Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






А.И. Кравченко





ОБЩЕСТВО-

«РУССКОЕ СЛОВО»




 

А.И. Кравченко

Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений

3-е издание

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации (экспертиза РАН и РАО 2010 г.)

Москва «РУССКОЕ СЛОВО» 2013

УДК 373.167.1:3*10(075.3) ББК 60я72 К 78

Авторы методического аппарата — И.В. Козленке и С.И. Козленке*

Художественное оформление и макет — А.С. Побезинский

Кравченко А.И.

ISBN 978-5-91218-819-0
© А.И. Кравченко, 2011, 2013 © ООО «Русское слово — учебник», 2011, 2013

К 78 Обществознание: учебник для 10 класса общеобразо­вательных учреждений / А.И. Кравченко. — 3-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. — 376 е.: ил.

ISBN 978-5-91218-819-0

Учебник освещает основы конкретных наук — психологии, фило­софии, социологии, политологии, культурологии, этики. Книга написана простым, доступным языком, с яркими примерами, ориен­тирующими учащихся в повседневной жизни. Учебник снабжён цветными иллюстрациями, графиками и диаграммами, отражаю­щими основные вопросы параграфов и несущими определённую методическую и познавательную направленность. В конце учебника помещён список литературы и словарь, включающий все те понятия и термины, которые нашли отражение в параграфах книги.

УДК 373.167.1:3*10(075.3) ББК 60я72


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение....................................................................................... 5

Глава 1. Эволюционный базис человечества

§ 1. Эволюционная цепочка человека................................... 9

§ 2. Культурные составляющие эволюции.......................... 14

§ 3. Сознание и деятельность.............................................. 19

§ 4. Самосознание................................................................ 25

§ 5. Общественное сознание и философия........................ 28

§ 6. Знания и познание....................................................... 35

§ 7. Система социально-гуманитарного знания.................. 43

Глава 2. Цивилизация и культура

§ 8. Цивилизация.................................................................. 51

§ 9. Сущность культуры.................................................... 60

§ 10. Искусство..................................................................... 70

§ 11. Общественная значимость образования.................... 78

§ 12. Образование в Российской Федерации....................... 84

§ 13. Знания и умения в информационную эпоху............... 93

§ 14. Религии и конфессии................................................. 101

§ 15. Конфессии в России.................................................. 111

Глава 3. Системное строение общества. Социальный прогресс

§ 16. Взгляд на общество в истории.................................. 123

§ 17. Общество и его основные сферы.............................. 128

§ 18. Общественные (социальные) институты

и социальная защита.......................................................... 137

§ 19. Социальный контроль............................................... 143

§ 20. Социальный прогресс................................................ 149

§ 21—22. Глобализация............................................................................... 157

Глава 4. Социальные группы в прошлом и сегодня

§ 23. Социальные группы.................................................. 171

§ 24—25. Этнос и этнические отношения........................ 180

§ 26. Семья и брак.............................................................. 203

§27. Современная демографическая ситуация в России 215


Глава 5. Социализация

§ 28. Социальный статус и социальная роль......................... 223

§ 29. Сущность социализации................................................ 230

§ 30—31. Юность как этап социализации.............................. 239

§ 32—33. Молодёжь и молодёжная субкультура.................. 250

Глава 6. Социальная стратификация и мобильность

§ 34. Социальная стратификация......................................... 265

§ 35. Стратификация и мобильность...................................... 274

Глава 7. Общественные отношения и социальное поведение

§ 36. Общественные отношения и социальное

взаимодействие........................................................................ 285

§ 37. Конфликт и протестное движение................................. 294

§ 38. Социальное поведение................................................. 299


§ 39. Девиантное поведение.................................................... 307

Глава 8. Личность и её духовная сфера

§ 40—41. Личность................................................................. 315

§ 42. Духовная жизнь человека............................................... 330

§ 43—44. Ценности и идеалы личности................................. 342

Словарь.................................................................................. 360

Литература............................................................................. 373


Введение

Мы живём в XXI в., в эпоху невиданных скоростей, сверхновых технологий, гуманитарного преобразования мира. В этот информационный век происходит расширение кругозора, пополнение знаний, овладение смежными про­фессиями. Мгновенное переключение с одной отрасли зна­ний на другую, частая смена работы и своевременное реаги­рование на изменение ситуации на рынке труда, продол­жающееся всю жизнь обучение — всё это очерчивает конту­ры того мира, в котором вам предстоит жить.

С раннего детства человек уже знает, что в шесть-семь лет пойдёт в школу и проведёт в ней (надеемся с пользой) не­мало лет — в нашей стране введено обязательное среднее об­разование. Очень многие из вас затем будут получать выс­шее образование в университете, академии, институте. Оно не только престижно, но и перспективно. Высшее образова­ние открывает дорогу в бизнес, науку, сферу международ­ных отношений и современного производства; позволяет за­ниматься артистической или юридической деятельностью, стать законотворцем или врачом.

Наступающая эпоха — это время, когда в системе на­учного и практического знания всё большее значение бу­дут иметь социальные науки — экономика, юриспруден­ция, психология, социология, менеджмент, политология и др. Они-то и представлены в школьном курсе обще- ствознания.


Социальные, в широком смысле общественные, науки выдвинулись на первый план в нашей стране в 90-е гг. про­шедшего века. Возможно, что в начавшемся XXI в. позднее господствующие высоты достанутся другой части обще­ственных наук, которую называют гуманитарным знани­ем: история, литературоведение, искусствознание, культу­рология, этика, философия... Познакомиться с некоторыми из них вы также сможете в предлагаемом курсе школьного обществознания.

Обществознание — выражение, присущее только рус­скому языку. В других странах ему соответствует социоло­гия, которая при переводе (лат. socius — общество, греч. logos — знание, учение, наука) означает буквально знание об обществе. Если учитывать не только этимологию (про­исхождение слов), но и содержание знаний, то в круг про­блем, охватываемых обществознанием, включается то, что в мире именуют социальными науками. К ним относят: социологию, экономику, психологию, антропологию. С точки зрения отечественной традиции в обществознание также входят культурология, этика, философия, право, которые относят обычно к гуманитарным (ценностным) знаниям.

Итак, обществознание необходимо сегодня буквально всем — будущим химикам, физикам, инженерам, рабочим, бизнесменам, адвокатам, врачам, управленцам и др. Оно нужно всем гражданам России, независимо от их профес­сии. Молодое поколение, к какому бы поприщу оно себя ни готовило, не может обойтись без знаний о законах человече­ской психики и особенностях деловой коммуникации, зна­ний политической деятельности и принципов организации экономики, своих гражданских прав, а также сведений о культуре, науке и религии.


В отличие от курсов обществознания для 8 и 9 классов, где основной упор делался на знакомство с азами научно­го знания о человеке и обществе, учебники для 10 и 11 классов нацелены на более углублённое и серьёзное познание основ конкретных наук — права, экономики, психологии, философии, социологии, политологии, куль­турологии, этики.

Вместе с тем мы не ставим задачи охватить всё многооб­разие понятий, теорий и подходов, созданных в каждой из этих областей знаний. Большая наука, с которой вы позна­комитесь, уже обучаясь в вузе, когда уже станете студента­ми, нагружена специальной терминологией и тысячами научных теорий, которые вряд ли разместятся на страни­цах одной книги. Поскольку мы подготовили для вас школьный учебник, то соответственно ограничили в нём объём исключительно теоретического материала.

Школьный курс обществознания обращается к доступно­му вам, старшеклассникам, кругозору, уже имеющемуся у вас жизненному опыту, одновременно расширяя и первое и второе.

Обществознание в старших классах должно быть ориен­тированным на те проблемы, в том числе нравственные, ко­торые возникают в вашем возрасте. Переход от старшего под­росткового возраста к юношескому — это время постановки и решения для себя кардинальных проблем о смысле жизни и жизненных ценностях. Вот почему эти вопросы нашли отражение в предлагаемом вам курсе.

Более углублённый курс обществознания для старше­классников преследует ещё и практическую цель: дать необходимый минимум знаний для сдачи выпускного экза­мена (в том числе в форме ЕГЭ) для поступления в вуз.

Другая цель курса обществознания — представить азы профориентации. Многие из вас хотят стать юристами, экономистами, не очень хорошо представляя себе, что это такое. Неправильный выбор профессии часто ломает судь­бу. Поэтому к выбору будущей сферы своей деятельности, будущей профессии уже сейчас стоит отнестись с особым вниманием.

В новом учебнике вам откроется сложный мир социаль­ных и гуманитарных наук, выходящих на лидирующие по­зиции в системе школьного и вузовского образования.

Главы учебника состоят из параграфов, разбитых на ча­сти. Наиболее важные положения, центральные для данной темы понятия выделены в них жирным шрифтом. После каждого параграфа даны вопросы и задания, которые (скорее всего, выборочно, по указанию учителя) вы будете выполнять. Предложенные вопросы и задания позволят проверить, как вы поняли изученный материал. Обратите внимание на задания, помещенные под рубрикой «Практи­кум». Курс обществознания ориентирован на применение полученных знаний, поиск информации из других, кроме урока и учебника, источников; решение практических за­дач, помогающих увидеть важность изучаемого в повсе­дневной жизни. Задания «Практикумов» в наибольшей сте­пени направлены на достижение этих целей. Среди этих за­даний даны темы сочинений-эссе — особого вида работы, являющегося самым сложным из заданий ЕГЭ по обще- ствознанию.


В конце учебника для вашего удобства мы поместили обобщающий словарь, включающий все те понятия и тер­мины, которые нашли отражение в параграфах книги. Для тех, кого заинтересуют отдельные обществоведческие про­блемы, мы публикуем список литературы.








Date: 2015-12-13; view: 807; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию