Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусство





Сущность искусства. Говоря о культуре, нельзя обойти вниманием столь важную её составную часть, как искус­ство. Искусство надо понимать как минимум в трёх значе­ниях:

• искусство в широком смысле — это художественное творчество в целом: литература, архитектура, скуль­птура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разно­видности человеческой деятельности, объединяемые в художественно-образные формы освоения мира;

• искусство в узком смысле — только изобразительное искусство;

• искусство как высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.


Искусство — специализированная профессиональная деятельность, построенная на способности человека выра­жать свои ощущения в художественно-образных сред­ствах и жанрах.

Искусство можно трактовать очень узко и сводить его к изобразительному искусству, а можно понимать его доста­точно широко, включая все виды художественного творче­ства. Для того чтобы разобраться в этих нюансах, надо ко­ротко сказать о том, чем отличаются изобразительное ис­кусство и художественное творчество.

Изобразительные искусства — раздел пластических искусств, объединяющий живопись, скульптуру и гра­фику.

Изобразительные искусства отражают действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах. Благо­даря методам обобщения, типизации и воображению ху­дожника, изобразительные искусства получают возмож­ность эстетически раскрывать духовный облик, пережива­ния, мысли, взаимоотношения людей, воплощать общест­венные идеи.

Художественное творчество выступает синонимом тер­мина «художественная культура».

Художественная культура — совокупность всех видов ху­дожественной деятельности.

В понятие художественной культуры входят: словесная, музыкальная, театральная, изобразительная и другие куль­туры. Продуктом и процессом этой деятельности являются: созидание, хранение, распространение, восприятие, оцен­ка, изучение художественных произведений, а также обра­зование художников, воспитание критиков, искусство­ведов, публики.

С чего начинается искусство

 

В повседневной жизни искусство чаще понимается очень широко. Режиссёры, артисты, поэты и художники именуют себя и деятелями культуры, и деятелями искус­ства. В этом случае между культурой и искусством ставит­ся знак равенства. Необходимо учитывать все варианты понимания этих явлений, хотя такой подход создаёт до­полнительные трудности в точной трактовке культуры и искусства.

Искусство и художественная культура. Искусство мы бу­дем сближать, но полностью не отождествлять с художе­ственной культурой. У них есть сходные и отличительные черты. Сходство состоит в том, что искусство и художе­ственная культура — это сфера образно-выразительного от­ношения к окружающему миру; способ эстетического выра­жения своего внутреннего состояния, при котором форма выходит даже на первый план по сравнению с содержанием идей и чувств. Главное в искусстве — эстетическое выраже­ние окружающего мира и его высокопрофессиональное, мас­терское отображение в камне, театральной постановке, на холсте и т. д.


Различие заключается в следующем. Искусство — всего лишь вершина художественной культуры. Последняя включает не только профессиональные произведения, представляющие настоящую художественную ценность, но и работы любителей, дилетантов, имеющие ценность ис­
ключительно для них самих. Главный критерий, по кото­рому мы выделяем всё множество явлений, относимых к художественной культуре, — это образное отражение ре­альности, переживаний и мыслей людей. Оно может быть совершенным и несовершенным. К искусству же принадле­жит только та часть художественной культуры, которая выполнена на высоком уровне и имеет художественную ценность для других людей.

В художественную культуру включены не только резуль­таты деятельности профессионалов, но и вся огромная инфраструктура, обеспечивающая творческий процесс. Это мастерские художников, залы и картинные галереи; кон­серватории и филармонии; специализированные журналы, газеты, печатная продукция, каналы телевидения, изда­тельства; кафедры и лаборатории вузов, специализирован­ные школы и гимназии, лицеи; ассоциации артистов, ху­дожников, писателей и многое другое.


 

 


Рекреационная функция
Функции художественной культуры и искусства
----------------------------------

Коммуникативная функция
Гедонистическая функция ".......................... - • - - '


 

 


Стихи, написанные профессионалом и дилетантом, — ве­щи совершенно разные. И не потому, что первые пользуются признанием широкого круга читателей, а вторые интересны только автору и его друзьям. Профессиональное произведе­ние приобретает иное общественное значение. По-настояще­му подлинное социальное значение произведения искусства раскрывается в публичной представленности, в обсужде­ниях, оценках, откликах, осуществляемых культурно под­готовленной публикой и специалистами. Дилетант не выно-


сит своих стихов на суд публики, они не получают обще­ственного признания.

Аудитории профессионала и дилетанта принципиально иные: у первого — большие социальные группы, у второ­го — наоборот. Окончательный приговор профессионально­му произведению выносят критики, искусствоведы, т. е. специалисты, и образованная публика, а любительскому — кто угодно. В любом обществе глубокое понимание искус­ства было присуще только подготовленному меньшинству. Точно так же научным анализом, критической оценкой, по­пуляризацией произведений искусства и меценатством всегда занимались немногочисленные группы подготовлен­ных людей.

Тем не менее и стихи любителя, и стихи профессиона­ла, как и прочие виды художественной культуры, осно­ванные на любительстве (к ним относится весь пласт фольклора — от эпоса и былин до хоровода и заклина­ний), принадлежат одной и той же сфере деятельности — духовной.

В художественную культуру целиком входят произве­дения народной и элитарной (высокой) культуры, но лишь частично — массовой культуры. К искусству же мы должны отнести только продукты элитарной художе­ственной культуры — картины П. Пикассо, симфонии П.И. Чайковского, храм Покрова на Нерли, театр К.С. Станиславского.

Чтобы профессионально заниматься искусством, худож­ник должен овладеть основами мастерства. Вспомним о третьем значении искусства — высокий уровень мастер­ства, особые уменья. Вот критерий отнесения того или ино­го произведения к художественной культуре в целом или только к искусству как его части.

Итак, искусство — сфера профессионального творчества, фольклор — сфера народного творчества, художественная культура — единство двух этих сфер.

В огромном мире культурных артефактов (артефакт — предмет, изготовленный, сделанный человеком) произведе­ния искусства — сонаты и романы, картины и театральные спектакли — занимают самую верхнюю позицию. Наряду с научными теориями, религиозными учениями и философ- сними сочинениями продукция художественной культуры относится к наисложнейшим и высочайшим проявлениям человеческого духа.

Раньше словом «искусство» называли любые изделия че­ловека — керамическую посуду, ювелирные украшения, ме­дицину, агрокультуру и даже тактические приёмы боя. Все они причислялись к «искусствам», или ремёслам, обладали не только полезными практическими свойствами, но и вы­сокими эстетическими качествами. И только позже к искус­ству начали относить «изящные» виды творчества — жи­вопись, литературу, архитектуру, скульптуру, балет и близ­кие им области творчества. В результате значение термина сузилось. Но даже и в своём широком понимании искусство охватывало только мастерски созданные произведения.

Критерии произведений искусства. Сегодня к сфере ис­кусства относят только то, что соответствует трём обязатель­ным критериям. Произведение искусства должно обладать:

• познавательной ценностью;

• эстетической ценностью;

• нравственной ценностью.

Искусство ведения боя соответствует одним и не соответ­ствует другим критериям. То же самое можно сказать о юве­лирных украшениях или медицине (подумайте самостоя­тельно, каким именно критериям они не соответствуют).

Три указанных вида ценностей, которым подчиняется произведение искусства, можно сформулировать иначе:

• истина;

• красота;

• добро.

Трудно, пожалуй, найти четвёртый (не говоря о пятом или шестом) критерий, который бы в полной мере выражал сферу духовного. Истина, Красота и Добро — это вообще «три кита», на которые опирается духовная сфера общества. Что бы мы ни взяли из этой сферы — научную теорию, педа­гогический приём или религиозное учение, — они обяза­тельно будут в той или иной мере соответствовать трём глав­ным принципам духовного. В научной теории на первый план выступает Истина, в религиозном учении — Добро, в сфере образования — то и другое понемногу. В художествен­ных произведениях на первый план выступает Красота.

Все виды художественного творчества, которые соответ­ствуют данным критериям, мы вправе именовать изящны­ми искусствами, или просто видами искусства. К ним от­носятся: литература, живопись, скульптура, театр, кино, балет и классический танец, архитектура и некоторые другие.

В английском языке искусства (во множественном числе) называются arts. Это слово происходит от латинского ars, artis — ремесло, занятие; искусство, наука. Если к нему прибавить прилагательные, то получим конкретные виды занятий, например: artes liberalis — свободные искусства, artes sorcLidae — ремесло, artes optimae — науки, artes dis- serendi — диалектика. Взятое во множественном числе сло­во artes обозначало произведения искусства. Таково его прямое значение, а переносное — моральные качества, по­ступки, стремления. В широком смысле данное слово обозна­чало умения или знания, необходимые для того, чтобы изготовить нечто. Кстати сказать, понятие «артефакт» про­исходит от того же корня.

У древних греков использовалось другое слово — techne. От него произошли слова «техника» и «технология». Оно, как и первое, обозначает «занятие, ремесло, науки». Но у него всё же иное содержание. Латинское слово больше ори­ентировано на гуманитарное знание, а греческое — на тех­ническое и естественно-научное. Поэтому не принято упо­треблять слово «техника» по отношению к сути явлений ли­тературы или театра. В то же время совокупность приёмов исполнительского искусства, например балетного танца, мы можем именовать техникой.


Из четырёх составных элементов духовной сферы обще­ства два — наука и образование — подвержены прогрессу, здесь хорошее вчера сменяется лучшим сегодня. Два других элемента — искусство и религия — неподвластны прогрес­су. Первые находятся всегда во времени и только спешат к вечности, т. е. к идеалу. Вторые уже находятся в вечности и нам, зрителям, слушателям, верующим, сообщают о том, что есть вечная красота и вечное добро. Заповеди Иисуса Христа останутся вечно истинными и через тысячу лет. Картины и скульптуры Микеланджело останутся вечно прекрасными и через тысячу лет. Но теория И. Ньютона и
теория А. Эйнштейна могут и не быть истинными через ты­сячу лет. Не останутся вечно совершенными и все техниче­ские изобретения. Их обязательно превзойдут в будущем. На смену деревянным счётам пришёл механический каль­кулятор, а его сменила электронно-вычислительная маши­на. Искусство служит Красоте, религия — Добру, наука — Истине, а техника — Пользе.


Три кита, на которых покоится духовная сфера общества
Истина
Добро

 

 


Союз Красоты и Добра даёт изящные искусства, а союз Красоты и Пользы — прикладные искусства. Кабаре, цирк, спорт, архитектура, дизайн сочетают Красоту и Пользу. Для того чтобы ремесло или вид искусства назывался приклад­ным, надо, чтобы его произведение создавалось сначала для пользы, а потом уже выражало бы прекрасное. Здание церкви построено для практических, а уже затем для эстети­ческих целей. Поэтому архитектуру правильнее относить к прикладным искусствам.

Основные термины и понятия

Искусство, изобразительные искусства, художественная культура

Вопросы и задания

1. Что такое искусство? Сравните его с художественной культурой.

2. Каковы критерии произведений искусства? Как эти критерии связаны между собой? А может быть, связи между ними не суще­ствует? Что такое истина в искусстве? Подобна ли она истине в науке?

3. Подвластно ли искусство прогрессу? Почему?

4. Что такое прикладное искусство? Приведите примеры произве­дений прикладного искусства. Какую роль прикладное искусство играет (и играет ли?) в вашей жизни?

5. Можно ли среди функций художественной культуры и искус­ства выбрать самую важную, которой подчинены все другие? Своё мнение обоснуйте.

Практикум

1. Опираясь на ваши знания курса обществознания, полученные в основной школе, вспомните, что такое народная, элитарная, массовая формы культуры. Чем они отличаются? Насколько они связаны между собой? Может ли одно и то же явление культуры быть одновременно продуктом трёх или двух названных форм культуры? Возможно ли перемещение со временем произведе­ния искусства из одной формы культуры в другую (скажем, из элитарной в массовую)? Все свои рассуждения подтвердите при­мерами.

2. На основе схемы «Функции художественной культуры и искус­ства» (см. с. 73) опишите их воплощение, взяв за основу (на свой выбор) произведения искусства любой эпохи и жанра.

Date: 2015-12-13; view: 3070; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию