Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава VII. Образование и культура: 1861-1917 гг





 

Переход от крепостничества и капитализму сопровождался большими изменениями в культурной жизни Тобольской губернии. Под влиянием потребностей экономического развития возрастает тяга к образованию, увеличивается количество школ. Этот процесс, начавшись в середине XIX в., довольно интенсивно продолжался и в последующие десятилетия.

Росту народного образования способствовало открытие новых гимназий, реальных училищ, прогимназий, городских училищ, различных типов начальной народной школы. С 1892 по 1913 гг. количество учебных заведений в Тобольской губернии возросло в 3 раза, достигнув 1672. За это же время численность учащихся увеличилась в 4 раза и составила 75504 человека.

С открытием в 1872 г. Тобольского епархиального комитета православного миссионерского общества в губернии стали открываться миссионерские школы для народов Севера. Одна из таких школ действовала в Абалакском монастыре Тобольского уезда. В 1885 г. при Иоанно-Введенском монастыре было открыто училище для детей христиан и мусульман. Курсы для детей ханты и манси существовали при Тобольском Знаменском монастыре. Мальчики из Березовского и Сургутского округов присылались сюда настоятельницей Кондинской общины. Выпускники курсов получали свидетельство и направлялись на север учителями в церковно-приходские школы или псаломщиками.

С 1874 г. действовало два училища, мужское и женское, при Обдорской миссии. В них обучались арифметике, чистописанию, русскому языку, изучали закон Божий. В школе при Кондинской женской общине в 1896 г. обучалось 16 детей. Кроме общеобразовательных предметов, девочек учили рукоделию и ведению домашнего хозяйства, а мальчиков — столярному ремеслу. Однако эти школы не могли оказать существенного влияния на общий рост грамотности коренного населения Севера.

Татарских детей обучали грамоте и основам мусульманского вероучения, в основном, в мектебе (начальная религиозная школа). Они находились в ведении мусульманского духовенства и содержались на средства населения или отдельных зажиточных людей. Учителями в них были приходские муллы (девочек обучала жена муллы — «абыстай»).

Примечательным явлением второй половины XIX в. стал рост числа средних учебных заведений. В 1854 г. ранее существовавшее в Тобольске девичье-приходское училище было преобразовано в Мариинскую женскую школу, ставшую, по словам современников, «рассадником женского образования в губернии». Школа состояла из двух отделений: «низшего» и «высшего». Программа «высшего» отделения была приближена к гимназической. Кроме общеобразовательных предметов, ученицы обучались музыке, пению, танцам, гимнастике, живописи, рукоделию и ведению домашнего хозяйства. Мариинская женская школа содержалась на средства благотворителей. В 1913 г. она была преобразована в женскую семиклассную гимназию с дополнительным педагогическим классом. Директором гимназии был назначен выпускник С.-Петербургского университета Н. Ф. Воскресенский, отдавший 40 лет своей жизни педагогической деятельности.

С 1866 г. началась история тобольского епархиального женского училища, созданного из начальной школы для девочек при Иоанно-Введенском монастыре. При училище действовал педагогический класс, готовивший учительниц для церковноприходских школ. Выпускницей педагогического класса была А. И. Ксенофонтова, впоследствии заслуженный учитель школы России, срок педагогической деятельности которой составил более 60 лет.

В 1879 г. было основано одно из первых в Сибири Тюменское реальное училище. Американский путешественник и публицист Д. Кеннан, осмотревший училище в 1886 г., писал, что оно «находится в самом большом и красивом во всем городе здании. Училище состоит из двух отделений: одного чисто научного, другого технического. В последнем находится паровая машина, станки и все необходимые орудия; в чисто научном отделении — физический кабинет, богато снабженный всеми нужными приборами, даже телефонами системы Белля, Эдисона и Дальбера и фонографом. Химическая лаборатория обставлена с таким совершенством, какого я нигде не видел. В училище имеется зал для художественного и технического рисования, прекрасная библиотека и отличный музей». Выпускники училища могли без экзаменов поступать в Петербургский технологический институт. По ходатайству городского общества царь разрешил училищу именоваться Александровским.

В конце XIX в. в губернии действовало 5 средних учебных заведений. В первое десятилетие XX в. их количество увеличилось до 11, были открыты три женских гимназии: Тюменская (1903), Курганская (1904), Ишимская (1911) и две мужские: в Ишиме (1910) и Кургане (1911) и коммерческое училище для мальчиков и девочек в Тюмени. Численность учащихся в них составила более 3 тыс. человек.

Экономические потребности региона обусловили рост профессионального образования. В 1892 г. в губернии действовали 3 специальных школы: повивальная, вете-ринарно-фельдшерская и ремесленная. В них обучалось 85 человек.

Первое в Сибири медицинское заведение — повивальная школа открылась в Тобольске в 1878 г., она была одной из крупнейших в России и отличалась хорошей подготовкой медработников. Это во многом объяснялось подбором педагогических кадров. Среди преподавателей были известные врачи И. И. Березницкий, О. В. Гржегоржевский, Л. Ф. Линевич. Преподавателя школы И. И. Покровского называли «врачом бедноты». В любое время суток и в любую погоду он безотказно шел на помощь бедному населению окраин Тобольска.

21 января 1900 г. в Тобольском уезде была открыта низшая сельскохозяйственная школа 1 разряда. В школу принимали юношей 14—18 лет, получивших подготовку в объеме народных училищ. Учащиеся школы изучали общеобразовательные предметы, специальные дисциплины и занимались практикой. Преподаватели вели научные исследования, результаты которых были опубликованы в сборнике «Труды низшей сельскохозяйственной школы». В течение многих лет школа готовила квалифицированных специалистов для сельского хозяйства, поддерживала тесную связь с крестьянами, способствовала развитию производительных сил Тобольской губернии.

В уездных городах и сельской местности губернии в начале XX в. действовали ремесленные, лесные, промысловые, торговые школы, а также ремесленные и сельскохозяйственные отделения при общеобразовательных учебных заведениях. Так, в с. Ларьякском существовало ремесленное отделение по починке оружия. Лучшим среди сельских ремесленных отделений считалось Кодское Ялуторовского уезда.

Коммерческое училище, дававшее выпускникам среднее профессиональное образование открылось в Тюмени в 1913 г. По проекту архитектора В. К. Олторжев-ского торговый дом * Колокол ьникова наследники» построил для училища здание, одно из красивейших в городе (ныне учебный корпус инженерно-строительного института). Помимо общеобразовательных предметов в училище преподавались счетоводство, бухгалтерия, экономическая география, товароведение.

Важнейшим показателем развития народного просвещения края является рост ассигнований на его нужды. К примеру, за первое десятилетие XX в, сумма расходов на эти цели увеличилась втрое, составив к 1913 г. почти 2 млн. рублей. Это способствовало значительному повышению образовательного уровня населения губернии. Если в 1897 г. обучалось 10% детей школьного возраста, то к 1913 г. этот показатель в губернии возрос до 40 процентов. В городах, по данным 1912 г. обучалось 96,7% детей школьного возраста, а в сельской местности — 33,3 процента.

С начала XX в. в России все чаще ставится вопрос о всеобщем начальном образовании. В 1913 г. был издан указ об отпуске средств на его введение в Сибири. В Тобольской губернии приступили к разработке планов школьной сети, но первая мировая война остановила его осуществление.

Растущие потребности народного просвещения требовали значительного увеличения численности учителей. Специальная подготовка учительских кадров в губернии началась с открытия в 1911 г. в Ялуторовске учительской семинарии, готовившей учительниц начальных школ духовного ведомства. В 1916 г. был открыт первый в губернии институт — Тобольский учительский. На его трех отделениях (физико-математическом, естественно-географическом и словесно-историческом) готовились преподаватели высших начальных училищ. В 1919 г. институт произвел первый выпуск учителей физики и математики и вскоре прекратил свое существование.

Во второй половине XIX—начале XX вв. появились новые труды по истории Сибири. Дело П. А. Словцова продолжил один из его учеников II. А. Абрамов (1812—1870). Среди наиболее известных работ Абрамова были «Описание Березовского края», «Город Тюмень», «Ермак — покоритель Сибири» и ряд других, не утративших научной и познавательной ценности до наших дней.

Обстоятельными были исследования К. М. Голодникова (1822—конец 1890-х). Учитель Ялуторовского реального училища, а потом заседатель окружного суда в Кургане, он хорошо знал поселенных в этих городах дворянских революционеров и впоследствии создал очерк «Декабристы в Тобольской губернии». В 1870-е гг. Голод-ников провел под Тобольском ряд раскопок исторических мест и курганов, а также совершил экспедицию от Тобольска до Обдорска, изучая географию и население края. Статьи о своих исследованиях он помещал в «Тобольских губернских ведомостях». Богатый исторический и этнографический материал Голодников дал в монографии «Тобольская губерния накануне 300-летней годовщины завоевания Сибири» (1881), насыщенной сведениями о прошлом и настоящем губернии. Откликнувшись на требования растущих капиталистических отношений, Голодников в 1880-е гг. написал работу «Экономическое состояние городских поселений Сибири», а затем книгу «Тобольск и его окрестности», где дана всесторонняя характеристика губернского города.

Заметными в сибирской историографии были исследования Е. В. Кузнецова (1848—1900). Он работал в губернском статистическом Комитете и некоторое время являлся редактором «Тобольских губернских ведомостей». Выступая, в основном, как историк-архивовед, Е. В. Кузнецов опубликовал около 400 научных статей и заметок по важным проблемам истории Сибири.

Вклад в изучение прошлого и настоящего Тобольской губернии внес А. И. Дмитриев-Мамонов, в 1880-е гг. — председатель Тобольского губернского правления, а затем и вице-губернатор. Значительной его работой были «Материалы для истории народного просвещения в Западной Сибири— (1884). Написанная в 1880-е гг. «Печать в Тобольском наместничестве в конце XVIII столетия» позже появилась отдельным изданием под названием «Начало печати в Сибири». На основе обширных архивных документов Дмитриев-Мамонов написал книгу «Декабристы в Западной Сибири» (1895) о жизненной судьбе дворян-революционеров на поселении. Занявшись изучением крестьянской войны под руководством Е. Пугачева, Дмитриев-Мамонов явился автором редкого для того времени исследования, посвященного вопросам социальной борьбы — «Пугачевщина в Сибири» (1898). Потом эта книга получила заглавие «Пугачевский бунт в Зауралье и Сибири».

В первой половине 1880-х гг. в Тюменском Александровском реальном училище преподавал истории известный историограф областнической ориентации П. М. Головачев (1862—1913). Он занимался исследованием колонизации Сибири и был автором многих работ: «Сибирь: природа, люди, жизнь», «Тюмень в XVII столетии» и других. Привлекая многочисленные исторические источники, П. М. Головачев выразительно нарисовал старинные картины из жизни города — форпоста русского государства, долго стоявшего на защите его восточных границ.

В других научных сферах Тобольская губерния также дала ряд имен, получивших подчас самое широкое признание. Вся мировая наука обязана тоболяку по рождению Д. И. Менделееву (1834—1907). Он открыл периодический закон химических элементов — естественно-научную основу современного учения о веществе, дал объяснение природы растворов, открыл существование абсолютной температуры кипения, создал современную теорию весов... Многие университеты и академии Европы избрали его своим почетным членом и присвоили почетные ученые степени. Менделеев не забывал свои родные места. В 1899 г. он приехал из Петербурга с экспедицией на Урал, посетил его главные города, побывал на заводах и шахтах. Из Тюмени он отправился на пароходе в Тобольск, где провел несколько дней и был удостоен звания почетного гражданина города.

В конце жизни Менделеев теоретически установил географический центр России, отнеся его к верховьям реки Таз. Эта точка находится на территории Тюменской области и к 150-летию великого ученого, в 1984 г. редакция журнала «Турист» и Географическое общество СССР организовали в этот район научно-спортивную экспедицию. В указанном Менделеевым месте был поставлен памятный знак с профилем ученого.

В конце 1880-х гг. образовалось Тобольское общество изучения края. Видным членом общества был этнограф, краевед, географ А. А. Дунин-Горкавич (1854—1927). Много лет он посвятил самоотверженной работе на Севере. В 1897 г. Дунин-Горкавич руководил первой всеобщей переписью населения в Сургутском округе, а затем по поручению министерства земледелия и государственных имуществ несколько лет занимался изучением Березовского и Сургутского округов. Изучение Севера нашло отражение в ряде работ исследователя, особенно в трехтомном труде «Тобольский Север», где дано описание природных богатств, экономики края и жизни населяющих его народностей. Дунин-Горкавич был избран членом Русского Географического общества, а за работы по этнографии северных народов — членом-корреспондентом музея антропологии и этнографии Российской Академии наук.

Еще в XIX в. думающие люди понимали необходимость сохранения природы. К таким относился живший в Тюменском округе образованный земледелец И. С. Левитов. Его книга «Сибирские коршуны» (1894) направлена против тех хозяев промышленных предприятий, которые хищнически относились к природе. Левитов отмечает большой вред от уничтожения лесов и приводит в пример реку Туру. Ранее очень глубокая, она из-за вырубки зеленых массивов, особенно в верховьях, обмелела. Автор в этой связи напоминает указ Петра I, по которому леса по обе стороны больших рек на расстоянии 50 верст, а на малых — 20 верст, должны быть заповедными. Он дает много примеров, когда в мире из-за вырубки лесов на плодородные ранее земли наступали пески, мелели реки, исчезали озера, ухудшался климат. Левитов предвидит громадную опасность от легкомысленного отношения к природе, от расхищения ее богатств.

Научно-просветительной работой активно занимался И. Я. Словцов (1844—1914). С 1879 г. он 35 лет возглавлял Тюменское Александровское реальное училище, а также преподавал естественную историю и географию. Ему принадлежат не раз переиздававшиеся учебник «Краткая физическая география» и «Обозрение Российской Империи сравнительно с важнейшими государствами». В работе «О находках предметов каменного периода близ г. Тюмени в 1883 году» Словцов рассказал о проведенных им археологических раскопках на озере Андреевском, давших интересный материал о жизни древнейших обитателей края. Недалеко от д. Решет-никово Словцовым был найден полный скелет мамонта, а вблизи д. Салаирки — скелет бизона, которые в настоящее время выставлены для обозрения в Тюменском областном краеведческом музее.

В развитии просвещения и культуры Тюмени большую роль играл уроженец д. Кулаково Тюменского уезда Н. М. Чукмалдин (1836—1901). Он поддерживал общество попечения об учащихся, был инициатором открытия клуба приказчиков, выделил реальному училищу средства на три ежегодных премии за исследования о Тюмени и Тюменском уезде и т. д. Чукмалдин заботился о д. Кулаково, помогал при неурожаях, пожарах, посылал новые сельскохозяйственные орудия. На его средства была построена школа, при ней мастерская для обучения труду по обработке дерева и библиотека-читальня. Возле школы под руководством специалиста был разбит большой красивый парк. Выстроил Чукмалдин в деревне и богато украшенную церковь. 20 лет он платил крестьянским обществам деревень Кулаково и Гусельниково, чтобы они не давали права на открытие питейных заведений. Умер Чукмалдин за границей, но, по его завещанию, был похоронен на своей родине в Кулаково.

Талантливый ученик К. А. Тимирязева Н. Л. Скалозубов (1861—1915) с 1894 по 1906 гг. был губернским агрономом и явился автором более ста научных работ, в основном, по вопросам селекции и агрономии. Благодаря его инициативе и усилиям, в Кургане была проведена первая сельскохозяйственная губернская выставка (1895), Тобольская губерния приняла участие во Всероссийской выставке в Москве (1895) и во Всемирной выставке в Париже (1900). Скалозубов сделал очень многое для улучшения работы Тобольского музея. Как общественный деятель он добивался улучшения содержания политзаключенных в Тобольской каторжной тюрьме, в 1905 г. участвовал в подготовке крестьянского съезда в Тобольске, где земледельцы заявили о своих нуждах. За участие в съезде он подвергался аресту и был сослан на некоторое время в Березово. С 1906 по 1912 гг. Скалозубов был депутатом II и III Государственной Думы.

Научно-краеведческую и культурно-просветительную работу вели музеи. В Тобольске музей существовал с 1870 г., но без постоянного помещения. Статистический Комитет к 300-летнему юбилею Тобольска организовал сбор пожертвований, и в 1889 г., при входе в сад Ермака по проекту архитектора П. П. Аплечеева было построено специальное здание. В июле 1891 г., возвращаясь из поездки в Японию, его посетил наследник престола Николай Александрович (будущий император Николай II). Он согласился принять музей под свое покровительство и подарил флаг, с которым плыл по сибирским рекам. Коллекциями и исследованиями музей обменивался со многими научными обществами мира. При музее была создана библиотека, содержащая ценные рукописи, книги, карты, портреты, относящиеся к Сибири, а особенно к Тобольской губернии. Библиотека быстро росла и стала одним из ценнейших книгохранилищ Сибири.

В Тюмени краеведческий музей был основан стараниями И. Я. Словцова и Н. М. Чукмалдина. Словцов долго работал над составлением естественно-научной и исторической коллекции. Здесь были экспонаты по зоологии, ботанике, минералогии, предметы каменного и бронзового веков, скелет мамонта и т. д. Купец Чукмал-дин купил эту коллекцию и присоединил к ней много исторических уникумов: щит сирийской работы, серебряную чашу XVII в., кольчугу и пушки времен Ермака и т. д. Эти материалы он подарил в 1900 г. Тюменскому реальному училищу с условием, чтобы в праздничные дни они были открыты для публики. Впоследствии музей стал основой Тюменского областного краеведческого музея. Чукмалдину принадлежит заслуга создания в Тюмени уникальной библиотеки рукописных и старопечатных книг. В ней — «Триодь постная», выпущенная Фиолем Швайпольтом в 1491 г., «Библия» Франциска Скорины (1519), книги русского первопечатника Ивана Федорова — «Апостол» (1564) и «Острожская библия» (1581), «Грамматика» Мелентия Смотрицкого (1719) и другие старинные книги, имевшие большое значение в развитии просвещения и культуры.

В 1856 г. в Тобольске появилась губернская типография. В Тюмени первая типография была открыта К. Н. Высоцким в 1869 г. В начале XX в. имелась типография в Ялуторовске.

Начало периодической печати в губернии связано с изданием «Тобольских губернских ведомостей» (1857—1917), в которых публиковались правительственные постановления, циркуляры, а в неофициальной части — статьи, заметки, очерки, хроника. В Тобольске регулярно печатались «Епархиальные ведомости» (1882—1918), издавался «Сибирский листок» (1890—1918). В Тюмени в 1879 г. К. Н. Высоцкий стал выпускать «Сибирский листок объявлений» (выходил один год), в 1897 г. начала печататься «Сибирская торговая газета». В Тобольске появился «Родной голос», в Тюмени — «Зауралье», «Сибирская окраина», «Тобол», «Сибирский голос» и другие, в Ялуторовске — «Крестьянская газета» и «Ялуторовская жизнь». К периодическим изданиям относились «Памятные книжки» и «Календари Тобольской губернии», которые выпускал губернский статистический комитет. С 1893 г. по 1918 г. выходил «Ежегодник» Тобольского губернского музея, насыщенный ценным краеведческим материалом.

Значительную роль в развитии просвещения играли библиотеки. В Тобольске еще в первой половине XIX в. работала библиотека при гимназии, в Тюмени — при клубе приказчиков. В Тобольске, Тюмени, Ишиме существовали библиотеки при обществах попечения о начальном образовании и библиотеки-читальни при отделениях Тобольского общества попечения о народной трезвости. В 1899 г. в связи со столетием А. С. Пушкина в Тюмени была открыта библиотека, получившая название Пушкинской. В 1915 г. городская дума записала в отчете: «Пушкинская библиотека становится одним из центров культурной жизни города».

Во второй половине XIX и начале XX столетий с Тобольской губернией было связано немало писательских имен. В 1880-е гг. в Тюмени жила Н. А. Лухманова (1848—1907). Выпускница института благородных девиц в Петербурге, она вышла замуж за сына тюменского капиталиста, но через несколько лет уехала обратно в столицу. В ее очерковом романе «В глухих местах» (1896) широко показана жизнь сибирского купеческо-мещанского города Т-ни (Тюмени). Писательница дала яркое художественное исследование социальных пластов и групп, создав характерные типы персонажей романа. Очень зримо изображен мещанский мир, и приоткрываются картины старого раскольничьего быта. Нашли отражение в романе и тема трудовой жизни рабочего люда, и старое сибирское бродяжничество, «варначество».

С Тюменью связано имя М. М. Пришвина (1874—1954). Его детские и отроческие годы прошли в г. Ельце Орловской губернии. За «свободомыслие» он был исключен из гимназии и в 1889 г. шестнадцатилетним юношей уехал в Тюмень к дяде-пароходчику И. И. Игнатову. В Тюмени Пришвин поступил в шестой класс реального училища. Впоследствии в некоторых главах романа «Кащеева цепь» он отразил свои тюменские впечатления.

Тема исследования Севера, трудных путешествий представлена творчеством К. Д. Носилова (1858—1923), уроженца с. Маслянского. Начиная с 1880-х гг., он занимался обследованием Северного Урала и прилегающих к нему мест Тобольской губернии, затем Новой Земли и полуострова Ямал. Свой громадный запас знаний и опыта он отразил в рассказах и очерках, проявив мастерство беллетриста. Здесь большая любовь к северному краю («Полярная весна», «Птичий остров» и др.), картины жизни обитателей тундры и тайги (сборники «В снегах», «На диком Севере», «В лесах»), изображение национального уклада обитателей Севера и талантливости многих из них (сборники «Среди наших инородцев», «У вогулов» и другие).

Художественная жизнь губернии была представлена и творчеством живописцев. Талантливым художником, остроумным карикатуристом, одаренным писателем был М. С. Знаменский (1833—1892). В детстве и юности он много общался с декабристами, жившими на поселении в Ялуторовске и Тобольске, и впоследствии оставил воспоминания-очерки «Исчезнувшие люди», «Наталья Дмитриевна Фонвизина», «Иван Дмитриевич Якушкин», «Тобольск в сороковых годах». Он написал также и ряд портретов декабристов. Живописец демократического направления, Знаменский явился автором карикатурных романов в картинках с подписями — «Войны и мира» и «Обрыва». В первом он выразил несогласие с изображением Л. Н. Толстым жизни барства, во втором разошелся с И. А. Гончаровым в оценке нового человека-демократа. Большой мастер сатирических рисунков и карикатур, направленных против отрицательных явлений общественной жизни, Знаменский много печатался. В серии карикатур «Провинциала» и в «Поездке на кумыс» — повести, состоящей из сатирических рисунков с подписями, Знаменский изобразил многие стороны жизни провинции. Ему принадлежат и сатирические портреты лиц из числа губернской бюрократии, чиновников и купцов.

Ряд очерков Знаменского имеет историко-краеведческий характер, это «Искер», «Чувашский мыс», «Исторические окрестности Тобольска» и другие. Его пейзажные и этнографические рисунки — станция ямской гоньбы, типы крестьян и народностей Тобольской губернии, среднеазиатские зарисовки и многие другие также интересны для историков и этнографов.

Много карикатур и картин сатирической тематики создал тюменский художник И. А. Калганов (1846—1888 гг.). Таков «Памятник тюменскому городскому голове Логинову», детали физиономии которого состоят из лиц трех разоренных им купцов. Такова «Пляска вокруг золотого тельца», где расфранченные тюменские толстосумы отплясывают вокруг горшка с золотом. Сатири эски заострены картины «Карточные шулера», «Купчиха Калинина учится танцевать» и «Поздравление с наградой». О безысходности жизни городских низов говорят картины Калганова «Питейный дом», «В ночлежном доме», «Уличные артисты». Неустроенность и бедность жизни самого художника ярко видны в «Автопортрете с собакой».

Заявляла о себе музыкальная жизнь губернии. По ходатайству ценителя классической музыки генерал-губернатора Сибири Н. Г. Казнакова в Тобольске в 1878 г. было открыто отделение императорского музыкального общества. В Тюмени в 1880-е гг. сложился музыкально-драматический кружок, устраивавший вечера, в основном, в клубе приказчиков. Иногда города губернии посещали известные певцы и музыканты: скрипач К. Думчев, певец В. Касторский и другие.

Среди музыкантов-гитаристов было известно имя тюменского издателя и общественного деятеля, педагога, музыканта А. М. Афромеева (1868—1920). С 1894 по 1918 гг. он издавал в Тюмени сборники нот для семиструнной гитары. Особую популярность получили его «Заочные уроки игры на гитаре», выдержавшие более 20 изданий. Он выпускал также общероссийский журнал «Гитарист», а с 1912 по 1918 гг. — популярную в Тюмени газету «Ермак».

Вышли из Тобольской губернии довольно известные певцы. В семье тюменского торговца родился С. Г. Бахмутов (1883—1931). После окончания реального училища он учился в Московской консерватории. В оперных театрах Москвы он исполнял партии низкого баса, а также был солистом Московского русского народного хора. В Тюмени прошли детство и юность выдающегося певца А. М. Лабинского (1871—1941). Учился он в реальном училище Тюмени, потом в Петербургской консерватории. С 1899 г. Лабинский был солистом оперного театра в Москве. Долгие годы он преподавал в Московской консерватории. В августе 1941 г. Лабинский погиб при бомбежке Москвы фашистской авиацией.

Из ялуторовской купеческой семьи происходил известный русский предприниматель и меценат С. И. Мамонтов (1841—1918). Когда ему было 9 лет, вместе с семьей он уехал в Москву. Со временем вокруг него сформировался кружок выдающихся деятелей искусства: скульптор М. Антокольский, художники В. Поленов, И. Репин, В. Васнецов, К. Коровин, В. Врубель, певец Ф. Шаляпин. Мамонтов помогал нуждающимся, способствуя развитию их таланта. На свои средства он основал в Москве Русскую частную оперу, которая сыграла значительную роль в становлении национального оперного искусства.

Большое значение в культурной жизни губернии имели театры. В 1885 г. в Тобольске было основано драматическое общество, продолжившее старое театральное дело столицы губернии. Оно ставило своей целью знакомить зрителей с лучшими произведениями отечественной и мировой драматургии. К 1899 г. было построено красивое здание театра в русском сказочном стиле. Открытие театра ознаменовалось пьесой А. Н. Островского «Свои люди — сочтемся».

В Тюмени театральные постановки шли с 1858 г., но осуществлялись любителями, и не имели постоянного помещения. В 1892 г. купец-меценат А. И. Текутьев построил здание театра, и возникшее затем Общество любителей драматического искусства ставило в нем пьесы. В дальнейшем наиболее длительное время в Тюмени работала труппа С. 3. Ковалевой, которая играла пьесы Островского, Чехова, Горького, но шли и постановки развлекательного характера. Значительными художественными достоинствами отличались театральные декорации А. Мягкого.

В начале 1890-х гг. в Тюмени работал цирк-театр. Он действовал и в зимнее время, так как в помещении были устроены особые печи. Цирк-театр был рассчитан на простую публику, в нем «могли бывать все, не стесняясь ни своим костюмом, ни кошельком», — писала тюменская газета. В 1910-е гг. в Тюмени появилась постоянная цирковая группа с разнообразными номерами, газеты отмечали в цирке «ослепительный свет газовых ламп» и довольно разнообразную программу. В эти же годы в Тобольске и Тюмени появились первые кинотеатры.

Интересно проходили городские праздники. В эти дни на площадях устраивались карусели, в Тюмени работала «Всемирная панорама», где можно было увидеть Куликовскую битву, Полтавский бой и другие сцены. Издавна отмечался в Тюмени детский праздник «Ключ». Он возник в XVII в., когда за городом нашли светлый родник. В девятую пятницу после Пасхи там совершался молебен, а к воскресенью сооружались палатки, прилавки, продавали игрушки и сладости, крутилась карусель, выступал театр Петрушки.

Древними по происхождению были семейные обряды — крестильные, похоронные, рекрутские, «вадебные. Так, свадьба была сложным действом, которое затягивалось на много дней от сватовства до «отводин» — угощения молодых в доме невесты. На всех этапах этого обряда звучали пословицы, условные речения, шутки, причитания, песни. Богатый репертуар крестьянской свадьбы записала в 1899 г. под Тобольском собирательница народной поэзии М. Н. Костюрина.

Сохранились в народе эпические песни-былины. Тюменский фольклорист П. А. Городцов в 1906—1907 гг. в Тавдинском крае, в деревнях Артамонове, Дуброве, Плеханово Тюменского уезда нашел сказителей — Дмитрия Никифоровича Плеханова, Луку Леонтьевича Заякина, Федора Ларионовича Созонова. Это были люди преклонного возраста, пользовавшиеся известностью и уважением. От них Городцов записал былины как с известными сюжетами, так и еще не зафиксированные в других сборниках.

Очень большим был народный песенный репертуар. Костюрина отмечает: «В сибирской деревне... песни поются при каждом удобном случае — в хороводах, на «ве-чорках», на свадьбах, в праздники и будни, в поле, дома и дорогой». В 1894 г. она записала в деревнях под Тобольском ряд песен, разделив их на хороводные, плясовые, протяжные, проголосные. Многие из них были известны по изданным ранее сборникам великорусских песен, но оказались и местные варианты, например, «Прощай, батюшка Иртыш, со крутыми горами».

Таким образом, рядом с культурой городской и профессиональной существовала культура традиционная, народная. Носителем этого пласта культуры было крестьянство. Крестьяне бережно сохраняли традиционные бытовой уклад и культуру, ибо еще живы были представления, согласно которым малейшее отступление от заветов старины могло повлечь за собой различные беды.

Жили крестьяне в деревянных («рубленых») избах и домах. Изба — это од-носрубная постройка. Дом получался, если два сруба (избы) соединяли отдельно «прирубленными» сенями. С конца XIX в. в Зауралье получили распространение так называемые дома-пятистенки. Пятистенок состоял из сруба, разделенного пятой стеной на две половины. В зажиточных семьях пятистенок переделывали в «крестовик». Для этого сруб внутри разделяли крестообразно не одной, а уже двумя стенами на четыре части. Дома иногда строились двухэтажные, или на высоком «подкле-те» (полуподвальном этаже).

Все, кто путешествовал по старой Сибири, отмечали чистоту, довольство и порядок в сибирских крестьянских домах. Обязательной принадлежностью интерьера крестьянского дома был «голбец» — деревянное сооружение вдоль печи с лестницей. С голбца поднимались на печь и на полати, на нем отдыхали днем, внутри он представлял собой род чулана с полками и лестницей в подполье. Непременной принадлежностью переднего (красного) угла была божница с иконами. Вдоль стен тянулись широкие лавки, посреди комнаты стоял стол. Этим и ограничивалось основное убранство и мебель в крестьянском доме. Однако под воздействием городского быта все чаще в крестьянское жилище попадали стулья; сундук все чаще заменялся «шкапом» и т. п. Деревянные стены жилых помещений либо выскабливались и мылись с песком, либо расписывались.

Повседневная одежда крестьян была простой и удобной. Материалом для изготовления одежды служили ткани, сделанные на ручном ткацком станке. Такие ткацкие станки были в каждом крестьянском доме, сибирское их название — «кросна». Кросна любовно украшалась резьбой. А непременная принадлежность домашнего ткачества — прялка либо также украшалась резьбой, либо расписывалась. Характерно, что принадлежности ткацкого производства, как правило, украшались резьбой с использованием солярных (солнечных) мотивов. Для растительных мотивов росписи были характерны крупные цветы («розы»), листья, побеги растений, птица, сидящая на ветвях дерева и т. п. Ткани изготавливались из волокон конопли и льна, сукно — из овечьей шерсти. Зажиточные крестьяне использовали и покупные ткани.

В крестьянских семьях добычей пушнины, выделкой овчин и кож занимались преимущественно мужчины. Женщины обрабатывали шерсть, коноплю, лен, ткали, шили, вязали. Как и другие трудовые навыки, способы и приемы изготовления одежды и обуви передавались младшему поколению в семье. В половине XIX в. у зауральских крестьян девочка с 6 лет садилась за прялку, с 10 лет — шила иглой, в 14 лет — ткала."

Традиционная крестьянская одежда в основных чертах была сходна с общерусской. Однако в одежде сибиряков имелась определенная специфика. Ее определяли особенности социально-экономического развития региона, а также динамика этнической среды, пополнение ее новыми элементами за счет переселенцев, взаимодействие с аборигенным населением.

Зимой и летом как мужчины, так и женщины носили однобортные длинные кафтаны, которые назывались шабурами, сибирками, армяками. Кафтан обязательно подпоясывался широким поясом. В холода поверх шабуров носили шубы и полушубки из овечьего меха. Дорожной одеждой были зипуны и тулупы, их надевали поверх шубы. Зажиточные крестьяне в качестве зимней одежды использовали ягу. Шилась она в виде широкого халата мехом наружу и, вероятно, была заимствована у аборигенов.

Нательная одежда у крестьян-мужчин состояла из рубахи с разрезом и застежками на левой стороне груди, невысоким стоячим воротником и из широких штанов (портов). Зимой носили широкие шаровары. Этот элемент одежды, скорее всего, был заимствован у казахов. Тому способствовали особенности хозяйственной деятельности в условиях сибирской зимы. Шаровары надевали на пимы и заправляли в них полы верхней одежды, что предохраняло от попадания снега в обувь при работе в лесу.

Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким поясом, украшенным вышивкой. Головными уборами летом служили шерстяные валяные шляпы, матерчатые картузы с козырьком; а зимой — овчинные шапки с ушами, отдельными козырьками, закрывавшими шею и лицо, квадратным суконным верхом, которые назывались малахаями. Считается, что малахай был заимствован у башкир.

На ногах мужчины и женщины носили кожаные мягкие туфли («обутки», «чирки»). Для сырой погоды назначались высокие кожаные сапоги без каблуков («бродни»). Такие сапоги особенно искусно выделывали крестьяне Тюменского уезда. Лаптей сибиряки не носили и шутя называли переселенцев лапотниками. Зимой сибирские крестьяне одевались в валенки (пимы).

Женский костюм состоял из рубахи-становины и сарафана. Украшения рубах зависели от их назначения. Особенно красочно выглядели праздничные рубахи, богато украшенные вышивкой. Сарафан обязательно подпоясывали поясом. Непременное подпоясывание в традиционном костюме, которое у старообрядцев доходило до того, что женщины на ночь, сняв сарафаны, оставались в поясе, объясняется тем, что пояс, как и крест, предохранял от нападения бесов. Под воздействием городского быта в конце XIX в. рубаху и сарафан стали заменять кофта и юбка. Обязательной принадлежностью женского костюма были передники (фартуки).

В конце XIX в. повседневным головным убором женщины были платки, косынки, шали, полушалки. Наравне с ними продолжали носить старинные уборы. Замужние женщины носили под платком кокошники, которые впервые надевали в день свадьбы. Тыльная часть кокошника, закрывавшая волосы, шилась в виде чепца, а лицевой полукруглый околыш покрывался гладкой золотой вышивкой или узорами из бисера, жемчуга, стеклянных бус и пуговиц. Интересное замечание по поводу сибирской крестьянской одежды оставил П. П. Семенов-Тян-Шанский: «При развитии скотоводства и значительном посеве льна и пеньки самодельная одежда сибирских старожилов... несравненно лучше одежды крестьян Европейской России, особенно черноземной полосы... Сибирским крестьянам нельзя было существовать без того, чтобы каждый член семьи не имел своей теплой одежды».

Посуду крестьяне Зауралья употребляли деревянную, плетеную из лыка и бересты, керамическую. Последняя, как правило, была покупной. В будние дни крестьяне, если не было религиозного поста, ели мясной суп, просяную или ячменную кашу с молоком и маслом. В постные дни те же каши готовили с конопляным маслом. Щи в этом случае готовили постные из рубленой капусты с ячменной крупой. Постная пища разнообразилась овощными блюдами: картофельной похлебкой, вареным горохом, репницей (репной похлебкой) с молоком, репными паренками и т. п.

Праздничная постная пища состояла из большого набора рыбных и мучных блюд. На праздничный стол подавали рыбные пироги и вареную рыбу. Оладьи и блины из пшеничной муки ели с конопляным маслом. В Сибири вообще мало ели ржаного хлеба, в отличие от европейской части страны, здесь вдоволь было пшеничного. Каша также входила в праздничное угощение. В праздники, не ограниченные постом, рыбные блюда заменялись мясными. Причем крестьяне ели не только мясо домашних животных, но разнообразили свой стол разнообразной дичью. Еду запивали чаем, молоком и квасом. В праздники пили много самодельного пива и водку. Семенов-Тян-Шанский писал по поводу питания сибирских крестьян: «Пища крестьян была необыкновенно обильна. В самых простых крестьянских избах я находил за обедом три и четыре кушанья. Мясная пища, состоящая из говядины и телятины, домашней птицы и дичи, а также рыбы, входила в будничный стол наполовину. К этому присоединялись пшеничный и ржаной хлеб, пельмени — любимое блюдо сибиряков, овощи и молочные продукты, последние в неограниченном количестве». В пищу шло много дикорастущих растений, которые в северных районах заменяли овощи — дикий лук, чеснок и т. д. В северных же районах было распространено сыроедение, перенятое русскими от аборигенов. Особенно охотно шла в пищу сырая рыба.

Сибирские крестьяне умели хорошо работать и отдыхать. В русской сибирской деревне отмечались религиозные праздники. Праздники эти отмечались по системе так называемых «съезжих праздников», когда тот или иной из двунадесятых праздников Русской православной церкви отмечался в том населенном пункте, где имелся храм или придел, посвященный этому празднику. Сюда съезжались все окрестное население.

Но самыми яркими и веселыми были праздники, приуроченные к годичному циклу сельскохозяйственных работ, эти праздники сопровождались обрядами, которые сложились еще в языческие времена.

Праздный календарь русской деревни начинали Святки. Первый день Святок — Сочельник (канун Рождества) — 24 декабря. Святки длились две недели до Крещенья — 6 января. В эти дни зимнего солнцеворота начинался новый годовой цикл в природе и, следовательно, в сельском хозяйстве. На Святки девушки гадали о будущем замужестве, бросали, например, через забор валенок: в какую сторону носком упал валенок, с той стороны следует ждать жениха. Ворожили и на блюде с кольцами. На Святки молодежь и дети ходили по дворам и распевали колядки. Хозяева благодарили и угощали певцов. На Святки «наряжались» — одевались в костюмы, изображавшие различных животных и в таком виде с песнями ходили по дворам.

Восьмая неделя до церковного праздника Пасхи называлась Масляничной. Это был один из самых веселых деревенских праздников. В Масленицу катались на тройках. Возводили ледяной (снежный) город и, разбившись на две команды, играли в его «взятие». На крутом речном берегу устраивали ледяные катушки. В конце недели с Масленицей (зимой) торжественно прощались и сжигали ее чучело под веселые песни и смех.

В деревне также праздновали Заклинание мороза, Заклинание весны, Средо-крестие, Вербную субботу, Егорьевские праздники, Четверговые праздники (совершались на Страстной неделе, последней неделе перед Пасхой).

На Пасху молодежь ходила по деревне и распевала особые песни. В первое воскресенье после Пасхи праздновали Окликание молодых. В этот день славили молодоженов, повенчавшихся в течение данного года. На седьмой неделе после Пасхи праздновали так называемый Семик. Через три дня после Семика, в воскресенье, праздновали Троицу. Оба эти праздника возникли в глубокой древности и были связаны с приветствием первой зелени на деревьях, почитанием первого распустившегося дерева — березки. Девушки в эти праздники «водили хороводы», «наряжали березку». Ддя этого они скрытно уходили в лес, там выбирали березку и, украсив ее лентами, приносили с песнями в селение.

Самым ярким праздником лета был Иван Купала (24 июня). Православная церковь чествует в этот день святого Иоанна Крестителя, народ же праздновал Ивана Купалу, летний солнцеворот, приветствовал проходящее через зенит солчце, цветение трав. С 23 июня в деревнях начинали купаться в реках и озерах. Поэтому святая Аграфена, которая чествовалась церковью в этот день, называлась в народе Аг-рафена-купалыцица. Именно на Ивана Купалу во время буйного цветения трав и цветов стремились крестьяне запастись целебными травами. С днем Ивана Купалы было связано много легенд, поверий, примет и гаданий. Считалось, что именно в ночь накануне Ивана Купалы вся нечесть особенно оживляется. На Ивана Купалу можно было найти «цветок папоротника» (на самом деле папоротник не цветет), а уже с его помощью обнаружить клад. После купальской ночи солнце начинало свой ход к зиме, а для крестьянина начиналась страдная пора. Но самая страда начиналась после Петрова дня, завершавшего Ивановскую неделю. 29 июня православная церковь празднует день св. Петра и Павла.

Важнейшей составляющей народной культуры были природоведческие знания. Прежде всего крестьяне прекрасно знали землю и климатические условия региона. В народной агрологии были известны десятки видов почв, каждый вид имел свое название. Народный календарь природы несомненно имел под собой рациональную основу и содержал верные наблюдения над климатическими условиями региона.

Но, пожалуй, наиболее впечатляющим феноменом народной культуры была старообрядческая книжность. Во второй половине XIX в. старообрядцы проживали на территории нынешних Исетского и Ялуторовского районов, немало их было и в самой Тюмени. В силу особенностей богослужебной практики старообрядцы просто не могли обходиться без личных и общественных библиотек. Иной раз эти собрания выглядели внушительно, составляя десятки и даже сотни томов. Правда, чаще всего это была богослужебная литература, но не брезговали «раскольники» и «четьей» книгой. В домашних и общественных библиотеках «ревнителей древнего благочестия» были сказания о жизни и подвигах святых, летописи, светские повести XVII в., естественно, что эти книги были рукописными.

В духовной и эстетической жизни северных народностей Тобольской губернии главенствующее место занимало устное поэтическое творчество. В мифах и легендах выражались их религиозные верования. Мир представлялся населенным многочисленными духами, которые могли принести удачу в промысле, но могли и наказать. Отсюда почитание священных вод, деревьев и т. д. Чтобы умилостивить духов, им приносили жертвы с соблюдением определенных ритуалов и словесных формул. Широкое распространение имел культ медведя, поэтому охота на него заканчивалась ритуальным медвежьим праздником. У северных народностей существовали сказания о прежде бывших богатырях. В них говорилось о борьбе богатырей, сила которых гиперболизировалась с напавшими на них врагами. Сказания пелись под аккомпанемент «лебедя» — музыкального инструмента с тонкими медными струнами или домбры со струнами из сухожилий. Исследователи донесли до нас имя одного из исполнителей вогульских эпических песен — Тихона Кинлабазова из Анья-Пауля.

Существовали на Севере своеобразные театральные представления — танцы с изображением всевозможных обитателей лесов и рек. Одно из таких представлений в глухом, далеком углу вогульского края, в верховьях реки Конды, — сцену охоты на оленя — описал К. Д. Носилов в рассказе «Театр у вогулов». Рассказ прочитал Л. Н. Толстой и в трактате «Что такое искусство», пересказав его, сделал вывод: «Я по одному описанию почувствовал, что это было истинное произведение искусства».


Date: 2015-12-13; view: 780; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию