Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эволюционный базис человечества
§ 1. Эволюционная цепочка человека Биологическая и культурная эволюция человека. Современная наука доказала, что человеческий род, прежде чем достичь нынешнего состояния, развивался более 7 млн лет, начиная с самых примитивных видов человекообразных обезьян. Весь этот путь, правда в свернутом виде, приходится повторять каждому из нас. Человек проходит его в утробе матери, когда у него формируются речь, слух, память, осязание, а самое главное — человеческий мозг. В младенческом возрасте человек проходит уже не эволюционный, а культурный путь развития — ведь все биологические предпосылки и внешний человеческий облик уже готовы. Новорождённый младенец учится фокусировать внимание, определять дистанцию между предметами, различать звуки, владеть своими пальчиками и делать многое из того, что ему потребуется во взрослой жизни. А она уже не за горами. Некоторые психологи утверждают, что основы человеческой личности закладываются в возрасте до 5 или 7 лет, затем они корректируются и оттачиваются. Сопоставьте эти цифры — 7 млн лет и 7 лет. Тысячелетия сжались в месяцы и дни.
Известно, что у австралопитека объём черепа был равен примерно 500, у синантропа — около 1200, у неандертальца — до 1400, у кроманьонца — примерно 1600 см3. Таким образом, за многомиллионнолетнюю эволюцию размеры человеческого мозга увеличились в три раза. При этом за тот же период средний рост человека и окружность его грудной клетки возросли
Эволюционная цепочка человека Мозг человека — это гигантское скопление нервных клеток (нейронов) и волокон (дендритов). У человека различают головной мозг (помещённый в черепе) и спинной (находящийся в позвоночном канале). Второе не менее важное обстоятельство — постоянное ускорение эволюционного процесса. От появления первых млекопитающих до ответвления от них приматов прошло примерно 200 млн лет. Спустя ещё 20 млн лет появились австралопитеки. От них до первых питекантропов прошло около 1,5 млн лет. Переход к неандертальцу занял всего несколько сотен тысяч лет. Прошло ещё 200 тыс. лет — и на Земле появился человек разумный. Таким образом, появление человека было не просто возникновением нового вида. Произошёл великий качественный скачок в истории жизни на Земле. Возник не просто человек, а человеческое общество, подчиняющееся не только биологическим законам. Началась человеческая история, которой управляют особые, социальные, законы. По мнению специалистов, род возник на рубеже раннего и позднего палеолита. Именно в это время появляется современный тип человека. Наступает господство биологиче- | ских законов естественного отбора. Человек расселяется по всем климатическим зонам Земли. Появляются одежда, жилище и очаг. Род — дисциплинированный и организованный коллектив, создавший постоянные и удобные условия жизни. С возникновением рода главным становится не приспособление к среде обитания, а адаптация к законам и нормам коллектива. Начинается социализация в подлинном смысле этого слова. В мозге человека того исторического периода были наиболее развиты как раз те участки, которые связаны с общественной жизнью. Итак, человек — венец эволюционного творения, растянувшегося на 7 млн лет. А может быть, не на семь, а больше? Возможно, мы стоим на вершине гораздо большей пирамиды живых видов, чьи черты мы унаследовали? Разве только с обезьянами у нас много общего? Эволюционная родословная человека. У человека очень древняя эволюционная родословная. В числе всё более и более древних предков оказываются: низшая обезьяна, полуобезьяна, низшее плацентарное млекопитающее, примитивное сумчатое млекопитающее, однопроходное млекопитающее, пресмыкающееся, земноводное, двоякодышащая рыба, ганоидная рыба, примитивное хордовое животное типа ланцетника, общий предок ланцетника и асцидий в виде беспозвоночного. В самом же начале животного мира стоят первые живые существа, которые являются, таким образом, исходным пунктом развития и для человека. Зародыши человека, приматов и других позвоночных животных на ранних этапах развития отличить почти невозможно. В возрасте нескольких недель они очень похожи на рыб. По бокам шейного и головного отделов развиваются жаберные борозды. Кровеносная система тоже похожа: двухкамерное сердце, хвостовая артерия и т. д. Всё это убеждает нас в том, что одними из древнейших предков человека, как и прочих высших позвоночных, были рыбы. Из мира животных человека выделяют принципиальные биологические отличия, такие, как вертикальное положение тела и передвижение на двух ногах; высокая степень развития рук и способность выполнять разнообразные, тонкие и высокоточные операции; большой объём головного мозга и, наконец, речь, которая свойственна только человеку. Не случайно Ч. Дарвин в своё время сделал вывод о том, что ни одна из современных человекообразных обезьян не является непосредственным родоначальником людей. Какие принципы заложены в иерархию живых существ, данную на рисунке? Если построить иерархию живых существ от низших — насекомых, до высших — человека, то по ОУ будет возрастать сложность организации психики живых существ; по ОХ — роль инстинктов. Хотя у растений нет инстинктов, но у них есть простейшие реакции на внешнюю среду — тропизм. Так, подсолнух поворачивается вслед за солнцем. От растений к человеку тянется линия эволюции психического, а от животных к человеку — эволюция психики.
Учение в жизни человека. Чем выше животное стоит на лестнице видов, тем продолжительнее период детства, тем меньшую роль играют инстинкты. Чем больше инстинктов, тем меньше роль родителей. У насекомых функцию родителей выполняет природа (врождённые программы поведения). Соответственно чем меньше инстинктов, тем больше роль и ответственность родителей. Вывод: родители — заменители природы, они должны дать ребёнку то, что не дала ему природа; они передают ему нормы и модели поведения, созданные обществом. Человеку всему приходится учиться, а значит, выполнять одно и то же с разной степенью совершенства в первый и сотый раз. Причём учиться он предпочитает не на чужих, как следовало бы существу разумному, а на своих собственных ошибках.
Животные (особенно низшие) ошибок не совершают. Биологически запрограммированная модель поведения: нет двух разных возможностей достижения цели, нет вариативности поведения — следовательно, нет и ошибок. Таким образом, ошибки присущи только людям, так как они могут сравнивать варианты действия и выбирать наилучший, по их мнению. Для того чтобы прийти к способности сравнивать и оценивать, нужно иметь интеллект, материальным носителем которого выступает мозг. Мозг — фабрика социального опыта, у человека она большая, а у низших животных — совсем невелика. Мозг необходим человеку для того, чтобы победить в естественном отборе, и к тому же он помогает успешно адаптироваться к постоянно меняющейся социальной среде. Основные термины и понятия Род, инстинкт Вопросы и задания 1. Сравните биологическую эволюцию и культурный путь развития человека. В чём их взаимосвязь? 2. В чём проявлялось ускорение эволюционного процесса? 3. Докажите, что появление человека явилось качественным скачком в развитии живых организмов. 4. Что такое современный тип человека? 5. Перечислите принципиальные биологические отличия человека от животных. Почему эти отличия называются «принципиальными»? 6. Как вы понимаете вывод параграфа о том, что с появлением современного типа человека господство биологических законов естественного отбора кончается? Значит ли это, что человек не подвержен действию биологических законов? 7. Чем отличаются биологические и социальные законы? А что в них общего? 8. Какова роль мозга в жизни человека? Практикум 1. Составьте развёрнутый план ответа по теме «Эволюционная цепочка человечества». 2. Продолжите фразы: 1) «Человек отличается от животных тем, что...»; 2) «Человек, как и животные...». § 2. Культурные составляющие эволюции Потребность в культуре. Потребность в культуре — результат эволюции человеческого рода, в течение которой произошли очень важные изменения в строении тела. И первым среди них был переход к прямохождению, освободившему руки для употребления орудий труда. Последние разнообразили употребляемую пищу, а та, в свою очередь, вызвала серьёзные изменения в строении челюстей, органов пищеварения и мозга. Экспериментально доказано, что по энергетическим затратам двуногая походка человека при ходьбе с нормальной скоростью эффективнее, чем типичная четвероногая походка млекопитающих. Следовательно, прямохождение давало предкам человека определённые энергетические преимущества. Прямая походка изменила структуру гортани и открыла возможности возникновения речи. У более сложного вида живых существ, каковым теперь являлся Homo sapiens, рождались самые беспомощные детёныши. Их выживание напрямую зависело от того, насколько активно помогает в их воспитании вся группа. Так параллельно институту ро- дителъства начала формироваться внутригрупповая социальная структура. Слабость человеческих детёнышей компенсировалась удивительной гибкостью и адаптивностью. Волк, носорог или слон способны существовать только в том климатическом поясе, в каком они были рождены. Человек мог жить везде. И всё это благодаря тому, что жёсткую программу инстинктов заменила совокупность навыков — система практических умений. Недаром многие антропологи так и определяют куль- туру — как совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живёт сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра. Родившись без запрограммированного поведения, люди должны были заново обучаться тому, как интерпретировать окружающий мир и каким образом реагировать на него. Ничего такого животным делать не надо. Учиться каждый раз заново — достаточно тяжёлый труд, на который отныне было обречено всё человечество. Человеческий мозг по сравнению с размерами тела значительно крупнее, чем мозг любого животного. В нём больше каналов и специализированных зон, где разворачиваются грандиозные по своей сложности мыслительные процессы. Животные способны научиться контролировать лишь отдельные реакции. Но только человеческому существу подвластно контролировать все реакции и, более того, заменять шшшшшшшшшшшшшшшшвяш/ш/яшшшшшш/шшшшшшшяшшл естественные на искусственно приобретённые (благодаря мощнейшему оружию, которого нет ни у одного животного, а именно обучению). Биосоциальный индивид. Человек — биосоциальный индивид, высшая ступень живых организмов на Земле, результат достаточно сложной и длительной биологической эволюции. Биологическая эволюция длилась неизмеримо дольше культурной — 2,5 млн лет. Физическое развитие человека 40 тыс. лет назад прекратилось. К этому времени сформировались те фундаментальные признаки, которые и сегодня отличают его от других животных: прямохождение, крупный мозг, наличие второй сигнальной системы, мышление, язык и сознание, более продолжительное детство, овладение орудиями труда и огнём. Всё это послужило условием перехода от биологической к культурной эволюции. Всё, что человек приобрёл в последние 40 тыс. лет, связано не с биологией, а с культурой и обществом. Иначе говоря, не с естественной природной средой, а со средой искусственной. Культуру можно представить себе как внешнюю среду или продолжение нашего мозга, чувств и поведения. Она создаётся, сохраняется и изменяется благодаря социальному взаимодействию. Обучение культурным нормам можно назвать процессом социализации. Конечная цель социализации — соответствие моделям поведения, принятым среди окружающих индивида людей. Естественно, каково окружение, таковы и мы сами. Свобода и ответственность. Действия, продиктованные биологическим началом, не допускают никакой свободы. Часто это непроизвольные реакции и бессознательные поступки, например, отдергивание руки от горячего предмета, чихание, почёсывание и т. д. Напротив, действия, продиктованные культурным началом, предполагают ограничение свободы. Чихая, воспитанный человек отворачивается или прикрывает рот платком. Он может этого и не делать, но тогда никто не назовёт его воспитанным. Невоспитанным является такой человек, который ведёт себя так же естественно, как вело бы себя на его месте любое живое существо, не прошедшее социализацию в обществе. Прикрывая при чихании рот, мы свободно выбираем именно такой способ действия. Мы ориентируемся на мнение других людей, следим за их реакцией, прислушиваемся к их оценке нашего поведения. Подчинение предписанным нормам и культурным правилам — это поведение по необходимости, но не слепое или стихийное, а сознательное. Осознанная необходимость выражается в том, что человек свою инстинктивную свободу (веду себя, как захочется) подчиняет социальной необходимости (веду себя так, как требуют общественные приличия). Свобода — способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями; возможность совер- шать те или иные поступки в зависимости от обстоя- j тельств. Свободу можно понимать по-разному, например: это и предоставленность самому себе; и политические свободы — слова, собраний, печати; свобода воли, действия и поведения; религиозная свобода, свобода совести. С 3 по 5 июля 2006 г. в Москве произошло беспрецедентное событие — Всемирный саммит религиозных лидеров. «Мы заявляем о важности религиозной свободы в современном мире. Люди и группы должны быть свободны от принуждения. Никого нельзя заставлять действовать вопреки своим собственным убеждениям, касающимся религии. Необходимо также учитывать права религиозных и национальных меньшинств», — говорится в послании. Свобода человека выражается в свободе выбора. Если, к примеру, человек находится в тюрьме или живёт в тоталитарном обществе, то ни о какой свободе в политическом смысле речи быть не может. Его выбор, а с ним и свободу жёстко ограничивает кто-то другой. Но даже при отсутствии тюремных стен и политического давления свободу человека могут ограничивать, например, обывательские стереотипы, ложные суждения, национальные предрассудки. Человек задумал жениться на девушке другой национальности или из другого общественного класса, а родственники и знакомые вас наставляют: она тебе неровня, счастлив с ней не будешь. Свобода выбора ограничена, хотя никакого политического давления в этом случае оказано не было. Свобода связана с сознательным выбором и собственной волей. Человек ответствен за свой выбор. Парной для свободы выступает другая категория — ответственность. Ответственность — обязанность и готовность человека отвечать за совершённые действия, поступки и их последствия. Современное общество знает множество её разновидностей, в том числе административную, уголовную, гражданскую, дисциплинарную, конституционную, материальную, врачебную и др. Основные термины и понятия ■■ннаимняашншнншвяшашншавнамш! Культура, свобода, ответственность Вопросы и задания 1. Как связаны между собой биологическая эволюция и культурное развитие человека? 2. Дайте определение культуры в наиболее широком смысле слова. 3. Что такое социальная структура? Какую роль она играет в обществе? 4. Что такое социализация? Докажите, что без социализации невозможно формирование человеческой личности. 5. Дайте определение свободы. Можно ли его сформулировать правильно без использования слов «необходимость», «ответственность»? Почему? Практикум iiiii!■ I и...... 1111 ни | 1| iimh—пиши—вини lit 111 hi————■—■——ill mill 1. На основе анализа вашей повседневной жизни покажите то, как вы используете свободу выбора, какие трудности и нерешенные проблемы возникают на этом пути. 2. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «свобода выбора»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие расширенную информацию о свободе выбора. § 3. Сознание и деятельность От предметно-чувственного сознания к абстрактному мышлению. Решающую роль в развитии человеческого рода сыграли три фактора — прямохождение, трудовая деятельность и мышление. Их результатом стало появление человеческого сознания и человеческой культуры. Инстинктивные на первых порах формы трудовой деятельности наших далёких предков в дальнейшем постепенно уступили место осознанной, целенаправленной деятельности. Поначалу это было в основном предметно-чувственное сознание (т. е. осмысление своих собственных чувств и наблюдаемых вещей) с зачатками логического мышления, а сам труд в значительной степени ещё носил инстинктивный характер. Сознание на этом этапе ещё было непосредственно вплетено в материальную деятельность людей. Качественный сдвиг в труде и сознании произошёл с началом изготовления орудий труда. Именно на базе труда и складывается постепенно абстрактное, понятийное мышление. Слово «сознание» указывает на совместное его действие с знанием. Сознание — способность идеального воспроизведения действительности, а также механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях. Сознание правильнее всего трактовать в двух значениях, а именно как: 1) самую абстрактную, предельную философскую категорию, парную бытию; 2) обыденное понятие, обозначающее общую способность ориентироваться в мире, с помощью разума контролировать свои действия. Когда говорят, что человек вышел на улицу и неожиданно потерял сознание, то подразумевают второе, обыденное словоупотребление понятия «сознание». Потерять сознание в данном случае означает утратить нечто большее, чем только память или здравый рассудок. Можно оставаться в полном сознании, но при этом не уметь или не иметь возможности правильно, разумно рассуждать, анализировать явления, систематизировать их. В психологии сознание трактуется как высшая форма психики. Человеческое бытие есть не что иное, как способ деятельного отношения к объективному миру, т. е. оно есть осознанное бытие. Что такое деятельность. Есть ли деятельность у людей? Да! А у животных? Нет! Попробуем разобраться, почему у животных нет деятельности? Поведением животных руководят инстинкты, действиями человека — разумные цели и мотивы. Деятельность в психологии считается формой проявления человеческой активности, но только человеческой, поскольку сама по себе активность — присущая всем живым существам способность реагировать на окружающую среду. Однако активность растений ограничена обменом веществ с окружающей средой и светочувствительной реакцией на неё, в частности тропизмом. Активность животных включает лишь элементарные формы поведения, приспособления к среде и научение. Активность человека не только более многообразна — по формам, видам и сферам проявления, но и многовариантна в каждой форме или сфере. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных имеет потребительскую основу, она в результате ничего нового, по сравнению с тем, что дано природой, не производит и не создаёт. Таким образом, активность — всеобщая характеристика живого, отличающая его от неживого. Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Обе характеристики — познание и творческое преобразование — присущи только человеку, но отсутствуют в активности растений и животных. Поэтому в научном смысле понятие «деятельность» применимо только к человеку. Деятельность — внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознанием. Деятельность можно также определить как совокупность взаимосвязанных актов (действий), направленных на достижение цели и побуждаемых потребностями. Деятельность и инициатива. Деятельность может быть инициирована кем-то или чем-то извне. Если при этом она совпадает с собственными желаниями субъекта, то называется добровольной деятельностью. Если инициированная извне деятельность с ними не совпадает, то она называется принудительной. Деятельность, инициированная самим субъектом, именуется инициативной. Инициатива может быть индивидуальной и коллективной. Во втором случае речь идёт о трудовых починах, социальных и общественных инициативах, принимающих форму общественных движений, комитетов, фондов или народных фронтов. Инициатива выражается в виде подачи заявки или выдвижения предложения. Мэрия города может выступить с инициативой проведения у себя крупного спортивного соревнования. Инициативу можно поддерживать и не поддерживать. Когда инициативу поддерживают в обществе, она превращается в общественную акцию или движение. Инициативу, как правило, подхватывают те, кому она близка по убеждениям, или те, кто видит в ней выгоду для себя, а не поддерживают те, кто ощущает её потенциальную опасность для своего положения. По внешней направленности деятельность специализирована по видам занятий: деятельность политика или деятельность врача. По субъекту деятельность может быть индивидуальной и коллективной. Скажем, деятельность президента страны в отличие от деятельности компании или правительства. Она может принимать институциональную форму либо не принимать её. Деятельность законодательного органа — яркий пример первого вида, деятельность преступной группировки — второго. Поскольку деятельность проявляется во всех сферах общества, то её виды или разновидности совпадают с ними. Так, например, политическая деятельность относится к сфере политики, экономическая деятельность — к сфере экономики и т. д. Каждый вид деятельности разбивается на подвиды. Допустим, в рамках экономической деятельности можно выделить как самостоятельные явления трудовую и производственную деятельность. Выделяют досуговую деятельность, хозяйственную, любительство как вид деятельности, духовную и материальную. С точки зрения её творческой роли выделяют деятельность продуктивную (создание новых идей и продуктов) и репродуктивную (воспроизведение, повторение уже существующего). Кроме того, деятельность может носить легальный (легитимный) и нелегальный характер. Условием превращения деятельности в легальную часто служит лицензирование, хотя не для каждого вида деятельности. Любая одобряемая обществом деятельность, не противоречащая его нравственным принципам, обычному праву и законам, считается легитимной (в узком смысле — легальной). По сферам жизнедеятельности различают политическую, экономическую, социальную, духовную и техническую деятельность. Внутри каждого из этих видов она может ещё больше специализироваться. К примеру, издательская деятельность имеет такие частные разновидности, как редакторская, корректорская деятельность, тиражирование и т. д. Существуют такие виды деятельности, как управленческая, строительная, сбытовая, обслуживающая, банковская, контрольная, закупочная, поисково-разведывательная, коммерческая, внешнеэкономическая, общественная, научная, интеллектуальная, выставочно-яр- марочная, массовая, профессиональная, игровая, музейная и др. Для деятельности характерны такие параметры, как условия, результат, цель, показатели, оценка, классификационные признаки. Субъектом деятельности не могут выступать неодушевлённые объекты, например машины, животные. Если по отношению к ним и употребляется термин «деятельность», то он используется не по прямому назначению и, стало быть, выполняет роль метафоры (переносного значения). Структура деятельности зависит от её субъекта, целей и характера. Различают структуру индивидуальной и коллективной деятельности. Базовыми элементами структуры деятельности выступают действия и операции. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную цель. Например, действием, включённым в структуру образовательной деятельности, можно считать чтение книги, а к действиям, связанным с творчеством, относятся формулировка замысла, его поэтапная реализация. Термин «действие» в строгом смысле применим только к человеку. Животные не способны ставить перед собой цель, стало быть, у них есть произвольные движения, но нет действий. Действия человека, как правило, осмысленны (кроме состояний аффекта, когда человек теряет над собой контроль). Отдельные действия занимают краткое время: забить гвоздь, погладить рубашку, сходить в магазин. Когда они соединяются в цепочку и повторяются изо дня в день, мы говорим о деятельности. Однократное посещение магазина — действие, но повторяющееся хождение по магазинам, ставшее чертой образа жизни женщины, её социальной ролью, это уже деятельность. Отдельные действия — глажка белья, приготовление пищи, уборка помещений и т. д. — объединяются в домашнюю деятельность (или работу). И так повсеместно. Человеческое общество развивается благодаря деятельности людей. Индивидуальное сознание и мировоззрение. Индивидуальное сознание — это духовный мир личности, отражающий общественное бытие через призму жизни и деятельности данного человека. Это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку. В них проявляется его индивидуальность, неповторимость, отличающая его от других людей. Содержанием индивидуального сознания выступает усвоенный отдельным человеком культурный опыт человечества, т. е. совокупность правил, норм и символов. Оно, это сознание, и выступает в роли незримого цензора. Зигмунд Фрейд придумал ему специальное название — Сверх-Я. Оно соотносит каждый природный импульс с культурными правилами: безумно захотев есть, мы не мчимся со всех ног в столовую посреди урока и не отнимаем еду у соседа. Нет, мы подчиняемся культурным условностям, контролируя мощнейший природный импульс. Сознание выражается в словах, но одновременно оно само является внутренней речью. Сознание нуждается в языке, как содержание нуждается в форме, а форма — в содержании. Сознание, впитав в себя исторический опыт, знания и методы мышления, выработанные предшествующей историей, осваивает действительность идеально, ставя при этом новые цели, задачи, создавая проекты будущих орудий, направляя всю практическую деятельность человека. Сознание формируется в деятельности, чтобы, в свою очередь, влиять на эту деятельность, определяя и регулируя её. От психики животных сознание человека отличается тем, что: 1) человеку свойственно абстрактное, понятийное мышление, отсутствующее у животных; 2) человек пользуется языком, второй сигнальной системой, которой нет у животных; 3) человек способен не только отражать мир в своём сознании, но и целенаправленно его преобразовывать. Иными словами, сознанию человека свойственна творчески-конструкторская функция. Мировоззрение. Развитое самосознание всегда включает мировоззрение, поскольку самоопределение есть определение себя в мире, а мировоззрение, в свою очередь, обязательно преломляется через «образ Я», выражая личное отношение человека к миру. Мировоззрение (миросозерцание) — система обобщённых взглядов на мир и место человека в нём, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Выделяют следующие типы мировоззрения: а) житейское (обыденное) мировоззрение, в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке; б) религиозное, связано с верой в сверхъестественное или с верой в Бога (или богов); в) философское, обобщающее опыт духовного и практического познания мира; г) научное, представляющее собой последовательную систему взглядов на развитие и строение природы и общества. Основные термины и понятия Сознание, деятельность, мировоззрение Вопросы и задания 1. Какие факторы сыграли решающую роль в развитии человеческого рода? Как они взаимосвязаны между собой? 2. Что такое «предметно-чувственное сознание», «абстрактно-поня- тийное мышление»? Сравните их, приведя примеры. 3. Проявляется ли у животных предметно-чувственное сознание? Своё мнение обоснуйте. 4. Чем сознание человека отличается от психики животных? Приведите примеры, иллюстрирующие ваше объяснение. 5. Что такое деятельность? Почему можно говорить только о человеческой деятельности? 6. Приведите примеры многообразия форм человеческой деятельности. 7. Что такое индивидуальное сознание? Что влияет на его формирование? 8. Дайте определение понятию «мировоззрение». Назовите его типы. Приведите примеры каждого из типов мировоззрения. Практикум 1. Что является содержанием индивидуального сознания? Подберите примеры его наглядного проявления. 2. Вспомните один день вашей повседневной жизни и расскажите, в каких формах, видах, сферах деятельности вы себя проявили. 3. Назовите какое-либо явление или процесс, приведя примеры его толкования с позиций каждого из известного вам типов мировоззрения. § 4. Самосознание Типы самосознания. Важнейшей составляющей сознания является самосознание. Существует два типа самосознания: 1) индивидуальное самосознание, которое формируется в человеке на протяжении всей его жизни; 2) коллективное самосознание, присущее большой социальной группе, чаще всего нации или народу. Взаимосвязь первого и второго типов самосознания проявляется в таком специфическом и весьма сложном феномене, каким выступает самоидентификация или просто идентификация. Идентификация — уподобление другому (воспринимаемому человеку). Она подразумевает то, в какой степени человек, осознавший себя как личность, идентифицирует себя со своим народом или этносом. Возможно, что первый тип идентификации предшествует или должен предшествовать второму. Действительно, прежде чем понять себя как часть великого народа, сначала необходимо почувствовать себя личностью. Индивидуальное самосознание. Рассмотрим вначале индивидуальное самосознание. Оно — своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нём. Самосознание — осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности. В развитии самосознания можно выделить три уровня. Первый — уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осознанию своего тела и его включённости в систему окружающих человека вещей. Именно благодаря этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но и способен свободно ориентироваться в нём. Второй уровень самосознания реализуется в осознании своей принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культуре и социальной группе. Самый высокий (третий) уровень развития самосознания — возникновение сознания «я» как такого образования, которое хотя и похоже на «я» других людей, но одновременно неповторимо. Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойствами — предметностью и рефлективностью. Первое свойство даёт возможность соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с предметным миром вне нас. Рефлексия же — это такая сторона самосознания, которая, напротив, сосредоточивает внимание человека на самом себе, на своих знаниях и опыте. В ходе рефлексии человек осознаёт своё «я», анализирует его, сопоставляя себя с идеалом, размышляя о своём отношении к жизни, закрепляя или, наоборот, меняя определённые жизненные ориентиры. При этом в оценках и самооценках возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь возможны при условии внимательного отношения к оценкам других людей и трезвого сопоставления с ними своих самооценок. Коллективное самосознание. Перейдём к анализу коллективного, или этнического, самосознания. С массовым сознанием народа или нации тесно связано их самосознание, которое выражается через культурные традиции: музыку, танцы, обычаи, обряды. Самосознание народа или нации является отражением его или её признаков, в том числе культуры, языка. Оно способно стимулировать консолидацию людей, ориентацию конкретных масс на достижение успеха, осуществление интересов страны. Так, в период 1960—1970-х гг. советские СМИ пропагандировали идеи равенства, взаимопомощи и дружбы народов. Проявления межнациональных трений замалчивались или в тех редких случаях, когда обнародовались, публично осуждались. В массовом сознании утверждался образ «мы — советские люди» и затем «мы — жители республики». Республика была представлена как неотъемлемая часть Советского Союза. В прессе широко освещалось и экономическое взаимодействие республик. В настоящее время СМИ стран бывшего СССР оказывают большое влияние на рост коллективного самосознания населения, на распространение в общественном сознании идеи национального возрождения; самостоятельности и ответственности титульных этносов за судьбу своих государств. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провёл исследования и выявил рост радикальных националистических настроений среди россиян. Наиболее взрывоопасная ситуация зафиксирована в Южном и Центральном федеральных округах.
На национальное массовое сознание и вытекающие отсюда отношения значительное влияние оказывает господствующая социально-экономическая система, культура, воспита- ние; они влияют на развитие национальных культур. Возможно, что сближению народов в некотором смысле может помочь современная массовая культура, к которой наиболее восприимчива молодежь XXI в. Не в том смысле, что она будет вытеснять традиции, а, напротив, вливаясь в них, привносить что-то универсальное, межнациональное. Основные термины и понятия Идентификация, самосознание Вопросы и задания 1. Что такое самосознание? Как оно соотносится с сознанием? 2. Сравните индивидуальное и коллективное самосознание. Назовите не менее трёх отличий. 3. Как взаимосвязаны между собой индивидуальное и коллективное самосознание? 4. Назовите уровни индивидуального самосознания. Можно ли утверждать, что индивидуальное самосознание последовательно развивается от первого уровня ко второму? Почему? 5. В чём проявляются такие свойства самосознания, как предметность и рефлективность? Как они взаимосвязаны между собой? Практикум 1. Приведите примеры из истории России, отражающие реальные факты консолидации людей, основанной на коллективном самосознании. При каких условиях это стало возможным? 2. На основе ваших знаний исторического прошлого ответьте: может ли самосознание народа стимулировать разобщённость людей? Своё мнение обоснуйте. § 5. Общественное сознание и философия Общественное сознание. Наряду с индивидуальным сознанием существует также общественное. Общественное сознание — с философской точки зрения — представляет совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Оно охватывает всё многообразие духовных явлений, отражающих разные сферы жизни общества и отдельного человека. Вот почему имеет смысл выделить различные его формы — нравственную, эстетическую, религиозную, правовую, политическую и т. д. Сколько видов практической деятельности существует, столько должно быть и видов сознания. В итоге мы знаем, что общественное сознание проявляется в формах философского, научного, экологического, экономического, политического и правового, нравственного, религиозного и эстетического сознания. Философия как форма общественного сознания. Философия исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Сегодня это древнегреческое слово используется для обозначения двух разных явлений: а) системы отвлечённых идей об основополагающих принципах бытия и познания, постоянно развиваемых и преподающихся в качестве учебного курса; б) каких-то убеждений, важных для человека или отдельной организации сторон действительности. В этом смысле говорят о философии бродяжничества, философии корпорации, философии ничегонеделания, философии здравого смысла и т. п. Философия (от греч. philed — люблю и sophia — мудрость) — форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нём человека. Термин «философия» появился предположительно в VI в. до н. э. благодаря греческому мыслителю Пифагору. С тех пор философию сравнивают и отождествляют именно с любовью людей к мудрости и истинностью их знаний. К основным разделам философии принято относить онтологию (учение о бытии), гносеологию (теория познания), логику (наука о способах доказательств и опровержений), социальную философию (социология), этику (дисциплина, изучающая мораль, нравственность), эстетику (учение о прекрасном). В решении различных философских проблем выделились такие противостоящие друг другу направления, как диалектика и метафизика, рационализм и эмпиризм (сенсуализм), материализм (реализм) и идеализм, натурализм, детерминизм и др. Исторические формы философии: философские учения Древней Индии, Китая, Египта; древнегреческая, античная философия — классическая форма философии (Парменид, Гераклит, Сократ, Демокрит, Эпикур, Платон, Аристотель); средневековая философия — патристика и выросшая из неё схоластика; философия эпохи Возрождения (Г. Галилей, Б. Телезио, Н. Кузанский, Дж. Бруно); философия Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм, Г. Лейбниц); французский материализм XVIII в. (Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвецкий, П. Гольбах); немецкая классическая философия (И. Кант, И.Г. Фихте, Ф.В. Шеллинг, Г. Гегель); философия марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин); русская религиозная философия XIX—XX вв. (B.C. Соловьёв, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, В.В. Розанов); философия русского космизма (Н.Ф. Фёдоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский); главные направления философии XX в. — неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм, персонализм, аналитическая философия и др. Основные направления развития современной философии — осмысление таких фундаментальных проблем, как мир и место в нём человека, судьбы современной человеческой цивилизации, многообразие и единство культуры, природа человеческого познания, бытие и язык. Роль философии по отношению к наукам. Философия выполняет интегрирующую роль по отношению ко всем наукам. Было время, когда никаких наук ещё не существовало, а философия уже выделилась в самостоятельную систему идей. Создав самую общую картину мира, его устройства и развития, указав способы познания этого мира, определив цели и смысл человеческой жизни, а также некоторые общие законы общества, философия дала жизнь всем конкретным наукам. На разных исторических этапах они то и дело выделялись из материнского лона философии, обрастали массой конкретных фактов, брали на вооружение технические средства, проникали в такие глубины строения материи и поведения людей, куда философ, вооружённый лишь собственным созерцанием, проникнуть не мог. На очередном витке познания становилось очевидным, что общих рассуждений о физической природе, химическом строении вещества, психике человека или структуре общества недостаточно — нужны совершенно конкретные и точные знания. Философы стали специализироваться на физике, химии, психологии и социологии, постепенно превратившись в учёных. Философские корни конкретно-научных знаний продолжают ощущаться в любой дисциплине. Поэтому на каждом этапе познания, обобщив очередную порцию новых знаний для их более глубокого осмысления, учёные вновь и вновь обращаются к философским основаниям своей науки. Это позволяет привести в порядок многообразие знаний, выявить его структуру и внутренние законы. Именно в рамках философии достигли своего совершенства приёмы анализа и синтеза знаний; дедукции и индукции; движения от простого к сложному и от явлений к сущности. Для философского мышления характерны не только всеобщность, но и целостность, системность постижения социальной жизни. Философское мышление подразумевает силу ума, логики, наблюдательности; умение выявлять в отдельных фактах смысл явления. Философия даёт науке целостное видение проблемы, умение в единичном высвечивать всеобщее, стремление связывать выводы в логическую цепочку.
Основным методом философского познания является теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человечества, на достижения всех наук. Достоинство философского метода заключается в получении обобщённой картины мира, т. е. предельно широкого теоретического осмысления жизни. В орбиту философского поиска входит не только природная, но и социальная жизнь. Философию можно определить как замкнутую систему обоснования самых главных вопросов, которые всегда касаются не сиюминутных, а вечных интересов. Поговорить о них — означает пофилософствовать, пусть даже в обыденном смысле. Когда вас упрекают: «Ну, опять расфилософ- ствовался», — это означает, что вы пустились в абстрактные рассуждения о вечных проблемах (так, как вы сами их понимаете). Основные черты, присущие философскому знанию. Философское знание имеет как специфические черты, отличающие его от научного знания, так и черты, роднящие его с последним. 1. Основная специфика — его двойственность, так как философское знание имеет много общего с научным знанием (предмет, метод, логико-понятийный аппарат), но в то же время не является научным знанием в чистом виде. 2. Главное отличие философии от всех наук в том, что философия является теоретическим мировоззрением, обобщающим ранее накопленные человеческие знания. 3. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки. Философия обобщает, интегрирует науки, но не поглощает их, не включает в себя всё научное знание, не стоит над ними. 4. Как и научное знание, философское знание имеет сложную структуру (философское знание включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.). 5. Оно носит предельно общий, теоретический характер. 6. Содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе разных наук. 7. Изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания. 8. Как и научное знание, постоянно развивается и обновляется. 9. Опирается на категории — предельно общие понятия. 10. Как и научное знание, философское знание неисчерпаемо по своей сути. 11. Оно ограничено познавательными способностями человека, имеет неразрешимые «извечные» проблемы (происхождение бытия, бессмертие души и наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые сегодня не могут быть достоверно разрешены логическим путём. Впрочем, и научное знание ограничено познавательными способностями человека. У философии важная роль как в естественных, так и в социальных науках. Когда учёный-гуманитарий (будь то психолог, политолог или социолог) не способен построить целостную цепочку рассуждений, допускает логические противоречия, то это может означать только одно: у него нет философского мышления, а это всегда будет мешать ему как профессионалу в своей области. Философская культура проявляется не в знании того, какой философ в каком году жил, какие сочинения написал и каких идей придерживался, а в умении философски анализировать окружающий и свой внутренний мир. Умение это даётся лишь в ходе постоянной тренировки своего ума. Ведь философия даёт человеку мудрость, которая выражается в простоте, а не в замысловатости языка. Таким образом, суть самой философии заключается в следующем — она формирует дисциплинированное мышление человека. Философия, помимо прочих её заслуг, — это ещё и прекрасный тренинг для ума. Мудрость не предполагает однозначного прочтения или прямолинейной трактовки. Носителями мудрости могут выступать не только официально утверждённые философы, занесённые в учебники и монографии, но и простые люди, скажем, наши папы, мамы, дедушки и бабушки. Ведь говорила мне бабушка, не делай того-то и того-то, вспоминаете вы тогда, когда уже успели совершить неблаговидный поступок. Истоки античной мудрости коренятся в глубинах народной психологии и коллективного творчества. Возможно, что ранние философы были всего лишь внимательными наблюдателями и хорошими учениками. Возможно, что вовсе не Гераклит являлся автором известного мудрого изречения «Всё течёт, всё изменяется», а кто-то другой. Может быть, их автором и вовсе является народ. Но именно Гераклит оценил по достоинству, возвёл в ранг философской мысли это обобщение, придал новое содержание и вставил в культурный контекст человеческого познания. Основные термины и понятия Общественное сознание, философия Вопросы и задания 1. Что такое общественное сознание? В каких формах оно проявляется? Как оно связано с индивидуальным сознанием? 2. Что такое философия? Приведите конкретные примеры двух различных явлений, для обозначения которых используется это слово. 3. Какую роль играет философия по отношению ко всем наукам? Почему именно философия выступает в такой роли? 4. Как вы понимаете вывод о том, что философия дала жизнь всем конкретным наукам? 5. Что мешает назвать философию наукой? 6. Дайте характеристику философскому мышлению. 7. Какие из черт философского знания, на ваш взгляд, характерны только для философии? Своё мнение обоснуйте. 8. Что такое философский подход к жизни? Кого, на ваш взгляд, можно назвать мудрым человеком? Практикум ^■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■iHMBaBM^HHMiMMHB 1. Составьте развёрнутый план ответа по теме «Философия как форма общественного сознания». 2. Герой пьесы Ж.Б. Мольера «Мещанин во дворянстве» господин Журден, который стал учиться весьма в зрелые годы, с удивлением узнал, что всю жизнь говорил прозой. Прочитав этот параграф, не сделали ли вы для себя открытие, что уже немало лет философствуете? Что такое, на ваш взгляд, философствовать в повседневной жизни? А это занятие полезное или вредное? 3. Приведите примеры из жизни, которые покажут разницу в смысле двух фраз: «Он — философ» и «Он знает философию». § 6. Знания и познание Процесс познания и его результат. Любая деятельность, в том числе научная, предполагает правильное отражение и воспроизведение действительности, иными словами, правильного образа объективного мира. Когда полученная извне информация каким-либо способом поступает в сферу нашего сознания, она превращается в наши знания. С полным правом можно утверждать, что знания образуют ядро и первооснову сознания, а познавательная функция занимает важнейшее место среди функций сознания. В основе науки и обыденного сознания, на которое все мы опираемся в повседневной жизни, лежит процесс познания. Познание — отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Познанием называют, как правило, только процесс поиска истины, а его результат именуют знанием. Знание — проверенный практикой результат познания дей- i ствительности, верное её отражение в мышлении человека. Суть научного познания состоит в том, чтобы найти именно ту меру, которая характеризует социальный или иной процесс. Знания нужны не только теоретикам, но и практикам — политикам, управленцам, бизнесменам. Они необходимы для организации предвыборной кампании, победы в конкурентной борьбе. Целью познания служит приобретение не любых, а именно истинных знаний об объективном мире. Ложные знания тоже появляются в процессе познания, но только как его необходимые издержки. А научная общественность старается избавиться от них, проводя тщательнейшую проверку полученных в ходе исследования результатов. Познание — это деятельность, направленная на получение, хранение, переработку и систематизацию информации о различных объектах. Оно представляет настолько сложную и древнюю форму деятельности, что в философии ещё в антич- ные времена начало создаваться особое учение о познании — гносеология (от греч. gnosis — знание и logos — учение). Гносеология — теория познания, раздел философии. Существует множество разных определений понятия знание. Например, такое. Знание — это понятийная модель реального мира, позволяющая нам действовать в нём. Или знание — это структурированная информация, используемая её обладателями по определённым правилам. Информация — это то, что может иметь отношение к решаемой задаче, а знания — это то, что необходимо для решения данной задачи. Знания располагаются на более высокой ступени обобщения, чем данные и факты, составляющие информацию. Более того, знания обеспечивают организацию данных и фактов. По сути, знания представляют собой концентрированную и многократно проверенную обществом информацию, формирующую своеобразную микромодель окружающего мира. Проблема познаваемости мира. Центральной проблемой познавательной деятельности является проблема познаваемости мира. Она стала интересовать человеческие умы с тех самых времён, когда появилась философия, — в VI в. до н. э. Суть проблемы заключается вот в чём. Человеческий ум, объём его знаний, равно как и способность их обрабатывать, ограничены. Это известно всем. Общепризнан и другой факт: наш биологически обусловленный познавательный аппарат несовершенен. Но окружающий нас мир, и прежде всего вселенная, — безграничен. В этом и заключается парадокс: способно ли ограниченное существо познать безграничность мира или нет? Те, кто отвечает отрицательно, называются пессимистами, или агностиками (а — отрицание, гно- сис — знание). Уже Демокрит и Дж. Локк считали субъективными цвет, звук, вкус и т. д. Их считали «вторичными качествами». Однако также и «первичные качества»: масса, непроницаемость, протяжённость — в современном естествознании не могут считаться объективными. Мы хотим исследовать мир и не находим ничего, кроме субъективности. Не получится ли так, спрашивали скептики, что мы сами придумываем тот мир, который познаём? Основной аргумент оптимистов заключается в эволюции человеческого рода. На протяжении 7 млн лет человек познаёт окружающий мир и благодаря получаемым знаниям не только выживает и приспосабливается, например к суровому климату, но процветает и благоденствует. Он построил развитую цивилизацию, возвёл города и космические станции, открыл науки и расщепил атом. Если бы окружающий мир невозможно было познать или наши знания оказались бы заблуждением, то откуда тогда взяться достижениям человечества? Истина и её критерии. Целью познания служит приобретение не любых,^ а именно истинных знаний об объективном мире. Истина — соответствие знания действительности. Абсолютной истины не существует. Наши знания о мире всегда относительны, поскольку постоянно углубляются и уточняются по мере развития практики и познания. В истории науки и философии высказывались разные точки зрения на критерий истины (критерий — это средство проверки достоверности знания). Так, Р. Декарт критерием истинных знаний считал их ясность, самоочевидность, а JI. Фейербах находил критерий истинности в чувственных данных. Но оказалось, никаких самоочевидных положений нет, ясность мышления — вопрос оценочный, а чувства нас часто обманывают. Критерием истинности знания всегда выступает практика, которая называется по-разному — эксперимент, опыт, действие, труд, тестирование, испытание, — но суть всегда одна. Критерий практики одновременно и абсолютен и относителен. Абсолютен в том смысле, что только практика может окончательно доказать какие-либо теоретические положения. Относителен потому, что сама практика развивается, совершенствуется и потому не может в каждый данный момент доказать истинность знания. Постоянный спутник истины — заблуждение. Истина и заблуждение — две противоположные, но неразрывно связанные стороны единого процесса познания. Заблуждение — знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Оно возникает непреднамеренно из-за ограниченности, неразвитости или ущербности практики и самого познания. Заблуждения неизбежны и многообразны по своей форме: научные и ненаучные, религиозные и философские, эмпирические и теоретические. Заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены (учение о «вечном двигателе»), либо становятся истиной (превращение алхимии в химию, астрологии в астрономию). Заблуждение следует отличать от лжи — преднамеренного искажения истины в корыстных целях и дезинформации — передачи ложного знания (как истинного) или истинного знания как ложного. Ложные знания тоже появляются в процессе познания, но наука старается избавиться от них. Научное знание выражается в форме суждения и претендует на истинность. Основой науки является опыт: эмпиризм (опыт) превратился в основополагающий принцип, а основными методами получения эмпирического знания в науке являются наблюдение и эксперимент. Знание и информация. Знание понимается: а) в широком смысле как любого рода информация и б) в узком смысле как подтверждённая научными средствами информация. Мы будем пользоваться узкой трактовкой. Отсюда вытекает первая модель, демонстрирующая логическое соотношение объёмов понятий «информация» и «знание». Первое понятие шире второго. Будем считать, что «знание» — часть объёма понятия «информация». Информация (от лат. informatio — разъяснение, изложение) — сведения, передаваемые одними людьми другим и процесс передачи или получения этих сведений. Знания можно классифицировать по самым разным основаниям: содержанию, полноте, глубине, характеру, сфере приложения и др. Существуют гуманитарные и естественные знания; научные и обыденные; явные и неявные; глубокие и поверхностные; полные и частичные; фундаментальные и прикладные; истинные и ложные; проверенные и непроверенные; знание интеллектуальное и чувственное; эмпирическое и теоретическое. А ещё знания бывают устаревшими, книжными, учебными, надёжными, практическими. Знание не зависит от личных качеств человека, оно выступает в качестве общезначимой и самодостаточной сферы деятельности. Напротив, информация может быть субъективной, содержать, например, слухи. Знание — это не только и не столько информация, полученная вами из внешнего источника (а бывает ли внутренний источник информации?). Знания — это усвоенная в сознании человека информация.
Например, студент готовится к сессии. Нередко нужный учебник читается накануне экзамена. Времени в обрез, информация буквально запихивается в голову, кое-как складируется и несётся в аудиторию. Студент берёт билет — это сигнал, побуждающий вспомнить нужную информацию. Чаще всего нужное как раз не вспоминается, наружу лезут какие-то обрывки сведений. Главное — побыстрее изложить их экзаменатору, получить оценку, пулей вылететь из аудитории и... все забыть. Что осталось в таком случае в памяти студента — информация или знание? Информация продержалась в голове очень недолго, так и не став знанием. Другое дело, если бы сведения из учебника были осмыслены, закрепились в сознании, породили бы новые, теперь уже свои собственные, мысли. Такие сведения уже нельзя считать информацией. Это — знание. Оно проникло в мозг человека и, когда приходит время, актуализируется. Высказывая собственные мысли, вы делитесь своими знаниями. А вот если вы сообщили о давно произошедшем историческом событии, то поделились с собеседником информацией. Итак, знание — это информация, пришедшая как гость и оставшаяся у вас как хозяин. Это нечто внешнее, превращён- ное во внутреннее, ставшее для вас важным. Ступени познания. Современная философия считает, что познание проходит две главные ступени — чувственное и рациональное (логическое) познание. Чувственное познание — низшая ступень — осуществляется в форме ощущений, восприятий и представлений. В нём оказываются задействованными пять органов чувств — зрение, слух, осязание, обоняние и вкус, являющиеся орудиями связи человека с внешним миром. Чувственные образы — это единственный источник всех наших знаний о внешнем мире. Но в чувственных образах фиксируется преимущественно внешняя сторона явлений, познаётся только единичное. На второй ступени — рациональном (логическом) познании — происходит выявление общего, существенного. Основным инструментом здесь выступают мышление и разум. Отсекая данные, полученные с помощью органов чувств, человек с помощью суждений, умозаключений и понятий познаёт закономерности окружающего мира. Абстрагируясь от земного и суетного, учёный погружается в мир вечного и идеального и только там создаёт непреходящие научные теории. Идеализация — обязательный элемент научного мышления.
Процесс познания включает и другие формы мыслительной деятельности, такие, как предвидение, фантазия, воображение, мечта, интуиция. Рациональное познание проявляет себя в двух основных формах — эмпирическом и теоретическом мышлении. Различают два тесно связанных между собой уровня научного исследования: 1) эмпирический — нахождение новых фактов, обобщение и поиск тенденций протекания того или иного процесса и 2) теоретический — формулирование общих закономерностей, создание целостной научной теории, а затем формирование развёрнутой научной картины мира. Эмпирическое (от греч. empeiria — опыт) означает всё, что дано человеку на основе чувственного опыта. Эмпирическим называется такое знание, которое получено каким-то опытным путём и отражает реально существующие явления, например: суждение о том, что в Советском Союзе было 15 республик, или суждение о том, что у кого-то рост 1 м 72 см. Теоретическим является такое знание, которое лишь косвенно опирается на реальность, но создаётся учёными из каких-либо абстрактных понятий. Теоретическое знание универсально, в отличие от эмпирического, не зависит от конкретного времени и места. С его помощью наука проникает в тот мир, который не видим ни глазу, ни прибору, а стало быть, не может стать источником эмпирического знания. Эмпирически физик видит след в пузырьковой камере Вильсона, но только с помощью теории он способен установить, что на самом деле наука обнаружила электронную орбиту. В то же время в социологии нельзя увидеть сплочённость или солидарность, поскольку такое знание можно получить только на основе эмпирически наблюдаемых признаков, таких, например, как совместное проведение коллективом досуга или выступление людей на демонстрации протеста. Используя всего четыре метода — наблюдение, анкетирование, интервью, анализ документов, — социолог создаёт богатейшую палитру эмпирических фактов, отражающих реальную картину общества. Однако эта совокупность осталась бы грудой сырого материала, а не целостной картиной мира, не имей учёный надёжный и очень эффективный механизм их упорядочения. Он называется теоретическим мышлением, в основе которого лежит логика. Когда говорят: механизмом построения теоретического знания выступает логика, то подразумевают, что все суждения теории должны логически вытекать друг из друга, не должны противоречить друг другу. Высшей формой теоретического познания выступает философское постижение мира. Термины и понятия Познание, знание, гносеология, истина, информация Вопросы и задания 1. Соотнесите понятия «познание» и «знание». 2. Дайте не менее двух определений познания, не противоречащих друг другу. 3. Что такое научное познание? Что его отличает? 4. Как соотносятся знание и информация? 5. Что такое истина? Приведите примеры истинных знаний. Можно ли говорить о том, что приведённые вами примеры демонстрируют абсолютную истину? Почему? 6. Что такое заблуждение? Какую роль заблуждение играет в истории науки? 7. Приведите примеры заблуждений научных и ненаучных. 8. Охарактеризуйте ступени познания. 9. Что такое философское постижение мира? Сформулируйте вопросы, на которые отвечает философ, познавая мир. Практикум 1. Смоделируйте дискуссии: — сторонников познаваемости мира и противников этого взгляда (агностиков). На чьей вы стороне? Приведите аргументы в пользу своей точки зрения; — философов о критериях истинности знаний. 2. Можно ли в процессе познания: — ограничиться одной из её ступеней; — сначала пройти вторую ступень, а затем первую? Своё мнение обоснуйте. 3. Приведите пример последовательного процесса познания, охватывающего все его ступени. 4. Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоретическом уровне научного познания? Дайте аргументированный письменный ответ. § 7. Система социально-гуманитарного знания Сущность научного знания. Философия играет важную роль как в естественных, так и в социальных науках. Наука — сфера достоверного и объективного знания, которое многократно проверяется в самых разных экспериментах и исследованиях, а потому — это сфера истинного знания. Отличительная черта научного суждения — это возможность его проверки любым исследователем в сходных условиях с аналогичными инструментами. Данные, полученные одним учёным, могут проверить другие учёные и получить сходные или одинаковые результаты. Только в этом случае можно говорить о научном знании. Научное знание — абсолютно достоверная обобщённая и теоретически обработанная информация о конкретном явлении, подтверждённая другими учёными, работающими в сходных условиях и сходными или одинаковыми инструментами. Научное знание делится на филологическое, математическое, историческое, физическое, химическое и др. Но не все знания являются научными. Помимо них существуют донаучные и вненаучные знания, объективные и субъективные. Вненаучные знания отличаются от научных способами получения, хранения и передачи. Научные способы обеспечивают сравнительно большую объективность, подтвержда- емость и воспроизводимость знаний. К вненаучным можно отнести результаты таких направлений деятельности, как ма Date: 2015-12-13; view: 4269; Нарушение авторских прав |