Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Культурное строительство
Революция и гражданская война оказали существенное влияние на культурную жизнь края. Прекратили свою работу многие библиотеки, музеи, театры. Основные массы населения оставались неграмотными. Первые попытки новой власти изменить положение в области культуры не выходили за рамки отдельных кампаний и не подкреплялись необходимыми материальными ресурсами. Типичной в этом отношении была кампания по «ликвидации неграмотности». К началу 1921 г. в губернии было создано 1139 ликпунктов, в которых обучалось 26 тыс. человек.Обучение на ликпунктах длилось 2—3 месяца. Человек, окончивший пункт ликвидации неграмотности, обычно был в состоянии прочитать в минуту 80—120 букв крупного шрифта и написать 5—7 букв. Математические навыки ограничивались счетом в пределах десятка. В последующем эти знания не закреплялись и легко забывались. Кроме ликпунктов широкое распространение в крае получил индивидуально-групповой метод обучения, реализацией которого занимались активисты ликбеза, в недавнем прошлом в значительной массе, тоже неграмотные. Поэтому итоги этой работы были еще более скромные. В конце 1928 г. начался культпоход, который внес новые формы и методы в работу по ликвидации неграмотности. Проводились кампании по изысканию средств в фонд ликбеза. Увеличился срок обучения на ликпунктах. Выросло число школ малограмотных. Обучающимся грамоте был предоставлен ряд льгот: сокращение рабочего дня на 2 часа на весь период обучения, внеочередной прием в больницы, бесплатное посещение киносеансов и т. д. Обучение грамоте велось кроме школ и ликпунктов на предприятиях, в избах-читальнях, на дому. К 1937 г. грамотность населения в возрасте 18 лет и старше в южных районах края составляла 94,4%, в городах Тюмени, Ишиме, Ялуторовске около 96 процентов. В 1920-е гг. произошли изменения в школьном деле. В соответствии с «Положением об единой трудовой школе» были закрыты Александровское реальное училище, женская гимназия, частное коммерческое училище Колокольниковых в Тюмени. Бывшая Мариинская женская гимназия в Тобольске стала Образцовой трудовой школой II ступени. Прекратили свое существование церковноприходские школы. В 1920 г. в губернии было около 200 тыс. детей школьного возраста, из них обучалось лишь 33 процента. Основой новой школьной системы становилась школа-семилетка, состоящая из двух ступеней. В 1920—21 учебном году в губернии действовали 1241 школы I ступени и 23 школы II ступени. Существовали большие трудности с помещениями для школ, оборудованием классов учебными пособиями. Несмотря на это, развитие школьной сети позволило в ряде населенных пунктов уже с 1927/28 учебного года перейти к осуществлению всеобуча. В этом году сели за парты все дети 8-летнего возраста в Тюмени. Объявили всеобщее начальное обучение Ялуторовский, Новозаимский, Талицкий районы. 3 октября 1928 г. Тобольский окрисполком принял постановление о введении всеобщего обязательного обучения в 16 населенных пунктах. К 1933 г. на территории тюменского края было открыто около 500 новых общеобразовательных школ, обучением было охвачено до 100 тыс. школьников. Определенное внимание в эти годы уделялось просвещению национальных меньшинств. Первые советские школы для северян открылись в 1920/21 учебном году, в 1926 г. появилась первая мансийская школа-семилетка. В 1927 г. при школе в селе Полноват был открыт первый в крае интернат, в котором в первый год его работы вместе с русскими детьми стали учиться 4 коми и 8 хантов. В 1930 г. открылись школы-интернаты в Казымском, Уют-Юганском и Тазовском национальных районах. В 1930 г. был создан первый букварь на хантыйском языке. Вскоре вышли буквари на родных языках ненцев, селькупов, манси. Но проблема привлечения детей коренного населения в школы оставалась острой. Общий уровень грамотности среди северян в это время составлял 3,8 процента.39 В начале 30-х гг. на Севере началась деятельность культбаз и красных чумов. Появились Сосьвинская, Тазовская, Ямальская, Казымская культбззы. Обычно они располагались в районах традиционных стоянок и на путях паломничества коренного населения к святым местам. Такой комплекс имел школу-интернат с учебными мастерскими, врачебно-медицинский пункт, включающий амбулаторию, больницу, аптеку, баню, ветеринарно-зоотехнический пункт, магазин, дом заезжих для кочевников, клуб с киноустановкой. Красные чумы представляли собой передвижные культурно-бытовые учреждения. В них работали учителя, фельдшеры, лекторы и киномеханики. Одновременно ведется борьба с неграмотностью среди татарского населения. Если в Тобольском округе в 1925 г. имелось 30 школ для детей татар, то в 1936 г. — 93, а в 1939 г. — 106. Во многих татарских деревнях открываются клубы, библиотеки, избы-читальни и т. п. В Тобольске создается татарский дом просвещения. Здесь работали литературный, драматический и другие кружки, велась методическая работа для культурно-просветительных учреждений. Большое внимание в 20—30-е гг. уделялось развитию педагогического образования. Особенно остро проблема педкадров встала вначале 30-х гг., когда стало вводиться всеобщее начальное обучение. В 1930 г. были открыты Ишимское педагогическое училище и татарское педагогическое училище в Тюмени, которое в 1934г. было переведено в Тобольск. В 1932 г. в Тюмени был организован педагогический техникум, а в 1933 г. открылось педагогическое училище в Салехарде. К середине 30-х гг. кадры для просвещения и других отраслей народного хозяйства края готовили уже 17 техникумов. В ноябре 1930 г. начались занятия в Тюменском агропедагогическом институте — единственном в то время высшем учебном заведении региона. Для его размещения было выделено одно из лучших городских зданий — Дом Советов (ныне здание инженерно-строительного института). На трех отделениях института (агрономическом, физико-биологическом и физико-техническом) готовили учителей для школ Зауралья. В 1931 г. было открыто еще одно отделение — историко-экономическое. Вскоре при институте создается рабфак, филиалы которого открываются в Ишиме и Заводоуковске. Когда в 1932 г. институт стал готовить кадры для всей Уральской области, он изменил свое название и стал именоваться Уральским педагогическим институтом. В 1934 г. на его базе был открыт учительский институт с двухлетним сроком обучения. Он стал готовить учителей химии, физики, математики, географии, русского языка и истории для семилетних школ. На 1 января 1939 г. в институте обучалось 222 человека, в учительском институте 309 человек. За 10 лет своей работы институт подготовил 913 учителей. К этому времени среди преподавателей появились кандидаты наук. В 1939 г. было открыто еще одно высшее учебное заведение на территории края — Тобольский учительский институт с физико-математическим, филологическим и историческим отделениями. Он начал готовить учителей для школ Обского Севера. В 1941 г. институт выпустил первых специалистов. Школы Приобья получили 68 преподавателей. Недолго в Тюмени действовал Уральский автодорожный институт. Он был организован в августе 1930 г., но вскоре переведен в Саратов. Важное место в культурной жизни двадцатых годов принадлежало музеям. В 1926 г. открылся Тюменский краеведческий музей, душой и заботливым хозяином которого являлся его заведующий П. А. Россомахин — большой знаток прошлого края. В начале 1941 г. Павел Афанасьевич подготовил и сдал в книжное издательство рукопись, в которой первым подробно осветил историю Тюмени — старейшего русского города за Уралом. Однако начавшаяся вскоре война помешала выходу книги, рукопись которой затерялась. В двадцатые годы продолжил свою работу Тобольский музей, преобразованный в музей Тобольского Севера. В течение 10 лет его возглавлял известный краевед М. П. Тарунин. В сентябре 1921 г. тобольские краеведы Г. И. Симонов, М. II. Костюрина, ученые М. В. Кучин, А. А. Дунин-Горкавич и другие создали при музее Общество изучения края, филиалы которого открылись в Обдорске, Сургуте, с. Шеркальском Кондинского района. При активнейшей поддержке и участии музея в течение восьми лет (1920—1927 гг.) на Обском Севере работали 35 экспедиций. Гидрологическая экспедиция Главного управления государственных сооружений под руководством И. И. Эльпорта изучала возможности соединения водным каналом Оби и Енисея. Северо-Уральская экспедиция Академии наук СССР, возглавляемая уроженцем Тобольска профессором Б. Н. Городковым, проводила геологические и ботанические исследования Полярного Урала. Экономическое состояние Ямала и перспективы его развития изучали специалисты Уральской плановой комиссии. Изучением культуры и быта ханты занимались этнографыР. П. Митусова, В. Н. Новицкий и другие. В конце 1920-х гг. любителями-краеведами был организован уголок краеведения в Ялуторовске. Его работой руководила М. Д. Чувакина — учительница одной из школ города. В 1929 г. уголок был преобразован вкраеведческий музей, который в 1930 г. переводится вдом декабристов М. И. Муравьева-Апостола. В 1935 г. при реставрации этого дома под печью было найдено письмо к потомкам, написанное Муравьевым-Апостолом. После этой исторической находки музей стал именоваться краеведческим музеем памяти декабристов. Любимым местом отдыха горожан в 20—30-е гг. были сады и парки. Они являлись неотъемлемой частью каждого из городов Тюменского края. В центре Тюмени (на месте Дворца пионеров) находился сад им. Ленина, бывший Спасский. В нем располагался летний театр, играл духовой оркестр, устраивались народные гуляния. Между нынешним сельхозинститутом и университетом был еще один сад. На специально оборудованной сцене этого сада часто выступали как профессиональные актеры, так и любители. Позднее этот сад был передан обществу «Спартак». В 1930-е гг. здесь установили фонтан, на танцевальной площадке устраивались танцы под духовой оркестр. Недалеко от этого сада, вдоль берега Туры от дома, где сейчас размещен кожный диспансер, до действующего в 20-е гг. Благовещенского собора простирался большой Приказчичий сад. Когда взрывали Благовещенский собор, берег с частью сада обвалился, клуб, который здесь находился, разобрали и перенесли к вокзалу. Так было положено начало одному из старейших клубов города — клубу железнодорожников. Красивой и зеленой была Привокзальная площадь Тюмени. В 1930 г. в саду у вокзала установили фонтан «Олень». Большой популярностью у тюменцев пользовался Загородный сад. Сады и парки создавали определенный облик города в эти годы. Культурная жизнь края, в значительной степени, определялась развитием таких видов искусства, как театр и кино. В Тюменской губернии к 1919 г. было 4 театра, в 1919 г. появился пятый, в Ишиме. 18 декабря 1919 г. здесь состоялся первый спектакль. Театру было присвоено имя А. В. Луначарского. Большую роль в создании театра сыграли А. Г. Уварова (до революции одна из ведущих артисток Тобольского театра) и его первый режиссер А. В. Чернов. В 1920 г. в театре играло уже 20 актеров как профессионалов, так и любителей, были декораторы, гримеры, собственный оркестр в составе 10 человек. В начале 20-х гг. театры края переживали трудные времена. Особенно тяжело сказался переход в 1921 г. значительной части учреждений культуры на самоокупаемость. Театры в Ялуторовске, Туринске и Ишиме стали действовать с постоянными перерывами, а Тобольский театр был даже временно закрыт. Большей стабильностью в эти годы отличалась работа тюменского театра, однако и здесь было очень много трудностей. Состав труппы постоянно менялся. Сначала в Тюмени существовали две театральные площадки — зимняя и летняя. 30 сентября 1922 г. пожар уничтожил здание зимнего театра. Вскоре сгорел и летний театр. Через некоторое время театр стал работать в здании кинотеатра «Победа». Новое здание театра было построено лишь в 1935 году. После этого театр стал называться Камерным. Предполагалось, что он будет пропагандировать искусство синтетического характера (музыкальная драма, комедия, балет, миниатюры, оперетта и т. д.). Лишь постепенно театр определился как драматический. На его сцене с успехом прошли спектакли по произведениям А. Н. Островского, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, А. П. Чехова, А. М. Горького, Ф. М. Достоевского, Л. II. Толстого. Ставились оперные спектакли: «Фауст», «Травиатта», «Демон». В 20-е гг. в репертуаре театра появились произведения «левого» искусства. Одной из таких постановок стала пьеса А. В. Луначарского «Три путника и ОНО», которая однако была холодно встречена зрителями. К концу 20-х гг. в репертуар театра вошли произведения советских писателей Б. Лавренева, Д. Фурманова, В. Иванова и других. В 1927 г. театром был показан первый детский спектакль «Красная шапочка». После временного перерыва продолжил свою работу тобольский драматический театр. На его сцене в 20-е гг. ставились «Анна Каренина», «Борис Годунов». «Овод», с успехом шли произведения Гольдони, Шекспира, Мольера. В 30-е гг. деятельность театров становится более стабильной. В это время успешно работал драматический театр в Ишиме, возродился Ялуторовский театр. Основной репертуар театров по-прежнему составляли классические произведения. В то же время на выбор режиссеров возрастающее влияние стали оказывать политические установки тех лет. В годы «сталинских пятилеток» в тобольско;У1 театре были поставлены спектакли «Как закалялась сталь», «Партийный билет», «Любовь Яровая» и т. п. Сезон 1930 г. в тюменском театре начался пьесой Шимкевича «Вьюга» о строительстве промкомбината и вредительстве «левых и правых оппортунистов». В 1932 г Г в Тюмени шел спектакль «Завтра», красной нитью через который проходила мысль об антисоветской позиции интеллигенции. В 20—30-е гг. заметно выросла сеть киноучреждений. В 1932 г. в Тюмени бы л построен кинотеатр «Темп», имевший звуковую установку. Одним из первых звуковых фильмов, который демонстрировался в городе, стал фильм «Путевка г. жизнь». В июле 1936 г. в Тюмени состоялся первый кинофестиваль. На нем зрители увидели работы лучших советских актеров тех лет, известных по фильмам «Чапаев», «Депутат Балтики», «Веселые ребята» и другим. Еще в 1918 г. в Тюмени была организована художественная школа — студия Ее руководителем был выпускник Академии художеств М. И. Авилов, в будущем известный баталист. Кроме Авилова в студии преподавали окончивший Строгановское училище И. И. Овешков, а также бывший преподаватель этого училища К. П. Трофимов. Количество учащихся в студии быстро росло и уже к 1920 г. достигло 150 человек. С небольшим перерывом студия просуществовала до 1925 г. и сыграла немалую роль в становлении художественного образования к крае. В ней получили первые профессиональные навыки будущие тюменские художники А. И. Митинский, В. П. Барашев, И. И. Кротов, И. П. Котовщиков и другие. Заметное оживление в художественную жизнь города вносили художественные выставки. С 1920 г. по 1930 г. они проводились почти ежегодно. В 1920-е гг тюменские художники выставляли свои картины я на региональных выставках и Минске, Перми, Свердловске, а в 1927 г. даже на Всесоюзной выставке в Москве. В 30-е гг. выставочная деятельность также была достаточно активной. Наиболее крупной в эти годы была выставка 1934 г. «Художники — первому областному съезду Советов», на ней экспонировались 269 работ. В 1939 г. в помещении тюменского краеведческого музея открылась художественная мастерская, где занимались реставрацией картин. Замечательных успехов достиг народный промысел художественной резьбы по кости, издавна известный в Тобольске. В апреле 1929 г. в городе был организован косторезный цех. В 1933 г. он выделился в самостоятельную артель. К концу 1934 г. в артели работало уже 16 мастеров. Художественной резьбой занимались Т. С. Песков, В. И. Денисов, С. И. Трегубов, В. Н. Лопатин, Г. С. Килин и другие. В 1937 г. на международной выставке в Париже работа В. И. Денисова «Фактория Главсевморпути» была удостоена золотой медали. В. Н. Лопатин за работу на пушкинскую тему и С. И. Трегубов за изделие «Семья ненца на отдыхе» получили серебряные медали. В 1939 г. работы тобольских косторезов экспонировались на Нью-Йоркской международной выставке. Вместе с тем отдельные успехи в сфере культуры сочетались с крайне низким культурным уровнем широких масс населения края, особенно сельского. Средств на строительство школ, финансирование искусства хронически не хватало. Характерным явлением была политизация художественной жизни. Директивные партийные и государственные установки, определявшие направление, формы и методы деятельности в области культурного строительства, существенно сужали возможности для его развития. Следствием отказа от многих достижений культурного наследия прошлого стало массовое уничтожение исторических памятников, особенно культовых. С конца 20-х гг. многие из них стали использоваться не по назначению. Так, в Тюмени к 1932 г. все культовые здания за исключении Всесвятской церкви были закрыты. В Троицком соборе и польском костеле разместились склады воинских частей, в Никольской церкви — мастерские сельхозтехникума, в Знаменской — гаражи, в Спасской — библиотека и архив и т. д. Трагичной была судьба Благовещенского собора. В ночь с 13 на 14 июня 1932 г. по решению президиума тюменского городского совета он был взорван. Причина, по объяснению городских властей, состояла в остром дефиците кирпича для строительства. Судьбу Благовещенского собора должна была разделить и Спасская церковь. Только вмешательство Главнауки спасло этот замечательный памятник архитектуры XVIII в. от разрушения.
Date: 2015-12-13; view: 554; Нарушение авторских прав |