Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мобилизация. 22 июня 1941 г. гитлеровская Германия напала на СССР





 

22 июня 1941 г. гитлеровская Германия напала на СССР. Началась Великая Отечественная война, ставшая жестоким испытанием для всех народов страны. Грубейший просчет Сталина в оценке возможного срока нападения врага, массовые репрессии против командных кадров армии имели далеко идущие последствия. Советские вооруженные силы оказались в исключительно тяжелом положении. Под ударами стремительно наступающего агрессора они терпели поражение и вынуждены были отступать. Остановить врага в приграничной зоне не удалось. Немецко-фашистские войска быстро продвигались в глубь территории СССР.

Вся тяжесть последствий за сталинские репрессии и просчеты с самого начала войны легла на плечи народа, который мужественно встретил весть о вторжении фашистских агрессоров. Люди самого различного возраста обращались на призывные участки и в военкоматы, настойчиво требовали немедленно зачислить их в действующую армию, послать на фронт. За первую неделю войны в Ишимском районе заявления о добровольном вступлении в ряды Красной Армии поступили от 98 колхозников, рабочих МТС и совхозов, в селе Исетском — от 30 рабочих местного совхоза, в Тобольске — от 106 рабочих и служащих предприятий и учреждений.

Однако под влиянием довоенной пропаганды и сложившихся упрощенных представлений о будущей войне не все осознавали всю серьезность обстановки, наивно полагая, что вооруженное противоборство не станет продолжительным и фашистский агрессор, как только «подойдут регулярные части Красной Армии», будет сразу же разгромлен. Такие настроения при соприкосновении с действительностью постепенно проходили. Суровую правду о нависшей над страной смертельной опасности вынужден был признать даже Сталин в своем выступлении по радио 3 июля 1941 года. Военная обстановка потребовала от руководства страны принятия экстренных мер по обеспечению поворота народного хозяйства на военные рельсы, создания прочного организованного тыла, способного бесперебойно удовлетворять важнейшие потребности фронта.

В связи с оккупацией значительной части территории страны на восточные районы легла основная нагрузка по обеспечению потребностей армии. Сибирь, Урал и Поволжье превратились в ведущий военно-промышленный и продовольственный арсенал страны. Неотложные военно-хозяйственные проблемы нашим землякам пришлось решать в невероятно сложных условиях. До войны край был преимущественно сельскохозяйственным. Почти отсутствовало крупное машиностроение, развитая инфраструктура. В промышленности доминировали сравнительно небольшие по размерам и объему выпускаемой продукции предприятия. С началом войны все они получили фронтовые заказы. Потребовалось в срочном порядке перепрофилировать их производство, а во многих случаях существенно наращивать производственные мощности.

Ситуация на фронте складывалась критическая, поэтому всякое промедление могло еще более обострить положение. В экстремальных условиях военного времени производственные планы определялись не реальными возможностями предприятий, а потребностями военного хозяйства.

В короткий срок на выпуск оборонной продукции перешли тюменские предприятия: завод «Механик», фанерокомбинат, судоверфь, ДОК «Красный Октябрь», ялуторовский лесозавод, леспромхозы Ханты-Мансийского округа. На заводе «Механик» налаживается выпуск минометов и боеприпасов, на судоверфи строительство торпедных катеров. ДОК «Красный Октябрь» получил задание производить 2000 пар лыж в сутки и изготовлять деревянную спецтару. На тюменском фанерном комбинате развернулось производство авиафанеры. Кондинский и Ханты-Мансийский леспромхозы стали вырабатывать специальную высокосортную древесину, использовавшуюся в производстве авиафанеры, лыж и оружейных прикладов.

По свидетельству авиаконструктора О. К. Антонова, в Тюмени, в помещениях крытого рынка наладили выпуск специальных планеров: они перебрасывали через линию фронта партизан, вооружение, боеприпасы, продовольствие. В Тюменском локомотивном депо был освоен выпуск минометов. Здесь строили также бронепоезда, военные сани.

Небывалой производственной операцией, которую маршал Г. К. Жуков прирав-нивал к «величайшим битвам второй мировой войны», стало беспрецедентное по масштабам и срокам перебазирование производственных сил СССР из прифронтовой полосы на восток. За две-три тысячи километров в течение второго полугодия 1941 г. по железным дорогам было перевезено 2593 промышленных предприятия. В Тюмени, Тобольске, Ишиме оказалось более двадцати предприятий, эвакуированных с Украины, из Москвы, Ленинграда, Таганрога, Курска и других городов. Вместе с предприятиями и учреждениями прибыли тысячи граждан, вывезенных из западных районов страны. Только в Тюмени во время войны население возросло почти в два раза.


Часть эвакуированного оборудования была размещена на действующих предприятиях. Так, на завод «Механик» прибыло оборудование киевского завода «Красный экскаватор», судостроительная верфь приняла оборудование с пяти заводов, сапоговаляльная фабрика разместила в своих цехах курский машиностроительный завод «Текстильмаш», овчинно-шубный завод принял кожевенный завод из подмосковного Кунцево.

Более полутора десятков предприятий, прибывших на Тюменщйну, налаживали самостоятельное производство, используя предоставленные помещения, либо организуя строительство их заново. На базе эвакуированных предприятий создавались хорошо известные в настоящее время тюменские заводы: аккумуляторный, АТЭ, весовой, строительных машин, химико-фармацевтический. В помещениях бывшего пивзавода разместился таганрогский мотоциклетный завод. Эвакуированное оборудование использовалось при строительстве тазовского и сургутского рыбоконсервных заводов, ишимского завода автоприцепов.

В Тюмень переехали некоторые министерства, руководящие органы ряда других центральных ведомств и общественных организаций, в частности, Наркомат мясомолочной продукции РСФСР, всесоюзный трест Трансшпалопропита, Наркомат путей сообщения, лесозаготовительная контора Наркомата текстильной промышленности СССР, Центральный Совет Осоавиахима СССР. В Тобольске разместился Всесоюзный научно-исследовательский институт озерного и рыбного хозяйства. В Ханты-Мансийске, Салехарде, Березове, Кондинске, на Ямале действовали станции и опорные пункты Ленинградского института полярного земледелия и животноводства. Для размещения перебазированных предприятий только в Тюмени предстояло приспособить и вновь построить более 70 тыс. кв. м производственных площадей.

О том, как это обычно делалось, говорит пример тюменского завода «Механик», на который летом 1941 г. поступило оборудование киевского завода «Красный экскаватор». Часть его не имела описей и технической документации, а из 835 рабочих предприятия в Тюмень прибыло лишь 78 человек. Поэтому все заботы по размещению прибывшей техники легли на коллектив завода «Механик». Причем выполнить эту работу нужно было в кратчайшие сроки — к 10 сентября 1941 года.

Руководство завода (директор Ф. А. Павлов) приняло решение разместить спец-цех киевского завода в цехе № 5, соответствующим образом его переоборудовав. Механический цех общего производства разместился в цехе № 4, производственные площади которого увеличились на 170 кв. м за счет сноса вспомогательных помещений. В срочном порядке проводилась достройка новых корпусов завода, строительство которых началось еще до войны. Заново пришлось создавать котельный цех. Под производственные нужды были использованы гараж, раздевалки, помещения, ранее занятые бытовыми службами. Оборудование эвакуированного завода вводилось в действие по частям, не дожидаясь завершения всего цикла пуско-наладочных работ.

По мере восстановления эвакуированных предприятий резко возросла потребность в электроэнергии. До войны мощность тюменской городской электростанции составляла всего 2 тыс. кВт., что было недостаточно даже в мирное время. С появлением двух десятков новых предприятий, ситуация с электроснабжением обострилась. Было принято решение: увеличить мощности городской электростанции за счет установки турбогенератора, расширить и перевести на круглосуточную работу энергетические установки предприятий; ввести строжайшую экономию в расходовании электроэнергии. Развернулась реконструкция торфопредприятия «Боровое», которое позволило в основном удовлетворить потребности электростанции в топливе. Непосредственную ответственность за прием, размещение и пуск эвакуированных предприятий Государственный Комитет Обороны возложил на местные партийные и советские органы, наделив их чрезвычайными полномочиями.


В экстремальных условиях военного времени это позволило более оперативно решать неотложные хозяйственные задачи. Вместе с тем постоянный диктат партийного аппарата, его прямое вмешательство в организацию производственного процесса сковывали инициативу руководителей предприятий и зачастую лишь ухудшали положение дел на производстве. Ситуация еще более осложнялась, если партийные органы своим решением без согласования с соответствующим Наркоматом снимали с работы руководителей предприятий. Так произошло, когда в 1944 г. Омский обком ВКП(б) снял с работы директора оборонного завода № 762, находившегося в Тюмени. В том же году возникла конфликтная ситуация между тюменским горкомом ВКП(б) и руководством городской электростанции, в разрешении которой участвовал Наркомат электростанций.

Легко представить, сколько моральных усилий, находчивости и даже изворотливости приходилось приложить директорам заводов Ф. А. Павлову, Г. А. Давыдову, Г. Н. Лейзеровичу, И. М. Мизрухину, Я. И. Старохицкому и другим хозяйственным руководителям, чтобы избегать возможной опалы и одновременно обслуживать выполнение производственной программы. Благодаря их знаниям и опыту, героическому труду рядовых рабочих и служащих в первой половине 1942 г. все эвакуированные заводы приступили к выполнению государственных заданий.

Важное значение в условиях войны имел транспорт. Он связывал тыл с фронтом, выполняя межобластные, внутрирегиональные перевозки. В 1941—1942 гг. на тюменском и ишимском отделениях железной дороги грузооборот возрос в 2—3 раза.

Для обеспечения железнодорожных служб запчастями и другим необходимым оборудованием их производство налаживали на месте. Тюменское локомотивное депо превратилось в своеобразный производственный комбинат, обеспечивавший свои нужды за счет собственных материальных ресурсов. Был успешно освоен воинский график движения железнодорожных составов. Сократился простой вагонов под по-грузочно-разгрузочными операциями, значительно повысилась участковая скорость поездов. Составы с оборонными грузами на Свердловской дороге продвигались от 750 до 1200 км в сутки.


Не менее высокие и строгие требования, чем к промышленности и транспорту, военная обстановка предъявляла к сельскому хозяйству. Сибирь и в мирное время была важной сельскохозяйственной базой страны, а в условиях потери плодородных земель Украины, Белоруссии и западных областей России она стала одним из главных поставщиков хлеба и мясо-молочных продуктов.

Для Сибири военных лет был характерен невиданный в истории деревни отлив сельского населения в промышленность. Еще большее число тружеников села ушло на фронт. К началу 1944 г. общее число трудоспособных колхозников уменьшилось по сравнению с предвоенным периодом на 40,8%, а трудоспособных мужчин — на 67,7 процента. Резко сократилось число механизаторских кадров. На фронт и в промышленность было отправлено 92% автомобильного парка.

Это создало колоссальные трудности для сельскохозяйственного производства. Самым сложным оказался 1941 г., когда в колхозах остались в основном женщины, старики и подростки. Положение усугубило предвоенное весеннее наводнение. Вышедшие из берегов реки затопили сотни гектаров посевных площадей и лугов. В Тобольском округе валовой сбор зерна снизился на 51%, картофеля — на 39 процентов. После сдачи хлеба государству во многих семьях почти не осталось продовольствия. Из-за недостатка кормов под угрозой оказались животноводческие фермы. Пришлось перегонять скот из пострадавших от наводнения районов в соседние. При остром дефиците на технику, лошадей в качестве тягловой силы использовали коров. Для достижения большей эффективности при уменьшении контингента работников наряду с бригадной применялась звеньевая форма организации труда.

В 1942 г. последствия наводнения были в основном преодолены. Валовой сбор зерна по сравнению с предыдущим годом увеличился. Но устранить наметившуюся тенденцию к падению объемов сельскохозяйственного производства, вследствие значительного оттока рабочей силы и техники из деревни, а также сокращения ассигнований на его нужды не удалось.

 







Date: 2015-12-13; view: 581; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию