![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Кинематика частицы
«Пример 1.1. Концы отрезка длиной l скользят по двум взаимно перпендикулярным прямым OX и OY (рис. 1). Найти траекторию, скорость Решение. Решение сводится к применению кинематических соотношений для точки M. Удобно использовать декартовы координаты x и y точки M (рис. 1).
Для записи кинематических уравнений эти координаты нужно выразить через угол j, зависимость которого от t задана: x = a cos j; y = (l – a) sin j. Получим: x = a cos (w t); (1.1) y = (l – a) sin (w t). (1.2) Чтобы найти траекторию, следует из кинематических уравнений (1.1) и (1.2) исключить параметр t:
Траектория имеет вид эллипса с полуосями a и l – a. Он изображен на рисунке 2. Проекции скорости находятся дифференцированием (1.1) и (1.2):
При 0 < w t < p / 2 проекция скорости v = Дифференцируя (1.4) и (1.5) и сравнивая результаты с (1.1) и (1.2), получим для проекций ускорения: wx = wy = Видно, что проекции ускорения w = «Пример 1.2. Найти траекторию, которую опишет корабль, сохраняющий постоянный угол a между направлением скорости
Решение. При решении этой кинематической задачи удобно использовать полярные координаты r и j (рис. 3). В этих координатах скорость
Здесь Проекция скорости
Уравнение (1.11) содержит в неявном виде искомую зависимость r от j. Возведя это уравнение в квадрат, получим:
Теперь можно извлечь квадратный корень и умножить полученное равенство на величину dt, которая не равна нулю: dr = – dj r ctg a. (1.13) В выражении (1.13) оставлен лишь один из двух знаков, получающихся при извлечении квадратного корня. Именно этот знак обеспечивает уменьшение r при положительных dj и ctg a, как это должно быть в соответствии с исходными формулами (1.11) и (1.10). Остается проинтегрировать уравнение (1.13) при начальном условии r|j=0 = r0: r = r0 exp (–j ctg a). (1.14) Это и есть искомое уравнение траектории. При a = p / 2 траектория – окружность с радиусом r0 и с центром в точке О. При a > p / 2 величина r возрастает с ростом j – получается раскручивающаяся логарифмическая спираль. При a = 0 или a = p угол j может быть равным только нулю – корабль движется по прямой, соединяющей его с пунктом О.
«Пример 1.3. На проволочной окружности надето колечко M. Через него проходит стержень OA (рис. 4), который вращается вокруг точки О с угловым ускорением k cos j (k – постоянная величина). Определить скорость и ускорение колечка М как функцию угла j. В начальный момент (t = 0) угол j и угловая скорость стержня равнялись нулю. Радиус окружности – r, 0 £ j £ p. Решение. Поскольку траектория, по которой движется колечко, известна – окружность, то целесообразно воспользоваться траекторным методом описания движения частицы. В качестве траекторной координаты возьмем путь, проходимым колечком. Выразим этот путь через угол j (рис. 4): S = r a = r (p – 2 (p / 2 – j)) = r 2 j. (1.15) Скорость колечка находится дифференцированием (1.15): v = Величину
Преобразуем левую часть последнего уравнения следующим образом:
После этого уравнение (1.17) легко интегрируется:
Следует оставить лишь знак «+», так как по условию задачи угол j увеличивается. После подстановки последнего выражения в (1.16) получим v = 2 r Ускорение w = Обе составляющие ускорения могут быть найдены с помощью формул (1.18) и (1.16): wn = v2 / r = 8 r k sin j, wt = Подставляя найденные значения в (1.19), получим ответ: w = 2 k r
Date: 2015-12-13; view: 696; Нарушение авторских прав |