Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационно-правовые формы и виды туристических предприятий





С точки зрения организационно-правового устройства, масштабности и профиля деятельности существующие предприятия достаточно разнообраз­ны. Однако при всем кажущемся многообразии они подразделяются на группы (типы), для которых выработаны определенные нормы хозяйственного законодательства, регулирующие их деятельность.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ предпри­нимательскую, в том числе туристскую, деятельность могут вести:

♦ физические лица (граждане) без образования юридического лица с мо­мента государственной регистрации в качестве индивидуального предприни­мателя;

♦ юридические лица.

Участвуя в образовании туристского предприятия, его учредители (участ­ники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридическо­го лица либо вещные права на его имущество.

К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обяза­тельственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, причем эти права рас­пространяются только на имущество, переданное в пользование в качестве вклада в уставный фонд.

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся унитарные предприятия, в том числе дочерние, а также финансируемые собственником учреждения.

К числу юридических лиц, в отношении которых их учредители (участни­ки) не имеют имущественных прав, принадлежат общественные и религи­озные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объе­динения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Юридическими лицами в туризме могут быть как коммерческие, так и не­коммерческие организации.

Коммерческие организации в качестве основной цели своей деятельнос­ти имеют извлечение прибыли и (или) распределяют полученную прибыль между участниками (хозяйственные товарищества, производственные коо­перативы и унитарные предприятия).

Соответственно некоммерческие организации не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяют полученную прибыль между участниками (потребительские кооперативы, общественные и религи­озные организации (объединения),финансируемые собственником учрежде­ния, благотворительные и иные фонды и др.).

В туризме работают в основном коммерческие организации — резиденты РФ. Резиденты — это юридические лица, созданные в со­ответствии с законодательством РФ и расположенные на ее территории, в том числе юридические лица с инвестициями нерезидентов.

Все коммерческие и некоммерческие юридические лица, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), являются субъектами хозяйственной деятельности (субъектами хозяйствования).

Субъект хозяйствования — это субъект права, являющийся участником хозяйственного оборота, осуществляющий производство продукции (работ, услуг) и в предусмотренных законом случаях способный нести налоговое бремя. К ним относятся:

♦ коммерческие юридические лица, их филиалы и представительства;

♦ некоммерческие юридические лица в том случае, если они занимаются производственно-хозяйственной деятельностью и уплачивают налоги;

♦ индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность без образования юридического лица.

В соответствии с Конституцией и Гражданским кодексом РФ имущество может находиться в государственной и частной соб­ственности. В данном случае понятие "собственность" определяется как система экономических отношений по поводу пользования, владения и рас­поряжения имуществом. Субъектами права государственной формы соб­ственности являются РФ и ее административно-террито­риальные единицы; частной формы собственности — физические и негосу­дарственные юридические лица. Собственник может:

♦ передавать свои права по владению, пользованию, распоряжению дру­гому лицу;

♦ передавать имущество в собственность или управление;

♦ совершать в отношении имущества любые действия, не противореча­щие закону;

♦ использовать имущество для осуществления предпринимательской дея­тельности.

При этом объектами права собственности выступают предприятия, земельные участки, здания, сооружения, оборудование, сырье, материалы, деньги, ценные бумаги, продукты интеллектуального и творческого труда.

Различия в имущественных правах учредителей объясняются спецификой того или иного вида юридического лица, целями деятельности, условиями от­ветственности учредителей по долгам созданных ими юридических лиц.


Туристское предприятие как юридическое лицо может иметь представи­тельства и филиалы, если это предусмотрено его уставом.

Представительством является обособленное подразделение юридическо­го лица, расположенное вне места его нахождения, представляющее и защи­щающее его интересы, совершающее от его имени юридические сделки.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства.

Ни представительства, ни филиалы не являются юридическими лицами, а наделяются имуществом и действуют на основании положения, утвержденного юридическим лицом, структурными единицами которого они являются.

Туризм относится к деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия). Право юридического лица на занятие туристской деятельностью возникает с момента получения лицензии и пре­кращается по истечении срока ее действия. Именно в этот период юридичес­кое лицо приобретает статус туроператора или турагента.

Разделение туристских предприятий на туроператоров и турагентов осно­вано на их функциональных различиях.

Туроператорская деятельность — это деятельность юридического ли­ца или индивидуального предпринимателя, осуществляющего на основании лицензии разработку и продвижение туристского продукта, рассчитанного на массовый и индивидуальный потребительский спрос, а также его реализа­цию турагентам или непосредственно туристам. Таким образом, туропера­тор — организация, генерирующая стандартный пакет услуг — тур, сос­тоящий из комплексных туристских услуг. При подготовке и реализации турпакета он заключает контракты с перевозчиками, предприятиями средств размещения и питания, службами и предприятиями туристско-эк­скурсионного обслуживания и другими, участвующими в производстве и ре­ализации тура. Кроме того, в задачи туроператора входит определение цены на туристский продукт, организация его продвижения на рынок и реализа­ция через собственную сбытовую сеть или посредников.

Юридической основой туроператорской деятельности является договор на туристское обслуживание (туристский договор), принадлежащий к типу договоров возмездного оказания услуг. В соответствии со статьями 733, 735 Гражданского кодекса РФ предметом такого договора яв­ляются услуги на туристское обслуживание по оговоренной заранее цене.

Следовательно, туроператор — это предприятие—производитель соб­ственных туров на основе аренды или оптовых закупок отдельных услуг предприятий—поставщиков услуг с комплектованием их в новый комплекс­ный продукт, реализуемый самостоятельно или на комиссионной основе че­рез турагентства.

Организаторская деятельность туроператора является проявлением про­изводственной функции. Он действует от своего имени, по своему усмотре­нию, а также за свой счет и под свою личную ответственность.

Турагентская деятельность — это деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего на основании ли­цензии продвижение и реализацию туристского продукта и сопутствующих услуг. Следовательно, турагентство — посредническая организация, осуществляющая продвижение и розничную продажу туристского продукта туропе­ратора, а также отдельных услуг других предприятий индустрии туризма за комиссионное вознаграждение.


Приведенные выше определения туроператора и турагента - классичес­кий вариант. На практике их функции тесно переплетены и выступают как единое целое. Это объясняется прежде всего острой конкуренцией. Тураген- ты наряду с продажей продукта туроператора предлагают и собственные ту­ры, а туроператоры в свою очередь имеют собственную сбытовую сеть.

Туристская деятельность — это сложный экономический механизм, вобравший в себя практически все виды деятельности, выделенные нацио­нальным классификатором. Структурированные по определенным призна­кам, они образуют индустрию туризма.

Существует множество определений этого понятия. Согласно определе­нию Конференции ООН по торговле и развитию, состоявшейся в 1971 г., ту­ристская индустрия — это совокупность производственных и непроизвод­ственных видов деятельности, направленных на создание товаров и услуг для путешествующих лиц.

Законодательство РФ трактует туристскую индустрию как совокупность гостиниц и иных объектов, сооружений для размещения ту­ристов, транспортных средств, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, оздоровительного, делового, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туристскую деятельность.

Определение границ туристской индустрии и типов предприятий, входящих в ее состав, является очень важной задачей для системы туризма в целом, так как полное и всестороннее удовлетворение туристских потребностей требует скоординированной работы всей совокупности ее организаций и объектов.

Порядок создания туристских предприятий определен Гражданским ко­дексом РФ, Положением о государственной регистрации и ликвидации.

В соответствии с Положением государственной регистрации подлежат:

♦ создаваемые (реорганизуемые) юридические лица: коммерческие и не­коммерческие организации;

♦ индивидуальные предприниматели.

Для начала туристской деятельности каждому субъекту хозяйствования необходим стартовый капитал. Для юридических лиц таковым является ус­тавный фонд.

Уставный фонд (капитал) — это зафиксированный в уставе предприятия исходный капитал, который образуется за счет вложений учредителей, вы­ручки от продажи акций, государственных вложений. Взнос в уставный фонд может осуществляться не только в денежной, но и в имущественной форме,а также в виде объектов интеллектуальной собственности (патентов, лицензий, проектов и др.).

Размер и структура уставного фонда организации определяются учреди­телями в договоре о создании юридического лица и фиксируются в ее уставе.

С целью обеспечения юридических лиц необходимым стартовым капи­талом, а также стимулирования развития отдельных организационно-пра­вовых форм и видов деятельности создаваемых организаций государством установлены минимальные размеры уставных фондов для субъектов хозяй­ственной деятельности в зависимости от формы создаваемой организации.


Важным этапом в принятии решения о создании туристского предприя­тия является прединвестиционная оценка целесообразности такого проекта. Для этого необходимо спрогнозировать оптимальный объем продаж, при­быль и себестоимость туристского продукта. Кроме того, следует рассчитать сумму затрат туристского предприятия, включающих организационные рас­ходы по созданию фирмы, эксплуатационные расходы, расходы, связанные с производственной деятельностью.

Методика расчета представлена в табл1.

Приведенные расчеты должны отражать прибыльность создаваемого предприятия. Если рентабельность проекта составляет не менее 20 % при сроке окупаемости в среднем один год, то организация такой туристской фирмы эффективна и вклады ее учредителей имеют достаточно высокую ликвидность.

Более подробно расчет объема продаж, вопросы формирования, распреде­ления и планирования прибыли, условия безубыточности изложены в главе 12 "Планирование деятельности туристского предприятия".

В последние годы все большее распространение получает такая форма предпринимательства, как франчайзинг.

Договор франчайзинга представляет собой долгосрочное соглашение, в силу которого одна сторона (лицензиар) обязуется последовательно осущест­влять поставки товаров, оказывать определенные услуги, передавать свой опыт и знания в ведении хозяйственной деятельности другой стороне — по­лучателю франшизы (лицензиату), который обязуется заплатить за это опре­деленное вознаграждение.

Выделяют такие формы, как франчайзинг изделий и франчайзинг оборо­та. Для туризма наиболее приемлем оборотный франчайзинг. Он заключает­ся в предоставлении лицензиату таких услуг, как метод производства (про­даж), свой имидж, ноу-хау, товарные знаки и знаки обслуживания и др.

Законодательство РФ не дает определение франчайзин­га, но и не содержит запрета на заключение такого рода договоров. Особен­ностью правового регулирования франчайзинга в РФ является то, что последний представляет собой комбинированный договор, который может содержать в себе частично положения договора поставки, договора подряда, лицензионного договора. Следовательно, при его заключении необходимо учитывать нормы, регулирующие каждый из указанных видов договоров.

Любая фирма как единый хозяйственный организм в условиях рыночной экономики сама является товаром, т.е. может выступать объектом купли-про­дажи. (В последнее время в туристском бизнесе все чаще наблюдаются случаи продажи, выкупа туристских фирм. В связи с этим возникает вопрос определе­ния ее стоимости).

 

 

Таблица 1

Расчет доходов и затрат туристического предприятия

 

Наименование статьи Сумма, тыс. руб. Наименование статьи Сумма, тыс. руб.
I. Расходы 1.1. Организационные расходы по созда­нию фирмы - по разработке учредительных документов - услуги нотариуса - открытие банковского счета - регистрация фирмы - уставный фонд - лицензия - изготовление бланочной и рекламной про­дукции - прочие 1.2. Хозяйственно-эксплуатационные расходы - аренда офиса - приобретение средств коммуникации - коммунальные - канцелярские - оборудование и мебель - охранная сигнализация - прочие 1.3. Производственные - аренда транспортных средств - аренда, бронирование или приобретение квоты мест в средствах размещения - расходы на питание - хозяйственные расходы, непосредственно связанные с производством турпродукта - амортизационные отчисления - заработная плата с начислениями - прочие   I. Доходы - от основной деятельности (порядок создания и расче­та цены турпродукта пред­ставлен в главе 9 "Цено­образование в туризме") Объем продаж = цена ' ко­личество  
Итого по п. I   Итого по п. I  
II. Налоги, обязательные платежи и сборы
III. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия: Прибыль балансовая = объем продаж — издержки Сумма издержек = сумме п. 1.3 расходов + п. II Прибыль чистая = объем продаж — издержки — налоги  
IV. Рентабельность, %
V. Срок окупаемости, лет
         

 

В условиях рыночной экономики всякое дело сопряжено с риском. Неоп­ределенностью в деятельности туристского предприятия характеризуются все фазы цикла турпродукта. При отсутствии квалифицированного менедж­мента, ликвидных средств и других составляющих неопределенность стано­вится источником либо выигрыша,либо убытков. Последние ведут к несосто­ятельности предприятия — банкротству.

Под банкротством понимается неспособность предприятия финансиро­вать текущую операционную деятельность и погашать срочные обязательс- тва,т.е. имущественное разорение предприятия, установленная судом неспо­собность фирмы рассчитаться по своим долговым обязательствам.

Внешние признаки банкротства туристского предприятия:

♦ приостановление текущих платежей (предприятие не обеспечивает вы­полнение требований кредиторов);

♦ повышение относительной доли дебиторской задолженности в активах предприятия;

♦ увеличение задолженности акционерам, партнерам, сотрудникам;

♦ задержка с предоставлением отчетности.

Основные причины банкротства туристского предприятия:

♦ ошибочное определение стратегии или отсутствие концепции развития как таковой;

♦ несоответствие уровня квалификации управленческого и исполни­тельного персонала;

♦ отсутствие или слабый маркетинг;

♦ необоснованно завышенные издержки производства;

♦ высокая конкуренция;

♦ низкое качество обслуживания туристов;

♦ форс-мажорные обстоятельства;

♦ экономическая ситуация и др.

Для предупреждения банкротства, предбанкротного состояния фирмы разработаны специальные системы расчетов. Одна из них основана на выяв­лении неудовлетворительной структуры баланса на базе критериев оценки возможного банкротства; вторая — на модели Альтмана. Суть первой системы подробно изложена в главе 11.

Модель Альтмана основана на расчете коэффициента "Е-счета":

6 = 3,3К1 + 1,0К2 +0,6К3 +1,4К4 + 1,2К5, где К1 = (прибыль до выплаты процентов, налогов): (всего активов);

К2 = (выручка от реализации): (всего активов);

К3 = (собственный капитал): (привлеченный капитал);

К4 = (реинвестированная прибыль): (всего активов);

К5 = (собственные оборотные средства): (всего активов).

Сами по себе коэффициенты (табл. 3.2) не имеют универсального значе­ния и должны рассматриваться во взаимосвязи с конкретными обстоятельс­твами. Как показали специальные исследования, модель Альтмана позволя­ет в 90 % случаев предсказать банкротство фирмы на год вперед и в 80 % — на два года вперед.

 

Таблица 3.2

Вероятность банкротства

Показатель Вероятность банкротства
до 1,80 Очень высокая
от 1,81 до 2,7 Высокая
от 2,8 до 2,9 Возможная
3,0 и выше Очень низкая

 

В соответствии с Гражданским кодексом РФ, Законом "Об экономической несостоятельности (банкротстве)", Положением № 29 к несосто­ятельному предприятию могут быть применены следующие процедуры:

♦ реорганизация;

♦ ликвидация;

♦ мировое соглашение.

Реорганизация может осуществляться в следующих формах:

♦ слияние;

♦ присоединение;

♦ выделение;

♦ преобразование предприятия в иную организационно-правовую форму;

♦ санация.

Ликвидация как процедура банкротства может применяться в двух фор­мах:

♦ добровольной;

♦ принудительной.

По второй форме в ходе разбирательства в суде между несостоятельным предприятием и кредиторами может быть достигнуто мировое соглашение, которое при определенных условиях позволит предприятию восстановить свою жизнедеятельность.

 

3.Хозяйственный расчет на туристском предприятии

Туристские предприятия, независимо от формы собственности на средства производства и другое имущество, действуют на принципах хозяйственного расчета, т.е. за счет собственных средств. Иными словами, если предприятие становится убыточным и неплатежеспособным, то оно должно самоликвиди­роваться, так как ни государство, ни какой-либо другой хозяйственный орган не несут ответственности по его обязательствам, не отвечают за его долги.

Хозяйственный расчет — метод эффективного ведения хозяйства, осно­ванный на соизмерении затрат и результатов хозяйственной деятельности в денежной форме, возмещении расходов собственными доходами.

Принципы хозяйственного расчета следующие:

♦ хозяйственная самостоятельность предприятия;

♦ самоокупаемость и рентабельность;

♦ экономическая заинтересованность;

♦ экономическая ответственность;

♦ контроль рублем.

На практике хозяйственный расчет представляет собой сложную систему расчетов. В частности, новая туристская фирма или структурное подразделе­ние в рамках существующей компании должны рассчитать свою программу и ее обеспечение таким образом, чтобы покрыть все затраты, включая зара­ботную плату, и получить прибыль. Кроме того, хозяйственный расчет турис­тского предприятия охватывает систему отношений работников, отделов, служб управления предприятия.

Реализация принципов хозяйственного расчета предусматривает:

♦ регламентацию прав и обязанностей каждого подразделения;

♦ предоставление им необходимой оперативно-хозяйственной самостоя­тельности;

♦ установление обоснованных заданий подразделениям;

♦ создание системы материального стимулирования работников подраз­делений;

♦ разработку системы экономической ответственности;

♦ организацию достоверной системы учета результатов хозяйственной деятельности и контроля за использованием производственных ресурсов.

 

Тренировочные задания

1.Приведите схему расчета целесообразности создания туристского пред­приятия. При каких условиях оно может быть создано?

2. Что такое франчайзинг? Рассмотрите возможности использования франшизы в туристском бизнесе РФ. Отметьте плюсы и минусы.

3. Проведите анализ причин банкротства туристского предприятия и ран­жируйте их по степени важности. Какова реакция предприятия на кризис­ное состояние?

Тест

1. Каковы отличительные черты туристского предприятия:

а) самостоятельно хозяйствующий субъект;

б) часть национальной экономики;

в) осуществление туристской деятельности?

2. Каково главное обстоятельство, определяющее туристское предприя­тие как часть национальной экономики:

а) переплетение интересов государства, собственника, коллектива, работ­ника;

б) юридическая самостоятельность;

в) связь с экономической средой?

3. Входит ли общество защиты прав потребителей в ближайшее окруже­ние предприятия:

а) да;

б) нет?

4. В чем заключается смысл экономических целей предприятия:

а) в улучшении управления и структуры предприятия;

б) во взаимодействии интересов лиц, занятых производством туристского продукта;

в) увеличении прибыли?

5. Определите главные признаки организационно-правовой формы турис­тского предприятия:

а) порядок формирования уставного фонда;

б) структура аппарата управления;

в) размер уставного капитала.

6. К какой организационно-правовой форме относится большинство ту­ристских предприятий:

а) государственные и муниципальные унитарные предприятия;

б) общества с ограниченной ответственностью;

в) акционерные общества?

7. Какие предприятия входят в индустрию туризма:

а) хозяйственные товарищества;

б) унитарные предприятия;

в) туроператоры, предприятия средств размещения;

г) предприятия, участвующие в создании туристского продукта?

8. Определите основные признаки хозяйственного расчета:

а) метод ведения хозяйства;

б) метод управления предприятием;

в) самоокупаемость, заинтересованность, ответственность.

9. Каковы основные признаки банкротства туристского предприятия:

а) отсутствие ликвидных средств на счету;

б) отсутствие квалифицированного менеджмента;

в) приостановление текущих платежей, задержка с выплатой задолжен­ности.

10. Какие причины могут привести к банкротству:

а) невыплата заработной платы персоналу;

б) ошибочная стратегия фирмы;

в) увеличение задолженности партнерам, акционерам?

 

 

Тема 2. Основные и оборотные средства туристского предприятия

План

1.Сущность и значение основных средств, их состав и структура

2.Показатели оценки и эффективности использования основных средств

3. Оборотные средства туристского предприятия

 

1.Сущность и значение основных средств, их состав и структура

Для достижения целей хозяйственной деятельности туристское предпри­ятие, как и любое другое, должно обладать хотя бы минимумом основных средств, позволяющих этого добиться.

Основные средства (ОС) предприятий, учреждений и организаций пред­ставляют собой совокупность средств и орудий труда, действующих в нату­ральной форме в течение длительного времени как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере.

Согласно этому определению различают:

♦ основные производственные средства, действующие на предприятиях и предназначенные для изготовления продукции (механизмов, оборудования и т.д.);

♦ основные непроизводственные средства, действующие в сфере обслужи­вания (медицинских, бытовых, торговых, оздоровительных и других учреж­дениях).

В соответствии со спецификой сферы туризма особый интерес представ­ляют основные непроизводственные средства. Непроизводственные основ­ные средства туристского предприятия есть совокупность вещей, сохраняю­щих свою материально-вещественную форму и используемых организацией в хозяйственной деятельности в течение длительного (более 12 месяцев) пе­риода, стоимость единицы которых при этом превышает величину, установ­ленную учетной политикой организации в соответствии с законодательс­твом.

вспомогательные — котельные, прачечные, материальные и производ­ственные склады, овощехранилища, гаражи, склады спортивного инвентаря и др..

Каждое отдельно стоящее здание является инвентарным объектом, поэтому ему присваивается соответствующий номер, учитываемый в балансе и техническом паспорте основных средств туристского предприятия.

Сооружения — инженерно-строительные объекты, предназначенные для создания условий, необходимых для осуществления процесса производства туристского продукта или предоставления отдельной услуги, путем выпол­нения тех или иных технических функций.

К сооружениям в туризме относятся:

♦ водолодочные станции (насосные), артезианские скважины пресной и минеральной воды, бассейны, включая их фундамент, подогревательные ус­тройства и арматура;

♦ берегоукрепительные сооружения, подпорные стены, фонтаны, канали­зационные сооружения и др.;

♦ спортивные площадки, теннисные корты, гребные, лодочные станции, аттракционы, парковые дорожки, скульптуры, ограждения и пр.

Машины и оборудование — устройства, преобразующие энергию, мате­риалы и информацию. Это силовые рабочие машины и оборудование к ним, генераторы, производящие тепловую и электрическую энергию, оборудова­ние систем связи, средств измерения и управления, вычислительной техники и оргтехники, средств хранения информации.

Жилища - здания, предназначенные для временного проживания (щи­товые домики, используемые в туристском комплексе в летний период).

Транспортные средства, предназначенные для передвижения людей и грузов: грузовые и легковые автомобили, автобусы и др.

Производственный и хозяйственный инвентарь. Производственный инвентарь — предметы технического назначения, которые участвуют в про­изводственном процессе, но не могут быть отнесены ни к оборудованию, ни к сооружениям: пылесосы, полотеры, поломоечные машины, кондиционеры и пр. Хозяйственный инвентарь: ковровые дорожки, магнитофоны, спортинвентарь и т.д.

Скот рабочий, продуктивный и племенной (кроме скота для убоя). Это лошади, верблюды, ослы, коровы, овцы.

Многолетние насаждения - озеленительные и декоративные растения на территории предприятий, плодово-ягодные насаждения всех видов, жи­вая природа и т.д.

Нематериальные основные средства

Нематериальные основные средства (активы) представляют собой долго­срочные вложения предприятия в приобретение прав на имущество, не имеющее материальной формы, но приносящее доход.

К этой группе относятся:

♦ компьютерное программное обеспечение и базы данных;

♦ ноу-хау, торговые знаки и марки, патенты, лицензии и др.;

♦ права пользования земельными участками и природными ресурсами.

Нематериальные активы могут использоваться длительный период, при­носить прибыль, однако с течением времени большая часть из них теряет свою стоимость.

Особенностью нематериальных активов является (вследствие отсутствия материально-вещественной формы) сложность определения стоимости при выявлении прибыли от их применения.

В приведенной выше классификации одни основные материальные средства (например, машины, оборудование) принимают непосредственное участие в процессе производства туристского продукта и потому относятся к активной части; другие (например, сооружения) обеспечивают нормальное функционирование производства и, следовательно, являются пассивной час­тью основных средств.

Соотношение различных групп ОС в общей их стоимости составляет структуру основных средств.

Основные средства различают по следующим признакам:

собственные — принадлежащие предприятию на правах собственности;

арендованные — полученные от других юридических и физических лиц во временное пользование (с правом выкупа или без такового);

действующие — находящиеся в эксплуатации;

бездействующие — находящиеся в запасе или на консервации.

Пути поступления ОС на туристское предприятие следующие:

♦ приобретение за плату;

♦ создание на предприятии;

♦ безвозмездное получение, в том числе в качестве взноса в уставный фонд;

♦ выявление в процессе инвентаризации (неучтенные ранее);

♦ получение по договору аренды (лизинг).

С течением времени основные средства изнашиваются, утрачивают перво­начальные качества и стоимость. При этом имеют место два вида износа — физический и моральный.

Физический износ - это утрата основными средствами своей потребительской стоимости в результате снашивания деталей, воздействия естественных природных факторов и агрессивных сред. Физический износ может быть двух видов: продуктивный и непродуктивный. Продуктивный физический износ - потеря стоимости в процессе эксплуатации, непродуктивный износ характерен для основных средств, находящихся на консервации вследствие естественных процессов старения.

Для характеристики физического износа используют ряд показателей.

Коэффициент физического износа вычисляют по формуле

где И – сумма износа, начисленная за весь период эксплуатации; Сперв – первоначальная (восстановительная) стоимость объекта основных средств.

Для объектов, срок службы которых ниже нормативного, коэффициент износа может быть рассчитан по формуле

где Тф – фактический срок службы данного объекта; Тн – нормативный срок службы данного объекта.

Для объектов, срок службы которых превысил нормативный, коэффициент износа находят по формуле

где Тф – фактический срок службы данного объекта; Тн – нормативный срок службы данного объекта; Тв –возможный остаточный срок службы данного объекта сверх фактически достигнутого.

Коэффициент физического износа зданий и сооружений может быть определен по формуле

где di – удельный вес i-го конструктивного элемента в стоимости объекта; ai – процент износа i-го конструктивного элемента.

Моральный износ заключается в несоответствии основных средств совре­менным требованиям и зависит в основном от состояния научно-техническо­го прогресса, периода эксплуатации. Так, давно построенная гостиница в нас­тоящее время не может удовлетворять требованиям (комфортности, эстетич­ности и др.) современных клиентов.

Главным источником покрытия затрат, связанных с обновлением основ­ных средств, являются собственные средства туристского предприятия. Они накапливаются в течение всего срока службы ОС в виде амортизационных отчислений.

Амортизация — перенесение по частям стоимости основных средств в течение срока их службы в затраты на производство туристского продукта.

Таким образом, перенесенная в состав товара стоимость основных средств переходит из сферы производства в сферу обращения. После реализации то­вара часть денежной суммы, соответствующая перенесенной стоимости ОС, поступает в амортизационный фонд, в котором накапливается до полной сто­имости, в основном соответствующей первоначальной.

Амортизационные отчисления — это денежное выражение перенесен­ной стоимости, включаемой в себестоимость обслуживания туристов, экскур­сантов. Нормы амортизационных отчислений устанавливаются дифферен­цированно в зависимости от вида и условий эксплуатации основных средств.

Начисление амортизации производится по нормам, утвержденным прави­тельством, на протяжении фактического срока службы основных средств непосредственно предприятием в течение срока полезного использования, выбранного в рамках установленного диапазона по группе объектов, в кото­рую они входят. Во время ремонта и простоя ОС амортизацию продолжают начислять в обычном порядке. Убытки от ликвидации не полностью аморти­зированных основных средств сказываются на результатах хозяйственной деятельности.

Субъектам хозяйствования предоставлено право самостоятельно опреде­лять сроки полезного использования объектов, исходя из диапазона сроков, предусмотренных законом, а также выбирать методы начисления аморти­зации и закреплять их в учетной политике.

Линейный метод заключается в равномерном (по годам) начислении ор­ганизацией амортизации в течение всего нормативного срока службы или полезного использования объекта основных средств.

Нелинейный метод (сумма чисел лет и уменьшаемого остатка) представ­ляет собой неравномерное (по годам) начисление амортизации объекта ос­новных средств в течение срока его полезного использования.

Производительный метод заключается в начислении амортизации исхо­дя из амортизируемой стоимости объекта и отношения натуральных показа­телей объема продукции (работ, услуг), выпущенной в текущем (отчетном) периоде, к прогнозируемому объему.

Амортизация начисляется по объектам основных средств, как участвую­щим, так и не участвующим в предпринимательской деятельности, в том числе находящимся на консервации, в реконструкции и модернизации, по объектам жилого фонда и др.

Средства амортизационного фонда используются на приобретение новых объектов внеоборотных активов, при проведении модернизации и рекон­струкции объектов.

Амортизационные фонды систематически обесцениваются вследствие ин­фляции. Исправить эту ситуацию призвана переоценка основных средств, которая приводит их стоимость в соответствие с текущим уровнем цен и ис­пользуется в первую очередь именно для начисления в приемлемых объемах амортизационных средств — важнейшего источника инвестиций.

Переоценка основных средств производится путем:

♦ применения индексов изменения стоимости основных средств;

♦ прямого пересчета балансовой стоимости применительно к ценам, скла­дывающимся на момент переоценки.

Для туристских предприятий наиболее приемлемой и удобной формой ре­шения проблем обновления и пополнения основных средств является ли­зинг.

Лизинг (от англ. leasing - аренда) - разновидность арендных отноше­ний, заключающаяся в передаче временно свободных или привлеченных средств по договору аренды юридическим или физическим лицам за опреде­ленную плату во временное пользование.

В экономическом смысле лизинг - это кредит: предприятие фактически получает ссуду на полную стоимость оборудования, поступающего в его пользование, причем погашение возможно в более гибких, чем при кредитовании, формах:

♦ в денежной или товарной (компенсационной) формах;

♦ по фиксированной или плавающей ставке;

♦ в короткие или более продолжительные сроки, вплоть до получения вы­ручки от реализации товара.

Преимущества лизинга в том, что предприятие может начинать дело, рас­полагая лишь частью средств на приобретение имущества, ему предоставля­ются не деньги, а непосредственно средства производства, необходимые для обновления и расширения производства.

 

Объектом лизинга может быть любое имущество, относимое действующей классификацией к основным средствам, соответствующие имущественные права, а также отдельные виды нематериальных активов.

Возможности лизинга недостаточно используются в РФ. Однако ту­ристские предприятия все чаще обращаются к этой форме кредитования, особенно при обновлении и пополнении автобусного парка.

Выбытие основных средств происходит путем:

♦ продажи;

♦ безвозмездного выбытия;

♦ списания недостач;

♦ списания;

♦ взносов в уставные фонды.

Амортизация нематериальных активов (НА) осуществляется в соот­ветствии с законодательством и исходя из амортизируемой стоимости объек­та, срока полезного использования (или нормативного срока службы) и выб­ранного метода начисления амортизации. Методы амортизации немате­риальных активов аналогичны методам амортизации основных средств. Сро­ки полезного использования НА определяются на основании:

♦ срока действия лицензии;

♦ ожидаемого срока использования, в течение которого предприятие мо­жет получать выгоды.

Различия лизинга и кредита приведены в табл. 2.1.

При невозможности определения нормативных сроков службы устанав­ливаются следующие:

♦ 20 лет — по товарным знакам в сочетании с фирменным наименовани­ем организации, подтвержденным свидетельством о регистрации (только ли­нейным методом);

♦ 10 лет — по другим объектам (но не более срока деятельности организа­ции);

♦ определяемые экспертным путем.

Пути поступления и выбытие нематериальных активов аналогичны ос­новным средствам.

 

Таблица 2.1

Различия лизинга и кредита

Показатель Лизинг Кредит
Отнесение выплат на себестоимость Да Нет
Ускоренная амортизация Да Нет
Возможность забалансового учета Да Нет
Таможенные льготы Да Нет
Льготы по налогу на прибыль и НДС Да Нет

 







Date: 2016-02-19; view: 590; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.081 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию