Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Исследование ведущих мировых аниматографий позволило по-новому посмотреть на процессы развития анимации и формы её функционирования в социокультурном





Исследование ведущих мировых аниматографий позволило по-новому посмотреть на процессы развития анимации и формы её функционирования в социокультурном пространстве. Анимация представляет динамичную систему, развивающуюся на основе взаимодействия внутренних анимационных форм с внешними формами той или иной аниматографии. Динамику развития анимации обусловливает саморазвитие, постоянное взаимодействие и взаимовлияние художественных моделей, сформированных и функционирующих в аниматографиях.

В момент зарождения анимация была дохудожественным феноменом культуры — феноменом оживающего рисунка. Последующий процесс её развития привел к тому, что она стала одним из видов аудиовизуальных искусств. Развитие анимации происходило вследствие интеграции опыта науки и разнообразных зрелищных форм. Благодаря наследованию целые комплексы признаков, присущих «театрам изображений», заимствовались и адаптировались анимацией. Новые формы и модели анимации возникали из соприкосновения с формами «театров изображений».

На заре своего появления анимация существовала как форма других, уже утвердившихся искусств, обладающих собственной художественной системой. Поэтому первые ленты воспринимались как специфические театральные или эстрадные формы (оптические номера, рисованные иллюзионы, световые скетчи) или как новые формы изобразительного искусства (светопись, динамическая графика, ожившие комиксы), а несколько позже как формы музыкального искусства (визуальная музыка, оптическая музыка).

Возникновение анимации и её становление как сложной художественной системы было связано с ассимиляцией тех или иных особенностей существовавших искусств. Это невольно породило терминологические разночтения и способствовало появлению различных классификационных систем. Учитывая возникающие сложности классификации, для выявления неизменных составляющих экранной формы, в исследовании анализ произведений анимации происходил на основе базового понятия «модель». Модель — это целостность, складывающаяся из компонентов, обладающих рядом неизменных параметров, характеристик и признаков, не исключающих развитие как модели в целом, так и изменение, эволюционирование её отдельных элементов.

Перевод анимации из положения дохудожественного феномена культуры и формы «низового зрелища» в ранг искусства имел ряд обусловленных логикой развития и внутрихудожественными преобразованиями этапов, в процессе которых происходило формирование собственного языка, трансформацией и трансмутацией моделей и эволюцией художественных систем. Дохудожественная основа анимации не отмерла за «ненадобностью» после интеграции в семью искусств, но осталась неизменным сопроводителем, важным фактором функционирования и формообразования на протяжении всей её истории.

Общность истоков способствовала формированию во многом идентичных процессов, происходящих в различных аниматографиях. Это нашло отражение как в возникновении одних и тех же форм и моделей на самом раннем этапе развития, так и в принципах функционирования анимации в социокультурном пространстве. Анимация возникла как зрелищная форма, воплотив концепции новой визуальности. Требование зрелищности сопутствовало ей всегда, особенно в стадии её становления, но оно далеко не всегда сопровождало развитие анимации. Зрелищность могла существовать как доминирующее качество или латентно присутствующая составляющая анимационного произведения. Потребность социокультурного контекста и те функции, которые предъявляются анимации, могут это свойство выводить на поверхность, актуализируя его, например, в лентах, коммерчески-развлекательного направления, либо, наоборот заглушать в фильмах интеллектуального плана.

Зрелищность, воплощающаяся в трюковых и аттракционных элементах, являлась важнейшим детерминирующим фактором в ранних анимационных моделях. Аттракционно-трюковой характер был присущ первым лентам. Их основной функцией было удивление, заставить зрителя удивляться оживающему рисунку. Но удивление, так же как и смех, не может существовать длительное время. Период аттракционности оказался коротким. Анимации нужно было искать новое качество, новые функциональные задачи.

Существуя в рамках театральных показов, анимация сделала следующий шаг, который был подготовлен историей театрального искусства. Поиск новых компонентов, новых приёмов организации анимационного зрелища рождал театрально-игровые формы и соответствующие модели анимации. На этом этапе зрелищность определяла как характер анимационного действия, так и стимулировала поиск новых образно-выразительных приёмов, принципов организации экранной ткани. Начали формироваться основы драматургии, способствовавшие переходу от аттракциона к изложению сюжета. Развивающаяся анимация приобретала более обширные и разнообразные функции. Теперь её задачей становится не просто удивление, но и развлечение.

Изменившиеся условия функционирования рождали новые формы и модели. Дальнейшее развитие анимации было связано с разработкой повествовательных основ и законов построения экранной речи. Во многом этому способствовало освоение опыта изобразительного искусства и в первую очередь повествовательной графики, накопившей опыт представления действия, распределенного во времени и пространстве. С этого момента начинается развитие анимации как драматического искусства. На первое место выходит не аттракцион, забавный трюк, не пустое развлечение, а сюжет, история. Анимация из развлечения постепенно превращается в средство постижения мира, становится новым видом искусства, обладающим сложным комплексом функций.

Практика и теория свидетельствуют, что в процессе своего развития анимация не раз меняла направления творческих поисков, обращаясь к созданию новых художественных моделей и обновляя свою поэтику. Момент смены стилевых направлений во многом обусловлен изменением отношения к искусству, к принципам отражения и сменой героя.

С конца 40-х годов начинается новый этап в развитии анимации, основанный на отрицании эстетических и стилевых установок предшествующего периода. В анимации начинается пересмотр функционирующих в ней концепции. В ней актуализируется интерес как к художественному и культурному наследию, так и тем принципам и идеям, которые были намечены в анимации авангарда. На рубеже 50-60-х годов существующая художественная структура анимации подвергается кардинальной переориентации.

Опыт истории способствовал выявлению логики развития не только устоявшихся анимационных явлений и, но и новых форм, которые получают возможности для своего дальнейшего развития в связи с технической эволюцией, имеющей место в современной аудиовизуальной культуре. В сегодняшних условиях в анимации вновь активировалось её зрелищное начало. Новые технические возможности видоизменяют формы и характер анимационного трюка. Теперь само синтезированное изображение, лишенное существующего в реальности прообраза, становится визуальным аттракционом. Одной из черт возникающей на экране цифровой реальности является её сотворенность. Т.е. одно из ключевых свойств анимации становится определяющим в характеристике экранного образа. Принцип сложения отдельных фаз, отдельных положений одного и того же объекта, т.е. принципы анимационности занимают доминирующее положение в современных экранных продуктах.

На современном этапе развития анимация рождает новые формы художественного творчества (компьютерные игры, мультимедийные продукты, сетевые формы анимации). Её художественные модели, язык и средства продолжают развиваться, она меняется сама и при этом меняет ту среду, в которой существует, меняет саму экранную культуру.

В условиях развития «ожидающей» культуры значение анимации как синкретической формы творчества и как средства социокультурной коммуникации в плане формирования и развития нового типа личности кардинально меняются.

Таким образом, зародившись как дохудожественный феномен культуры, анимация согласно закономерностям развития искусства, из периферийной области переместилась в центр, став не просто одним из видов аудиовизуальных искусств, но и начала определять вектор развития экранной культуры. Язык анимации стал не только основой экранной культуры, но и поэтика анимации задала принципиально новый её характер. Это поэтика не столько линейного повествования, определяющая письменные формы культуры, но поэтика диалогичного интерактивного процесса, в которой уже намечаются черты полилогичности.

Развитие диалогичной поэтики находится на уровне аттракционных и игровых форм. Но именно эти формы были доминирующими в анимации дозвукового периода. Таким образом, можно предположить, что новые направления и формы анимации возникают на основе предпосылок художественного наследия, а существовавшие художественные модели в условиях появившихся дигитальных технических возможностей получают новое воплощение. При смене исторических этапов в развитии анимации преемственность обеспечивает преобразование художественных моделей. Существующие модели не исчезают, а изменяются, получают свое развитие, представая в новом качественном оформлении.

Доказательством научной гипотезы предпринятого исследования стало то, что ориентация на те или иные протоформы, преобладающие в национальных типах культур, формирует доминирующие модели и формы анимации, эволюция которых определяет особенности и характер развития тех или иных аниматографий, их взаимовлияние в социокультурных и исторических условиях.

Основными выводами исследования стали следующие:

1. Анимация является феноменом экранной культуры, обязанная своим возникновением: с позиции эволюции искусства – изменению концепций видения и развитию зрелищных форм; с технической стороны – развитию технологий оптики; с художественной – способам соединения изобразительных и выразительных средств и возможностям моделирования образов художественных (виртуальных) сред; с точки зрения исторических процессов – формированию индустриального общества.

2. Американскую, европейскую и отечественную аниматографии, несмотря на различия национальных традиций, финансового обеспечения и технического уровня, объединяет общность истоков, на этапе становления способствовавших формированию идентичных форм и моделей. Эта общность прослеживается и в принципах функционирования анимации в социокультурном пространстве.

3. Сходство процессов наблюдается в характере эволюции от анимационного фильма как формы представления, основывающегося на принципах иллюзионизма и визуального аттракциона, в сторону усложнения образно-выразительной и повествовательной структуры в ходе превращения его в кинозрелище.

4. Несмотря на идентичность процессов, происходивших на раннем этапе развития анимации, к концу второго десятилетия стали формироваться отличительные особенности каждой из трех аниматографий:

· Становление американской анимации и её ориентация на изобразительные формы искусства обусловливалось приоритетом в американской культуре визуального начала. Она эволюционирует как сфера развлечения, в её характере господствует зрелищность. Для американской анимации характерно восприятие её как товара, поэтому она развивалась, в принципе, как коммерческая или индустриальная область.

· Европейская анимация зарождалась в русле театральных традиций, характерных для европейской культуры. Однако своё развитие она получила в рамках искусства европейского авангарда, который формировал представление о ней как о новом языке искусства и области самовыражения. Это во многом определило её развитие как индивидуализированной области кинопроизводства. На формирование особенностей европейской анимации огромное влияние оказали традиции литературоцентричности европейской культуры. Это предопределило склонность европейской аниматографии к эстетствующему интеллектуализму.

· Формирование основ отечественной анимации шло в русле тенденций российского кино, в котором приоритет отводился просветительским функциям. В изменившихся исторических условиях эта ориентация привела к доминированию агитационно-просветительных, а впоследствии и дидактических функций.На протяжении десятилетий отечественная анимация в первую очередь воспринималась как средство просветительской и воспитательной деятельности, и лишь потом как средство развлечения.

5. В силу исторических особенностей отечественная анимация миновала театрально-балаганный период, тогда как американская и европейская аниматографии появились как часть таких представлений, наследовав отдельные их признаки. Американская анимация воплощала зрительную (визуальную) составляющую – фильм как визуальное шоу, аттракционное зрелище. Европейская анимация реализовывала повествовательную составляющую, в рамках которой фильм представал либо как увлекательный рассказ, сложное драматическое действо, либо как ритмическое представление (здесь прослеживается влияние музыкальных традиций).

6. Художественные модели, которые возникали в ранний исторический период, не исчезали в результате развития и смены эстетических установок, а продолжали существовать, приобретая вариативную форму развития или трансформируясь в новые художественные образования.

7. Появление новых каналов трансляции экранных произведений способствовало возникновению новых форм и моделей анимации, расширению её функций. Речь идёт о возникновении и развитии телевизионных и сетевых форм анимации. В сетевом пространстве анимация выполняет не только функции презентации, она становится новой формой коммуникации.

8. Проявление заложенного в анимации художественного потенциала в условиях развития цифровых технологий приводит к существенным изменениям в кинематографе на всех его уровнях. Средства и технологии анимации, её поэтика и художественная природа формируют новую дигитальную эстетику и визуально ориентированную культуру. Активное развитие цифровых технологий является важнейшим фактором, определяющим радикальные преобразования во всех сферах художественной аудиовизуальной практики.

9. Исследование художественных моделей анимации дает возможность увидеть закономерности её развития как части эволюционирующего общекультурного процесса. Причем обновление художественных моделей, усложнение их составляющих есть следствие динамики технологий, новых форм творческой активности и возникновения новых культурных потребностей.

 


Date: 2015-12-12; view: 784; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию