Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 21. Учет и отчетность на предприятии
Продуктивная предпринимательская деятельность невозможна без знания предпринимателем учета и отчетности на предприятии. Такие знания необходимы ему, несмотря на то, что за ведение достоверного учета и составление отчетности непосредственно отвечает главный бухгалтер. 21.1. Сущность и необходимость бухгалтерского учета на предприятии Учет и контроль производственно-финансовой деятельности предприятия — одна из важнейших функций управления любым предприятием. Хозяйственный учет осуществляется путем наблюдения, измерения и систематической регистрации всех хозяйственных процессов, их результатов и использования ресурсов на каждом отдельном предприятии. В учете применяются экономические группировки, позволяющие путем их обобщения изучать хозяйственную деятельность. Объекты учета отражаются в учетных документах с помощью натуральных, трудовых и стоимостных измерителей, что дает возможность более полно и правильно отразить и конкретно проконтролировать отдельные хозяйственные операции и их результаты. Основные принципы учета и требования к экономической информации получили отражение в Федеральном законе "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 № 129-ФЗ (в ред. от 30.06.2003), в котором отражены также задачи бухгалтерского учета; он нацелен на формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении для максимального числа пользователей, обеспечение контроля за соблюдением законодательства. В отличие от международных норм, которые носят рекомендательный характер, все российские концептуальные положения зафиксированы в нормативных актах и обязательны к применению. Их незнание или неиспользование может привести к существенным налоговым санкциям. В нашей стране была разработана Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским Советом Института профессиональных бухгалтеров. Данная Концепция определила основы построения системы бухгалтерского учета на ближайшие 10—15 лет с использованием опыта стран с развитой рыночной экономикой, международно признанными принципами учета и отчетности. В апреле 2003 года Минэкономразвития России и Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг РФ утвердили согласованный вариант концепции развития учета и отчетности на среднесрочную перспективу. Эта концепция предусматривает порядок перехода России на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО): - с 2004 года на международные стандарты финансовой отчетности должны перейти банки и компании, акции которых котируются на биржах; - с 2006 года — публичные компании, чьи бумаги обращаются на фондовом рынке, а также государственные унитарные предприятия; - с 2010 года — остальные предприятия и компании, составляющие отчетность по американскому стандарту US GAAP. Предприятия смогут переходить на МСФО постепенно, и, в первую очередь, это должны сделать те, кто заинтересован в иностранных инвестициях. Такой механизм внедрения международных стандартов финансовой отчетности предполагает совмещение государственного и негосударственного регулирования и повышение прозрачности российских предприятий. В зависимости от характера данных, методов их получения и способов группировки хозяйственный учет делится на оперативный, бухгалтерский и статистический. Оперативный учет — быстрая и детальная (по сравнению с бухгалтерским учетом) регистрация отдельных фактов и хозяйственных операций (процесса и результатов производства, закупок, продаж, кредитных операций и т. п.), которую проводят предприятия и их подразделения с целью обеспечения бухгалтерии необходимой информацией. Такой учет (например, ежедневного выпуска продукции, прихода работников на работу и др.) проводят бухгалтеры, диспетчеры, мастера, работники планового и финансового отделов и др. Бухгалтерский учет — система сплошного и непрерывного документального учета ресурсов и результатов производственной и финансовой деятельности предприятий с использованием специально оформленных документов. Вследствие того, что в бухгалтерском учете используются формы документов установленного образца, и он имеет непрерывный характер, такой учет является достоверным и объективным. Бухгалтерский учет обязательно ведется в стоимостном измерении. Полученные путем оперативного и бухгалтерского учета данные используют в статистике. Статистический учет — система количественных оценок экономических явлений и процессов, которая помогает выяснить их качественные аспекты, раскрыть законы и закономерности развития и функционирования экономических систем или их подсистем. Знание предпринимателем системы учета и отчетности на предприятии необходимо с целью: - осуществления оперативного и действенного контроля за состоянием хозяйственной и финансовой деятельности (учет и контроль — составные части процесса управления); - понимания функций и обязанностей главного бухгалтера (который может действовать и ради незаконной наживы); - отстаивания интересов предприятия перед налоговой службой, контрольно-ревизионным управлением и другими контролирующими государственными и негосударственными органами; - соблюдения действующего законодательства, своевременного выполнения постановлений государственных органов; - осуществления контроля за сохранением собственности, предотвращения ее разворовывания. После выяснения сущности и необходимости разных форм учета, прежде всего бухгалтерского, перейдем к освещению его методов. 21.2. Методы бухгалтерского учета Учет (составную часть процесса управления экономическими объектами и процессами) можно также рассматривать как системное описание, с одной стороны, хозяйственных операций, всего имущества, всех имеющихся активов предприятия; а с другой — тех ресурсов, которые переданы ему другими предприятиями. При этом каждую хозяйственную операцию по увеличению или уменьшению стоимости имущества и его источников оформляют специальными документами, которые с имеющимися в них реквизитами (обязательными данными) и подписями ответственных за правильное проведение этих операций лиц, являются письменным доказательством получения правдивой информации для бухгалтерского учета. Поскольку в процессе функционирования предприятий стоимость имущества, материальных ресурсов может уменьшаться (например, при хранении сельскохозяйственной продукции, разворовывании собственности), то результаты хозяйственной деятельности, отображенные в документах бухгалтерского учета, часто не совпадают с имеющимися ресурсами. Чтобы установить это расхождение, на предприятии проводят инвентаризацию — периодический переучет (описание) имеющегося имущества в натуральной форме с целью проверки его наличия, выявления законности осуществленных операций и соответствия документам бухгалтерского учета. В случае выявления расхождений их документируют, вносят в инвентарное описание и отражают на счетах бухгалтерского учета. Способом стоимостного измерения хозяйственных процессов, движения имущества предприятия в бухгалтерском учете является их оценка. Она дает возможность переводить натуральные и трудовые показатели в стоимостные, следовательно, обеспечивает сопоставимость показателей хозяйственной деятельности, позволяет определять затраты производства, эффективность хозяйственной деятельности предприятия, корректировать на этой основе принципы хозяйственного расчета и др. Одним из способов суммарной оценки затрат на изготовление товаров и услуг выступает калькуляция — бухгалтерский расчет затрат на производство и сбыт единицы продукции, всей партии товаров, а также на выполнение работ и услуг в денежном выражении, или способ определения себестоимости. Себестоимость складывается из материальных затрат, заработной платы основного и вспомогательного персонала, амортизации основных фондов и др. Калькуляция осуществляется по данным бухгалтерского учета, часто в форме таблицы. Важным средством ведения бухгалтерского учета является составление бухгалтерского баланса. Бухгалтерский баланс — количественное соотношение совокупности хозяйственных средств (имущества предприятия) с источниками их формирования и целевым назначением в денежном выражении. Бухгалтерский баланс — основная форма отчетности, представляемая в налоговые органы. Он применяется для обобщения показателей производственно-финансовой деятельности предприятия. Баланс представляет собой двухстороннюю таблицу, левая сторона которой отражает активы предприятия, правая — пассивы. Обе части бухгалтерского баланса должны быть равными, поскольку они отображают одни и те же средства (актив — по их составу, пассив — их же источники образования). Баланс составляется на основании записей на бухгалтерских счетах. Бухгалтерский счет — совокупность записей бухгалтерского учета, в каждой из которых в денежном выражении фиксируется увеличение или уменьшение одинаковых по своей сущности средств предприятия, источников их образования и использования. На каждый объект бухгалтерского учета или их группу открывают отдельный счет (см. ниже План счетов).
Данный план счетов был введен в действие приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению" и действует в редакции от 07.05.2003 № 38н. Обобщающим средством бухгалтерского учета, которое применяют для подведения итогов хозяйственной деятельности предприятия, является составление бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская отчетность — периодически составляемая система обобщенных, взаимосвязанных и взаимодополняющих показателей хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. В бухгалтерских отчетах вместе с тем приводят плановые показатели, которые дают возможность определить уровень выполнения программы хозяйственной деятельности предприятия, ее слабые стороны, проанализировать их причины и наметить пути улучшения положения. 21.3. Механизм ведения бухгалтерского учета Из определения бухгалтерского учета следует, что его предмет — финансово-хозяйственная деятельность предприятия, а объекты изучения — ресурсы и средства предприятия, их движение в процессе производства, распределения и обращения, а также источники их образования и использования. Предприятия каждый день могут совершать множество операций. Для наблюдения и контроля за ними объекты учета необходимо группировать по определенным, однородным признакам. Такую систематизацию осуществляют с помощью счетов бухгалтерского учета, выступающих инструментом вторичной регистрации средств и операций с ними. Хозяйственные операции отражаются на счетах с помощью двойной записи, показывающей взаимную связь объектов учета. Учетные данные сводятся воедино путем отражения в регистрах и в Главной книге. Формируется финансовая и статистическая отчетность. Производится анализ деятельности предприятия, результаты которого используются руководством для принятия решений и оценки деятельности. Все стадии учетного процесса в реальной действительности тесно взаимосвязаны. Рассмотрим структуру н ведение счетов бухгалтерского учета. На каждом бухгалтерском счете на определенную дату фиксируют начальное состояние средств, а также их увеличение или уменьшение в процессе деятельности предприятия. В зависимости от категории счетов увеличение или уменьшение средств обозначают понятиями "дебет" (от лат. debet — он должен) и "кредит" (от лат. credit — он верит). Открывая счет, сначала фиксируют начальный остаток {начальное сальдо). Со временем после осуществления операций (увеличение или уменьшение средств предприятия) за определенный промежуток времени подводят итог по каждой стороне счета, который называется оборотом. Разность между оборотами каждой из сторон счета (дебетовым и кредитовым оборотом), с учетом начального сальдо называют конечным сальдо. Чтобы зафиксировать на бухгалтерских счетах каждую хозяйственную операцию в суммарном выражении, а также для удобства их ведения каждый счет отображают в виде таблицы, в которой сверху посредине записывают название счета, в левой части — дебет, а в правой — кредит: Счет №__ Дебет Кредит Различают активные, пассивные и активно-пассивные счета: - активный счет (от лат. aktivus — деятельный) — счет, на котором ведется учет средств и имущества предприятия, то есть активов (материальных ценностей, денежных ресурсов и т. п.). При этом увеличение средств на счете записывают в дебет, а их уменьшение — в кредит, соответственно, сальдо по активным счетам может быть только дебетовым и отражается оно в активе баланса; - пассивный счет (от лат. passivus — бездействующий) — счет, на котором ведется учет источников финансирования средств. На пассивных счетах увеличение средств записывается в кредит, а их уменьшение — в дебет. С учетом этого бухгалтерский баланс можно рассматривать как равенство записей по дебету и кредиту, сальдо у пассивных счетов может быть только кредитовым; - активно-пассивный счет — имеет признаки активных и пассивных счетов. Особенностью этого счета является наличие развернутого сальдо — одновременно дебетового и кредитового. Активно-пассивный счет является активным, если сальдо дебетовое и наоборот — пассивным, если сальдо кредитовое. Поскольку за организацию бухгалтерского учета на предприятии несет ответственность предприниматель (руководитель), то с его стороны необходим профессиональный контроль в этой области. Важнейшим объектом бухгалтерского учета, заслуживающим особого внимания, является учет кассовых операций. Такое положение существует в частности потому, что данные операции связаны с наличными деньгами и вероятность злоупотреблений здесь максимальна. Так как большая часть расчетов между предприятиями осуществляется безналичным путем, необходим систематический контроль за операциями по расчетному счету. При проверке учета операций с подотчетными суммами руководителю необходимо контролировать авансовые отчеты, на основе которых из подотчета работников списываются соответствующие суммы. При проверке операций с поставщиками и подрядчиками руководитель сверяет суммы выставленных платежных требований, оплаченных платежных поручений с суммами соответствующих им счетов, накладных, договоров и других первичных документов (причем форма расчетов должна соответствовать форме, определенной в договоре). Контроль за расчетами по заработной плате следует начинать с проверки расчетно-платежной ведомости, которая подписывается руководителем до выдачи причитающихся средств, выявляя ошибки в начисленных суммах, а также возможные злоупотребления при выдаче денег. Руководитель должен осуществлять контроль учета основных средств и износа по ним, контроль учета материалов, за затратами на производство, учетом готовой продукции, а также прибыли. Актуальность развития и совершенствования методов бухгалтерского учета стала очевидной в связи с чередой корпоративных скандалов в 2001 — 2003 годах в ряде развитых стран. Здесь малые и средние предприятия приняли меры с целью повышения уровня прозрачности своей финансово-хозяйственной деятельности, то есть транспарентности. Консалтинговая компания "Грант Торнтон" в результатах проведенного международного исследования отмечает, что 66% обследованных предприятий приняли меры предосторожности, в том числе: назначили независимых директоров — 281, ввели соответствующие изменения в политику выплат вознаграждений топ-менеджерам — 28%, сформировали ревизионные комиссии — 34%. Практически все опрошенные предприниматели отметили необходимость введения новых правил корпоративного контроля и усиления транспарентности финансово -хозяйственной деятельности. Выводы 1. Основными составными частями хозяйственного учета выступают: оперативный (предусматривает быструю и детальную регистрацию отдельных фактов деятельности и хозяйственных операций), статистический (означает, прежде всего, системную количественную оценку экономических явлений и процессов) и бухгалтерский учет. 2. Бухгалтерский учет — система сплошного и непрерывного документального учета ресурсов и результатов производственной и финансовой деятельности предприятий с использованием специально оформленных документов. Он ведется в стоимостном выражении и охватывает те процессы и результаты хозяйственной деятельности, которые связаны с увеличением или уменьшением ресурсов на предприятии. 3. Основные способы бухгалтерского учета: документация, инвентаризация, оценка, калькуляция, система счетов, двойная запись, бухгалтерский баланс, отчетность. 4. Метод двойной записи означает, что любая хозяйственная операция записывается одной суммой дважды: по дебету одного счета и кредиту другого (т. е. на двух счетах). 5. В активных счетах (на которых ведут учет средств и имущества) увеличение средств записывают в дебет, а их уменьшение — в кредит; в пассивных счетах (на которых ведут учет источников финансирования средств) увеличение средств на счете записывают в кредит, а их уменьшение — в дебет. Сальдо активно-пассивные счетов может быть как дебетовым, так и кредитовым. Вопросы для повторения 1. В чем состоят сущность и особенность бухгалтерского учета? 2. Чем документация отличается от инвентаризации? 3. Что означает бухгалтерский баланс? 4. Какова структура бухгалтерского счета? 5. Что означают понятия "дебет" и "кредит"? 6. Какие виды счетов существуют? 7. Назовите разделы плана счетов. 8. Что означают понятия "актив" и "пассив" для предприятия? При подготовке этой книги авторы использовали базу данных справочной правовой системы "Гарант". РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Date: 2015-12-13; view: 769; Нарушение авторских прав |