Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
А.И. Кравченко
ОБЩЕСТВО- «РУССКОЕ СЛОВО»
Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений 3-е издание Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации (экспертиза РАН и РАО 2010 г.) Москва «РУССКОЕ СЛОВО» 2013
Авторы методического аппарата — И.В. Козленке и С.И. Козленке* Художественное оформление и макет — А.С. Побезинский Кравченко А.И.
К 78 Обществознание: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / А.И. Кравченко. — 3-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. — 376 е.: ил. ISBN 978-5-91218-819-0 Учебник освещает основы конкретных наук — психологии, философии, социологии, политологии, культурологии, этики. Книга написана простым, доступным языком, с яркими примерами, ориентирующими учащихся в повседневной жизни. Учебник снабжён цветными иллюстрациями, графиками и диаграммами, отражающими основные вопросы параграфов и несущими определённую методическую и познавательную направленность. В конце учебника помещён список литературы и словарь, включающий все те понятия и термины, которые нашли отражение в параграфах книги. УДК 373.167.1:3*10(075.3) ББК 60я72 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение....................................................................................... 5 Глава 1. Эволюционный базис человечества § 1. Эволюционная цепочка человека................................... 9 § 2. Культурные составляющие эволюции.......................... 14 § 3. Сознание и деятельность.............................................. 19 § 4. Самосознание................................................................ 25 § 5. Общественное сознание и философия........................ 28 § 6. Знания и познание....................................................... 35 § 7. Система социально-гуманитарного знания.................. 43 Глава 2. Цивилизация и культура § 8. Цивилизация.................................................................. 51 § 9. Сущность культуры.................................................... 60 § 10. Искусство..................................................................... 70 § 11. Общественная значимость образования.................... 78 § 12. Образование в Российской Федерации....................... 84 § 13. Знания и умения в информационную эпоху............... 93 § 14. Религии и конфессии................................................. 101 § 15. Конфессии в России.................................................. 111 Глава 3. Системное строение общества. Социальный прогресс § 16. Взгляд на общество в истории.................................. 123 § 17. Общество и его основные сферы.............................. 128 § 18. Общественные (социальные) институты и социальная защита.......................................................... 137 § 19. Социальный контроль............................................... 143 § 20. Социальный прогресс................................................ 149 § 21—22. Глобализация............................................................................... 157 Глава 4. Социальные группы в прошлом и сегодня § 23. Социальные группы.................................................. 171 § 24—25. Этнос и этнические отношения........................ 180 § 26. Семья и брак.............................................................. 203 §27. Современная демографическая ситуация в России 215 Глава 5. Социализация § 28. Социальный статус и социальная роль......................... 223 § 29. Сущность социализации................................................ 230 § 30—31. Юность как этап социализации.............................. 239 § 32—33. Молодёжь и молодёжная субкультура.................. 250 Глава 6. Социальная стратификация и мобильность § 34. Социальная стратификация......................................... 265 § 35. Стратификация и мобильность...................................... 274 Глава 7. Общественные отношения и социальное поведение § 36. Общественные отношения и социальное взаимодействие........................................................................ 285 § 37. Конфликт и протестное движение................................. 294 § 38. Социальное поведение................................................. 299 § 39. Девиантное поведение.................................................... 307 Глава 8. Личность и её духовная сфера § 40—41. Личность................................................................. 315 § 42. Духовная жизнь человека............................................... 330 § 43—44. Ценности и идеалы личности................................. 342 Словарь.................................................................................. 360 Литература............................................................................. 373 Введение Мы живём в XXI в., в эпоху невиданных скоростей, сверхновых технологий, гуманитарного преобразования мира. В этот информационный век происходит расширение кругозора, пополнение знаний, овладение смежными профессиями. Мгновенное переключение с одной отрасли знаний на другую, частая смена работы и своевременное реагирование на изменение ситуации на рынке труда, продолжающееся всю жизнь обучение — всё это очерчивает контуры того мира, в котором вам предстоит жить. С раннего детства человек уже знает, что в шесть-семь лет пойдёт в школу и проведёт в ней (надеемся с пользой) немало лет — в нашей стране введено обязательное среднее образование. Очень многие из вас затем будут получать высшее образование в университете, академии, институте. Оно не только престижно, но и перспективно. Высшее образование открывает дорогу в бизнес, науку, сферу международных отношений и современного производства; позволяет заниматься артистической или юридической деятельностью, стать законотворцем или врачом. Наступающая эпоха — это время, когда в системе научного и практического знания всё большее значение будут иметь социальные науки — экономика, юриспруденция, психология, социология, менеджмент, политология и др. Они-то и представлены в школьном курсе обще- ствознания. Социальные, в широком смысле общественные, науки выдвинулись на первый план в нашей стране в 90-е гг. прошедшего века. Возможно, что в начавшемся XXI в. позднее господствующие высоты достанутся другой части общественных наук, которую называют гуманитарным знанием: история, литературоведение, искусствознание, культурология, этика, философия... Познакомиться с некоторыми из них вы также сможете в предлагаемом курсе школьного обществознания. Обществознание — выражение, присущее только русскому языку. В других странах ему соответствует социология, которая при переводе (лат. socius — общество, греч. logos — знание, учение, наука) означает буквально знание об обществе. Если учитывать не только этимологию (происхождение слов), но и содержание знаний, то в круг проблем, охватываемых обществознанием, включается то, что в мире именуют социальными науками. К ним относят: социологию, экономику, психологию, антропологию. С точки зрения отечественной традиции в обществознание также входят культурология, этика, философия, право, которые относят обычно к гуманитарным (ценностным) знаниям. Итак, обществознание необходимо сегодня буквально всем — будущим химикам, физикам, инженерам, рабочим, бизнесменам, адвокатам, врачам, управленцам и др. Оно нужно всем гражданам России, независимо от их профессии. Молодое поколение, к какому бы поприщу оно себя ни готовило, не может обойтись без знаний о законах человеческой психики и особенностях деловой коммуникации, знаний политической деятельности и принципов организации экономики, своих гражданских прав, а также сведений о культуре, науке и религии. В отличие от курсов обществознания для 8 и 9 классов, где основной упор делался на знакомство с азами научного знания о человеке и обществе, учебники для 10 и 11 классов нацелены на более углублённое и серьёзное познание основ конкретных наук — права, экономики, психологии, философии, социологии, политологии, культурологии, этики. Вместе с тем мы не ставим задачи охватить всё многообразие понятий, теорий и подходов, созданных в каждой из этих областей знаний. Большая наука, с которой вы познакомитесь, уже обучаясь в вузе, когда уже станете студентами, нагружена специальной терминологией и тысячами научных теорий, которые вряд ли разместятся на страницах одной книги. Поскольку мы подготовили для вас школьный учебник, то соответственно ограничили в нём объём исключительно теоретического материала. Школьный курс обществознания обращается к доступному вам, старшеклассникам, кругозору, уже имеющемуся у вас жизненному опыту, одновременно расширяя и первое и второе. Обществознание в старших классах должно быть ориентированным на те проблемы, в том числе нравственные, которые возникают в вашем возрасте. Переход от старшего подросткового возраста к юношескому — это время постановки и решения для себя кардинальных проблем о смысле жизни и жизненных ценностях. Вот почему эти вопросы нашли отражение в предлагаемом вам курсе. Более углублённый курс обществознания для старшеклассников преследует ещё и практическую цель: дать необходимый минимум знаний для сдачи выпускного экзамена (в том числе в форме ЕГЭ) для поступления в вуз. Другая цель курса обществознания — представить азы профориентации. Многие из вас хотят стать юристами, экономистами, не очень хорошо представляя себе, что это такое. Неправильный выбор профессии часто ломает судьбу. Поэтому к выбору будущей сферы своей деятельности, будущей профессии уже сейчас стоит отнестись с особым вниманием. В новом учебнике вам откроется сложный мир социальных и гуманитарных наук, выходящих на лидирующие позиции в системе школьного и вузовского образования. Главы учебника состоят из параграфов, разбитых на части. Наиболее важные положения, центральные для данной темы понятия выделены в них жирным шрифтом. После каждого параграфа даны вопросы и задания, которые (скорее всего, выборочно, по указанию учителя) вы будете выполнять. Предложенные вопросы и задания позволят проверить, как вы поняли изученный материал. Обратите внимание на задания, помещенные под рубрикой «Практикум». Курс обществознания ориентирован на применение полученных знаний, поиск информации из других, кроме урока и учебника, источников; решение практических задач, помогающих увидеть важность изучаемого в повседневной жизни. Задания «Практикумов» в наибольшей степени направлены на достижение этих целей. Среди этих заданий даны темы сочинений-эссе — особого вида работы, являющегося самым сложным из заданий ЕГЭ по обще- ствознанию. В конце учебника для вашего удобства мы поместили обобщающий словарь, включающий все те понятия и термины, которые нашли отражение в параграфах книги. Для тех, кого заинтересуют отдельные обществоведческие проблемы, мы публикуем список литературы. Date: 2015-12-13; view: 807; Нарушение авторских прав |