Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура первых русских поселенцев





 

В результате взаимодействия культуры древних обитателей края и культуры пришлого русского населения складывалась местная сибирская культура. Среди русских переселенцев — казаков, промысловиков, крестьян, осваивавших новый край, было немало грамотных людей. Они занимались описанием местностей, изготовлением планов населенных пунктов, расписывали церкви, сочиняли различную «литературу» и т. д. На рынках Тобольска, Тюмени, Верхотурья с 40-х гг. XVII в. стали появляться грамматики, азбуки, псалтыри, часословы, что говорило о наличии спроса на литературу.

До конца XVII в. на территории края отсутствовали школы. Обучение велось частными «мастерами грамоты» — писцами, подъячими, церковнослужителями и просто грамотными людьми. Обучение имело цель научить учащегося лишь читать и писать. Но в XVII в. были известны люди с тягой к широким знаниям. Они достигали значительных успехов либо путем самообразования, как С. У. Ремезов, либо продолжали обучение в крупных культурных центрах Руси, как Андрей Несговорный, отправившийся из Тобольска в Киев «книжного ради учения».

Главное место в сибирской литературе XVII в. занимали летописи. Развивая традиции древнерусского летописания, они представляли собой своеобразные исторические повествования о «взятии Сибири». Казаки, участники походов Ермака, составили не дошедшее до нас краткое «Написание, как приидоша в Сибирь». В 1621 г. оно попало в руки тобольского архиепископа Киприана. На основе этого сочинения был составлен синодик (поминовение) Киприана. В 1636 г. появилась Еси-повская летопись'. Ее автор — тобольский подьячий Савва Есипов. «Написание» о походе в Сибирь, а также царские грамоты и семейные предания купцов и промышленников Строгановых послужили основой другой летописи, известной под названием Строгановской.

Помимо летописей, в середине XVII в. стали появляться и повести на местные темы. В 1635—1642 гг. была написана «Повесть о Таре и Тюмени», в основе сюжета которой лежит борьба с набегами кочевников на эти города. Создавались и повести-легенды о местных чудесах — сказание об Абалацкой иконе (1640-е гг.), повесть о явлении иконы Богородицы в Тобольске (1660-е гг.) и житие первых сибирских святых — Василия Мангазейского и Симеона Верхотурского.

Заметную роль в литературной жизни региона играли лица с ярко выраженным литературным дарованием, временно оказывавшиеся на службе или в ссылке. Так, в 1622—1625 гг. в ссылке в Тобольске был князь С. И. Шаховской — видный литературный деятель первой половины XVII века. Здесь им была написана «Повесть известно сказуема на память великомученика Димитрия», посвященная гибели в Угличе царевича Дмитрия. В 1660—70-х годах в Тобольске отбывал ссылку один из виднейших публицистов XVII в. Юрий Крижанич, перу которого принадлежат труды «Политика» и «О промысле». После отъезда из России (около 1680 г.) он опубликовал большое сочинение «История о Сибири», из которого его современники черпали сведения об этом крае.

Живопись в Сибири XVII в. была представлена иконописным искусством. Первые русские поселенцы края обеспечивались иконами из европейской части страны. Однако с середины XVII в. потребность Сибири в иконописной продукции в основном удовлетворялась местными художниками. Первые сибирские иконописцы были выходцами из Европейской России. Так, в самом начале XVII в., в Тюмень переселился из Устюга Великого «иконник» Спиридон — автор иконы «Знамение божьей матери», выставленной в Знаменской церкви. Тогда же приехал в Тобольск протодьякон Матвей, создавший чудотворную Абалакскую икону божьей матери. Не позднее начала 30-х гг. XVII в. в Тобольске при сибирском архиепископе появились специальные мастерские для письма икон и обучения детей иконописному искусству и резьбе по дереву.

Иконопись развивалась не только в стенах церковных учреждений. Иконописцы были среди посадских ремесленников Тобольска, Тюмени и других городов края. Они не только изготовляли иконы, расписывали стены церквей и монастырей, но и привлекались к составлению наиболее ответственных чертежей местности. В Тюмени подобного рода работы выполнял М. Ф. Стрекаловский. К концу XVII в. относятся картографические произведения С. У. Ремезова. Он богато иллюстрировал «Историю Сибирскую», «Служебную чертежную книгу», изобразив батальные и бытовые картины, сцены из жизни аборигенного населения Сибири.

Русская архитектура в Зауралье до конца XVII в. была представлена исключительно деревянным зодчеством. Она отличалась строгостью и простотой. Такой характер архитектуры обуславливался суровыми природно-климатическими условиями и отсутствием в Сибири дворцовых ансамблей, ввиду неразвитости помещичьего землевладения. Дома и избы как деревенских, так и городских жителей строились из больших бревен, толщиной не менее 35—40 см. Рубились они топором. Пол из половинок бревен стелили вверх плоской стороной на массивные балки, врубленные в стены. Потолок также из половинок или целых бревен поддерживали «матицей» — толстым бревном, врубленным в противоположные стены. Крыша, как правило, была высокой, двускатной. Вверху, на стыке скатов концы досок перекрывались толстым выдолбленным снизу бревном-коньком. Своей тяжестью он прижимал всю конструкцию крыши, придавая необходимую прочность. Конец конька обычно выдавался вперед и иногда декоративно обрабатывался.


Окна в домах были небольшие, 50—70 см высотой, квадратной формы. В них вставлялась слюда, которая нередко заменялась бычьим пузырем, а в зимнее время — пластиной льда. Во многих домах имелись выводные кирпичные трубы, и печь топилась по-белому. Внутри избы обычно стоял прямоугольный стол, вдоль стен располагались лавки, а вверху полки для хозяйственных нужд. Под потолком над входной дверью устраивался специальный настил — палати, где спали в зимнее время.

Среди городских строений выделялись размером и архитектурным оформлением таможенные и приказные избы, гостиные дворы, воеводские дома. Тюменская приказная изба представляла собой рубленый дом прямоугольной формы. Она стояла на двух амбарах, в которых хранилась казенная кладь. Слюдяные окна избы на ночь закрывались ставнями. В избе были сени, а также довольно просторная комната, в которой сидели подьячие. В отдельной комнате работали воевода и помогавший ему подьячий «с приписью». Внутренний интерьер заполняли рабочие столы, лавки, сундуки для хранения деловых бумаг и денег. В долгие зимние вечера изба освещалась свечами.

В церковной архитектуре XVII в. были две основные группы храмов. Первая — это клетский храм. В Тобольске в первой четверти XVII в. этот тип был представлен Вознесенской, Софийской и Богородицской церквами. Сохранилось описание Софийской церкви, дающее представление об архитектурных формах того времени. Пол церкви был поднят на 14 венцов. На окружающую ее объем крытую галерею вела двойная лестница. Сруб (или «клеть») церкви имел 26 венцов и завершался 5 главами. Главы и их шейки были «чешуёю побиты» и. поставлены на бочки, покрытые лемехом. В алтаре было 13, а в паперти 18 окон, что свидетельствует о значительных размерах сооружения. Другим типом храма была шатровая церковь. Оба вида культовых сооружений соседствовали между собой. Так, рядом с Софийской церковью в Тобольске стояла трехъярусная шатровая колокольня.

Комплекс церковной архитектуры в Тюмени начал создаваться с момента ее основания. В начале XVII в. в городе имелись церкви Рождества Богородицы, Николы Чудотворца и Федора Стратилата. К середине века были построены еще четыре церкви на посаде и одна в остроге.

В 1616 г. на мысу поймы р. Бабарынки заложили мужской монастырь. За стенами монастыря разместились дома пономарей и монастырская слободка. Тогда же на берегу Туры построили Девичий монастырь.


Деревянные сибирские города постоянно страдали от больших и малых пожаров. Так, в течение XVII в. Тобольск выгорал 8 раз, Тюмень — 6. Вот как описал пожар 7 августа 1680 г. в Тобольске летописец: «В Тобольске бысть пожар, загорелся под горою у Софийского взвозу, и от того пожару разгорелся пламень великий и достигнув пламенное дыхание из-под горы на гору до городской стены и от того в городской стене загорелся и у церкви Вознесенья Господня верх под маковицею и от того пламени по городской стене и горе град Тобольск деревянный, приказная палата и на башне часы и всякое городское здание, и под горою от того сгорела церковь Пресвятая Богородица Владимирская и колокольня и мост и ряды, что на мостах, и дворов русских и татарских юрт много».

Постоянные пожары заставили власти приступить в конце XVII в. к каменному строительству в Сибири. Первые каменные строения были сооружены в Тобольске. Среди них выделялся Софийский собор. Для его строительства из Москвы были направлены каменных дел мастера Герасим Шарыпин и Гаврила Тютин. Под их руководством летом 1681 г. начали рыть рвы для фундамента, а в октябре 1686 г. все работы были закончены и собор освящен. Вскоре рядом была сооружена первая некультовая каменная постройка в Сибири — двухэтажный архиерейский дом. Он имел 27 комнат в нижнем и 18 в верхнем этаже. Те же мастера построили колокольню, «святые ворота», стены и башни Софийского комплекса и возвели в Тобольске три каменные церкви — Преображенскую в Знаменском монастыре, Троицкую на Базарной площади верхнего посада и Богоявленскую на нижнем посаде. В 1700 г. были заложены каменные амбары с церквью над ними в Тюмени.

В конце XVII—начале XVIII вв. в Тобольске работал выдающийся деятель русской культуры Семен Ульянович Ремезов. Семья Ремезовых была известна в городе с 1628 г. Дед его был дворовым патриарха Филарета в Москве и был сослан в Тобольск за неизвестные нам проступки. Он пользовался доверием местных воевод и часто выполнял их ответственные поручения. Отец ученого Ульян Ремезов также всю жизнь провел на государственной службе. Административные и производственные навыки унаследовал от своих предков и Семен Ульянович, родившийся в 1642 г. Известно, что в 1668 г. он служил казаком в Ишимском остроге. В 1682 г. был поверстан в дети боярские. В период своей службы он собирал оброчный хлеб с прииртышских крестьян, занимался винокурением, организовывал государственную рыбную ловлю.

Но не эта служба принесла славу Ремезову, а его многогранная научная деятельность. Он был первым сибирским историком и этнографом, градостроителем и картографом. Начиная с 80-х годов XVIII в. Ремезов по приказу воевод составлял планы и чертежи сибирских земель и городов. Основным картографическим трудом его явилась «Чертежная книга» Сибири, содержащая 24 карты, и 18 городских чертежей. Ему же принадлежит первый русский географический атлас «Хорографическая чертежная книга», выполненная на 175 листах.


Ремезов — автор знаменитой «Истории Сибирской», известной больше как летопись его имени и ряда других произведений: «Уподобление Сибирские страны», «Чудесная статья подобие града Тобольска», «История Тобольска града...», «Описание Сибири», «Победа на Кучума-царя» (вирши).

Однако в родном крае С. У. Ремезов известен больше как архитектор и строитель Тобольского кремля. «Каменный город» строился по указу Петра I. Строительство было вызвано не столько заботами военного порядка, сколько стремлением обезопасить сибирский административный и торговый центр от пожаров, периодически и беспощадно пожиравших город. Не маловажную роль сыграло желание придать городу на Иртыше импозантный вид, достойный статуса сибирской столицы.

В 1697—1698 гг. Ремезов составил смету и чертежи «каменному городовому строению». Вместе с ним над «росписью» грудились еще 13 человек, в их числе строитель Софийского собора Гаврила Тютин. Сметная стоимость кремля составила 44245 руб. 9 мая 1770 г. «по молебном соборном пении» было заложено первое здание — приказная палата. Строили 200 человек: 60 каменщиков, 90 детей казачьих и 50 ссыльных. Свыше 1000 человек было занято на заготовке и транспортировке строительных материалов в самом Тобольске, Тобольском, Тюменском и Верхотурском уездах. Через полтора года основные работы по возделыванию приказной палаты закончились. Двухэтажное 15-метровой высоты здание палаты до нас не дошло: через некоторое время его разобрали в связи со строительством наместнического дворца. Последующее строительство кремля пришлось на XVIII век.

Культура Зауралья в XVII в. сыграла важную роль в становлении культуры восточных рубежей России. Ее формирование происходило на базе исторического опыта и традиций Европейской части России. В то же время, в результате взаимодействия культуры пришлого русского населения и культуры древних обитателей края начал складываться региональный вариант художественных стилей и форм.

 


ГлаваIV. «РОССИЙСКОЕ МОГУЩЕСТВО СИБИРЬЮ ПРИРАСТАТЬ БУДЕТ»







Date: 2015-12-13; view: 671; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию