Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Первые ремесленные и торговые центры
Приток русского населения в Сибирь вызвал необходимость обеспечения его не только продуктами питания, но и промышленными изделиями. В первые десятилетия эти запросы частично удовлетворялись поставками из Европейской России, так же как и потребности в хлебе. Но если завоз хлеба был организован государством, то снабжения промышленными товарами взяли в своих руки торговые люди. В Зауралье завозились ткани, одежда, обувь, домашняя утварь, изделия из металла, галантерея и многое другое. Особенно важное место в этих поставках занимали такие торгово-ремесленные центры, как Великий Устюг, Соль-Вычегорская, Холмогоры, Ярославль, Москва и Казань. Но как бы ни были крупны эти операции, они не могли удовлетворить полностью запросы местного населения. Поэтому по мере освоения новых земель русские люди стали сами заниматься ремеслами. Первоначально ремесло не было самостоятельным занятием, а являлось домашним промыслом земледельцев. Ремеслом занимались также казаки и стрельцы. Лишь в отдельных случаях оно отделяется от земледелия и становится самостоятельной отраслью хозяйства. Показательна в этом отношении биография тобольского пашенного крестьянина Степана Кичюрова, который свои земледельческие занятия сочетал с производством и торговлей лодками. На тобольском рынке он выступал в качестве продавца хлеба, лодок, пушнины. Позднее в тобольских таможенных книгах он стал именоваться уже не тобольским пашенным крестьянином, а тобольским жителем. Основная масса ремесленников сосредоточивалась в городах. Она выполняла заказы горожан и сельских жителей, а также производила изделия для продажи. Особенно быстро превращались в торгово-ремесленные центры Тобольск и Тюмень, которые уже в XVII в. поднялись до уровня развитых городов Европейской России. Так, в Тобольске в 1624 г. насчитывалось 42, а через 100 лет — уже 655 ремесленника. Одновременно росло число ремесленных специальностей. Если в 1624 г. в городе было 18 профессий, то к концу века их стало более 30. Свыше 20 ремесленных специальностей насчитывалось в Тюмени. Для многих семей занятие определенным ремеслом стало наследственной профессией. Наибольшее распространение в Сибири получили отрасли, связанные с обработкой продуктов сельского хозяйства. Однако в распределении различных ремесел внутри региона были и некоторые особенности. Например, район Верхотурья, считавшийся «воротами в Сибирь», являлся важным центром судостроения и связанного с ним кузнечного дела. На территории к востоку от Верхотурья до Туринска была широко распространена деревообработка. На притоках Тобола разместилась мукомольная промышленность, а к Тюмени тяготели отрасли, связанные с переработкой животного сырья. Одной из самых распространенных отраслей обрабатывающей промышленности было кожевенное производство. Его распространению способствовало наличие дешевого сырья, которое поставлялось из казахской степи и имелось во многих крестьянских хозяйствах. К середине XVII в. в Тобольске и Тюмени действовало уже несколько крупных мастерских, каждая из которых изготовляла по сто и более кож в год. В конце века там появились предприятия, дававшие в год по 1000 кож. В результате кожей для изготовления обуви и одежды жители края обеспечивали себя полностью и даже вывозили ее в другие районы Сибири и за границу. С кожевенным производством были тесно связаны мыловаренный и свечный промыслы. Один и тот же человек нередко занимался одновременно и выделкой кож и переработкой сала на мыло и свечи. Первое мыловаренное предприятие в Сибири появилось в Тобольске. Затем они возникли в Тюмени и некоторых других городах. Как и свечное производство, мыловарение в основном обеспечивало потребности края в своей продукции. Почти во всех зауральских городах высокой степени специализации достигла деревообработка. Занятые ею мастера делились на плотников, кадочников, сундучников, токарей и т. д. В каждом городе преобладали специалисты тех видов деревообработки, которые в большей степени соответствовали общему направлению его хозяйственной жизни. Так, ведерников, ситников, рогожников, решетников оказывалось больше всего в центрах мукомольного, мыловаренного и кожевенного производства, предъявлявших большой спрос на ведра, рогожи, сита, решета. Санников, колесников было много там, где большую роль играл гужевой транспорт. Закрепившись за Уралом, русские люди попытались освоить и другие природные богатства края. В ходе организованных экспедиций и разысканий частных лиц ими были открыты многие «угодные места». Например, в Тобольском уезде нашли горный хрусталь и строительный камень. В бассейне Туры нашли «камень наждак», годный «ко всякому алмазному делу». В Туринском уезде еще в 20-е годы XVII в. стали разрабатываться первые месторождения железной руды в Сибири. Мастера «железного дела» имелись в Тюменском и Тобольском уездах. Они делали сошники, косы, серпы, топоры, ножи, гвозди и т. д. Очень быстро появилось судостроение, возникновение которого объяснялось задачами переброски множества грузов по рекам. Степень износа судов в то время была очень высокой. Редкие из них держались на плаву более 2—3 лет. Поэтому на каждой крупной реке имелись свои центры судостроения — «плотбшца». Наиболее крупные из них считались в Тобольске и Тюмени. Суда здесь строили самых различных размеров и типов. Для перевозки людей предназначались главным образом струги, для хлеба, соли и других подобных грузов — вместительные дощаники. Очень большие по размерам грузы сплавляли на плотах. Плотбище обычно располагалось на пологом берегу небольшой реки недалеко от пригодного к «судовому делу» бора. По мере истощения лесных запасов верфь перемещалась на другое место. Заготовка леса производилась, как правило, заранее — зимой. Строительство шло под открытым небом, большая часть судов сооружалась к началу навигации, весной, а срок изготовления среднего по размерам судна определялся в 3—4 месяца. Из необходимых для судостроения материалов на первых порах не было недостатка лишь в древесине и смоле, все же остальное — гвозди, холст для парусов, канаты, якоря — приходилось ввозить из-за Урала. Однако развитие местной промышленности позволило уже во второй половине XVII в. оснащать без привозных материалов большую часть сооружаемых судов. Этого добивалась и местная администрация. Известно, что тобольский воевода Петр Годунов приказал в 1668 г. специально увеличить посевы конопли, дающей сырье для изготовления веревок и канатов, с тем, чтобы обойтись без покупки снастей в Европейской России. В конце XVII столетия только в бассейне Туры ежегодно строили около 100 судов. После присоединения Сибири к России правительство сразу же стало организовывать ямскую службу, которая позволяла бы перебрасывать грузы на лошадях. Хотя объем таких перевозок бывал меньше, чем по воде, их значение оправдывало любые затраты на подводы и извозчиков. Один из первых зауральских ямов был учрежден в 1601 г. в Тюмени. В тот год из Европейской России прислали 50 ямщиков, на которых возложили гоньбу по казенным надобностям от Тюмени до Тобольска и Туринска. Первые годы ямщики жили на посаде, а с 1605 г. переселились за р. Тю-менку, где им выделили специальные земли. Так под Тюменью возникла ямская слобода, сохранившая память о себе в названии одной из городских улиц — улицы Ямской. Вслед за Тюменью ямская служба создается в Тобольске, а несколько позже — в Демьянской слободе (в 260 верстах от Тобольска вниз по Иртышу) и Самаровской (в устье Иртыша в 553 верстах от Тобольска). Особенностью двух последних ямов было использование, наряду с привычными для русских ямщиков средствами передвижения, ездовых собак. Длительность перевозок, трудность и опасность пути делали ямскую службу за Уралом крайне тяжелой. Она требовала и больших материальных расходов. Ямщикам предписывалось содержать за свой счет лошадей «зимой с санями, летом с седлами и телегами и со всякой гонебной снастью». Это побуждало правительство выплачивать ямщикам высокое жалованье, увеличивать их численность. Ямская служба в Сибири просуществовала не одно столетие и сыграла значительную роль в освоении и развитии края. Хозяйственное освоение Западной Сибири сопровождалось развитием торговых связей. Уже в конце XVI в. в Тюмени возникает первый в Сибири гостиный двор. Однако в XVII в. главным торговым центром в регионе становится Тобольск. Через него проходил торговый путь из Европы в Азию. Свыше 50 городов и областей были связаны с Тобольском. По объему товарооборота он превосходил многие крупные торговые центры России. Наиболее интенсивными были торговые связи Тобольска с еропейской частью страны. В Тобольских таможенных книгах приводится громадный перечень ввозимых товаров. Здесь и предметы первой необходимости, и предметы роскоши, и оружие, и иконы и т. д. Всего с 1639 по 1695 гг. на тобольский рынок поступили русские товары 386 наименований. Взамен в Россию шла почти исключительно пушнина. Она существенно пополняла государственную казну, укрепляла положение правительства, его международный авторитет. Россия, например, поразила европейский мир, когда в конце XVI в. направила в качестве «вспоможения» австрийским Габсбургам 40 тыс. собольих шкурок, 20 тыс. куниц, более 300 тыс. белок. Западные купцы оценили тогда московские меха в восемь бочек золота. Значение Тобольска как крупнейшего центра торговли пушниной нашло отражение в гербе города — два соболя, стоящих на задних лапках и стрела между ними. Другое важное направление торговых операций в регионе было связано с образованием местных торговых связей. Так, из Тюмени в Тобольск везли рожь, муку, крупу, горох, масло, гнали скот. Тобольские кожевники скупали по соседним деревням кожу, сало, мясо. Большие партии хлеба поступали из южных районов в Мангазею. В конце XVI в. возрождаются торговые связи со Средней Азией, прерванные после падения Сибирского ханства. Правительство сразу же оценило значение этого события и в 1596 г. разрешило среднеазиатским купцам свободно приезжать в Тюмень и беспошлинно торговать с русским и местным населением. Торговые караваны из Средней Азии обычно появлялись в Тюмени осенью, а обратно отправлялись ранней весной. Они везли ткани, одежду, одеяла, шелк-сырец, лошадей, скот, чай, рабов. В последующем большая часть товаров переправлялась в Тобольск. Из Тюмени и Тобольска азиатские купцы вывозили металлические изделия, воск, рыбий клей, юфть, холсты, меха и т. д. Только с 1654 по 1674 гг. в Тобольск прибыло 38 караванов из Средней Азии. В составе некоторых из них было свыше 80 торговцев. Связи с Востоком развивались настолько успешно, что купцы из Средней Азии начали оседать в некоторых городах на постоянное жительство. Так, уже в начале XVII в. рядом с Тюменью возникла Бухарская слобода. Свои дома купцы из Средней Азии имели и в Тобольске. Развитие торговли и ремесленной деятельности в XVII в. свидетельствует об активной роли русского населения в экономическом росте региона. Все это постепенно включало край в формирующийся всероссийский рынок, делая Сибирь неотъемлемой частью России.
Date: 2015-12-13; view: 779; Нарушение авторских прав |