Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Организационно-правовые формы и виды туристических предприятий
С точки зрения организационно-правового устройства, масштабности и профиля деятельности существующие предприятия достаточно разнообразны. Однако при всем кажущемся многообразии они подразделяются на группы (типы), для которых выработаны определенные нормы хозяйственного законодательства, регулирующие их деятельность. В соответствии с Гражданским кодексом РФ предпринимательскую, в том числе туристскую, деятельность могут вести: ♦ физические лица (граждане) без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; ♦ юридические лица. Участвуя в образовании туристского предприятия, его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, причем эти права распространяются только на имущество, переданное в пользование в качестве вклада в уставный фонд. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся унитарные предприятия, в том числе дочерние, а также финансируемые собственником учреждения. К числу юридических лиц, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, принадлежат общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Юридическими лицами в туризме могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации. Коммерческие организации в качестве основной цели своей деятельности имеют извлечение прибыли и (или) распределяют полученную прибыль между участниками (хозяйственные товарищества, производственные кооперативы и унитарные предприятия). Соответственно некоммерческие организации не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяют полученную прибыль между участниками (потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения),финансируемые собственником учреждения, благотворительные и иные фонды и др.). В туризме работают в основном коммерческие организации — резиденты РФ. Резиденты — это юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ и расположенные на ее территории, в том числе юридические лица с инвестициями нерезидентов. Все коммерческие и некоммерческие юридические лица, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), являются субъектами хозяйственной деятельности (субъектами хозяйствования). Субъект хозяйствования — это субъект права, являющийся участником хозяйственного оборота, осуществляющий производство продукции (работ, услуг) и в предусмотренных законом случаях способный нести налоговое бремя. К ним относятся: ♦ коммерческие юридические лица, их филиалы и представительства; ♦ некоммерческие юридические лица в том случае, если они занимаются производственно-хозяйственной деятельностью и уплачивают налоги; ♦ индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность без образования юридического лица. В соответствии с Конституцией и Гражданским кодексом РФ имущество может находиться в государственной и частной собственности. В данном случае понятие "собственность" определяется как система экономических отношений по поводу пользования, владения и распоряжения имуществом. Субъектами права государственной формы собственности являются РФ и ее административно-территориальные единицы; частной формы собственности — физические и негосударственные юридические лица. Собственник может: ♦ передавать свои права по владению, пользованию, распоряжению другому лицу; ♦ передавать имущество в собственность или управление; ♦ совершать в отношении имущества любые действия, не противоречащие закону; ♦ использовать имущество для осуществления предпринимательской деятельности. При этом объектами права собственности выступают предприятия, земельные участки, здания, сооружения, оборудование, сырье, материалы, деньги, ценные бумаги, продукты интеллектуального и творческого труда. Различия в имущественных правах учредителей объясняются спецификой того или иного вида юридического лица, целями деятельности, условиями ответственности учредителей по долгам созданных ими юридических лиц. Туристское предприятие как юридическое лицо может иметь представительства и филиалы, если это предусмотрено его уставом. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, представляющее и защищающее его интересы, совершающее от его имени юридические сделки. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства. Ни представительства, ни филиалы не являются юридическими лицами, а наделяются имуществом и действуют на основании положения, утвержденного юридическим лицом, структурными единицами которого они являются. Туризм относится к деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия). Право юридического лица на занятие туристской деятельностью возникает с момента получения лицензии и прекращается по истечении срока ее действия. Именно в этот период юридическое лицо приобретает статус туроператора или турагента. Разделение туристских предприятий на туроператоров и турагентов основано на их функциональных различиях. Туроператорская деятельность — это деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего на основании лицензии разработку и продвижение туристского продукта, рассчитанного на массовый и индивидуальный потребительский спрос, а также его реализацию турагентам или непосредственно туристам. Таким образом, туроператор — организация, генерирующая стандартный пакет услуг — тур, состоящий из комплексных туристских услуг. При подготовке и реализации турпакета он заключает контракты с перевозчиками, предприятиями средств размещения и питания, службами и предприятиями туристско-экскурсионного обслуживания и другими, участвующими в производстве и реализации тура. Кроме того, в задачи туроператора входит определение цены на туристский продукт, организация его продвижения на рынок и реализация через собственную сбытовую сеть или посредников. Юридической основой туроператорской деятельности является договор на туристское обслуживание (туристский договор), принадлежащий к типу договоров возмездного оказания услуг. В соответствии со статьями 733, 735 Гражданского кодекса РФ предметом такого договора являются услуги на туристское обслуживание по оговоренной заранее цене. Следовательно, туроператор — это предприятие—производитель собственных туров на основе аренды или оптовых закупок отдельных услуг предприятий—поставщиков услуг с комплектованием их в новый комплексный продукт, реализуемый самостоятельно или на комиссионной основе через турагентства. Организаторская деятельность туроператора является проявлением производственной функции. Он действует от своего имени, по своему усмотрению, а также за свой счет и под свою личную ответственность. Турагентская деятельность — это деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего на основании лицензии продвижение и реализацию туристского продукта и сопутствующих услуг. Следовательно, турагентство — посредническая организация, осуществляющая продвижение и розничную продажу туристского продукта туроператора, а также отдельных услуг других предприятий индустрии туризма за комиссионное вознаграждение. Приведенные выше определения туроператора и турагента - классический вариант. На практике их функции тесно переплетены и выступают как единое целое. Это объясняется прежде всего острой конкуренцией. Тураген- ты наряду с продажей продукта туроператора предлагают и собственные туры, а туроператоры в свою очередь имеют собственную сбытовую сеть. Туристская деятельность — это сложный экономический механизм, вобравший в себя практически все виды деятельности, выделенные национальным классификатором. Структурированные по определенным признакам, они образуют индустрию туризма. Существует множество определений этого понятия. Согласно определению Конференции ООН по торговле и развитию, состоявшейся в 1971 г., туристская индустрия — это совокупность производственных и непроизводственных видов деятельности, направленных на создание товаров и услуг для путешествующих лиц. Законодательство РФ трактует туристскую индустрию как совокупность гостиниц и иных объектов, сооружений для размещения туристов, транспортных средств, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, оздоровительного, делового, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туристскую деятельность. Определение границ туристской индустрии и типов предприятий, входящих в ее состав, является очень важной задачей для системы туризма в целом, так как полное и всестороннее удовлетворение туристских потребностей требует скоординированной работы всей совокупности ее организаций и объектов. Порядок создания туристских предприятий определен Гражданским кодексом РФ, Положением о государственной регистрации и ликвидации. В соответствии с Положением государственной регистрации подлежат: ♦ создаваемые (реорганизуемые) юридические лица: коммерческие и некоммерческие организации; ♦ индивидуальные предприниматели. Для начала туристской деятельности каждому субъекту хозяйствования необходим стартовый капитал. Для юридических лиц таковым является уставный фонд. Уставный фонд (капитал) — это зафиксированный в уставе предприятия исходный капитал, который образуется за счет вложений учредителей, выручки от продажи акций, государственных вложений. Взнос в уставный фонд может осуществляться не только в денежной, но и в имущественной форме,а также в виде объектов интеллектуальной собственности (патентов, лицензий, проектов и др.). Размер и структура уставного фонда организации определяются учредителями в договоре о создании юридического лица и фиксируются в ее уставе. С целью обеспечения юридических лиц необходимым стартовым капиталом, а также стимулирования развития отдельных организационно-правовых форм и видов деятельности создаваемых организаций государством установлены минимальные размеры уставных фондов для субъектов хозяйственной деятельности в зависимости от формы создаваемой организации. Важным этапом в принятии решения о создании туристского предприятия является прединвестиционная оценка целесообразности такого проекта. Для этого необходимо спрогнозировать оптимальный объем продаж, прибыль и себестоимость туристского продукта. Кроме того, следует рассчитать сумму затрат туристского предприятия, включающих организационные расходы по созданию фирмы, эксплуатационные расходы, расходы, связанные с производственной деятельностью. Методика расчета представлена в табл1. Приведенные расчеты должны отражать прибыльность создаваемого предприятия. Если рентабельность проекта составляет не менее 20 % при сроке окупаемости в среднем один год, то организация такой туристской фирмы эффективна и вклады ее учредителей имеют достаточно высокую ликвидность. Более подробно расчет объема продаж, вопросы формирования, распределения и планирования прибыли, условия безубыточности изложены в главе 12 "Планирование деятельности туристского предприятия". В последние годы все большее распространение получает такая форма предпринимательства, как франчайзинг. Договор франчайзинга представляет собой долгосрочное соглашение, в силу которого одна сторона (лицензиар) обязуется последовательно осуществлять поставки товаров, оказывать определенные услуги, передавать свой опыт и знания в ведении хозяйственной деятельности другой стороне — получателю франшизы (лицензиату), который обязуется заплатить за это определенное вознаграждение. Выделяют такие формы, как франчайзинг изделий и франчайзинг оборота. Для туризма наиболее приемлем оборотный франчайзинг. Он заключается в предоставлении лицензиату таких услуг, как метод производства (продаж), свой имидж, ноу-хау, товарные знаки и знаки обслуживания и др. Законодательство РФ не дает определение франчайзинга, но и не содержит запрета на заключение такого рода договоров. Особенностью правового регулирования франчайзинга в РФ является то, что последний представляет собой комбинированный договор, который может содержать в себе частично положения договора поставки, договора подряда, лицензионного договора. Следовательно, при его заключении необходимо учитывать нормы, регулирующие каждый из указанных видов договоров. Любая фирма как единый хозяйственный организм в условиях рыночной экономики сама является товаром, т.е. может выступать объектом купли-продажи. (В последнее время в туристском бизнесе все чаще наблюдаются случаи продажи, выкупа туристских фирм. В связи с этим возникает вопрос определения ее стоимости).
Таблица 1 Расчет доходов и затрат туристического предприятия
В условиях рыночной экономики всякое дело сопряжено с риском. Неопределенностью в деятельности туристского предприятия характеризуются все фазы цикла турпродукта. При отсутствии квалифицированного менеджмента, ликвидных средств и других составляющих неопределенность становится источником либо выигрыша,либо убытков. Последние ведут к несостоятельности предприятия — банкротству. Под банкротством понимается неспособность предприятия финансировать текущую операционную деятельность и погашать срочные обязательс- тва,т.е. имущественное разорение предприятия, установленная судом неспособность фирмы рассчитаться по своим долговым обязательствам. Внешние признаки банкротства туристского предприятия: ♦ приостановление текущих платежей (предприятие не обеспечивает выполнение требований кредиторов); ♦ повышение относительной доли дебиторской задолженности в активах предприятия; ♦ увеличение задолженности акционерам, партнерам, сотрудникам; ♦ задержка с предоставлением отчетности. Основные причины банкротства туристского предприятия: ♦ ошибочное определение стратегии или отсутствие концепции развития как таковой; ♦ несоответствие уровня квалификации управленческого и исполнительного персонала; ♦ отсутствие или слабый маркетинг; ♦ необоснованно завышенные издержки производства; ♦ высокая конкуренция; ♦ низкое качество обслуживания туристов; ♦ форс-мажорные обстоятельства; ♦ экономическая ситуация и др. Для предупреждения банкротства, предбанкротного состояния фирмы разработаны специальные системы расчетов. Одна из них основана на выявлении неудовлетворительной структуры баланса на базе критериев оценки возможного банкротства; вторая — на модели Альтмана. Суть первой системы подробно изложена в главе 11. Модель Альтмана основана на расчете коэффициента "Е-счета": 6 = 3,3К1 + 1,0К2 +0,6К3 +1,4К4 + 1,2К5, где К1 = (прибыль до выплаты процентов, налогов): (всего активов); К2 = (выручка от реализации): (всего активов); К3 = (собственный капитал): (привлеченный капитал); К4 = (реинвестированная прибыль): (всего активов); К5 = (собственные оборотные средства): (всего активов). Сами по себе коэффициенты (табл. 3.2) не имеют универсального значения и должны рассматриваться во взаимосвязи с конкретными обстоятельствами. Как показали специальные исследования, модель Альтмана позволяет в 90 % случаев предсказать банкротство фирмы на год вперед и в 80 % — на два года вперед.
Таблица 3.2 Вероятность банкротства
В соответствии с Гражданским кодексом РФ, Законом "Об экономической несостоятельности (банкротстве)", Положением № 29 к несостоятельному предприятию могут быть применены следующие процедуры: ♦ реорганизация; ♦ ликвидация; ♦ мировое соглашение. Реорганизация может осуществляться в следующих формах: ♦ слияние; ♦ присоединение; ♦ выделение; ♦ преобразование предприятия в иную организационно-правовую форму; ♦ санация. Ликвидация как процедура банкротства может применяться в двух формах: ♦ добровольной; ♦ принудительной. По второй форме в ходе разбирательства в суде между несостоятельным предприятием и кредиторами может быть достигнуто мировое соглашение, которое при определенных условиях позволит предприятию восстановить свою жизнедеятельность.
3.Хозяйственный расчет на туристском предприятии Туристские предприятия, независимо от формы собственности на средства производства и другое имущество, действуют на принципах хозяйственного расчета, т.е. за счет собственных средств. Иными словами, если предприятие становится убыточным и неплатежеспособным, то оно должно самоликвидироваться, так как ни государство, ни какой-либо другой хозяйственный орган не несут ответственности по его обязательствам, не отвечают за его долги. Хозяйственный расчет — метод эффективного ведения хозяйства, основанный на соизмерении затрат и результатов хозяйственной деятельности в денежной форме, возмещении расходов собственными доходами. Принципы хозяйственного расчета следующие: ♦ хозяйственная самостоятельность предприятия; ♦ самоокупаемость и рентабельность; ♦ экономическая заинтересованность; ♦ экономическая ответственность; ♦ контроль рублем. На практике хозяйственный расчет представляет собой сложную систему расчетов. В частности, новая туристская фирма или структурное подразделение в рамках существующей компании должны рассчитать свою программу и ее обеспечение таким образом, чтобы покрыть все затраты, включая заработную плату, и получить прибыль. Кроме того, хозяйственный расчет туристского предприятия охватывает систему отношений работников, отделов, служб управления предприятия. Реализация принципов хозяйственного расчета предусматривает: ♦ регламентацию прав и обязанностей каждого подразделения; ♦ предоставление им необходимой оперативно-хозяйственной самостоятельности; ♦ установление обоснованных заданий подразделениям; ♦ создание системы материального стимулирования работников подразделений; ♦ разработку системы экономической ответственности; ♦ организацию достоверной системы учета результатов хозяйственной деятельности и контроля за использованием производственных ресурсов.
Тренировочные задания 1.Приведите схему расчета целесообразности создания туристского предприятия. При каких условиях оно может быть создано? 2. Что такое франчайзинг? Рассмотрите возможности использования франшизы в туристском бизнесе РФ. Отметьте плюсы и минусы. 3. Проведите анализ причин банкротства туристского предприятия и ранжируйте их по степени важности. Какова реакция предприятия на кризисное состояние? Тест 1. Каковы отличительные черты туристского предприятия: а) самостоятельно хозяйствующий субъект; б) часть национальной экономики; в) осуществление туристской деятельности? 2. Каково главное обстоятельство, определяющее туристское предприятие как часть национальной экономики: а) переплетение интересов государства, собственника, коллектива, работника; б) юридическая самостоятельность; в) связь с экономической средой? 3. Входит ли общество защиты прав потребителей в ближайшее окружение предприятия: а) да; б) нет? 4. В чем заключается смысл экономических целей предприятия: а) в улучшении управления и структуры предприятия; б) во взаимодействии интересов лиц, занятых производством туристского продукта; в) увеличении прибыли? 5. Определите главные признаки организационно-правовой формы туристского предприятия: а) порядок формирования уставного фонда; б) структура аппарата управления; в) размер уставного капитала. 6. К какой организационно-правовой форме относится большинство туристских предприятий: а) государственные и муниципальные унитарные предприятия; б) общества с ограниченной ответственностью; в) акционерные общества? 7. Какие предприятия входят в индустрию туризма: а) хозяйственные товарищества; б) унитарные предприятия; в) туроператоры, предприятия средств размещения; г) предприятия, участвующие в создании туристского продукта? 8. Определите основные признаки хозяйственного расчета: а) метод ведения хозяйства; б) метод управления предприятием; в) самоокупаемость, заинтересованность, ответственность. 9. Каковы основные признаки банкротства туристского предприятия: а) отсутствие ликвидных средств на счету; б) отсутствие квалифицированного менеджмента; в) приостановление текущих платежей, задержка с выплатой задолженности. 10. Какие причины могут привести к банкротству: а) невыплата заработной платы персоналу; б) ошибочная стратегия фирмы; в) увеличение задолженности партнерам, акционерам?
Тема 2. Основные и оборотные средства туристского предприятия План 1.Сущность и значение основных средств, их состав и структура 2.Показатели оценки и эффективности использования основных средств 3. Оборотные средства туристского предприятия
1.Сущность и значение основных средств, их состав и структура Для достижения целей хозяйственной деятельности туристское предприятие, как и любое другое, должно обладать хотя бы минимумом основных средств, позволяющих этого добиться. Основные средства (ОС) предприятий, учреждений и организаций представляют собой совокупность средств и орудий труда, действующих в натуральной форме в течение длительного времени как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере. Согласно этому определению различают: ♦ основные производственные средства, действующие на предприятиях и предназначенные для изготовления продукции (механизмов, оборудования и т.д.); ♦ основные непроизводственные средства, действующие в сфере обслуживания (медицинских, бытовых, торговых, оздоровительных и других учреждениях). В соответствии со спецификой сферы туризма особый интерес представляют основные непроизводственные средства. Непроизводственные основные средства туристского предприятия есть совокупность вещей, сохраняющих свою материально-вещественную форму и используемых организацией в хозяйственной деятельности в течение длительного (более 12 месяцев) периода, стоимость единицы которых при этом превышает величину, установленную учетной политикой организации в соответствии с законодательством. ♦ вспомогательные — котельные, прачечные, материальные и производственные склады, овощехранилища, гаражи, склады спортивного инвентаря и др.. Каждое отдельно стоящее здание является инвентарным объектом, поэтому ему присваивается соответствующий номер, учитываемый в балансе и техническом паспорте основных средств туристского предприятия. Сооружения — инженерно-строительные объекты, предназначенные для создания условий, необходимых для осуществления процесса производства туристского продукта или предоставления отдельной услуги, путем выполнения тех или иных технических функций. К сооружениям в туризме относятся: ♦ водолодочные станции (насосные), артезианские скважины пресной и минеральной воды, бассейны, включая их фундамент, подогревательные устройства и арматура; ♦ берегоукрепительные сооружения, подпорные стены, фонтаны, канализационные сооружения и др.; ♦ спортивные площадки, теннисные корты, гребные, лодочные станции, аттракционы, парковые дорожки, скульптуры, ограждения и пр. Машины и оборудование — устройства, преобразующие энергию, материалы и информацию. Это силовые рабочие машины и оборудование к ним, генераторы, производящие тепловую и электрическую энергию, оборудование систем связи, средств измерения и управления, вычислительной техники и оргтехники, средств хранения информации. Жилища - здания, предназначенные для временного проживания (щитовые домики, используемые в туристском комплексе в летний период). Транспортные средства, предназначенные для передвижения людей и грузов: грузовые и легковые автомобили, автобусы и др. Производственный и хозяйственный инвентарь. Производственный инвентарь — предметы технического назначения, которые участвуют в производственном процессе, но не могут быть отнесены ни к оборудованию, ни к сооружениям: пылесосы, полотеры, поломоечные машины, кондиционеры и пр. Хозяйственный инвентарь: ковровые дорожки, магнитофоны, спортинвентарь и т.д. Скот рабочий, продуктивный и племенной (кроме скота для убоя). Это лошади, верблюды, ослы, коровы, овцы. Многолетние насаждения - озеленительные и декоративные растения на территории предприятий, плодово-ягодные насаждения всех видов, живая природа и т.д. Нематериальные основные средства Нематериальные основные средства (активы) представляют собой долгосрочные вложения предприятия в приобретение прав на имущество, не имеющее материальной формы, но приносящее доход. К этой группе относятся: ♦ компьютерное программное обеспечение и базы данных; ♦ ноу-хау, торговые знаки и марки, патенты, лицензии и др.; ♦ права пользования земельными участками и природными ресурсами. Нематериальные активы могут использоваться длительный период, приносить прибыль, однако с течением времени большая часть из них теряет свою стоимость. Особенностью нематериальных активов является (вследствие отсутствия материально-вещественной формы) сложность определения стоимости при выявлении прибыли от их применения. В приведенной выше классификации одни основные материальные средства (например, машины, оборудование) принимают непосредственное участие в процессе производства туристского продукта и потому относятся к активной части; другие (например, сооружения) обеспечивают нормальное функционирование производства и, следовательно, являются пассивной частью основных средств. Соотношение различных групп ОС в общей их стоимости составляет структуру основных средств. Основные средства различают по следующим признакам: ♦ собственные — принадлежащие предприятию на правах собственности; ♦ арендованные — полученные от других юридических и физических лиц во временное пользование (с правом выкупа или без такового); ♦ действующие — находящиеся в эксплуатации; ♦ бездействующие — находящиеся в запасе или на консервации. Пути поступления ОС на туристское предприятие следующие: ♦ приобретение за плату; ♦ создание на предприятии; ♦ безвозмездное получение, в том числе в качестве взноса в уставный фонд; ♦ выявление в процессе инвентаризации (неучтенные ранее); ♦ получение по договору аренды (лизинг). С течением времени основные средства изнашиваются, утрачивают первоначальные качества и стоимость. При этом имеют место два вида износа — физический и моральный. Физический износ - это утрата основными средствами своей потребительской стоимости в результате снашивания деталей, воздействия естественных природных факторов и агрессивных сред. Физический износ может быть двух видов: продуктивный и непродуктивный. Продуктивный физический износ - потеря стоимости в процессе эксплуатации, непродуктивный износ характерен для основных средств, находящихся на консервации вследствие естественных процессов старения. Для характеристики физического износа используют ряд показателей. Коэффициент физического износа вычисляют по формуле
где И – сумма износа, начисленная за весь период эксплуатации; Сперв – первоначальная (восстановительная) стоимость объекта основных средств. Для объектов, срок службы которых ниже нормативного, коэффициент износа может быть рассчитан по формуле
где Тф – фактический срок службы данного объекта; Тн – нормативный срок службы данного объекта. Для объектов, срок службы которых превысил нормативный, коэффициент износа находят по формуле
где Тф – фактический срок службы данного объекта; Тн – нормативный срок службы данного объекта; Тв –возможный остаточный срок службы данного объекта сверх фактически достигнутого. Коэффициент физического износа зданий и сооружений может быть определен по формуле
где di – удельный вес i-го конструктивного элемента в стоимости объекта; ai – процент износа i-го конструктивного элемента. Моральный износ заключается в несоответствии основных средств современным требованиям и зависит в основном от состояния научно-технического прогресса, периода эксплуатации. Так, давно построенная гостиница в настоящее время не может удовлетворять требованиям (комфортности, эстетичности и др.) современных клиентов. Главным источником покрытия затрат, связанных с обновлением основных средств, являются собственные средства туристского предприятия. Они накапливаются в течение всего срока службы ОС в виде амортизационных отчислений. Амортизация — перенесение по частям стоимости основных средств в течение срока их службы в затраты на производство туристского продукта. Таким образом, перенесенная в состав товара стоимость основных средств переходит из сферы производства в сферу обращения. После реализации товара часть денежной суммы, соответствующая перенесенной стоимости ОС, поступает в амортизационный фонд, в котором накапливается до полной стоимости, в основном соответствующей первоначальной. Амортизационные отчисления — это денежное выражение перенесенной стоимости, включаемой в себестоимость обслуживания туристов, экскурсантов. Нормы амортизационных отчислений устанавливаются дифференцированно в зависимости от вида и условий эксплуатации основных средств. Начисление амортизации производится по нормам, утвержденным правительством, на протяжении фактического срока службы основных средств непосредственно предприятием в течение срока полезного использования, выбранного в рамках установленного диапазона по группе объектов, в которую они входят. Во время ремонта и простоя ОС амортизацию продолжают начислять в обычном порядке. Убытки от ликвидации не полностью амортизированных основных средств сказываются на результатах хозяйственной деятельности. Субъектам хозяйствования предоставлено право самостоятельно определять сроки полезного использования объектов, исходя из диапазона сроков, предусмотренных законом, а также выбирать методы начисления амортизации и закреплять их в учетной политике. Линейный метод заключается в равномерном (по годам) начислении организацией амортизации в течение всего нормативного срока службы или полезного использования объекта основных средств. Нелинейный метод (сумма чисел лет и уменьшаемого остатка) представляет собой неравномерное (по годам) начисление амортизации объекта основных средств в течение срока его полезного использования. Производительный метод заключается в начислении амортизации исходя из амортизируемой стоимости объекта и отношения натуральных показателей объема продукции (работ, услуг), выпущенной в текущем (отчетном) периоде, к прогнозируемому объему. Амортизация начисляется по объектам основных средств, как участвующим, так и не участвующим в предпринимательской деятельности, в том числе находящимся на консервации, в реконструкции и модернизации, по объектам жилого фонда и др. Средства амортизационного фонда используются на приобретение новых объектов внеоборотных активов, при проведении модернизации и реконструкции объектов. Амортизационные фонды систематически обесцениваются вследствие инфляции. Исправить эту ситуацию призвана переоценка основных средств, которая приводит их стоимость в соответствие с текущим уровнем цен и используется в первую очередь именно для начисления в приемлемых объемах амортизационных средств — важнейшего источника инвестиций. Переоценка основных средств производится путем: ♦ применения индексов изменения стоимости основных средств; ♦ прямого пересчета балансовой стоимости применительно к ценам, складывающимся на момент переоценки. Для туристских предприятий наиболее приемлемой и удобной формой решения проблем обновления и пополнения основных средств является лизинг. Лизинг (от англ. leasing - аренда) - разновидность арендных отношений, заключающаяся в передаче временно свободных или привлеченных средств по договору аренды юридическим или физическим лицам за определенную плату во временное пользование. В экономическом смысле лизинг - это кредит: предприятие фактически получает ссуду на полную стоимость оборудования, поступающего в его пользование, причем погашение возможно в более гибких, чем при кредитовании, формах: ♦ в денежной или товарной (компенсационной) формах; ♦ по фиксированной или плавающей ставке; ♦ в короткие или более продолжительные сроки, вплоть до получения выручки от реализации товара. Преимущества лизинга в том, что предприятие может начинать дело, располагая лишь частью средств на приобретение имущества, ему предоставляются не деньги, а непосредственно средства производства, необходимые для обновления и расширения производства.
Объектом лизинга может быть любое имущество, относимое действующей классификацией к основным средствам, соответствующие имущественные права, а также отдельные виды нематериальных активов. Возможности лизинга недостаточно используются в РФ. Однако туристские предприятия все чаще обращаются к этой форме кредитования, особенно при обновлении и пополнении автобусного парка. Выбытие основных средств происходит путем: ♦ продажи; ♦ безвозмездного выбытия; ♦ списания недостач; ♦ списания; ♦ взносов в уставные фонды. Амортизация нематериальных активов (НА) осуществляется в соответствии с законодательством и исходя из амортизируемой стоимости объекта, срока полезного использования (или нормативного срока службы) и выбранного метода начисления амортизации. Методы амортизации нематериальных активов аналогичны методам амортизации основных средств. Сроки полезного использования НА определяются на основании: ♦ срока действия лицензии; ♦ ожидаемого срока использования, в течение которого предприятие может получать выгоды. Различия лизинга и кредита приведены в табл. 2.1. При невозможности определения нормативных сроков службы устанавливаются следующие: ♦ 20 лет — по товарным знакам в сочетании с фирменным наименованием организации, подтвержденным свидетельством о регистрации (только линейным методом); ♦ 10 лет — по другим объектам (но не более срока деятельности организации); ♦ определяемые экспертным путем. Пути поступления и выбытие нематериальных активов аналогичны основным средствам.
Таблица 2.1 Различия лизинга и кредита
Date: 2016-02-19; view: 590; Нарушение авторских прав |