Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 21. Учет и отчетность на предприятии





Продуктивная предпринимательская деятельность невозможна без зна­ния предпринимателем учета и отчетности на предприятии. Такие знания необходимы ему, несмотря на то, что за ведение достоверного учета и со­ставление отчетности непосредственно отвечает главный бухгалтер.

21.1. Сущность и необходимость бухгалтерского учета на предприятии

Учет и контроль производственно-финансовой деятельности предпри­ятия — одна из важнейших функций управления любым предприятием. Хозяйственный учет осуществляется путем наблюдения, измерения и систематической регистрации всех хозяйственных процессов, их резуль­татов и использования ресурсов на каждом отдельном предприятии.

В учете применяются экономические группировки, позволяющие пу­тем их обобщения изучать хозяйственную деятельность. Объекты учета отражаются в учетных документах с помощью натуральных, трудовых и стоимостных измерителей, что дает возможность более полно и правиль­но отразить и конкретно проконтролировать отдельные хозяйственные операции и их результаты.

Основные принципы учета и требования к экономической информации получили отражение в Федеральном законе "О бухгалтерском учете" от 21.11.96129-ФЗ (в ред. от 30.06.2003), в котором отражены также зада­чи бухгалтерского учета; он нацелен на формирование полной и досто­верной информации о деятельности организации и ее имущественном положении для максимального числа пользователей, обеспечение кон­троля за соблюдением законодательства.


В отличие от международных норм, которые носят рекомендатель­ный характер, все российские концептуальные положения зафиксиро­ваны в нормативных актах и обязательны к применению. Их незнание или неиспользование может привести к существенным налоговым санк­циям. В нашей стране была разработана Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским Советом Института профессиональных бухгалтеров. Данная Концепция опреде­лила основы построения системы бухгалтерского учета на ближайшие 10—15 лет с использованием опыта стран с развитой рыночной эконо­микой, международно признанными принципами учета и отчетности.

В апреле 2003 года Минэкономразвития России и Федеральная ко­миссия по рынку ценных бумаг РФ утвердили согласованный вариант концепции развития учета и отчетности на среднесрочную перспективу. Эта концепция предусматривает порядок перехода России на междуна­родные стандарты финансовой отчетности (МСФО):

- с 2004 года на международные стандарты финансовой отчетности долж­ны перейти банки и компании, акции которых котируются на биржах;

- с 2006 года — публичные компании, чьи бумаги обращаются на фон­довом рынке, а также государственные унитарные предприятия;

- с 2010 года — остальные предприятия и компании, составляющие отчетность по американскому стандарту US GAAP.

Предприятия смогут переходить на МСФО постепенно, и, в первую очередь, это должны сделать те, кто заинтересован в иностранных инве­стициях. Такой механизм внедрения международных стандартов финан­совой отчетности предполагает совмещение государственного и негосу­дарственного регулирования и повышение прозрачности российских предприятий.

В зависимости от характера данных, методов их получения и способов группировки хозяйственный учет делится на оперативный, бухгалтерский и статистический.

Оперативный учетбыстрая и детальная (по сравнению с бухгалтер­ским учетом) регистрация отдельных фактов и хозяйственных операций (процесса и результатов производства, закупок, продаж, кредитных опера­ций и т. п.), которую проводят предприятия и их подразделения с целью обеспечения бухгалтерии необходимой информацией.

Такой учет (например, ежедневного выпуска продукции, прихода ра­ботников на работу и др.) проводят бухгалтеры, диспетчеры, мастера, работники планового и финансового отделов и др.

Бухгалтерский учетсистема сплошного и непрерывного документаль­ного учета ресурсов и результатов производственной и финансовой деятель­ности предприятий с использованием специально оформленных документов.

Вследствие того, что в бухгалтерском учете используются формы до­кументов установленного образца, и он имеет непрерывный характер, такой учет является достоверным и объективным.

Бухгалтерский учет обязательно ведется в стоимостном измерении.


Полученные путем оперативного и бухгалтерского учета данные ис­пользуют в статистике. Статистический учетсистема количественных оценок экономических явлений и процессов, которая помогает выяснить их качественные аспекты, раскрыть законы и закономерности развития и функционирования экономических систем или их подсистем.


Знание предпринимателем системы учета и отчетности на предпри­ятии необходимо с целью:

- осуществления оперативного и действенного контроля за состоянием хозяйственной и финансовой деятельности (учет и контроль — со­ставные части процесса управления);

- понимания функций и обязанностей главного бухгалтера (который может действовать и ради незаконной наживы);

- отстаивания интересов предприятия перед налоговой службой, кон­трольно-ревизионным управлением и другими контролирующими го­сударственными и негосударственными органами;

- соблюдения действующего законодательства, своевременного выпол­нения постановлений государственных органов;

- осуществления контроля за сохранением собственности, предотвра­щения ее разворовывания.

После выяснения сущности и необходимости разных форм учета, прежде всего бухгалтерского, перейдем к освещению его методов.

21.2. Методы бухгалтерского учета

Учет (составную часть процесса управления экономическими объек­тами и процессами) можно также рассматривать как системное описа­ние, с одной стороны, хозяйственных операций, всего имущества, всех имеющихся активов предприятия; а с другой — тех ресурсов, которые переданы ему другими предприятиями. При этом каждую хозяйственную операцию по увеличению или уменьшению стоимости имущества и его источников оформляют специальными документами, которые с имеющи­мися в них реквизитами (обязательными данными) и подписями ответст­венных за правильное проведение этих операций лиц, являются пись­менным доказательством получения правдивой информации для бухгал­терского учета.

Поскольку в процессе функционирования предприятий стоимость имущества, материальных ресурсов может уменьшаться (например, при хранении сельскохозяйственной продукции, разворовывании собственно­сти), то результаты хозяйственной деятельности, отображенные в докумен­тах бухгалтерского учета, часто не совпадают с имеющимися ресурсами.

Чтобы установить это расхождение, на предприятии проводят инвен­таризациюпериодический переучет (описание) имеющегося имущества в натуральной форме с целью проверки его наличия, выявления законности осуществленных операций и соответствия документам бухгалтерского уче­та. В случае выявления расхождений их документируют, вносят в инвен­тарное описание и отражают на счетах бухгалтерского учета.

Способом стоимостного измерения хозяйственных процессов, движе­ния имущества предприятия в бухгалтерском учете является их оценка. Она дает возможность переводить натуральные и трудовые показатели в


стоимостные, следовательно, обеспечивает сопоставимость показателей хозяйственной деятельности, позволяет определять затраты производства, эффективность хозяйственной деятельности предприятия, корректиро­вать на этой основе принципы хозяйственного расчета и др.

Одним из способов суммарной оценки затрат на изготовление товаров и услуг выступает калькуляциябухгалтерский расчет затрат на произ­водство и сбыт единицы продукции, всей партии товаров, а также на вы­полнение работ и услуг в денежном выражении, или способ определения себе­стоимости.


Себестоимость складывается из материальных затрат, заработной платы основного и вспомогательного персонала, амортизации основных фон­дов и др. Калькуляция осуществляется по данным бухгалтерского учета, часто в форме таблицы.

Важным средством ведения бухгалтерского учета является составление бухгалтерского баланса. Бухгалтерский балансколичественное соотно­шение совокупности хозяйственных средств (имущества предприятия) с источниками их формирования и целевым назначением в денежном выраже­нии. Бухгалтерский баланс — основная форма отчетности, представляе­мая в налоговые органы. Он применяется для обобщения показателей производственно-финансовой деятельности предприятия.

Баланс представляет собой двухстороннюю таблицу, левая сторона которой отражает активы предприятия, правая — пассивы.

Обе части бухгалтерского баланса должны быть равными, поскольку они отображают одни и те же средства (актив — по их составу, пассив — их же источники образования).

Баланс составляется на основании записей на бухгалтерских счетах.

Бухгалтерский счетсовокупность записей бухгалтерского учета, в каждой из которых в денежном выражении фиксируется увеличение или уменьшение одинаковых по своей сущности средств предприятия, источни­ков их образования и использования.

На каждый объект бухгалтерского учета или их группу открывают от­дельный счет (см. ниже План счетов).

 

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций
Наименование счета Номер счета
   
.Раздел 1. Внеоборотные активы
Основные средства  
Амортизация основных средств  
Доходные вложения в материальные ценности  
Нематериальные активы  
Амортизация нематериальных активов  
   
Оборудование к установке  
Вложения во внеоборотные активы  
Отложенные налоговые активы  
Раздел II. Производственные запасы
Материалы  
Животные на выращивании и откорме  
   
   

Резервы под снижение стоимости материальных ценностей  
   
Заготовление и приобретение материальных ценностей  
Отклонение в стоимости материальных ценностей  
   
   
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям  
Раздел III. Затраты на производство
Основное производство  
Полуфабрикаты собственного производства  
   
Вспомогательные производства  
   
Общепроизводственные расходы  
Общехозяйственные расходы  
   
Брак в производстве  
Обслуживающие производства и хозяйства  
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
Раздел IV. Готовая продукция и товары
Выпуск продукции (работ, услуг)  
Товары  
Торговая наценка  
Готовая продукция  
Расходы на продажу  
Товары отгруженные  
Выполненные этапы по незавершенным работам  
   
   
   
Раздел V. Денежные средства
Касса  
Расчетные счета  
Валютные счета  
   
   
Специальные счета в банках  
   
Переводы в пути  
Финансовые вложения  
Резервы под обесценение финансовых вложений  
Раздел VI. Расчеты
Расчеты с поставщиками и подрядчиками  
   
Расчеты с покупателями и заказчиками  
Резервы по сомнительным долгам  

   
   
Расчеты по краткосрочным кредитам и займам  
Расчеты по долгосрочным кредитам и займам  
Расчеты по налогам и сборам  
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению  
Расчеты с персоналом по оплате труда  
Расчеты с подотчетными лицами  
   
Расчеты с персоналом по прочим операциям  
   
Расчеты с учредителями  
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами  
Отложенные налоговые обязательства  
   
Внутрихозяйственные расчеты  
Раздел VII. Капитал
Уставный капитал  
Собственные акции (доли)  
Резервный капитал  
Добавочный капитал  
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)  
   
Целевое финансирование  
   
   
   
Раздел VIII. Финансовые результаты
Продажи  
Прочие доходы и расходы  
   
   
Недостачи и потери от порчи ценностей  
   
Резервы предстоящих расходов  
Расходы будущих периодов  
Доходы будущих периодов  
Прибыли и убытки  
Забалансовые счета
Арендованные основные средства  
Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение  
Материалы, принятые в переработку  
Товары,принятые на комиссию  
Оборудование, принятое для монтажа  
Бланки строгой отчетности  
Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов  
Обеспечения обязательств и платежей полученные  
Обеспечения обязательств и платежей выданные  
Износ основных средств  
Основные средства, сданные в аренду  

Данный план счетов был введен в действие приказом Минфина Рос­сии от 31.10.2000 № 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению" и действует в редакции от 07.05.2003 № 38н.



Обобщающим средством бухгалтерского учета, которое применяют для подведения итогов хозяйственной деятельности предприятия, являет­ся составление бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерская отчетность — периодически составляемая система обоб­щенных, взаимосвязанных и взаимодополняющих показателей хозяйствен­ной и финансовой деятельности предприятия.

В бухгалтерских отчетах вместе с тем приводят плановые показатели, которые дают возможность определить уровень выполнения программы хозяйственной деятельности предприятия, ее слабые стороны, проанали­зировать их причины и наметить пути улучшения положения.

21.3. Механизм ведения бухгалтерского учета

Из определения бухгалтерского учета следует, что его предмет — фи­нансово-хозяйственная деятельность предприятия, а объекты изучения — ресурсы и средства предприятия, их движение в процессе производства, распределения и обращения, а также источники их образования и ис­пользования.

Предприятия каждый день могут совершать множество операций. Для наблюдения и контроля за ними объекты учета необходимо группировать по определенным, однородным признакам. Такую систематизацию осу­ществляют с помощью счетов бухгалтерского учета, выступающих инст­рументом вторичной регистрации средств и операций с ними.

Хозяйственные операции отражаются на счетах с помощью двойной записи, показывающей взаимную связь объектов учета. Учетные данные сводятся воедино путем отражения в регистрах и в Главной книге. Фор­мируется финансовая и статистическая отчетность. Производится анализ деятельности предприятия, результаты которого используются руково­дством для принятия решений и оценки деятельности. Все стадии учет­ного процесса в реальной действительности тесно взаимосвязаны.

Рассмотрим структуру н ведение счетов бухгалтерского учета.

На каждом бухгалтерском счете на определенную дату фиксируют на­чальное состояние средств, а также их увеличение или уменьшение в процессе деятельности предприятия. В зависимости от категории счетов увеличение или уменьшение средств обозначают понятиями "дебет" (от лат. debet — он должен) и "кредит" (от лат. credit — он верит).

Открывая счет, сначала фиксируют начальный остаток {начальное сальдо). Со временем после осуществления операций (увеличение или уменьшение средств предприятия) за определенный промежуток времени подводят итог по каждой стороне счета, который называется оборотом. Разность между оборотами каждой из сторон счета (дебетовым и креди­товым оборотом), с учетом начального сальдо называют конечным сальдо.

Чтобы зафиксировать на бухгалтерских счетах каждую хозяйственную операцию в суммарном выражении, а также для удобства их ведения каж­дый счет отображают в виде таблицы, в которой сверху посредине записы­вают название счета, в левой части — дебет, а в правой — кредит:

Счет №__

Дебет Кредит


Различают активные, пассивные и активно-пассивные счета:

- активный счет (от лат. aktivus — деятельный) — счет, на котором ве­дется учет средств и имущества предприятия, то есть активов (матери­альных ценностей, денежных ресурсов и т. п.). При этом увеличение средств на счете записывают в дебет, а их уменьшение — в кредит, соответственно, сальдо по активным счетам может быть только дебе­товым и отражается оно в активе баланса;

- пассивный счет (от лат. passivus — бездействующий) — счет, на кото­ром ведется учет источников финансирования средств. На пассивных счетах увеличение средств записывается в кредит, а их уменьшение — в дебет. С учетом этого бухгалтерский баланс можно рассматривать как равенство записей по дебету и кредиту, сальдо у пассивных счетов может быть только кредитовым;

- активно-пассивный счет — имеет признаки активных и пассивных счетов. Особенностью этого счета является наличие развернутого сальдо — од­новременно дебетового и кредитового. Активно-пассивный счет является активным, если сальдо дебетовое и наоборот — пассивным, если сальдо кредитовое.

Поскольку за организацию бухгалтерского учета на предприятии несет ответственность предприниматель (руководитель), то с его стороны необ­ходим профессиональный контроль в этой области.

Важнейшим объектом бухгалтерского учета, заслуживающим особого внимания, является учет кассовых операций. Такое положение существует в частности потому, что данные операции связаны с наличными деньга­ми и вероятность злоупотреблений здесь максимальна.

Так как большая часть расчетов между предприятиями осуществляет­ся безналичным путем, необходим систематический контроль за опера­циями по расчетному счету.

При проверке учета операций с подотчетными суммами руководителю необходимо контролировать авансовые отчеты, на основе которых из подотчета работников списываются соответствующие суммы.

При проверке операций с поставщиками и подрядчиками руководитель сверяет суммы выставленных платежных требований, оплаченных пла­тежных поручений с суммами соответствующих им счетов, накладных, договоров и других первичных документов (причем форма расчетов должна соответствовать форме, определенной в договоре).

Контроль за расчетами по заработной плате следует начинать с про­верки расчетно-платежной ведомости, которая подписывается руководи­телем до выдачи причитающихся средств, выявляя ошибки в начислен­ных суммах, а также возможные злоупотребления при выдаче денег.

Руководитель должен осуществлять контроль учета основных средств и износа по ним, контроль учета материалов, за затратами на производ­ство, учетом готовой продукции, а также прибыли.

Актуальность развития и совершенствования методов бухгалтерского учета стала очевидной в связи с чередой корпоративных скандалов в 2001 — 2003 годах в ряде развитых стран. Здесь малые и средние предприятия приняли меры с целью повышения уровня прозрачности своей финансо­во-хозяйственной деятельности, то есть транспарентности.


Консалтинговая компания "Грант Торнтон" в результатах проведен­ного международного исследования отмечает, что 66% обследованных предприятий приняли меры предосторожности, в том числе: назначи­ли независимых директоров — 281, ввели соответствующие изменения в политику выплат вознаграждений топ-менеджерам — 28%, сформиро­вали ревизионные комиссии — 34%. Практически все опрошенные предприниматели отметили необходимость введения новых правил корпоративного контроля и усиления транспарентности финансово -хозяйственной деятельности.

Выводы

1. Основными составными частями хозяйственного учета выступают: оперативный (предусматривает быструю и детальную регистрацию от­дельных фактов деятельности и хозяйственных операций), статистиче­ский (означает, прежде всего, системную количественную оценку эконо­мических явлений и процессов) и бухгалтерский учет.

2. Бухгалтерский учет — система сплошного и непрерывного доку­ментального учета ресурсов и результатов производственной и финансо­вой деятельности предприятий с использованием специально оформлен­ных документов. Он ведется в стоимостном выражении и охватывает те процессы и результаты хозяйственной деятельности, которые связаны с увеличением или уменьшением ресурсов на предприятии.

3. Основные способы бухгалтерского учета: документация, инвентари­зация, оценка, калькуляция, система счетов, двойная запись, бухгалтер­ский баланс, отчетность.

4. Метод двойной записи означает, что любая хозяйственная опера­ция записывается одной суммой дважды: по дебету одного счета и кре­диту другого (т. е. на двух счетах).

5. В активных счетах (на которых ведут учет средств и имущества) увеличение средств записывают в дебет, а их уменьшение — в кредит; в пассивных счетах (на которых ведут учет источников финансирования средств) увеличение средств на счете записывают в кредит, а их умень­шение — в дебет. Сальдо активно-пассивные счетов может быть как де­бетовым, так и кредитовым.

Вопросы для повторения

1. В чем состоят сущность и особенность бухгалтерского учета?

2. Чем документация отличается от инвентаризации?

3. Что означает бухгалтерский баланс?

4. Какова структура бухгалтерского счета?

5. Что означают понятия "дебет" и "кредит"?

6. Какие виды счетов существуют?

7. Назовите разделы плана счетов.

8. Что означают понятия "актив" и "пассив" для предприятия?

При подготовке этой книги авторы использовали базу данных справочной правовой системы "Гарант".


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА







Date: 2015-12-13; view: 769; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.023 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию