Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Функционал и его вариация. Уравнение Эйлера⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 23
& Литература: [1] (§ 24.3), [3] (§ 31), [7] (Приложение III). F Разъяснения и дополнения l Имеется несколько отличающихся по форме, но эквивалентных систем динамических уравнений, описывающих эволюцию механических систем. Законы Ньютона, уравнения Лагранжа и Гамильтона устанавливают соотношения, справедливые для действительно реализуемого движения системы в произвольный момент времени. Уравнения Даламбера – Лагранжа выражают дифференциальный вариационный принцип. В этих уравнениях фигурируют соотношения для виртуальных перемещений, то есть таких малых перемещений, которые в рассматриваемый момент можно себе вообразить и которые не нарушают связей. Имеются и интегральные вариационные принципы, в которых анализируются величины, относящиеся к воображаемым движениям в течение большого промежутка времени. Из этих возможных движений отбирается по определенному критерию то, которое на самом деле происходит – истинное движение. Математическим аппаратом интегральных вариационных принципов является вариационное исчисление. На рисунке 22 изображены несколько функций q(t), имеющих одинаковые значения на концах промежутка [t1, t2]. Вертикальные отрезки иллюстрируют вариации функций dq = dq(t).
Величина S = = S [q(t)], (22.1) где L – некоторая интегрируемая функция, представляет собой функционал, заданный на рассматриваемом классе функций. C Некоторые важные положения « Основные понятия вариационного исчисления аналогичны соответствующим понятиям математического анализа. Функция каждому элементу некоторого множества чисел ставит в соответствие число. Функционал же определенное число ставит в соответствие каждой функции какого-то класса. « Вариация функционала S [q1(t), q2(t),..., qj(t),...] определяется соотношением dS = dqj. (22.3) « Функция q0(t), для которой функционал S [q(t)] принимает экстремальное значение, называется экстремалью функционала. « Для достижения экстремального значения функционала « Л. Эйлер решил задачу об экстремали функционала S [q(t)] = , (22.4) где под знаком интеграла – произвольная интегрируемая функция, а вариации функций q(t) на границах интегрирования равны нулю. « Вариация функционала (22.4) может быть представлена в виде:
« Уравнение Эйлера – = 0 (22.6) с граничными условиями q(t1) = q1 и q(t2) = q2 определяет экстремаль функционала (22.4) на классе функций q(t) с фиксированными значениями на концах промежутка [t1, t2] (рис. 22). « Примером применения уравнения Эйлера может служить задача о брахистохроне. « В общем случае, когда функционал зависит от нескольких (s) функций, в записанных выше выражениях функции q(t) нужно заменить множеством функций {qj(t)} и вставить в необходимых случаях знак суммирования. При этом (22.6) заменяется системой уравнений Эйлера: – = 0, (22.7) где j = 1, 2,..., s. ? Задания и контрольные вопросы 1. Расскажите о дифференциальных вариационных принципах механики и об идее интегральных вариационных принципов. 2. Расскажите о функции и функционале. 3. Расскажите о дифференциале аргумента и о вариации функции. 4. Расскажите о нахождении экстремума функции и функционала. 5*. Докажите, что последовательные операции варьирования и дифференцирования функций можно менять местами. 6*. Выведите формулу (22.5). 7*. Выведите уравнение Эйлера. 8. Расскажите об уравнении Эйлера. 9*. Расскажите о брахистохроне. §23. Принцип наименьшего действия. & Литература: [1] (§ 24.1), [3] (§§ 32, 36, 37), [7] (§§ 7, 32). F Разъяснения и дополнения l Уравнения (22.7) совпадают с уравнениями Лагранжа (8.6), если qj – обобщенные координаты, L – функция Лагранжа и Qj’ = 0. Уравнениям Лагранжа удовлетворяют истинные уравнения движения qj = qj(t) системы. Уравнениям Эйлера – экстремали функционала (22.4) с заменой q на qj. Эти обстоятельства и позволяют сформулировать принцип наименьшего действия. l Принцип наименьшего действия Остроградского – Гамильтона заключается в том, что среди всех возможных уравнений движения из одного положения в другое за данное время действительному движению соответствуют уравнения, которые обеспечивают минимальное значение функционала действия. l Принцип наименьшего действия допускает наибольшее среди других принципов механики обобщение. Он широко используется в различных разделах теоретической физики. l Функционал действия определяется формулой S [qj(t)] = , (23.1) где L [qj, j, t] – функция Лагранжа. l Помимо функционала действия в физике рассматривают и функцию действия: S [qj, t] = . (23.2) Это выражение отличается от (23.1) тем, что интегрирование производится по уравнениям истинного движения между фиксированной точкой qj(t1) конфигурационного пространства и произвольно задаваемой точкой qj(t). Для наглядного сопоставления функции действия и функционала действия можно воспользоваться рисунками 22 и 23. При нахождении функционала интеграл вычисляется по любым функциям, отображаемым на рисунке 22 кривыми, проходящими через точки 1 и 2. При нахождении же функции S = S (q, t) интеграл вычисляется по кривым, соответствующим истинным движениям. Именно такие кривые подразумеваются на рисунке 23. Кривые 1–2 и 1–3 дают значения S(q, t), различающиеся переменной q, а кривые 1–3 и 1–4 дают значения S(q, t), различающееся переменной t. Из (23.2) видно, что функция Лагранжа представляет собой полную производную по времени от функции действия: L = . (23.3) l Связь функции действия с обобщенными импульсами следует из (22.5) (точнее говоря, из обобщения этого соотношения для многих функций qj(t)): dS = , или = pj = . (23.4) l В квантовой физике выясняется, что функция действия не может изменяться на величины, меньшие постоянной Планка h. Поэтому универсальную постоянную величину h и называют квантом действия. Классическая механика рассматривает явления, для которых изменение функции действия DS >> h. C Некоторые важные положения « Из принципа наименьшего действия могут быть получены все остальные формы динамических уравнений, например, уравнения Гамильтона. « В качестве основного уравнения динамики можно использовать уравнение Гамильтона - Якоби: = – H (qj, , t). (23.5) Оно представляет собой дифференциальное уравнение в частных производных для функции S = S (qj, t). Найдя общее решение уравнения (23.5), получают из него и кинематические уравнения движения qj = qj(t). « Для частицы массой m, движущейся в потенциальном поле U(), уравнение Гамильтона – Якоби выглядит так: + ( S)2 + U. (23.6) К такому же виду сводится квантово-механическое уравнение Шрединге-ра, если постоянную Планка можно считать достаточно малой (h << DS). Это означает, что классическая механика является предельным частным случаем квантовой механики.
? Задания и контрольные вопросы 1. Расскажите о принципе наименьшего действия и связи его с уравнениями Эйлера. 2. Расскажите о функции действия и функционале действия. 3. Объясните происхождение формулы (23.3) 4*. Выведите формулу (23.4). 5*. Выведите уравнение Гамильтона – Якоби (23.5). 6*. Выведите соотношение (23.6). 7. Расскажите о связи квантовой механики и классической физики. VII. ДВИЖЕНИЕ В НЕИНЕРЦИАЛЬНОЙ §24. Кинематика частицы & Литература: [3] (§ 5). F Разъяснения и дополнения l На рисунке 24 показаны: радиус-вектор частицы А относительно системы отсчета K; радиус-вектор той же частицы относительно системы K’, движущейся произвольным образом относительно K; величина 0, определяющая положение начала О’ системы K’; 1, 2, 3 – единичные орты и x1, x2, x3 – координатные оси системы отсчета K’. В этих обозначениях имеем: = 0 + ; (24.1) = xa; a = 1, 2, 3. (24.2) l Относительная скорость ОТН = . (24.3) l Относительное ускорение ОТН = . (24.4) По аналогии с формулой Эйлера для вращательного движения твердого тела ( = [ ]) можно записать: = [ a], (24.5) где – угловая скорость вращения системы K’ относительно K. C Некоторые важные положения « Абсолютная скорость, то есть скорость АБC = , связана с относительной скоростью ОТН законом сложения скоростей: АБС = ОТН + ПЕР, (24.6) где переносная скорость ПЕР вычисляется так: ПЕР = + [ ]. (24.7) « Абсолютное ускорение, АБC = , находится по теореме Кориолиса: АБC = ОТН + ПЕР + КОР. (24.8) Здесь ПЕР = + [ ] + [ [ ]] (24.9) – переносное ускорение, а КОР = 2 [ ОТН] (24.10) – кориолисово ускорение. ? Задания и контрольные вопросы 1. Приведите примеры ситуаций, в которых целесообразно анализировать движение относительно произвольно движущейся системы отсчета. 2. Выведите закон сложения скоростей (24.6). При дифференцировании (24.2) учтите, что орты a зависят от времени (поворачиваются). 3. Сформулируйте закон сложения скоростей и объясните смысл входящих в него величин. 4*. Докажите теорему Кориолиса. 5. Сформулируйте теорему Кориолиса и объясните смысл входящих в нее величин. 6. Объясните смысл каждого из входящих в выражение (24.9) слагаемых. 7. Приведите примеры движений с кориолисовым ускорением. §25. Динамика частицы & Литература: [2] (§§ 63, 64, 71). C Некоторые важные положения « Ускорение частицы массой m в произвольным образом движущейся системе отсчета определяется уравнением: m = + ПЕР + КОР, (25.1) где – сумма сил, приложенных к частице со стороны других тел. Эти силы называют силами Ньютона, а величины ПЕР = – m ПЕР и КОР = – m КОР = 2 m [ ОТН ] – (25.2) переносной и кориолисовойсилами инерции. ПЕР – переносное ускорение (см. (24.9)), ОТН – относительная скорость частицы, – угловая скорость системы отсчета. « Силы инерции называют эйлеровыми силами. Они обусловлены не действием каких-то тел, а неинерциальностью системы отсчета. « Согласно принципу эквивалентности однородное поле силы тяжести эквивалентно полю сил инерции, которые обусловлены тем, что система отсчета поступательно движется с постоянным ускорением. « Теорема Лармора утверждает следующее: частица, обладающая зарядом q, массой m и совершающая финитное движение в центральном поле, при появлении достаточно малого магнитного поля, индукция которого , приобретает дополнительное вращение с частотой Л = – . (25.3) Это дополнительное вращение называют ларморовой прецессией, а величину Л – ларморовой частотой. F Разъяснения и дополнения l Говоря о силах Эйлера или Ньютона, в термин «сила» вкладывают более широкий смысл по сравнению с аксиоматическим определением, содержащимся в законах Ньютона. l В более общем смысле слова сила – векторная величина, определяющая ускорение (точнее говоря, изменение импульса) частицы в соответствии с уравнением движения. При таком подходе и , и с полным правом можно называть силами. Оставаясь же в рамках школьного определения, силы Эйлера силами не являются. Фигурирующие в принципе Даламбера силы называют силами Даламбера. Если перейти в систему отсчета, покоящуюся относительно рассматриваемой частицы, то силы Даламбера становятся силами Эйлера. Поэтому обычно рассматривают всего два вида сил – силы Ньютона и силы инерции (эйлеровы силы). l Теорема Лармора используется, например, при объяснении диамагнетизма. Ее доказательство может служить хорошей иллюстрацией применения уравнения (25.1). На рисунке 25 показана частица, о которой говорится в теореме Лармора. Эта частица (например, электрон в атоме) движется со скоростью в лабораторной системе отсчета по замкнутой траектории вокруг центра О. – перпендикулярный к плоскости орбиты момент импульса. Уравнение движения в лабораторной системе отсчета имеет простой вид: m = , (25.4) где – центральная сила. Уравнение усложняется, если имеется постоянное магнитное поле с индукцией : к силе добавляется сила Лоренца q [ ]. Однако можно снова получить уравнение простого вида (25.4), если перейти в систему отсчета, вращающуюся с определенной угловой скоростью . Запишем уравнение движения во вращающейся системе отсчета: m ОТН = + q [ ] + 2 m [ ] – m [ [ ]]. (25.5) Здесь ОТН – ускорение частицы относительно этой системы, – радиус-вектор частицы. Второе слагаемое в правой части равенства – сила Лоренца, третье – сила Кориолиса, четвертое – центробежная сила инерции. Пусть ½[ ]½ << ½ ½. (25.6) Тогда можно пренебречь центробежной силой. Если к тому же q [ ] + 2 m [ ] = 0, (25.7) то уравнение (25.5) примет вид (25.4) с = ОТН. Это означает, что в рассматриваемой системе отсчета частица движется так, как она двигалась бы в отсутствие магнитного поля. Влияние магнитного поля сводится к дополнительному вращению вместе с рассматриваемой системой отсчета. На рисунке 25 показана траектория конца вектора , неизменного во вращающейся системе отсчета (центральное поле). Вместе с системой отсчета вращается и перпендикулярная к вектору орбита частицы. Соотношение (25.7) эквивалентно (25.3) при = Л. Рассмотренное вращение, обусловленное магнитным полем, и есть ларморова прецессия. Она аналогична прецессии волчка в поле тяжести. Теорема Лармора доказана. Неравенство (25.6) вскрывает смысл содержащегося в формулировке теоремы Лармора ограничения величины магнитного поля. В самом деле, из (25.3) следует, что = Л ~ . Поэтому неравенство (25.6) будет выполняться, если индукция магнитного поля B достаточно мала. l Ларморова прецессия объясняет парадоксальное, на первый взгляд, явление диамагнетизма: индуцированный полем магнитный момент направлен навстречу индукции . Магнитный момент кругового тока, обусловленного вращением частицы с зарядом q, пропорционален величине заряда и угловой скорости. Поэтому ~ q Л = – . Следовательно, магнитный момент направлен навстречу вектору . Так что диамагнетизм возникает вследствие ларморовой прецессии заряженных частиц в магнитном поле. ? Задания и контрольные вопросы 1. Дайте обоснование уравнению (25.1). 2. Расскажите о силах инерции. 3. Расскажите о принципе эквивалентности. 4*. Получите принцип эквивалентности из уравнения (25.1). 5*. Можно ли гравитационное поле скомпенсировать полем сил инерции? 6. Расскажите о теореме Лармора. 7*. Докажите теорему Лармора. 8. Объясните явление диамагнетизма. §26. Проявление неинерциальности & Литература: [2] (§§ 66 – 68). F Разъяснения и дополнения l На рисунке 26 показаны силы, приложенные к грузу А, который подвешен к нити и находится в равновесии относительно лабораторной системы отсчета. Земля вращается с угловой скоростью . Радиус Земли – R. Географическая широта лаборатории – q. T – сила тяготения (гравитационная сила). ЦБ –центробежная сила инерции. IЦБ = w2 r = w2 R cos(q). (26.1) По условию равновесия в лабораторной системе отсчета + T + ЦБ = 0. Следовательно, (– ) = T + ЦБ. Силой тяжести m называют силу, определяющую ускорение свободного падения . Она уравновешивается в лабораторной системе отсчета силой натяжения нити и равна весу тела, так что m = – = T + ЦБ. (26.2) Сила тяжести является суммой силы тяготения и центробежной силы инерции. l Свободно падающее тело отклоняется от отвесного направления к востоку на величину
SВОСТ = g w t3 cos(q) / 3, (26.3) где t = – время падения с высоты h. На рисунке 27 показаны направления сил Кориолиса, вызывающих искривление траектории движения тел относительно Земли. Тело А свободно падает. Сила Кориолиса A отклоняет его к востоку. l Из рисунка 27 видно, что сила Кориолиса B отклоняет вправо тело В, движущееся на север. Тело C, движущееся на юг, под действием силы C отклоняется тоже вправо. В южном полушарии тела отклоняются в противоположном направлении. Становится понятным, почему в северном полушарии проявляется тенденция к отклонению направо океанских течений, большему размытию правых берегов рек. Силы Кориолиса приводят также к тому, что ветры, дующие от тропиков (широта ~ 30 0) к экватору, отклоняются в западном направлении. Такие ветры, постоянно дующие вблизи экватора, называют пассатами. Направо отклоняются воздушные потоки, движущиеся от тропика к Северному полярному кругу, – возникают так называемые западные ветры. l Проявлением кориолисовой силы является также поворот плоскости качания математического маятника, который обнаруживается в опытах с маятником Фуко. Период полного поворота плоскости качания такого маятника находится по формуле: t = , (26.4) где T = 24 часа, а q – географическая широта. Чтобы стало заметным описываемое явление, маятник должен в течение времени наблюдения (десятки минут) совершить небольшое число колебаний, так чтобы не успело проявиться затухание. Вот почему маятник Фуко представляет собой массивное тело на весьма длинном подвесе.
? Задания и контрольные вопросы 1. Расскажите о силах тяготения, тяжести и весе. 2. Расскажите о зависимости ускорения свободного падения от широты местности. 3. Расскажите об отклонении свободно падающего тела от вертикали. 4*. Как получается формула (26.3)? 5. Расскажите о проявлениях силы Кориолиса при движении тел по поверхности Земли. 6. Нарисуйте траекторию движения маятника Фуко и дайте качественное обоснование рисунку. 7*. Объясните, как получается формула (26.4). 8. Почему для демонстрации явления Фуко маятник должен быть довольно массивным и иметь большую длину?
Заключение Закончено знакомство с классической механикой как разделом курса теоретической физики. Другие разделы теоретической физики не только используют конкретные положения и идеи классической механики, но и строятся по аналогии с нею. На основе наблюдений и опытов, относящихся к определенному кругу явлений, постулируется небольшое число фундаментальных положений, из которых выводится множество экспериментально проверяемых фактов. В этом отношении классическая механика – прекрасная иллюстрация идеи генерализации знаний, без реализации которой немыслимо современное образование. Некоторые понятия, возникшие в классической механике, оказались весьма плодотворными для всей теоретической физики. К ним относятся: принцип наименьшего действия, уравнения Гамильтона, фазовое пространство, законы сохранения и другие. Классическая механика в широком смысле слова далеко не исчерпывается изучением тех простейших видов движения, о которых шла речь в настоящем курсе. Научно-технический прогресс ставит перед механикой все новые и новые проблемы. Приходится анализировать движение все более сложных систем во все более экзотических условиях, даже если речь идет о нерелятивистских объектах. Поэтому классическая механика – всегда актуальная и разветвленная наука. Развитие классической механики непосредственно диктовалось техническим прогрессом и ускоряло его. Потребностями зарождающейся авиации были обусловлены фундаментальные работы Н. Е. Жуковского и С. Н. Чаплыгина по аэродинамике. Стремление достичь сверхзвуковой скорости полета самолетов привело к созданию газодинамики – разделу аэродинамики, в котором учитывается сжимаемость воздуха. Побочным продуктом аэродинамики явилась динамика атмосферы – основного раздела метеорологии. Перед современной гидро-, аэро- и газодинамикой возникают все новые проблемы. Скорость летательных аппаратов возросла настолько, что их оболочка раскаляется и даже обгорает при движении в земной атмосфере. В МГД-генераторах используется не просто газ, а ионизированный газ – плазма. По современным трубопроводам транспортируются не только жидкости или газы, но и всевозможные смеси, сыпучие материалы. Разрабатываются проекты пневмотранспорта, реализующие идею движения по трубопроводам грузовых и пассажирских вагонов. Своеобразным трубопроводом является кровеносная система животных. Кровь – соляной раствор, в котором находятся так называемые кровяные тельца. Последние вращаются, деформируются, слипаются. Их размер сравним с диаметром капилляров. Детальное описание движения крови в сосудах, безусловно, способствовало бы успешному лечению сердечно-сосудистых заболеваний. Широта круга проблем, решаемых современной механикой, обуславливает выделение в ней весьма обширных разделов, широко применяемых на практике. Помимо указанных выше разделов, назовем еще некоторые. Теория машин и механизмов, а также сопротивление материалов изучаются в технических вузах как отдельные дисциплины учебного плана. Динамика космических полетов – теоретическая основа космонавтики. Наиболее выдающейся фигурой среди теоретиков космонавтики был М. В. Келдыш. Под его руководством рассчитывались траектории первых ИСЗ, первых луноходов и первых пилотируемых космических кораблей. Теория устойчивости и теория оптимального управления позволяют обеспечивать автоматический полет ракеты или космического корабля к заданной цели. Биомеханика изучает механические движения в живой природе. Пользу от такого изучения могут получить не только биологи, медики и спортсмены. Детальное знание, например, особенностей движения некоторых рыб и дельфинов позволило бы в несколько раз повысить скорость современных судов. У живой природы можно было бы позаимствовать большее разнообразие способов передвижения по сравнению с теми, которые используются в технике. Полезно и школьников познакомить с современной механикой и ее проблемами. Тогда изучение механики в школе будет восприниматься учениками не только как познание того, чем занимались, например, Галилей или Ньютон и с чем каждый человек сталкивается в быту, но и как приобщение к актуальным проблемам современной науки.
Литература 1. Мултановский, В. В. Курс теоретической физики. Классическая механика. Основы специальной теории относительности. Релятивистская механика / В. В. Мултановский. – М.: Просвещение, 1988. – 304 с. 2. Сивухин, Д. В. Общий курс физики. Механика. В 5 т. Т. I / 3. Жирнов, Н. И. Классическая механика / Н. И. Жирнов. – М.: Просвещение, 1980.– 303 с. 4. Космодемьянский? А. А. Курс теоретической механики. В 2 т. Т. I. / А. А. Космодемьянский. – М.: Просвещение, 1965. – 537 с. 5. Ольховский, И. И. Курс теоретической механики для физиков / 6. Сборник задач по теоретической механике / Н. А. Бражниченко 7. Савельев, И. В. Основы теоретической физики. В 2 т. Т. 1. Механика. Электродинамика / И. В. Савельев. – СПб.: Издательство «Лань», 2005. – 496 с. 8. Ландау, Л. Д. Теоретическая физика. В 10 т. Т. I. Механика / 9. Селюк, Б. В. Преподавание механики в сельской школе. Законы сохранения / Б.В. Селюк. – Смоленск: Издательство СГПИ, 1988. – 32 с. 10. Селюк, Б.В. Задачи по классической механике / Б.В. Селюк. – Смоленск: Издательство СГПУ, 2005. – 76 с.
Лекции. Рабочая программа Указаны параграфы из данного методического пособия. 1. Введение. Механика Ньютона. §§ 1 – 4. 2. Уравнение Даламбера – Лагранжа. §§ 5 – 6. 3. Уравнения Лагранжа. §§ 7 – 9. 4. Законы сохранения энергии и импульса. §§ 10 – 11. 5. Момент импульса. Использование сохраняющихся величин при описании одномерного движения. §§ 12 – 13. 6. Движение в центральном поле. §§ 14 – 16. 7. Малые колебания механических систем. §§ 17 – 19. 8. Наиболее общий аппарат классической механики. §§ 20 – 23. 9. Движение в неинерциальной системе отсчета. §§ 24 – 26.
Практические занятия. Рабочая программа Указаны параграфы из данного методического пособия, а задачи и примеры из пособия [10]. 1. Кинематика частицы. §§ 1, 2. Примеры. 1.1 и 1.3. Задачи: 1.1б); 1.2; 1.3; 1.5Ш; 1.6; 1.7К. 2. Кинематика абсолютно твердого тела. § 3. Примеры. 2.1 и 2.2. Задачи: 2.1; 2.3; 2.4; 2.5. 3. Динамика Ньютона. § 4. Пример. 3.2. Задачи: 3.2; 3.3; 3.5; 3.8К; 3.9К. 4. Принцип виртуальных перемещений Бернулли. §§ 5, 6. Примеры. 4.1 и 4.2. Задачи: 4.1; 4.2; 4.3; 4.4; 4.5. 5. Динамический принцип виртуальных перемещений. §§ 6, 7. Пример. 5.1. Задачи: 5.1; 5.2; 5.3; 5.4. 6. Уравнения Лагранжа. §§ 8, 9. Примеры. 6.1 и 6.2. Задачи: 6.1; 6.2; 6.3; 6.4; 6.5. 7. Энергия. Закон сохранения энергии. § 10. Пример. 7.1. Задачи: 7.1; 7.2; 7.3; 7.4; 7.5. 8. Импульс. Закон сохранения импульса. § 11. Пример. 8.1. Задачи: 8.1; 8.2; 8.3; 8.4; 8.5. 9. Момент импульса. Применение законов сохранения. §§12, 13. Пример. 9.1. Задачи: 9.1; 9.2; 9.3; 9.4; 9.5. 10. Задача Кеплера. §§ 14 – 16. Задачи: 10.1; 10.2; 10.3; 10.4; 10.7К; 10.13К. 11. Линейный осциллятор. §§ 17, 18. Пример. 11.1. Задачи: 11.1; 11.2; 11.7; «OSCIL»; «RESON».
12. Многомерный осциллятор. §19. Пример. 11.2. Задачи: 11.3; 11.5; 11.6. 11.6К. 13. Уравнения Гамильтона и иные законы эволюции. §§ 20 – 22. Задачи: 12.1; 12.2; 12.3; 12.4; 12.5К. 14. Принцип наименьшего действия. §23. Задачи: 12.7; 12.6К. 15. Движение в неинерциальных системах отсчета. §§ 24 –26. Задачи: 13.1; 13.2; 13.4; 13.5.
Оглавление Введение............................................................................................................ 3 Date: 2015-12-13; view: 827; Нарушение авторских прав |