Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Выписка из протокола № 5 от 21.11.2009г. заседания методического объединения воспитателей
«Формы и методы воспитательной работы во внеурочное время». Педагогический процесс не ограничивается обучением. Все, что проводится в школе в плане осуществления воспитательной работы во внеурочное время в некоторых педагогических источниках объединяется один общим понятием – внеклассная воспитательная работа. Воспитательная работа, как любое социально-психологическое культурологическое явление, имеет форму. Формы воспитательной работы – это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми. Формы внеклассной воспитательной работы более многообразны, чем формы внеурочной работы по учебным предметам. Формы воспитательной работы выполняет чрезвычайное назначение: благодаря увлекательной, интересной, захватывающей форме воспитанник проживает удовлетворение от взаимодействия с объектом, этот миг удовлетворения становится основанием для принятия объекта как личностной ценности в структуре личности. Разнообразие форм внеклассной воспитательной работы постоянно пополняется новыми формами, соответствующими изменяющимися общественным условиям школьной жизни. Все многообразие форм воспитательной работы с учащимися можно разделить на три группы в зависимости от основной решаемой ими воспитательной задачи: 1) формы управления и самоуправления школьной жизнью (собрания, часы классных руководителе й, заседания представительных органов ученического самоуправления и др.); 2) познавательные формы (экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, информации, газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки и др.); 3) развлекательные формы (утренники и вечера, «капустники», «посиделки» и т.п.); Естественно, каждая используемая форма педагогического процесса решает не одну какую то воспитательную задачу. В современных условиях более существенное внимание воспитателей, чем в недалеком прошлом, привлекает личность, индивидуальность. Понятия «личностно ориентированное воспитание», «обучение, центрированное на ученика» и т.п. наполняются практическим организационно-педагогическим и психологическим содержанием: диагностикой уровня интеллектуального, физического и эмоционально-нравственного развития, разработкой стратегии и тактики индивидуального темпа освоения содержания образования и формирования определенных черт характера. В связи с этим новый, более глубокий смысл приобретает классификация форм осуществления внеклассной воспитательной работы в зависимости от количества участников того или иного воспитательного мероприятия. Индивидуальные, групповые и массовые формы организации педагогического процесса в своем сочетании обеспечивают, с одной стороны, оптимальный учет особенностей воспитанника и организацию деятельности и отношение каждого в соответствии с присущими ему возможностями, а с другой – адаптацию всех к социальным условиям неизбежного сотрудничества с индивидами самого широкого спектра идеологий, национальностей, профессий, образа жизни, темперамента, характера и т.д. Если в учении деятельность развития интеллекта по сути своей сугубо индивидуально, то в воспитательной работе сама технология выражается во взаимодействии индивида с другими или, что чаще, с другими, но не во всем похожими, а не редко и во многом на него не похожими субъектами воспитательного процесса. Сущность воспитания как процесса в наибольшей степени выражается и в деятельности взаимодействия с другими людьми, в которой формируются отношения индивида к его окружению. Именно в связи с этим классификация форм воспитательной работы по количеству участников этого процесса является более актуальной, чем в обучении. Это не значит, однако, что используемые средства и методы перестают играть свою существенную роль. В зависимости от этого признака можно разделить формы воспитательной работы на три группы: 1) словесные (собрания, митинги, информация и т.п.), в ходе которых используются словестные методы и виды общения; 2) наглядные (выставки, музеи, экскурсии, стенды и другие формы наглядной агитации), которые ориентированы на использование наглядных методов – зрительного восприятия воспитанниками образцов отношений, действий и т.п.; 3) практические (дежурства, шефская и благотворительная деятельность, сбор и оформление экспонатов для музея, выставок, изготовление стендов, выпуск газет, участие в трудовых операциях и др.), основу которых составляют практические действия воспитанников, изменяющие объекты их деятельности. Словесные методы. Основным средством воздействия является слово, вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на самые различные темы, классные дискуссии, собрания, конференции, лекции и прочее. Главное здесь – обмен информацией, сообщение учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем. Такой тип воспитательного воздействия имеет место в практике школ всего мира, хотя методика, техника или даже технология его проведения могут быть различными. Наглядные методы. Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь – вызвать сильные, глубокие и облагораживающие количественные эмоции подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках в других сходных ситуациях. При организации жизни школьников надо предусмотреть, чтобы в ней были моменты молчания, наполненного созерцанием, проникновением явления, открытие нового в окружающем мире, людях, себе. Практические методы. Положительно воздействует на детей совместная работа, шире – различная деятельность, любой труд. Это разные виды работ в школе, от ежедневной уборки до ремонта школы, разбивки и устройства сада, парка, типографии, информационного центра. Также развитию трудовых навыков подчинена работа кружков, процесс дежурств по уборке помещений и территорий, летняя трудовая практика и т.п. Это так же разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления, общественных движениях и организациях. Совместный труд может вдохновлять не меньше театра, эстетического зрелища или праздника. Трудовое воспитание является практической подготовкой молодого поколения к участию в общественном производстве и вместе с тем важнейшим элементом нравственного, интеллектуального и эстетического воспитания. Трудовое воспитание школьников это: - воспитание отношения к труду как к высшей ценности в жизни, развитие потребности в творческом труде; - воспитание социально значимой целеустремленности в трудовых отношениях; - развитие навыков самообслуживания; -формирование уважительного отношения к материальным ценностям. В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребенок осознает, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего труда. Применяются такие формы как оформление кабинетов, благоустройства и озеленение школьного двора, посадка аллей, ярмарка-распродажа семейных подделок и др. Игровые (досуговые) методы. Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребенка и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания: игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, ровно как и выше названные типы форм воспитательной работы, не редко совмещают различные средства взаимодействия: слово, образ, чувства, работу. Игра поможет воспитателю сплотить детский коллектив, включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. В связи с этим проводятся совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, соревнования, конкурсы, экскурсионные поездки и т.д.
Конспект занятия по теме: Может ли пиво быть «безобидным». Цель: сформировать потребность противостоять употреблению алкогольных напитков. Задачи: 1. Дать представление об опасности пивного алкоголизма. 2. Воспитание уважения к законам, ответственность за свое поведение. 3. Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причин наследственных связей и отношений. Ход занятия. - Аппараты работают? Вы меня слышите? - (Какое занятие по режиму?) - Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить. (О пиве.) - Послушайте, я буду говорить об этом: алкоголизм, трезвость, пивной алкоголизм. (За экраном) - Как вы понимаете слова: алкоголизм, трезвость. - Что говорят о пиве врачи нам расскажут ребята. (Сегодня врачи бьют тревогу, говоря о пиве, ведь пьют дети уже с 6-9 лет. Они утверждают, что пиво это небезобидный напиток, а алкогольный, даже появилось такое понятие как «пивной алкоголизм». Пиво это алкоголь, оно отравляет организм человека: сердце, печень, почки, желудок, зрение, слух и мозг. Пиво изменяет внешность женщины, делая ее похожей на мужчину и, наоборот, мужчину на женщину.) - Ребята посмотрите на эту таблицу (Беседа по таблице). Как становятся пивными алкоголиками. 1. Бутылка для расслабления. 2. Бутылка на каждый день. 3. Увеличение дозы. 4. Провалы в памяти. 5. Отравление организма. 6. Пивной алкоголизм. - А у нас в классе может быть такое? (Нет) Мы провели анкетирование. Сейчас мальчики расскажут об отношении ребят к пиву. (Мы опросили старшеклассников задав им три вопроса: а) согласны ли вы с тем, что пиво, джин-тоник, коктейль опасны для жизни детей? б) пьете ли вы пиво? в) если «да», то почему? В результате нашего исследования, мы пришли к выводу, что ребята нашей школы не хотят стать пивными алкоголиками) - В нашей стране изданы два закона: Закон об «Ограничении розничной торговли и употреблении пива и напитков изготовленных на его основе», и Закон о рекламе. Ребята расскажут о выполнении этих законов. (Эти законы плохо выполняются, еще можно увидеть в городе рекламные плакаты о пиве. По телевизору реклама о пиве идет с 22 часов, но в сериалах, в передачах участники пьют пиво, а это скрытая реклама. Так же в магазинах еще можно увидеть, когда ребятам до 18 лет продают пиво, а это нарушение закона, штраф 50000-70000 рублей. Так же можно увидеть молодых людей, которые в общественных местах пьют пиво, за это тоже штраф – 300 рублей. Мы пришли к выводу, что большинство людей не знают, или просто не выполняют эти законы. Поэтому нужно увеличить сумму штрафов) - Молодцы ребята. Вы много рассказали друг другу о пиве. А теперь ответьте на вопросы: 1. Пиво это алкоголь или пищевой продукт? 2. Как вы думаете, вызывает ли пиво алкогольную зависимость? 3. Пиво это молодежный напиток, его можно пить без закуски, на ходу прямо из бутылки? 4.Разрешают ли вам родители пить пиво? Почему? 5. Что вы узнали о рекламе? 6. Что нового вы узнали о пиве на занятии? - На человека оказывает давление не только реклама, но и друзья, сверстники. Поэтому сегодняшний разговор о пиве, это разговор о вашей личной безопасности. Ведь пиво называют «оружием массового поражения». Поэтому нужно вести здоровый образ жизни. - Ребята, раздайте нашим гостям рекламки «Антипиво». Пусть ребята других классов знают, что пиво пить нельзя.
Date: 2015-12-13; view: 1391; Нарушение авторских прав |