Полярного Севера представляли 15 делегатов из Сургутского уезда, Кондинской, Реполовской, С^бдор&кой, Самаровской и Тобольской волостей. В повестку конференции было внесено два вопроса: о международном положении и о создании автономной республики народностей Севера. Конференция проводилась в полном соответствии с духом того времени. В почетный президиум были избраны В. И. Ленин и Л. Д. Троцкий. Делегаты послали приветственные телеграммы Ленину и подотделу «Полярный Север» Наркомнаца, высказали здравицу «мировому самоопределению народов и международной пролетарской революции». В прениях много говорилось о тяжелом положении на Севере, о нехватке продуктов питания, отсутствии охотничьего оружия и припасов. Критиковалось неразумное решение властей, запрещавшее ловлю рыбы даже на удочку в некоторых рыболовных угодьях. «Дальнейшее такое состояние приведет весь Север к неминуемой гибели с его богатствами и промышленностью», — утверждали представители Обдорской волости. Однако выход, предложенный делегатами, был неожиданным. Конференция приняла решение: «Просить Наркомнац... о выделении Крайнего Севера из сферы как административных, так и хозяйственных влияний соответствующих губерний в независимую административную единицу областного масштаба вплоть до образования представительства в соответствующих органах центра». Доклад и резолюцию подписали своими родовыми метками Н. Вануйто, В. Тойшнн, И. Хароля и другие. Однако настоящим автором этих документов был И. П. Волков — начальник Обдщкжой радиостанции, который, по воспоминаниям современников, «видел себя председателем «Полярной Федерации». Инициатором же созыва конференции был П. И. Сосунов, имевший аналогичные планы. Активное участие в проведении конференции приняло руководство Тобольского треста «Обьрыба». Являясь монополистом по промыслу рыбы на (Обском> Севере, трест был заинтересован в выходе из-под контроля губернских органов. Национал-коммунистическая идея «автономизации» такую возможность давала. Однако план создания «Полярной Федерации» не получил одобрения ни в центре, ни на местах. На следующих съездах коренных народов Севера вопрос об образовании национальной «самостоятельной административной единицы» уже не поднимался. В ходе районирования, проходившего в 1923 г., Обско^ Север был включен в Тобольский округ. На территории округа были образованы Обдорский, Березовский, Самаровский, Кондинский и Сургутский районы. После упразднения в 1924 г. Наркомнаца при Президиуме ВЦИК был создан Комитет содействия народностям северных окраин (Центральный Комитет Севера). В 1925 г. образованы Уральский областной и Тобольский окружной комитеты Севера. Председателем Тобольского комитета Севера был избран И. Первухин. Комитет Севера занимался сбором сведений о жизни и нуждах северных народностей, их истории, культуре и быте, наблюдением за мероприятиями, проводимыми для этих народностей, разработкой проектов узаконений и т. п. Деятельность Комитета осуществлялась через Тобольский окрисполком, либо через территориальные хозяйственные органы. В октябре 1926 г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли «Временное положение об управлении туземных народностей и племен северных окраин РСФСР». В соответствии с ним регламентировалось административно-правовое устройство северных народностей. Оно строилось на основе их родо-племенного устройства. Вместо традиционного родового управления вводились родовые собрания, избиравшие родовые советы, районные и туземные съезды и районные туземные исполнительные комитеты. К 1928 г. в Тобольском округе было создано 12 районных туземных исполнительных комитетов: Сынский с резиденцией в с. Овалингорт, Тазовский — в пос. Хальмер-Седе, Шурышкарский — в с. Шурышкары, Ямальский и Уральский кочевые советы Обдорского района с резиденциями в местах зимних и летних кочевий, Казымский — в с. Полноват, Сосьвинский — в с. Сартынья, Балыко-Пишский — вс. Тундрино, Тром-Юганский — в Ермаковых юртах, Юганский — в с. Юган, Карымский — в юртах Карым, Надымский — в юртах Пашиных. Кроме райтузриков создавались так же родовые и юртовые советы, на территории Тобольского округа их было создано 72. Формирование туземных советов было компромиссом между советской властью и родо-племенным устройством народностей Севера. В ходе создания нового административного устройства на Обском Севере нередки были проявления формализма и самоуправства властей. Некоторые роды лишь через несколько лет узнавали, что они входят в тот или иной райтузсовет; председатели советов скорее назначались, чем избирались; отнесение рода к району порой не соответствовало традициям этого рода. Поворот от «военного коммунизма» к нэпу коренным образом изменил I хозяйственное положение Обского Севера. Огромные рыбные запасы играли ', значительную роль в решении продовольственной проблемы не только в районах промыслов, но и далеко за их пределами. И «белая» и «черная» рыба появилась на рынках и ярмарках Тюмени, Свердловска, наиболее ценные породы отправлялись и в европейскую часть страны. В 1923 г. вся заготовка рыбы была передана Рыбтресту и кооперации. Частный промысел был запрещен. Для ханты, манси, коми, ненцев и селькупов, у которых вылов рыбы был одним из главных источников существования, не оставалось выбора — либо вступать в кооператив, либо отказаться от промысла. Расширение внешней торговли СССР привело к повышению спроса на сибирскую пушнину — традиционный российский экспортный товар. В отличие от рыбного, охотничьим промыслом занимались не только государственные и кооперативные предприятия, но и различные агентства и акционерные компании. Разнообразие хозяйственных форм вело к росту конкуренции между ними. Заготовительные органы, соперничая между собой, снабжали охотников-промысловиков из числа местного населения продуктами питания, ружьями, порохом, дробью и другими припасами. «Пушной бум» привел к резкому снижению цен на рыбу и дальнейшему падению уровня жизни рыбаков. К 1925 г. на Обском Севере началось кооперирование. Первоначально возникает потребительская кооперация. Она раздавала населению продовольствие в кредит, получая взамен пушнину, оленину, рыбу. Вскоре многие жители Севера оказались в долгу у потребительских обществ. Только в Березовском и Обдорском районах в 1924 г. задолженность составила 220 тыс. золотых рублей. К 1926 г. в кооперативы было объединено 24% манси, 14% ханты и 3% ненцев. Среди членов кооперативов преобладали русские и коми. Переломным моментом в жизни народов Обского Севера явилось создание национальных округов. Проекты их образования разрабатывались с конца 1920-х гг. и исходили из постулата о готовности народов Севера к созданию собственной государственности. Главным критерием при определении границ округов была значительная доля коренного населения, составлявшего более 70% на территории будущего Ямало-Ненецкого округа и около 40% в Ханты-Мансийском (первоначально Остяко-Вогульском). Подготовка образования округов шла в невообразимой для такого дела спешке. Не были определены или определены приблизительно границы районов национальных округов, медленно решались вопросы материального обеспечения. Продолжал дебатироваться вопрос о размещении окружного центра Ямало-Ненецкого округа — с. Обдорское рассматривалось лишь как временный центр, предполагалось «столицу» округа образовать в районе Надыма. Результатом этого явился перенос сроков образования округов на год. 10 декабря 1930 г. на Обском Севере было образовано два национальных округа Остяко-Вогульский с центром в с. Самарово и Ямало-Ненецкий с центром в с. Обдорском (с 1934 г. центр Остяко-Вогульского округа — Остяко-Вогульск, с 1940 г. — г. Ханты-Мансийск, с. Обдорское в июне 1933 г. было переименовано в Салехард, которому в 1938 г. присваивается статус города.) Образование округов поставило новые проблемы перед народами Севера. Возникли территориальные споры между некоторыми родами. Часть манси, проживавших в Приуралье, обратилась в центральные органы с просьбой о переводе их в Свердловскую область, к Ивдельскому району которой они тяготели. Из-за нечеткости разделения территорий начались конфликты между коми Ямало-Ненецкого и Коми-Пермяцкого национальных округов и т. д. Власти видели «продвижение народов Севера к социализму» в полном подчинении их общегосударственным нормам. Созданная в это же время на территории округов система судов исключала из судопроизводства нормы обычного права. Эта мера в корне подрывала традиционный уклад жизни коренного населения, в которой обычное право занимало ключевое место. Ликвидация юртовых и туземных советов, подчинение малочисленных народов общесоюзному законодательству не столько способствовало их прогрессу, сколько ставило под контроль властей, для которых природные богатства Обского Севера приобретали стратегическое значение. Однако в основном ханты, манси, ненцы, коми, селькупы не утратили своей традиционной культуры и быта. Поэтому в 1930-е гг. многие из шагов советской власти были направлены на их изменение. Главным из них стала коллективизация. Первые колхозы появились на Обском Севере в 1929 году. Как и всюду по стране, на Севере нарушался принцип добровольности, зажиточные подвергались репрессиям, как противники колхозного строительства. С помощью экономического, административного и судебного давления по отношению к коренному населению Севера власти сумели к концу 1930-х гг. в основном завершить коллективизацию в округах. Кроме этого на Севере было создано несколько оленеводческих совхозов. Объединение личных стад привело к сокращению поголовья оленей в крае. Для разрушения традиционного духовного уклада жизни и под предлогом борьбы с суевериями в 30-е гг. было репрессировано свыше 150 шаманов — наиболее уважаемой и авторитетной части населения. Все это не могло не вызвать среди коренного населения протеста и сопротивления. Нередки были случаи террористических актов против партийно-советских работников и активистов колхозного строительства. В середине 30-х гг. был убит организатор первых колхозов Г. С. Мирюгин. На мысе Дровяном (п-в Ямал) местные ненцы объявили о падении советской власти и приступили к созданию новых органов управления. Массовым выступлением коренного населения стало Казымское восстание 1933—1934 годов. Оно было вызвано совокупностью непродуманных действий советских и хозяйственных органов: арестами шаманов и авторитетных людей; насильственным сбором детей в интернат, где некоторые из них умерли из-за начавшегося тифа; промышленным ловом рыбы на священном для ненцев оз. Нум-То; запрещением традиционных «Медвежьих праздников» и т. п. В ответ на это ненцы и ханты, жившие в этих местах, взяли заложников и выдвинули ряд требований: освободить арестованных, прекратить обучение детей в интернате, запретить лов рыбы на оз. Нум-То и другие. Требования восставших были типичными для выступлений коренного населения первой половины 30-х годов. Однако, имея отлаженную систему подавления, власти легко справились с восстанием. Негативную реакцию у местных жителей вызвало и размещение в районах Севера спецпереселенцев. Их требования ограничить действия пришлого населения, чаще всего оставались без ответа. Приходилось менять традиционные места жительства, откочевывать дальше в тайгу и тундру.
Date: 2015-12-13; view: 1066; Нарушение авторских прав |