Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эволюционный базис человечества





§ 1. Эволюционная цепочка человека

Биологическая и культурная эволюция человека. Совре­менная наука доказала, что человеческий род, прежде чем достичь нынешнего состояния, развивался более 7 млн лет, начиная с самых примитивных видов человекообразных обезьян. Весь этот путь, правда в свернутом виде, приходит­ся повторять каждому из нас. Человек проходит его в утро­бе матери, когда у него формируются речь, слух, память, осязание, а самое главное — человеческий мозг.

В младенческом возрасте человек проходит уже не эво­люционный, а культурный путь развития — ведь все биоло­гические предпосылки и внешний человеческий облик уже готовы. Новорождённый младенец учится фокусировать внимание, определять дистанцию между предметами, раз­личать звуки, владеть своими пальчиками и делать многое из того, что ему потребуется во взрослой жизни. А она уже не за горами.

Некоторые психологи утверждают, что основы человече­ской личности закладываются в возрасте до 5 или 7 лет, за­тем они корректируются и оттачиваются. Сопоставьте эти цифры — 7 млн лет и 7 лет. Тысячелетия сжались в месяцы и дни.

Глава 1

Известно, что у австралопитека объём черепа был равен примерно 500, у синантропа — около 1200, у неандертальца — до 1400, у кроманьонца — примерно 1600 см3. Таким образом, за многомиллионнолетнюю эволюцию размеры человеческого мозга увеличились в три раза. При этом за тот же период сред­ний рост человека и окружность его грудной клетки возросли
всего лишь на 20—40%. Увеличение объёма мозга на 300% на­водит на мысль, что эволюция человека шла прежде всего за счёт развития мозга.

ф Australopithecus Homo Homo Homo sapiens Homo sapiens robustus habilis erectus neanderthalensis sapiens

 

Эволюционная цепочка человека

Мозг человека — это гигантское скопление нервных кле­ток (нейронов) и волокон (дендритов). У человека различа­ют головной мозг (помещённый в черепе) и спинной (нахо­дящийся в позвоночном канале).

Второе не менее важное обстоятельство — постоянное ускорение эволюционного процесса. От появления первых млекопитающих до ответвления от них приматов прошло примерно 200 млн лет. Спустя ещё 20 млн лет появились ав­стралопитеки. От них до первых питекантропов прошло около 1,5 млн лет. Переход к неандертальцу занял всего несколько сотен тысяч лет. Прошло ещё 200 тыс. лет — и на Земле появился человек разумный. Таким образом, появле­ние человека было не просто возникновением нового вида. Произошёл великий качественный скачок в истории жизни на Земле. Возник не просто человек, а человеческое обще­ство, подчиняющееся не только биологическим законам. Началась человеческая история, которой управляют осо­бые, социальные, законы.

По мнению специалистов, род возник на рубеже раннего и позднего палеолита. Именно в это время появляется со­временный тип человека. Наступает господство биологиче-

| ских законов естественного отбора. Человек расселяется по всем климатическим зонам Земли. Появляются одежда, жилище и очаг.

Род — дисциплинированный и организованный коллек­тив, создавший постоянные и удобные условия жизни.

С возникновением рода главным становится не приспособ­ление к среде обитания, а адаптация к законам и нормам коллектива.

Начинается социализация в подлинном смысле этого слова. В мозге человека того исторического периода были наиболее развиты как раз те участки, которые связаны с об­щественной жизнью.

Итак, человек — венец эволюционного творения, растя­нувшегося на 7 млн лет. А может быть, не на семь, а боль­ше? Возможно, мы стоим на вершине гораздо большей пи­рамиды живых видов, чьи черты мы унаследовали? Разве только с обезьянами у нас много общего?

Эволюционная родословная человека. У человека очень древняя эволюционная родословная. В числе всё более и бо­лее древних предков оказываются: низшая обезьяна, по­луобезьяна, низшее плацентарное млекопитающее, прими­тивное сумчатое млекопитающее, однопроходное млекопи­тающее, пресмыкающееся, земноводное, двоякодышащая рыба, ганоидная рыба, примитивное хордовое животное ти­па ланцетника, общий предок ланцетника и асцидий в виде беспозвоночного. В самом же начале животного мира стоят первые живые существа, которые являются, таким обра­зом, исходным пунктом развития и для человека.

Зародыши человека, приматов и других позвоночных жи­вотных на ранних этапах развития отличить почти невозмож­но. В возрасте нескольких недель они очень похожи на рыб. По бокам шейного и головного отделов развиваются жабер­ные борозды. Кровеносная система тоже похожа: двухка­мерное сердце, хвостовая артерия и т. д. Всё это убеждает нас в том, что одними из древнейших предков человека, как и прочих высших позвоночных, были рыбы.



Из мира животных человека выделяют принципиаль­ные биологические отличия, такие, как вертикальное по­ложение тела и передвижение на двух ногах; высокая сте­пень развития рук и способность выполнять разнообраз­ные, тонкие и высокоточные операции; большой объём го­ловного мозга и, наконец, речь, которая свойственна толь­ко человеку. Не случайно Ч. Дарвин в своё время сделал вывод о том, что ни одна из современных человекообраз­ных обезьян не является непосредственным родоначаль­ником людей.

Какие принципы заложены в иерархию живых существ, данную на рисунке?

Если построить иерархию живых существ от низших — насекомых, до высших — человека, то по ОУ будет возра­стать сложность организации психики живых существ; по ОХ — роль инстинктов.

Хотя у растений нет инстинктов, но у них есть простей­шие реакции на внешнюю среду — тропизм. Так, подсол­нух поворачивается вслед за солнцем. От растений к челове­ку тянется линия эволюции психического, а от животных к человеку — эволюция психики.

Инстинкт — совокупность врождённых реакций организ­ма, возникающих в ответ на внешние или внутренние раз­дражители. Возрастание роли инстинктов


Учение в жизни человека. Чем выше животное стоит на лестнице видов, тем продолжительнее период детства, тем меньшую роль играют инстинкты. Чем больше инстинктов, тем меньше роль родителей. У насекомых функцию родите­лей выполняет природа (врождённые программы поведе­ния). Соответственно чем меньше инстинктов, тем больше роль и ответственность родителей. Вывод: родители — заме­нители природы, они должны дать ребёнку то, что не дала ему природа; они передают ему нормы и модели поведения, созданные обществом.

Человеку всему приходится учиться, а значит, выполнять одно и то же с разной степенью совершенства в первый и сотый раз. Причём учиться он предпочитает не на чужих, как следо­вало бы существу разумному, а на своих собственных ошибках.

Люди гораздо умнее обезьян, но так до конца не понятно: думают обезьяны или нет?

 

Животные (особенно низшие) ошибок не совершают. Био­логически запрограммированная модель поведения: нет двух разных возможностей достижения цели, нет вариативности поведения — следовательно, нет и ошибок. Таким образом, ошибки присущи только людям, так как они могут сравни­вать варианты действия и выбирать наилучший, по их мне­нию. Для того чтобы прийти к способности сравнивать и оце­нивать, нужно иметь интеллект, материальным носителем которого выступает мозг. Мозг — фабрика социального опы­та, у человека она большая, а у низших животных — совсем невелика. Мозг необходим человеку для того, чтобы победить в естественном отборе, и к тому же он помогает успешно адаптироваться к постоянно меняющейся социальной среде.

Основные термины и понятия

Род, инстинкт

Вопросы и задания

1. Сравните биологическую эволюцию и культурный путь разви­тия человека. В чём их взаимосвязь?

2. В чём проявлялось ускорение эволюционного процесса?

3. Докажите, что появление человека явилось качественным скач­ком в развитии живых организмов.


4. Что такое современный тип человека?

5. Перечислите принципиальные биологические отличия человека от животных. Почему эти отличия называются «принципиальными»?

6. Как вы понимаете вывод параграфа о том, что с появлением со­временного типа человека господство биологических законов есте­ственного отбора кончается? Значит ли это, что человек не подвер­жен действию биологических законов?

7. Чем отличаются биологические и социальные законы? А что в них общего?

8. Какова роль мозга в жизни человека? Практикум

1. Составьте развёрнутый план ответа по теме «Эволюционная це­почка человечества».

2. Продолжите фразы:

1) «Человек отличается от животных тем, что...»;

2) «Человек, как и животные...».

§ 2. Культурные составляющие эволюции


Потребность в культуре. Потребность в культуре — ре­зультат эволюции человеческого рода, в течение которой произошли очень важные изменения в строении тела. И первым среди них был переход к прямохождению, осво­бодившему руки для употребления орудий труда. Послед­ние разнообразили употребляемую пищу, а та, в свою оче­редь, вызвала серьёзные изменения в строении челюстей, органов пищеварения и мозга.

Экспериментально доказано, что по энергетическим затра­там двуногая походка человека при ходьбе с нормальной ско­ростью эффективнее, чем типичная четвероногая походка мле­копитающих. Следовательно, прямохождение давало предкам человека определённые энергетические преимущества.

Прямая походка изменила структуру гортани и открыла возможности возникновения речи. У более сложного вида живых существ, каковым теперь являлся Homo sapiens, рождались самые беспомощные детёныши. Их выживание напрямую зависело от того, насколько активно помогает в их воспитании вся группа. Так параллельно институту ро- дителъства начала формироваться внутригрупповая со­циальная структура.

Слабость человеческих детёнышей компенсировалась уди­вительной гибкостью и адаптивностью. Волк, носорог или слон способны существовать только в том климатическом по­ясе, в каком они были рождены. Человек мог жить везде. И всё это благодаря тому, что жёсткую программу инстинктов заменила совокупность навыков — система практических умений. Недаром многие антропологи так и определяют куль- туру — как совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живёт сей­час, и передаваемых тем, кто будет жить завтра.

Родившись без запрограммированного поведения, люди должны были заново обучаться тому, как интерпретировать окружающий мир и каким образом реагировать на него. Ничего такого животным делать не надо. Учиться каждый раз заново — достаточно тяжёлый труд, на который отныне было обречено всё человечество.

Человеческий мозг по сравнению с размерами тела значи­тельно крупнее, чем мозг любого животного. В нём больше каналов и специализированных зон, где разворачиваются грандиозные по своей сложности мыслительные процессы. Животные способны научиться контролировать лишь от­дельные реакции. Но только человеческому существу под­властно контролировать все реакции и, более того, заменять


шшшшшшшшшшшшшшшшвяш/ш/яшшшшшш/шшшшшшшяшшл естественные на искусственно приобретённые (благодаря мощ­нейшему оружию, которого нет ни у одного животного, а именно обучению).

Биосоциальный индивид. Человек — биосоциальный ин­дивид, высшая ступень живых организмов на Земле, резуль­тат достаточно сложной и длительной биологической эволю­ции. Биологическая эволюция длилась неизмеримо дольше культурной — 2,5 млн лет. Физическое развитие человека 40 тыс. лет назад прекратилось. К этому времени сформиро­вались те фундаментальные признаки, которые и сегодня от­личают его от других животных: прямохождение, крупный мозг, наличие второй сигнальной системы, мышление, язык и сознание, более продолжительное детство, овладение ору­диями труда и огнём.

Всё это послужило условием перехода от биологической к культурной эволюции. Всё, что человек приобрёл в последние 40 тыс. лет, связано не с биологией, а с культурой и обществом. Иначе говоря, не с естественной природной средой, а со средой искусственной.

Культуру можно представить себе как внешнюю среду или продолжение нашего мозга, чувств и поведения. Она создаётся, сохраняется и изменяется благодаря социально­му взаимодействию. Обучение культурным нормам можно назвать процессом социализации. Конечная цель социали­зации — соответствие моделям поведения, принятым среди окружающих индивида людей. Естественно, каково окру­жение, таковы и мы сами.

Свобода и ответственность. Действия, продиктованные биологическим началом, не допускают никакой свободы. Часто это непроизвольные реакции и бессознательные по­ступки, например, отдергивание руки от горячего предме­та, чихание, почёсывание и т. д. Напротив, действия, про­диктованные культурным началом, предполагают ограни­чение свободы.

Чихая, воспитанный человек отворачивается или при­крывает рот платком. Он может этого и не делать, но тогда никто не назовёт его воспитанным. Невоспитанным явля­ется такой человек, который ведёт себя так же естествен­но, как вело бы себя на его месте любое живое существо, не прошедшее социализацию в обществе. Прикрывая при чи­хании рот, мы свободно выбираем именно такой способ действия. Мы ориентируемся на мнение других людей, следим за их реакцией, прислушиваемся к их оценке на­шего поведения.

Подчинение предписанным нормам и культурным пра­вилам — это поведение по необходимости, но не слепое или стихийное, а сознательное. Осознанная необходимость вы­ражается в том, что человек свою инстинктивную свободу (веду себя, как захочется) подчиняет социальной необходи­мости (веду себя так, как требуют общественные приличия).

Свобода — способность человека действовать в соответ­ствии со своими интересами и целями; возможность совер- шать те или иные поступки в зависимости от обстоя- j тельств.

Свободу можно понимать по-разному, например: это и предоставленность самому себе; и политические свободы — слова, собраний, печати; свобода воли, действия и поведе­ния; религиозная свобода, свобода совести.

С 3 по 5 июля 2006 г. в Москве произошло беспрецедент­ное событие — Всемирный саммит религиозных лидеров. «Мы заявляем о важности религиозной свободы в современ­ном мире. Люди и группы должны быть свободны от при­нуждения. Никого нельзя заставлять действовать вопреки своим собственным убеждениям, касающимся религии. Необходимо также учитывать права религиозных и нацио­нальных меньшинств», — говорится в послании.

Свобода человека выражается в свободе выбора. Если, к примеру, человек находится в тюрьме или живёт в тотали­тарном обществе, то ни о какой свободе в политическом смысле речи быть не может. Его выбор, а с ним и свободу жёстко ограничивает кто-то другой. Но даже при отсут­ствии тюремных стен и политического давления свободу человека могут ограничивать, например, обывательские стереотипы, ложные суждения, национальные предрассуд­ки. Человек задумал жениться на девушке другой нацио­нальности или из другого общественного класса, а род­ственники и знакомые вас наставляют: она тебе неровня, счастлив с ней не будешь. Свобода выбора ограничена, хотя

никакого политического давления в этом случае оказано не было. Свобода связана с сознательным выбором и собствен­ной волей. Человек ответствен за свой выбор.

Парной для свободы выступает другая категория — от­ветственность.

Ответственность — обязанность и готовность человека от­вечать за совершённые действия, поступки и их послед­ствия.

Современное общество знает множество её разновидно­стей, в том числе административную, уголовную, граждан­скую, дисциплинарную, конституционную, материальную, врачебную и др.

Основные термины и понятия

■■ннаимняашншнншвяшашншавнамш! Культура, свобода, ответственность

Вопросы и задания

1. Как связаны между собой биологическая эволюция и культур­ное развитие человека?

2. Дайте определение культуры в наиболее широком смысле слова.

3. Что такое социальная структура? Какую роль она играет в об­ществе?

4. Что такое социализация? Докажите, что без социализации невозможно формирование человеческой личности.

5. Дайте определение свободы. Можно ли его сформулировать пра­вильно без использования слов «необходимость», «ответствен­ность»? Почему?

Практикум

iiiii!■ I и...... 1111 ни | 1| iimh—пиши—вини lit 111 hi————■—■——ill mill

1. На основе анализа вашей повседневной жизни покажите то, как вы используете свободу выбора, какие трудности и нерешенные проблемы возникают на этом пути.

2. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «свобода выбора»? Привлекая знания обществоведческого курса, составь­те два предложения, содержащие расширенную информацию о свободе выбора.


§ 3. Сознание и деятельность

От предметно-чувственного сознания к абстрактному мышлению. Решающую роль в развитии человеческого ро­да сыграли три фактора — прямохождение, трудовая дея­тельность и мышление. Их результатом стало появление че­ловеческого сознания и человеческой культуры.

Инстинктивные на первых порах формы трудовой дея­тельности наших далёких предков в дальнейшем постепен­но уступили место осознанной, целенаправленной деятель­ности. Поначалу это было в основном предметно-чувствен­ное сознание (т. е. осмысление своих собственных чувств и наблюдаемых вещей) с зачатками логического мышления, а сам труд в значительной степени ещё носил инстинктивный характер. Сознание на этом этапе ещё было непосредствен­но вплетено в материальную деятельность людей. Каче­ственный сдвиг в труде и сознании произошёл с началом изготовления орудий труда. Именно на базе труда и склады­вается постепенно абстрактное, понятийное мышление.

Слово «сознание» указывает на совместное его действие с знанием.

Сознание — способность идеального воспроизведения дей­ствительности, а также механизмы и формы такого воспро­изведения на разных его уровнях.

Сознание правильнее всего трактовать в двух значениях, а именно как: 1) самую абстрактную, предельную философскую категорию, парную бытию; 2) обыденное понятие, обозначаю­щее общую способность ориентироваться в мире, с помощью разума контролировать свои действия. Когда говорят, что че­ловек вышел на улицу и неожиданно потерял сознание, то под­разумевают второе, обыденное словоупотребление понятия «сознание». Потерять сознание в данном случае означает утратить нечто большее, чем только память или здравый рас­судок. Можно оставаться в полном сознании, но при этом не уметь или не иметь возможности правильно, разумно рассуж­дать, анализировать явления, систематизировать их.


В психологии сознание трактуется как высшая форма психики. Человеческое бытие есть не что иное, как способ деятельного отношения к объективному миру, т. е. оно есть осознанное бытие.

Что такое деятельность. Есть ли деятельность у людей? Да! А у животных? Нет! Попробуем разобраться, почему у животных нет деятельности? Поведением животных руко­водят инстинкты, действиями человека — разумные цели и мотивы.

Деятельность в психологии считается формой проявле­ния человеческой активности, но только человеческой, по­скольку сама по себе активность — присущая всем живым существам способность реагировать на окружающую среду. Однако активность растений ограничена обменом веществ с окружающей средой и светочувствительной реакцией на неё, в частности тропизмом. Активность животных включа­ет лишь элементарные формы поведения, приспособления к среде и научение. Активность человека не только более мно­гообразна — по формам, видам и сферам проявления, но и многовариантна в каждой форме или сфере. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных имеет потребительскую основу, она в результате ничего нового, по сравнению с тем, что дано природой, не производит и не создаёт. Таким обра­зом, активность — всеобщая характеристика живого, отли­чающая его от неживого.

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Обе характе­ристики — познание и творческое преобразование — прису­щи только человеку, но отсутствуют в активности растений и животных. Поэтому в научном смысле понятие «деятель­ность» применимо только к человеку.

Деятельность — внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая созна­нием.

Деятельность можно также определить как совокупность взаимосвязанных актов (действий), направленных на до­стижение цели и побуждаемых потребностями.

Деятельность и инициатива. Деятельность может быть инициирована кем-то или чем-то извне. Если при этом она совпадает с собственными желаниями субъекта, то называ­ется добровольной деятельностью. Если инициированная извне деятельность с ними не совпадает, то она называется принудительной. Деятельность, инициированная самим субъектом, именуется инициативной.

Инициатива может быть индивидуальной и коллектив­ной. Во втором случае речь идёт о трудовых починах, со­циальных и общественных инициативах, принимающих форму общественных движений, комитетов, фондов или на­родных фронтов. Инициатива выражается в виде подачи за­явки или выдвижения предложения. Мэрия города может выступить с инициативой проведения у себя крупного спор­тивного соревнования. Инициативу можно поддерживать и не поддерживать. Когда инициативу поддерживают в обще­стве, она превращается в общественную акцию или движе­ние. Инициативу, как правило, подхватывают те, кому она близка по убеждениям, или те, кто видит в ней выгоду для себя, а не поддерживают те, кто ощущает её потенциальную опасность для своего положения.

По внешней направленности деятельность специализи­рована по видам занятий: деятельность политика или дея­тельность врача. По субъекту деятельность может быть ин­дивидуальной и коллективной. Скажем, деятельность пре­зидента страны в отличие от деятельности компании или правительства. Она может принимать институциональную форму либо не принимать её. Деятельность законодательно­го органа — яркий пример первого вида, деятельность пре­ступной группировки — второго.


Поскольку деятельность проявляется во всех сферах общества, то её виды или разновидности совпадают с ними. Так, например, поли­тическая деятельность относится к сфере политики, экономическая деятельность — к сфере экономики и т. д. Каждый вид деятельности разбивается на подвиды. Допустим, в рамках экономической дея­тельности можно выделить как самостоятельные явления трудовую и производственную деятельность. Выделяют досуговую деятель­ность, хозяйственную, любительство как вид деятельности, духовную и материальную. С точки зрения её творческой роли выделяют дея­тельность продуктивную (создание новых идей и продуктов) и репро­дуктивную (воспроизведение, повторение уже существующего).

Кроме того, деятельность может носить легальный (легитимный) и нелегальный характер. Условием превращения деятельности в ле­гальную часто служит лицензирование, хотя не для каждого вида дея­тельности. Любая одобряемая обществом деятельность, не противо­речащая его нравственным принципам, обычному праву и законам, считается легитимной (в узком смысле — легальной). По сферам жизнедеятельности различают политическую, экономическую, со­циальную, духовную и техническую деятельность. Внутри каждого из этих видов она может ещё больше специализироваться. К примеру, издательская деятельность имеет такие частные разновидности, как редакторская, корректорская деятельность, тиражирование и т. д. Существуют такие виды деятельности, как управленческая, строи­тельная, сбытовая, обслуживающая, банковская, контрольная, заку­почная, поисково-разведывательная, коммерческая, внешнеэконо­мическая, общественная, научная, интеллектуальная, выставочно-яр- марочная, массовая, профессиональная, игровая, музейная и др.

Для деятельности характерны такие параметры, как условия, ре­зультат, цель, показатели, оценка, классификационные признаки. Субъектом деятельности не могут выступать неодушевлённые объекты, например машины, животные. Если по отношению к ним и употребляется термин «деятельность», то он используется не по прямому назначению и, стало быть, выполняет роль метафоры (пе­реносного значения).

Структура деятельности зависит от её субъекта, целей и характера. Различают структуру индивидуальной и коллективной деятельности.

Базовыми элементами структуры деятельности выступают дей­ствия и операции. Действием называют часть деятельности, имею­щую вполне самостоятельную, осознанную цель. Например, действи­ем, включённым в структуру образовательной деятельности, можно считать чтение книги, а к действиям, связанным с творчеством, отно­сятся формулировка замысла, его поэтапная реализация.

Термин «действие» в строгом смысле применим только к че­ловеку. Животные не способны ставить перед собой цель, ста­ло быть, у них есть произвольные движения, но нет действий.


Действия человека, как правило, осмысленны (кроме со­стояний аффекта, когда человек теряет над собой кон­троль). Отдельные действия занимают краткое время: за­бить гвоздь, погладить рубашку, сходить в магазин. Когда они соединяются в цепочку и повторяются изо дня в день, мы говорим о деятельности. Однократное посещение мага­зина — действие, но повторяющееся хождение по магази­нам, ставшее чертой образа жизни женщины, её социаль­ной ролью, это уже деятельность. Отдельные действия — глажка белья, приготовление пищи, уборка помещений и т. д. — объединяются в домашнюю деятельность (или ра­боту). И так повсеместно. Человеческое общество развивает­ся благодаря деятельности людей.

Индивидуальное сознание и мировоззрение. Индивиду­альное сознание — это духовный мир личности, отражаю­щий общественное бытие через призму жизни и деятельно­сти данного человека. Это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку. В них про­является его индивидуальность, неповторимость, отличаю­щая его от других людей.

Содержанием индивидуального сознания выступает усвоенный отдельным человеком культурный опыт челове­чества, т. е. совокупность правил, норм и символов. Оно, это сознание, и выступает в роли незримого цензора.

Зигмунд Фрейд придумал ему специальное название — Сверх-Я. Оно соотносит каждый природный импульс с культурными правилами: безумно захотев есть, мы не мчимся со всех ног в столовую посреди урока и не отнимаем еду у соседа. Нет, мы подчиняемся культурным условно­стям, контролируя мощнейший природный импульс.

Сознание выражается в словах, но одновременно оно само является внутренней речью. Сознание нуждается в языке, как содержание нуждается в форме, а форма — в содержании.

Сознание, впитав в себя исторический опыт, знания и ме­тоды мышления, выработанные предшествующей истори­ей, осваивает действительность идеально, ставя при этом новые цели, задачи, создавая проекты будущих орудий, на­правляя всю практическую деятельность человека. Созна­ние формируется в деятельности, чтобы, в свою очередь, влиять на эту деятельность, определяя и регулируя её.

От психики животных сознание человека отличается тем, что: 1) человеку свойственно абстрактное, понятийное мышление, отсутствующее у животных; 2) человек пользу­ется языком, второй сигнальной системой, которой нет у

животных; 3) человек способен не только отражать мир в своём сознании, но и целенаправленно его преобразовывать. Иными словами, сознанию человека свойственна творче­ски-конструкторская функция.

Мировоззрение. Развитое самосознание всегда включает мировоззрение, поскольку самоопределение есть определе­ние себя в мире, а мировоззрение, в свою очередь, обязатель­но преломляется через «образ Я», выражая личное отноше­ние человека к миру.

Мировоззрение (миросозерцание) — система обобщённых взглядов на мир и место человека в нём, на отношение лю­дей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.

Выделяют следующие типы мировоззрения: а) житейское (обыденное) мировоззрение, в котором отражаются представ­ления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и че­ловеке; б) религиозное, связано с верой в сверхъестественное или с верой в Бога (или богов); в) философское, обобщающее опыт духовного и практического познания мира; г) научное, представляющее собой последовательную систему взглядов на развитие и строение природы и общества.

Основные термины и понятия

Сознание, деятельность, мировоззрение Вопросы и задания

1. Какие факторы сыграли решающую роль в развитии человече­ского рода? Как они взаимосвязаны между собой?

2. Что такое «предметно-чувственное сознание», «абстрактно-поня- тийное мышление»? Сравните их, приведя примеры.

3. Проявляется ли у животных предметно-чувственное сознание? Своё мнение обоснуйте.

4. Чем сознание человека отличается от психики животных? При­ведите примеры, иллюстрирующие ваше объяснение.

5. Что такое деятельность? Почему можно говорить только о чело­веческой деятельности?


6. Приведите примеры многообразия форм человеческой деятель­ности.

7. Что такое индивидуальное сознание? Что влияет на его форми­рование?

8. Дайте определение понятию «мировоззрение». Назовите его ти­пы. Приведите примеры каждого из типов мировоззрения.

Практикум

1. Что является содержанием индивидуального сознания? Подбе­рите примеры его наглядного проявления.

2. Вспомните один день вашей повседневной жизни и расскажите, в каких формах, видах, сферах деятельности вы себя проявили.

3. Назовите какое-либо явление или процесс, приведя примеры его толкования с позиций каждого из известного вам типов миро­воззрения.

§ 4. Самосознание

Типы самосознания. Важнейшей составляющей сознания является самосознание. Существует два типа самосознания: 1) индивидуальное самосознание, которое формируется в че­ловеке на протяжении всей его жизни; 2) коллективное са­мосознание, присущее большой социальной группе, чаще всего нации или народу. Взаимосвязь первого и второго ти­пов самосознания проявляется в таком специфическом и весьма сложном феномене, каким выступает самоидентифи­кация или просто идентификация.

Идентификация — уподобление другому (воспринимаемо­му человеку).

Она подразумевает то, в какой степени человек, осо­знавший себя как личность, идентифицирует себя со своим народом или этносом. Возможно, что первый тип идентификации предшествует или должен предшество­вать второму. Действительно, прежде чем понять себя как часть великого народа, сначала необходимо почувствовать себя личностью.

Индивидуальное самосознание. Рассмотрим вначале ин­дивидуальное самосознание. Оно — своеобразный центр на­шего сознания, интегрирующее начало в нём.

Самосознание — осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности.

В развитии самосознания можно выделить три уровня. Первый — уровень самочувствия, сводящегося к элемен­тарному осознанию своего тела и его включённости в систе­му окружающих человека вещей. Именно благодаря этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но и способен свободно ориентироваться в нём. Второй уровень самосознания реализуется в осознании своей принадлежно­сти к тому или иному сообществу, к той или иной культуре и социальной группе. Самый высокий (третий) уровень развития самосознания — возникновение сознания «я» как такого образования, которое хотя и похоже на «я» других людей, но одновременно неповторимо.

Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойствами — предметностью и рефлективностью. Первое свойство даёт возможность соотносить наши ощущения, вос­приятия, представления, мысленные образы с предметным миром вне нас. Рефлексия же — это такая сторона самосо­знания, которая, напротив, сосредоточивает внимание чело­века на самом себе, на своих знаниях и опыте. В ходе рефлек­сии человек осознаёт своё «я», анализирует его, сопоставляя себя с идеалом, размышляя о своём отношении к жизни, закрепляя или, наоборот, меняя определённые жизненные ориентиры. При этом в оценках и самооценках возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь возможны при условии внимательного отношения к оценкам других людей и трезвого сопоставления с ними своих самооценок.

Коллективное самосознание. Перейдём к анализу кол­лективного, или этнического, самосознания. С массовым сознанием народа или нации тесно связано их самосозна­ние, которое выражается через культурные традиции: музыку, танцы, обычаи, обряды. Самосознание народа или нации является отражением его или её признаков, в том чи­сле культуры, языка. Оно способно стимулировать консоли­дацию людей, ориентацию конкретных масс на достижение успеха, осуществление интересов страны.

Так, в период 1960—1970-х гг. советские СМИ пропаганди­ровали идеи равенства, взаимопомощи и дружбы народов. Про­явления межнациональных трений замалчивались или в тех редких случаях, когда обнародовались, публично осуждались.

В массовом сознании утверждался образ «мы — совет­ские люди» и затем «мы — жители республики». Республи­ка была представлена как неотъемлемая часть Советского Союза. В прессе широко освещалось и экономическое взаи­модействие республик.

В настоящее время СМИ стран бывшего СССР оказывают большое влияние на рост коллективного самосознания насе­ления, на распространение в общественном сознании идеи национального возрождения; самостоятельности и ответ­ственности титульных этносов за судьбу своих государств.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провёл исследования и выявил рост радикальных националистиче­ских настроений среди россиян. Наиболее взрывоопасная ситуа­ция зафиксирована в Южном и Центральном федеральных округах.

Антифашистские митинги в Южно-Сахалинске и Брюсселе. 2009 г.

 

На национальное массовое сознание и вытекающие отсюда отношения значительное влияние оказывает господствую­щая социально-экономическая система, культура, воспита-

   
     

ние; они влияют на развитие национальных культур. Воз­можно, что сближению народов в некотором смысле может помочь современная массовая культура, к которой наиболее восприимчива молодежь XXI в. Не в том смысле, что она бу­дет вытеснять традиции, а, напротив, вливаясь в них, при­вносить что-то универсальное, межнациональное.

Основные термины и понятия

Идентификация, самосознание Вопросы и задания

1. Что такое самосознание? Как оно соотносится с сознанием?

2. Сравните индивидуальное и коллективное самосознание. Назо­вите не менее трёх отличий.

3. Как взаимосвязаны между собой индивидуальное и коллектив­ное самосознание?

4. Назовите уровни индивидуального самосознания. Можно ли утверждать, что индивидуальное самосознание последовательно развивается от первого уровня ко второму? Почему?

5. В чём проявляются такие свойства самосознания, как предмет­ность и рефлективность? Как они взаимосвязаны между собой?

Практикум

1. Приведите примеры из истории России, отражающие реальные факты консолидации людей, основанной на коллективном само­сознании. При каких условиях это стало возможным?

2. На основе ваших знаний исторического прошлого ответьте: мо­жет ли самосознание народа стимулировать разобщённость лю­дей? Своё мнение обоснуйте.

§ 5. Общественное сознание и философия

Общественное сознание. Наряду с индивидуальным сознанием существует также общественное.

Общественное сознание — с философской точки зрения — представляет совокупность идей, теорий, взглядов, пред­ставлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь об­щества и вся система общественных отношений.


Оно охватывает всё многообразие духовных явлений, отражающих разные сферы жизни общества и отдельного человека. Вот почему имеет смысл выделить различные его формы — нравственную, эстетическую, религиозную, правовую, политическую и т. д. Сколько видов практиче­ской деятельности существует, столько должно быть и видов сознания. В итоге мы знаем, что общественное сознание проявляется в формах философского, научного, экологического, экономического, политического и пра­вового, нравственного, религиозного и эстетического сознания.

Философия как форма общественного сознания. Фило­софия исследует познавательное, социально-политиче­ское, ценностное, этическое и эстетическое отношение че­ловека к миру. Сегодня это древнегреческое слово исполь­зуется для обозначения двух разных явлений: а) системы отвлечённых идей об основополагающих принципах бы­тия и познания, постоянно развиваемых и преподающих­ся в качестве учебного курса; б) каких-то убеждений, важ­ных для человека или отдельной организации сторон дей­ствительности. В этом смысле говорят о философии бро­дяжничества, философии корпорации, философии ничего­неделания, философии здравого смысла и т. п.

Философия (от греч. philed — люблю и sophia — муд­рость) — форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нём человека.

Термин «философия» появился предположительно в VI в. до н. э. благодаря греческому мыслителю Пифагору. С тех пор философию сравнивают и отождествляют именно с лю­бовью людей к мудрости и истинностью их знаний.

К основным разделам философии принято относить он­тологию (учение о бытии), гносеологию (теория познания), логику (наука о способах доказательств и опровержений), со­циальную философию (социология), этику (дисциплина, изучающая мораль, нравственность), эстетику (учение о прекрасном).

В решении различных философских проблем выделились такие противостоящие друг другу направления, как диалектика и метафи­зика, рационализм и эмпиризм (сенсуализм), материализм (реа­лизм) и идеализм, натурализм, детерминизм и др. Исторические формы философии: философские учения Древней Индии, Китая, Египта; древнегреческая, античная философия — классическая форма философии (Парменид, Гераклит, Сократ, Демокрит, Эпикур, Платон, Аристотель); средневековая философия — патристика и выросшая из неё схоластика; философия эпохи Возрождения (Г. Га­лилей, Б. Телезио, Н. Кузанский, Дж. Бруно); философия Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм, Г. Лейбниц); французский материализм XVIII в. (Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвецкий, П. Гольбах); немецкая класси­ческая философия (И. Кант, И.Г. Фихте, Ф.В. Шеллинг, Г. Гегель); фи­лософия марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин); русская ре­лигиозная философия XIX—XX вв. (B.C. Соловьёв, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, В.В. Роза­нов); философия русского космизма (Н.Ф. Фёдоров, К.Э. Циолков­ский, В.И. Вернадский); главные направления философии XX в. — неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм, персонализм, ана­литическая философия и др.

Основные направления развития современной филосо­фии — осмысление таких фундаментальных проблем, как мир и место в нём человека, судьбы современной человече­ской цивилизации, многообразие и единство культуры, природа человеческого познания, бытие и язык.

Роль философии по отношению к наукам. Философия вы­полняет интегрирующую роль по отношению ко всем нау­кам. Было время, когда никаких наук ещё не существовало, а философия уже выделилась в самостоятельную систему идей. Создав самую общую картину мира, его устройства и развития, указав способы познания этого мира, определив цели и смысл человеческой жизни, а также некоторые об­щие законы общества, философия дала жизнь всем конкрет­ным наукам. На разных исторических этапах они то и дело выделялись из материнского лона философии, обрастали массой конкретных фактов, брали на вооружение техниче­ские средства, проникали в такие глубины строения мате­рии и поведения людей, куда философ, вооружённый лишь собственным созерцанием, проникнуть не мог. На очередном витке познания становилось очевидным, что общих рассуж­дений о физической природе, химическом строении веще­ства, психике человека или структуре общества недостаточ­но — нужны совершенно конкретные и точные знания. Фи­лософы стали специализироваться на физике, химии, психо­логии и социологии, постепенно превратившись в учёных. Философские корни конкретно-научных знаний продолжа­ют ощущаться в любой дисциплине. Поэтому на каждом эта­пе познания, обобщив очередную порцию новых знаний для их более глубокого осмысления, учёные вновь и вновь обра­щаются к философским основаниям своей науки. Это позво­ляет привести в порядок многообразие знаний, выявить его структуру и внутренние законы.

Именно в рамках философии достигли своего совершенст­ва приёмы анализа и синтеза знаний; дедукции и индукции; движения от простого к сложному и от явлений к сущности. Для философского мышления характерны не только всеобщ­ность, но и целостность, системность постижения социаль­ной жизни. Философское мышление подразумевает силу ума, логики, наблюдательности; умение выявлять в отдель­ных фактах смысл явления.

Философия даёт науке целостное видение проблемы, умение в единичном высвечивать всеобщее, стремление свя­зывать выводы в логическую цепочку.

Философия вглядывается внутрь человека и часто открывает пара­доксальные вещи


Основным методом философского познания является тео­ретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человечества, на достижения всех наук. Достоинство фило­софского метода заключается в получении обобщённой кар­тины мира, т. е. предельно широкого теоретического осмыс­ления жизни. В орбиту философского поиска входит не только природная, но и социальная жизнь.

Философию можно определить как замкнутую систему обоснования самых главных вопросов, которые всегда каса­ются не сиюминутных, а вечных интересов. Поговорить о них — означает пофилософствовать, пусть даже в обыден­ном смысле. Когда вас упрекают: «Ну, опять расфилософ- ствовался», — это означает, что вы пустились в абстракт­ные рассуждения о вечных проблемах (так, как вы сами их понимаете).

Основные черты, присущие философскому знанию. Фи­лософское знание имеет как специфические черты, отли­чающие его от научного знания, так и черты, роднящие его с последним.

1. Основная специфика — его двойственность, так как философское знание имеет много общего с научным знани­ем (предмет, метод, логико-понятийный аппарат), но в то же время не является научным знанием в чистом виде.

2. Главное отличие философии от всех наук в том, что фило­софия является теоретическим мировоззрением, обобщаю­щим ранее накопленные человеческие знания.

3. Предмет философии шире предмета исследования лю­бой отдельной науки. Философия обобщает, интегрирует науки, но не поглощает их, не включает в себя всё научное знание, не стоит над ними.

4. Как и научное знание, философское знание имеет сложную структуру (философское знание включает онтоло­гию, гносеологию, логику и т. д.).

5. Оно носит предельно общий, теоретический характер.

6. Содержит базовые, основополагающие идеи и поня­тия, которые лежат в основе разных наук.

7. Изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания.

8. Как и научное знание, постоянно развивается и обнов­ляется.

9. Опирается на категории — предельно общие понятия.

10. Как и научное знание, философское знание неисчер­паемо по своей сути.

11. Оно ограничено познавательными способностями че­ловека, имеет неразрешимые «извечные» проблемы (проис­хождение бытия, бессмертие души и наличие либо отсут­ствие Бога, его влияние на мир), которые сегодня не могут быть достоверно разрешены логическим путём. Впрочем, и научное знание ограничено познавательными способностя­ми человека.

У философии важная роль как в естественных, так и в со­циальных науках. Когда учёный-гуманитарий (будь то психолог, политолог или социолог) не способен построить целостную цепочку рассуждений, допускает логические противоречия, то это может означать только одно: у него нет философского мышления, а это всегда будет мешать ему как профессионалу в своей области.

Философская культура проявляется не в знании того, ка­кой философ в каком году жил, какие сочинения написал и каких идей придерживался, а в умении философски анали­зировать окружающий и свой внутренний мир. Умение это даётся лишь в ходе постоянной тренировки своего ума. Ведь философия даёт человеку мудрость, которая выражается в простоте, а не в замысловатости языка.

Таким образом, суть самой философии заключается в следующем — она формирует дисциплинированное мышле­ние человека. Философия, помимо прочих её заслуг, — это ещё и прекрасный тренинг для ума.

Мудрость не предполагает однозначного прочтения или прямолинейной трактовки. Носителями мудрости могут выступать не только официально утверждённые филосо­фы, занесённые в учебники и монографии, но и простые люди, скажем, наши папы, мамы, дедушки и бабушки. Ведь говорила мне бабушка, не делай того-то и того-то, вспоминаете вы тогда, когда уже успели совершить небла­говидный поступок.

Истоки античной мудрости коренятся в глубинах народ­ной психологии и коллективного творчества. Возможно, что ранние философы были всего лишь внимательными наблю­дателями и хорошими учениками. Возможно, что вовсе не Гераклит являлся автором известного мудрого изречения «Всё течёт, всё изменяется», а кто-то другой. Может быть, их автором и вовсе является народ. Но именно Гераклит оце­нил по достоинству, возвёл в ранг философской мысли это обобщение, придал новое содержание и вставил в культур­ный контекст человеческого познания.

Основные термины и понятия

Общественное сознание, философия Вопросы и задания

1. Что такое общественное сознание? В каких формах оно про­является? Как оно связано с индивидуальным сознанием?

2. Что такое философия? Приведите конкретные примеры двух различных явлений, для обозначения которых используется это слово.

3. Какую роль играет философия по отношению ко всем наукам? Почему именно философия выступает в такой роли?

4. Как вы понимаете вывод о том, что философия дала жизнь всем конкретным наукам?

5. Что мешает назвать философию наукой?

6. Дайте характеристику философскому мышлению.

7. Какие из черт философского знания, на ваш взгляд, характер­ны только для философии? Своё мнение обоснуйте.

8. Что такое философский подход к жизни? Кого, на ваш взгляд, можно назвать мудрым человеком?

Практикум

^■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■iHMBaBM^HHMiMMHB

1. Составьте развёрнутый план ответа по теме «Философия как форма общественного сознания».

2. Герой пьесы Ж.Б. Мольера «Мещанин во дворянстве» госпо­дин Журден, который стал учиться весьма в зрелые годы, с удивлением узнал, что всю жизнь говорил прозой. Прочитав этот параграф, не сделали ли вы для себя открытие, что уже не­мало лет философствуете? Что такое, на ваш взгляд, философ­ствовать в повседневной жизни? А это занятие полезное или вредное?

3. Приведите примеры из жизни, которые покажут разницу в смысле двух фраз: «Он — философ» и «Он знает философию».


§ 6. Знания и познание

Процесс познания и его результат. Любая деятельность, в том числе научная, предполагает правильное отражение и воспроизведение действительности, иными словами, пра­вильного образа объективного мира. Когда полученная из­вне информация каким-либо способом поступает в сферу нашего сознания, она превращается в наши знания. С пол­ным правом можно утверждать, что знания образуют ядро и первооснову сознания, а познавательная функция занимает важнейшее место среди функций сознания.

В основе науки и обыденного сознания, на которое все мы опираемся в повседневной жизни, лежит процесс познания.

Познание — отражение и воспроизведение действительно­сти в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

Познанием называют, как правило, только процесс поис­ка истины, а его результат именуют знанием.

Знание — проверенный практикой результат познания дей- i ствительности, верное её отражение в мышлении человека.

Суть научного познания состоит в том, чтобы найти именно ту меру, которая характеризует социальный или иной процесс. Знания нужны не только теоретикам, но и практикам — политикам, управленцам, бизнесменам. Они необходимы для организации предвыборной кампании, победы в конкурентной борьбе.

Целью познания служит приобретение не любых, а имен­но истинных знаний об объективном мире. Ложные знания тоже появляются в процессе познания, но только как его необходимые издержки. А научная общественность стара­ется избавиться от них, проводя тщательнейшую проверку полученных в ходе исследования результатов.

Познание — это деятельность, направленная на получе­ние, хранение, переработку и систематизацию информации о различных объектах. Оно представляет настолько сложную и древнюю форму деятельности, что в философии ещё в антич-



ные времена начало создаваться особое учение о познании — гносеология (от греч. gnosis — знание и logos — учение).

Гносеология — теория познания, раздел философии.

Существует множество разных определений понятия знание. Например, такое. Знание — это понятийная модель реального мира, позволяющая нам действовать в нём. Или знание — это структурированная информация, используе­мая её обладателями по определённым правилам. Информа­ция — это то, что может иметь отношение к решаемой зада­че, а знания — это то, что необходимо для решения данной задачи.

Знания располагаются на более высокой ступени обобще­ния, чем данные и факты, составляющие информацию. Более того, знания обеспечивают организацию данных и фактов.

По сути, знания представляют собой концентрированную и многократно проверенную обществом информацию, фор­мирующую своеобразную микромодель окружающего мира.

Проблема познаваемости мира. Центральной проблемой познавательной деятельности является проблема познавае­мости мира. Она стала интересовать человеческие умы с тех самых времён, когда появилась философия, — в VI в. до н. э. Суть проблемы заключается вот в чём. Человеческий ум, объём его знаний, равно как и способность их обрабатывать, ограничены. Это известно всем. Общепризнан и другой факт: наш биологически обусловленный познавательный аппарат несовершенен. Но окружающий нас мир, и прежде всего вселенная, — безграничен. В этом и заключается пара­докс: способно ли ограниченное существо познать безгранич­ность мира или нет? Те, кто отвечает отрицательно, называ­ются пессимистами, или агностиками (а — отрицание, гно- сис — знание). Уже Демокрит и Дж. Локк считали субъек­тивными цвет, звук, вкус и т. д. Их считали «вторичными качествами». Однако также и «первичные качества»: масса, непроницаемость, протяжённость — в современном есте­ствознании не могут считаться объективными. Мы хотим ис­следовать мир и не находим ничего, кроме субъективности. Не получится ли так, спрашивали скептики, что мы сами придумываем тот мир, который познаём?

Основной аргумент оптимистов заключается в эволюции человеческого рода. На протяжении 7 млн лет человек по­знаёт окружающий мир и благодаря получаемым знаниям не только выживает и приспосабливается, например к суро­вому климату, но процветает и благоденствует. Он построил развитую цивилизацию, возвёл города и космические стан­ции, открыл науки и расщепил атом. Если бы окружающий мир невозможно было познать или наши знания оказались бы заблуждением, то откуда тогда взяться достижениям че­ловечества?

Истина и её критерии. Целью познания служит приобре­тение не любых,^ а именно истинных знаний об объектив­ном мире.

Истина — соответствие знания действительности.

Абсолютной истины не существует. Наши знания о мире всегда относительны, поскольку постоянно углубляются и уточняются по мере развития практики и познания. В исто­рии науки и философии высказывались разные точки зре­ния на критерий истины (критерий — это средство провер­ки достоверности знания). Так, Р. Декарт критерием истин­ных знаний считал их ясность, самоочевидность, а JI. Фейербах находил критерий истинности в чувственных данных. Но оказалось, никаких самоочевидных положений нет, ясность мышления — вопрос оценочный, а чувства нас часто обманывают.

Критерием истинности знания всегда выступает прак­тика, которая называется по-разному — эксперимент, опыт, действие, труд, тестирование, испытание, — но суть всегда одна. Критерий практики одновременно и абсолютен и относителен. Абсолютен в том смысле, что только практи­ка может окончательно доказать какие-либо теоретические положения. Относителен потому, что сама практика разви­вается, совершенствуется и потому не может в каждый дан­ный момент доказать истинность знания.

Постоянный спутник истины — заблуждение. Истина и заблуждение — две противоположные, но неразрывно свя­занные стороны единого процесса познания. Заблужде­ние — знание, не соответствующее своему предмету, не сов­падающее с ним. Оно возникает непреднамеренно из-за огра­ниченности, неразвитости или ущербности практики и само­го познания. Заблуждения неизбежны и многообразны по своей форме: научные и ненаучные, религиозные и фило­софские, эмпирические и теоретические. Заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены (учение о «вечном двигателе»), либо становятся истиной (превраще­ние алхимии в химию, астрологии в астрономию).

Заблуждение следует отличать от лжи — преднамеренно­го искажения истины в корыстных целях и дезинформа­ции — передачи ложного знания (как истинного) или истин­ного знания как ложного. Ложные знания тоже появляются в процессе познания, но наука старается избавиться от них.

Научное знание выражается в форме суждения и претен­дует на истинность. Основой науки является опыт: эмпи­ризм (опыт) превратился в основополагающий принцип, а основными методами получения эмпирического знания в науке являются наблюдение и эксперимент.

Знание и информация. Знание понимается: а) в широком смысле как любого рода информация и б) в узком смысле как подтверждённая научными средствами информация. Мы будем пользоваться узкой трактовкой. Отсюда вытекает первая модель, демонстрирующая логическое соотношение объёмов понятий «информация» и «знание». Первое поня­тие шире второго. Будем считать, что «знание» — часть объёма понятия «информация».

Информация (от лат. informatio — разъяснение, изложе­ние) — сведения, передаваемые одними людьми другим и процесс передачи или получения этих сведений.

Знания можно классифицировать по самым разным осно­ваниям: содержанию, полноте, глубине, характеру, сфере приложения и др. Существуют гуманитарные и естествен­ные знания; научные и обыденные; явные и неявные; глубо­кие и поверхностные; полные и частичные; фундаменталь­ные и прикладные; истинные и ложные; проверенные и не­проверенные; знание интеллектуальное и чувственное; эм­пирическое и теоретическое. А ещё знания бывают устарев­шими, книжными, учебными, надёжными, практическими.

Знание не зависит от личных качеств человека, оно вы­ступает в качестве общезначимой и самодостаточной сферы деятельности. Напротив, информация может быть субъек­тивной, содержать, например, слухи.

Знание — это не только и не столько информация, полу­ченная вами из внешнего источника (а бывает ли внутрен­ний источник информации?). Знания — это усвоенная в со­знании человека информация.

Соотношение понятий «информация» и «знание»

 

Например, студент готовится к сессии. Нередко нужный учебник читается накануне экзамена. Времени в обрез, ин­формация буквально запихивается в голову, кое-как скла­дируется и несётся в аудиторию. Студент берёт билет — это сигнал, побуждающий вспомнить нужную информацию. Чаще всего нужное как раз не вспоминается, наружу лезут какие-то обрывки сведений. Главное — побыстрее изло­жить их экзаменатору, получить оценку, пулей вылететь из аудитории и... все забыть.

Что осталось в таком случае в памяти студента — информа­ция или знание? Информация продержалась в голове очень недолго, так и не став знанием. Другое дело, если бы сведения из учебника были осмыслены, закрепились в сознании, поро­дили бы новые, теперь уже свои собственные, мысли. Такие сведения уже нельзя считать информацией. Это — знание. Оно проникло в мозг человека и, когда приходит время, акту­ализируется. Высказывая собственные мысли, вы делитесь своими знаниями. А вот если вы сообщили о давно произо­шедшем историческом событии, то поделились с собеседни­ком информацией.

Итак, знание — это информация, пришедшая как гость и оставшаяся у вас как хозяин. Это нечто внешнее, превращён- ное во внутреннее, ставшее для вас важным.

Ступени познания. Современная философия считает, что познание проходит две главные ступени — чувственное и рациональное (логическое) познание. Чувственное позна­ние — низшая ступень — осуществляется в форме ощуще­ний, восприятий и представлений. В нём оказываются за­действованными пять органов чувств — зрение, слух, осяза­ние, обоняние и вкус, являющиеся орудиями связи челове­ка с внешним миром. Чувственные образы — это единствен­ный источник всех наших знаний о внешнем мире. Но в чув­ственных образах фиксируется преимущественно внешняя сторона явлений, познаётся только единичное.

На второй ступени — рациональном (логическом) позна­нии — происходит выявление общего, существенного. Основ­ным инструментом здесь выступают мышление и разум. От­секая данные, полученные с помощью органов чувств, чело­век с помощью суждений, умозаключений и понятий познаёт закономерности окружающего мира. Абстрагируясь от зем­ного и суетного, учёный погружается в мир вечного и идеаль­ного и только там создаёт непреходящие научные теории. Идеализация — обязательный элемент научного мышления.

Студент и профессор. От студента до профессора один шаг


Процесс познания включает и другие формы мыслитель­ной деятельности, такие, как предвидение, фантазия, вооб­ражение, мечта, интуиция.

Рациональное познание проявляет себя в двух основных формах — эмпирическом и теоретическом мышлении.

Различают два тесно связанных между собой уровня на­учного исследования: 1) эмпирический — нахождение но­вых фактов, обобщение и поиск тенденций протекания того или иного процесса и 2) теоретический — формулирование общих закономерностей, создание целостной научной тео­рии, а затем формирование развёрнутой научной картины мира. Эмпирическое (от греч. empeiria — опыт) означает всё, что дано человеку на основе чувственного опыта. Эмпириче­ским называется такое знание, которое получено каким-то опытным путём и отражает реально существующие явле­ния, например: суждение о том, что в Советском Союзе было 15 республик, или суждение о том, что у кого-то рост 1 м 72 см. Теоретическим является такое знание, которое лишь косвенно опирается на реальность, но создаётся учёными из каких-либо абстрактных понятий. Теоретическое знание универсально, в отличие от эмпирического, не зависит от конкретного времени и места. С его помощью наука прони­кает в тот мир, который не видим ни глазу, ни прибору, а ста­ло быть, не может стать источником эмпирического знания. Эмпирически физик видит след в пузырьковой камере Виль­сона, но только с помощью теории он способен установить, что на самом деле наука обнаружила электронную орбиту. В то же время в социологии нельзя увидеть сплочённость или солидарность, поскольку такое знание можно получить только на основе эмпирически наблюдаемых признаков, та­ких, например, как совместное проведение коллективом досуга или выступление людей на демонстрации протеста.

Используя всего четыре метода — наблюдение, анкетиро­вание, интервью, анализ документов, — социолог создаёт богатейшую палитру эмпирических фактов, отражающих реальную картину общества. Однако эта совокупность оста­лась бы грудой сырого материала, а не целостной картиной мира, не имей учёный надёжный и очень эффективный ме­ханизм их упорядочения. Он называется теоретическим мышлением, в основе которого лежит логика. Когда гово­рят: механизмом построения теоретического знания высту­пает логика, то подразумевают, что все суждения теории должны логически вытекать друг из друга, не должны про­тиворечить друг другу.

Высшей формой теоретического познания выступает фи­лософское постижение мира.

Термины и понятия

Познание, знание, гносеология, истина, информация Вопросы и задания

1. Соотнесите понятия «познание» и «знание».

2. Дайте не менее двух определений познания, не противоречащих друг другу.

3. Что такое научное познание? Что его отличает?

4. Как соотносятся знание и информация?

5. Что такое истина? Приведите примеры истинных знаний. Мож­но ли говорить о том, что приведённые вами примеры демонстри­руют абсолютную истину? Почему?

6. Что такое заблуждение? Какую роль заблуждение играет в ис­тории науки?

7. Приведите примеры заблуждений научных и ненаучных.

8. Охарактеризуйте ступени познания.

9. Что такое философское постижение мира? Сформулируйте во­просы, на которые отвечает философ, познавая мир.

Практикум

1. Смоделируйте дискуссии:

— сторонников познаваемости мира и противников этого взгляда (агностиков). На чьей вы стороне? Приведите аргу­менты в пользу своей точки зрения;

— философов о критериях истинности знаний.

2. Можно ли в процессе познания:

— ограничиться одной из её ступеней;

— сначала пройти вторую ступень, а затем первую? Своё мнение обоснуйте.

3. Приведите пример последовательного процесса познания, охва­тывающего все его ступени.

4. Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоретическом уровне научного познания? Дайте аргументиро­ванный письменный ответ.

§ 7. Система социально-гуманитарного знания

Сущность научного знания. Философия играет важную роль как в естественных, так и в социальных науках.

Наука — сфера достоверного и объективного знания, ко­торое многократно проверяется в самых разных экспери­ментах и исследованиях, а потому — это сфера истинного знания.

Отличительная черта научного суждения — это возмож­ность его проверки любым исследователем в сходных усло­виях с аналогичными инструментами.

Данные, полученные одним учёным, могут проверить другие учёные и получить сходные или одинаковые резуль­таты. Только в этом случае можно говорить о научном зна­нии.

Научное знание — абсолютно достоверная обобщённая и теоретически обработанная информация о конкретном яв­лении, подтверждённая другими учёными, работающими в сходных условиях и сходными или одинаковыми ин­струментами.


Научное знание делится на филологическое, математиче­ское, историческое, физическое, химическое и др. Но не все знания являются научными. Помимо них существуют до­научные и вненаучные знания, объективные и субъектив­ные. Вненаучные знания отличаются от научных способами получения, хранения и передачи. Научные способы обеспе­чивают сравнительно большую объективность, подтвержда- емость и воспроизводимость знаний. К вненаучным можно отнести результаты таких направлений деятельности, как ма







Date: 2015-12-13; view: 4269; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.116 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию