Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Постмодернистическое мышление
Постмодернизм стремится избавить культуру от диктата разума, выступает с критикой законодательного разума и его претензий на руководящую роль как в интеллектуальной, так и в практической сферах жизни. Разум на протяжении нескольких последних столетий брал на себя роль судьи, одобряя или отвергая все явления общественной, культурной жизни, и выступал в качестве непререкаемого авторитета для людей, требуя от них беспрекословного подчинения его предписаниям. Постмодернизм, объявив гордыней и ложью все претензии законодательного разума на возможность и способность познать истину, отверг универсальность самого понятия «истина», провозгласил все открытые научным разумом истины относительно человека, общества, природы несостоятельными как в интеллектуальном, так и в нравственном отношении и, таким образом, подверг все традиционные теоретические, этические, политические и др. представления критической деконструкции. И в этом смысле, по словам И. Хассана, постмодерн есть, прежде всего, культурная ориентация на деконструкцию, децентрацию, разбрасывание, демистификацию, прерывание и т. д. Постмодернизм предлагает отказаться от всяких притязаний на любое всеведение, обойтись современному обществу без этих мистифицирующих способностей законодательного разума и восстановить в правах обыденное мышление, оперирующее фактами повседневного опыта. Разум должен заниматься не познанием истины, а интерпретацией, толкованием мира как текста. Но поскольку толкование – это процесс, в сущности, безграничный и может быть бесконечным, невозможно говорить и о каком-либо определённом содержании, претендующем на истинность. Теперь разнообразные толкования просто мирно сосуществуют, не претендуя на истину в последней инстанции. Наступающий на вчерашнюю гносеологию гносеологический релятивизм объявляет истину – догмой, объективное – иллюзией, причинно-следственное описание миропорядка – вымыслом и орудием власти. Такой образ мысли приводит, как следствие, к возрастанию неопределённости в понимании, к ощущению невнятности мира, что, в том числе, повышает интерес к иррациональному и субъективному, и к вседозволенности в интерпретациях. Постмодернистическое мышление направлено против всех форм унификации, абсолютизации, против всякого рода норм и традиций, авторитетов – начиная от государства, национальной идеи, этических норм и кончая правилами поведения человека. Постмодернизм отказывается от единственной утопической модели и переходит к широкому выбору их, к распаду единства, к поощрению множественности. Причём множественность эта не синтез, а эклектическое сочетание разнородных элементов. Признаётся допустимость бесконечного числа картин мироздания, ни одна из которых не может претендовать на истинность. То есть постмодернистическое мышление в принципе плюралистично и антитоталитарно. И акцент в любой дискуссии теперь переносится не на консенсус, а на диссенсус (разногласие). Отказываясь от старого видения, постмодернизм стремится разорвать связь времён и утвердить принцип естественного права настоящего перед прошлым. Новое абсолютизируется, новизна становится способом оценки мира. Но новизна предполагает и возможна при отказе от прошлого, и отношение к прошлому становится пародийно-негативным или просто пародийным. Новизна, в постмодернистическом понимании, освобождает от давления стереотипов любого рода, от власти всех без исключения норм, правил, принципов традиционной культуры, даёт возможность жить в забвении традиций. Новизна приобретает статус архетипа, пронизывающего все стороны жизнедеятельности. Новизна – это и вызов требованиям законопослушания, а непослушание – это вид деструкции. Жизнь не по правилам – возбуждает, их нарушение становится одним из условий возможности испытать наслаждение новизной. Следовательно, новизна даёт возможность испытать наслаждение (по Фрейду, новизна является необходимым условием наслаждения). Осознание этого приводит к погоне за новизной во всех сферах культуры. Непрерывно творить новизну позволяют выработанные постмодерном приёмы. Среди них – деконструкция форм и стилей, произвольная трактовка и прямое обезображивание отдельных элементов или всего произведения в целом, пародирование, в поэзии – игра со словами. Постмодернистическое мышление вносит кардинальные изменения в сознание современного человека, в котором расширяется образ пространства, оно становится полифоничным, сознание приобретает хаотичность, клиповость (способность к быстрой смене образов), виртуальность (мнимость, искусственность, переплетение в нём кажимости и истинности). В постмодернистической действительности происходит деиерархизация культуры, что делает невозможным утверждение новой системы ценностей. И современный человек вынужден пребывать в состоянии духовной аморфности. Он может всё обозревать, но ничего не может оформить изнутри, структурировать, конструктивно упорядочить, систематизировать в сознании (поэтому столь важными становятся внешние формы ограничения, укрепления мира – посредством стандартизации жизни, моды, общественного мнения, повышения комфортабельности и комфортности жизни и т. д.). Понятие «постмоденр», по мнению исследователей (Матяш Т.П.), в какой-то мере близко понятию «демократия». Демократизация общества есть его постмодернизация: разрушается единый стиль культуры, возникает культурный плюрализм, нарастают процессы усреднения людей и возвышения массовой культуры, уменьшается возможность появления гениев и героев. В постмодернистическую эпоху изменяется понимание гуманизма, происходит переход от классического антропоцентрического гуманизма к универсальному гуманизму, включающему всё живое – человека, природу, космос, Вселенную, то есть имеющему экологическое измерение. Постмодернизм оказывается плодотворной почвой и для антииерархических идей культурного релятивизма, утверждающих многообразие, самобытность и равноценность всех граней творческого потенциала человечества. Об этом свидетельствует, в том числе, отказ от европоцентризма, этноцентризма, религиозный, культурный, экологический и др. экуменизм (сотрудничество, направленное на сближение). Феномен постмодернизма по-разному трактуют и подвергают осмыслению различные науки и их представители. Для философии постмодернизм означает торжество постметафизики, пострационализма, постэмпиризма. Для этики – постгуманизм постпуританского мира. Ведущие западные политологи (Ю. Хабермас, З. Боман, Д. Белл) трактуют постмодернизм как символ постиндустриального общества, итог неоконсерватизма, симптом глубинных изменений общества, выразившийся в тотальном конформизме, эстетическом эклектизме, «идеях конца истории» (Фукуяма). Представители точных наук классифицируют постмодернизм как стиль постнеклассического научного мышления. Психологи усматривают в нём симптом панического состояния общества, эсхатологической тоски индивида. Американский протестантский теолог Х. Кокс – как период, наступивший после «конца Нового времени», при этом Кокс рассматривает возможности наступления «постмодернистского» христианства. Искусствоведы видят в постмодернизме новый художественный стиль, для которого характерен возврат к красоте как к реальности, к повествовательности, к сюжету, мелодии, гармонии. Социологи находят общее между постмодернистической и общей постиндустриальной ситуацией всего общества: плюрализм, разнородность различных парадигм (моделей, образцов). И также принципиально разное: если сфера промышленности ориентируется на критерии функциональной рациональности, то культура – утверждает самореализацию и наслаждение, и этот разрыв увеличивается. Постмодернизм в процессе своего становления испытал влияние многих научных и культурных течений: от экзистенциализма, герменевтики, психоанализа до феминизма. Среди культурологических теорий это игровая теория культуры, разработанная Й. Хёйзингой, сформулировавшим понятие культуры как игры, и М. Бахтиным, введшим в интеллектуальный обиход представление о равносильности (амбивалентности) и взаимозаменяемости всех значений и смыслов, фигурирующих внутри игрового пространства. В области языкознания и философии языка – идеи Ф. Ницше о проблематичности отношения языка к действительности, Ф. Де Соссюры о том, что связь между словом и обозначаемым объектом, знаком и означаемым произвольна.
Date: 2015-12-12; view: 411; Нарушение авторских прав |