Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Поход Ермака
О Ермаке известно только последние пять-шесть лет его жизни. Причиной тому является скудость дошедших до нас сведений. Ермак, по свидетельству первых сибирских летописцев, до похода в Сибирь был казаком на Дону и Волге, совершал набеги на улусы Ногайской орды, участвовал в составе царских воск в Ливонской войне. В сибирских летописях сообщается, что на Каму его «призвали» купцы-промышленники для охраны своих владений, о чем пишет в опальной грамоте Строгановым и московский государь. Иван IV наделил Строгановых широкими привилегиями. Их вотчины пользовались податным и судебно-административным иммунитетом. Им разрешалось ставить остроги, нанимать нетяглых, то есть свободных людей для работ и «обереговой» службы. Прикамские владения Строгановых служили форпостом Московского государства н а северо-востоке и базой продвижения на Урал и в Сибирь. Еще в 1574 г. Строгановы получили от царя «открытый» лист на земли по Тоболу, Иртышу и даже Оби, входившие в Сибирское ханство. Таким образом. военная экспедиция Ермака в Сибирь отвечала интересам московского правительства и уральских промышленников, неоднократно терпевших убытки от нападения вогулов и татар Для казаков сибирский поход вполне соответствовал их образу жизни, хотя инициаторы похода остаются неизвестными: правительство, Строгановы или казаки. План похода созрел летом 1582 г. во время «обереговой» службы казаков у Строгановых. В стычках с татарами, манси и черемисами казаки убедились в их военной слабости. Собственный боевой опыт, распросы пленных показали, что Сибирское ханство — не сильный противник. Поход органично отражал те отношения, которые сложились в 80-е годы XVI в. на восточной окраине Рисского государства. В более широком плане он положил начало русской народной колонизации Сибири. В конце лета 1582 г. 540 казаков, пришедших с Ермаком на Урал и около 50 «охочих» людей, набранных в строгановских вотчинах, двинулись на восток. Ермак имел большой военный опыт, природный ум, что поднимало его на уровень лучших военачальников своего времени. Казачье войско было искусно организовано: дружи на подразделялась на полки во главе с выборными есаулами, полк делился на сотни, сотни — на полусотни и десятки, которыми командовали сотники, пятидесятники и десятники. Все главные вопросы решал войсковой круг. Круг избирал атамана и есаулов. По его решению и начался поход в Сибирь. Дружина из Чусовского городка на стругах поднялась вверх по реке Чусовой и ее притоку Серебрянке, откуда после бесплодной попытки перетащить суда волоком перешла на речку Жаровлю, впадаюшую с юга в р. Баранчу. Спустившись на плотах до реки Тагил, казаки разбили лагерь, чтобы построить новые струги. Путь по Тагилу был пройден без происшествий. Струги в половодье быстро шли вниз по течению реки и вскоре вошли в Туру, где начинались владения Кучума. В излучине Туры мурза Епанча попытался остановить казаков, но ружейными залпами его люди были легко рассеяны. Продвижение казаков по Туре и Тоболу до Иртыша прошло без остановок. Мелкие стычки с татарами не приносили большого урона той и другой стороне. Летописи пишут о таких стычках неподалеку от впадения Туры в Тобол, у Березовского и Караульного яров, Бабасанских юрт, г. Карачина, где находилась одна из оружейных мастерских, которой ведал ханский визирь. Решающее сражение произошло 23 октября 1582 г. в день апостола Якова, изображение которого было на знамени передового казачьего полка, на берегу Иртыша у мыса, позднее названного Чувашским. Кучумовцы численно превосходили казаков. В их войске, кроме татар и бухарцев, находились ханты и манси, приведенные своими князьками. Казаки имели превосходство в вооружении, боевой выучке и дисциплине, поэтому бой закончился разгромом ханского войска. 26 октября 1582 г. Ермак без боя занял столицу Сибирского ханства Кашлык, или Искер. Поход продолжался около двух месяцев. Непродолжительность его «смутила» многих историков, которые предлагают разные даты начала похода: 1581, 1579 и даже 1578 годы. Однако в грамоте Ивана IV Строгановым, посланной 16 ноября 1582 г., указано точное время выступления: «...послали вы из острогов своих волжских атаманов и казаков Ермака и товарищи воевати воятки и вогуличи и пелымские и Сибирские места сентября в 1 день». Поход Ермака в Сибирь имел аналогов в прошлом. В 1483 г., как сказано выше, воеводы Федор Курбский-Черный и Иван Салтыков Травин со своей ратью проделали значительно больший путь: от Устюга на Пелым, Иртыш, Обь и обратно — за 5 месяцев, с 9 мая по 6 октября. В этом свете двухмесячный срок экспедиции Ермака представляется вполне реальным. Казаки продержались в Сибири почти 4 года. Обосновавшись в Кашлыке, Ермак направил в Москву посольство, поспешившее объявить о присоединении к России нового края. На воеводство в Сибирь был послан князь Семен Волховский с 300 служилых людей, но фактически воеводой в Сибири оставался Ермак, который показал себя умным и дальновидным правителем. Вполне сознавая, что удержаться в огромном краю, опираясь только на горстку казаков и стрельцов, невозможно, Ермак начинает налаживать с местными жителями мирные отношения. Казаки обязали платить Москве ясак татарские улусы, остяцкие и вогульские волости по Туре, Тоболу, Тавде, Иртышу, Нижней Оби, редко прибегая к силе. Бывшие подданные Кучума приносили присягу на верность России, в текст которой были включены слова о дружбе и доверии к русским людям: «...на всяких русских людей зла ника-кова не мыслить и не творить и во всем нравом постоянстве стоять крепко и непоколебимо до века». Присяга сопровождалась местными родовыми обрядами: питье с золота, прохождение между половинами рассеченной собаки, клятва на медвежьей шкуре и т. д. Ясак не был обременительным и носил символический характер: рыба, хлеб, где его выращивали — все без обязательной нормы. Жизнь улусов скоро вошла в привычное русло. Татары, ханты и манси вернулись к своим занятиям: ловили рыбу, охотились на зверя, пасли оленей, справляли традиционные обряды. Ермак не вмешивался во внутриродовые и межродовые отношения, проявляя исключительную веротерпимость и не пытаясь привести новых подданных в христианскую веру. Казаки небольшими отрядами ездили «по жильям татарским» и промыслам, нигде не встречая враждебного отношения. Началось сближение казаков и местных жителей на трудовой и бытовой почве, появились смешанные браки. Позднее, когда в Тобольск прибыл первый архиепископ, он был поражен обилием браков, не освященных церковью. Некоторые казаки восприняли обычай Востока и завели по нескольку жен, Кучум и некоторые мурзы не смирились с утратой власти. Они сформировали из кочевников в степях боевые отряды и нападали на казаков: 5 декабря 1582 г. они убили казаков, ловивших в 15 верстах от Кашлыка на Абалацком озере рыбу, осенью 1584 г. визирь Карача истребил 40 казаков во главе с атаманом И. Кольцо. В стычке с Карачей погиб атаман Яков Михайлов. Зимой 1584—85 гг. Карача окружил в Кашлыке казаков и стрельцов в надежде изнурить их голодом, а затем уничтожить. Летописцы сообщают о жестоком голоде и болезнях, поразивших русский лагерь. Умерло много воинов, скончался воевода Волховский. В жестоком сражении казаки и стрельцы прорвали блокаду, разбили и рассеяли противника. Караче, однако, удалось спастись бегством. Летом 1585 г. Ермак отправился в целях ликвидации Кучума в экспедицию вверх по Иртышу, оставив Кашлык на попечение атамана Матвея Мещеряка. Он занял городки Бегишев, Шамшу, Рянчик, Салы, Каурдак, Тебенду, Кулары, Ташат-кан и Шиштамак, повсюду распрашивая о местонахождении Кучума. Не найдя своего противника, Ермак решил возвратиться, но получил в Ташаткане известие, оказавшееся затем провокационным, что на реке Вагай хан задержал торговый караван, идущий из Бухары в Кашлык. Отпустив часть отряда с собранным ясаком, Ермак с сотней казаков поспешил выручать бухарцев. Пройдя р. Вагай от устья до урочища Атбаш, казаки не нашли бухарцев и решили, что торговый караван прошел другой дорогой. Ермак решил вернуться. Дождливой ночью 4—5 августа казаки разбили лагерь на островке близ устья Вагая. Быстро поставив шатры, после ужина воины заснули, заснули и караульные. Когда погасли костры, внимательно следившие за казаками кучумовцы перешли речку вброд и напали на спящих. Шатер Ермака стоял в центре лагеря. Атаман попытался с воинами отразить нападение, но дождь вывел из строя фитильные ружья, пришлось отбиваться саблями. Раненый Ермак уже достиг берега, прыгнул в ближний струг, но оступился и утонул, как пишет летописец, «понеже одеян был железом в панцире тягчё». Некоторым казакам удалось погрузиться на струги и под покровом ночи скрыться от преследования. Гибель атамана вызвала тревогу в Кашлыке. К тому же стало известно, что старший сын Кучума Алей намеревается напасть на Кашлык, перестали подчиняться некоторые хантыйские и мансийские князьки, кончалось продовольствие — все это привело к тому, что казачий круг решил оставить Сибирь. Утром 15 августа 1585 г. казаки и стрельцы на стругах спустились по Иртышу и старинным Печер-ским путем вернулись в Россию. Спешно покидая Кашлык, казаки не знали, что московское правительство послало в Сибирь воеводу Ивана Мансурова с отрядом стрельцов и казаков. Новый воевода ехал в Сибирь той же дорогой, что и С. Волховский: по Тагилу, Туре и Тоболу. До Иртыша отряд не встретил помех, но в Кашлыке, где правил Алей, уже готовились к встрече. Когда суда вошли в Иртыш, на его правом берегу, у Чувашского мыса находились вооруженные татары. Воевода узнал, что казаки оставили Кашлык и ушли по Иртышу вниз. Он приказал двигаться следом за ними. Достигнув Оби, отряд срубил «град древян» и зазимовал в нем, а весной, когда вскрылись реки, ушел на Русь. Через год в городок на Оби прибыл новый русский отряд. Обской городок просуществовал десять лет. В 1594 г. его гарнизон был переведен во вновь построенный город Сургут. С уходом русских из Кашлыка с новой силой возобновилась борьба шейбанидов и тайбугинов. В 1587 г., когда на берега Иртыша вернулись русские люди, в Кашлыке правил тайбугин Сеид-Ахмат (Сейдяк), сын Бекбулата, данника Ивана Грозного. Присоединение Сибири к России произошло после гибели Ермака, но его дружина сделала главное: было разгромлено Сибирское ханство, началось мирное освоение русскими Сибири. Имя Ермака впоследствии стало обрастать легендами. К их числу относится рассказ о погребении, включенный С. У. Ремезовым в «Историю Сибирскую». По этой легенде тело Ермака было найдено 13 августа у Епанчинских юрт, в сорока верстах ниже устья Вагая. Татары опознали его по дорогому панцирю. К покойному атаману прибыли хан Кучум с мурзами, хантыйские и мансийские князья. Каждый своими глазами хотел увидеть мертвого русского атамана, перед которым три года трепетали сибирские правители, и пустить в него стрелу из своего лука. Тело Ермака подняли на помост и оно долго лежало нетленным, проявляя всевозможные чудеса. Птицы не смели на него садиться и клевать. Похоронили его с большими почестями на священном Баишевом кладбище, где стояли мавзолеи мусульманских святых. По обычаю степняков, татары, чтобы задобрить дух усопшего героя, устроили в его честь погребальный пир. Таким образом, они опередили русских, канонизировав Ермака в святые. Ермак явился объектом туземного культа как дух самого высокого ранга. Татары «нарекоша его богом и погребоша по своему закону», заключает рассказ летописец. Судьбы других участников экспедиции сложились по-разному. Ермаковы казаки, пережившие драматические события 1582—1585 гг., вернулись в Сибирь в составе правительственных войск, участвовали в походах против степных кочевников, ставили города и остроги. Они служили в Тобольске в пеших казаках «старой сотни» еще в 1632 г. с атаманом Гаврилом Ильиным во главе. Более 50 лет прослужил в Сибири сподвижник Ермака атаман Иван Александров сын Черкас. Одним ермаковцам удалось дослужиться до мелких служилых чинов, стать головами, детьми боярскими, другие на старости лет нашли приют в монастырях и богадельнях, куда привели их «увечья и раны». Сибирское казачество восприняло и бережно хранило традиции ермаковой дружины. В его среде сложился своеобразный культ Ермака и его казаков. Их именами нарекались дети, внуки и правнуки, у Ермака и его сподвижников появилось много тезок от Камы до Амура и дальше до берегов Тихого океана. Образ Ермака вдохновлял первопроходцев Сибири в XVII веке. Они использовали его опыт продвижения в неведомые земли по рекам на плоскодонных судах. Хан Кучум дожил до глубокой старости. Потеряв власть в Кашлыке, он кочевал по степным просторам Западной Сибири, делая время от времени набеги на татарские волости, признавшие власть Москвы. Русские воеводы неоднократно пытались склонить старого хана к покорности, обещая щедрое «царское жалованье», но всякий раз хан отвечал решительным отказом. Осенью 1598 г. Кучум, оставленный почти всеми своими мурзами, отправился в Бухару, не зная еще, что его покровитель Абдула-хан умер. Больной и дряхлый хан, потерявший царство, стал помехой для бухарских правителей и по их приказу был убит. Смерть его осталась незамеченной: старший сын Алей узнал о ней, видимо, два года спустя, в 1601 г., когда провозгласил себя ханом давно не существующего Сибирского ханства. Племянник Кучума Мухаммед-кули (Маметкул) после пленения был доставлен в Москву, где царь Федор встретил его как особу царских кровей. За ним сохранили титул царевича сибирского, ему дали в вотчину местечко Бежецкий Верх с угодьями и людьми. На дворцовых церемониях он занимал почетное место, в 1590 г. участвовал в походе против шведов, а в 1598 г. с царем Борисом Годуновым ходил на крымских татар. В разное время попали к русским дети и внуки Кучума. Внук Кучума Арслан был с 1614 по 1627 год «царем» в Касимове. После его смерти там «правил» правнук Кучума — Сеид-Бурган, носивший после крещения имя Василий Арсланович. Сыновьям последнего сохранили титул царевичей, а дочерям — княжен. Одна из дочерей Евдокия вышла замуж за М. К. Нарышкина, брата царицы Натальи Кирилловны, матери Петра I. Царевичи были женаты на боярских дочерях, обзавелись вотчинами и поместьями и таким образом, пополнили слой высшей российской аристократии.Российской короне добросовестно служили многие татарские мурзы, хантыйские и мансийские князья. Так, мурза Матмас, враждебно встретивший Ермака на Тоболе, при первых тюменских воеводах ставил города Тюмень, Тобольск, Тару и вместе с ермаковыми казаками ходил войной на Кучума, калмыков и царевича Алея. В 1617 г. старый мурза был головой тюменских служилых татар. После его смерти государеву службу несли его сыновья Мургач, Надыш и Кутайгул. Остались верными присяге царю московскому хантыйский князь Алачей и его наследники. Падение Сибирского ханства не оплакивали рядовые «подданные» Кучума. Поэтому включение Сибири в состав России прошло почти мирными средствами.
Date: 2015-12-13; view: 621; Нарушение авторских прав |