Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 2. Стадии формирования двигательных навыков





Процесс обучения двигательному навыку начинается с мотивации (побуждения) к действию, которая задается подкорковыми и корковыми зонами головного мозга.

На первом этапе образования двигательного навыка возникает замысел действия, осуществляемый ассоциативными зонами коры больших полушарий. В результате этого:

- формируется план осуществления движения, включающий представление о двигательной задаче на основе показа тренера, речевого описания, самоинструкции;

- создается наглядно-образная модель движения в пространстве и времени, моторная память.

Второй этап обучения двигательному навыку связан с непосредственным выполнением разучиваемого упражнения. Включает три стадии:

1-я стадия – генерализации (иррадиации возбуждения);

2-я стадия – концентрации;

3-я стадия – стабилизации и автоматизации освоения двигательного навыка.

Первая стадия обусловлена массированным потоком афферентной информации, идущей от проприорецепторов многих мышечных групп, и характеризуется:

- попытками освоения движения с созданием моторной программы в коре головного мозга,

- продолжительным напряжением и сокращением большого числа скелетных мышц (генерализация), включая антагонистов, с малым интервалом расслабления;

- сниженной координацией движений;

- выраженными энерготратами и вегетативными реакциями (возрастание функции кардиореспираторной системы).

Вторая стадия наступает при повторении разучиваемого движения или упражнения, характеризуется:

- концентрацией возбуждения только в определенных корковых зонах, включающих в выполнение движения только нужные для его реализации мышцы;

- развитием внутреннего (дифференцированного) торможения в других зонах коры;

- улучшением двигательной координации;

- снижением рабочих энерготрат.

На данной стадии сформированный навык еще непрочный и легко нарушается в новых условиях.

Третья стадия формируется в результате многократного повторения навыка в разных условиях, характеризуется:

- повышением помехоустойчивости рабочей доминанты;



- появлением стабильности и надежности навыка;

- снижением сознательного самоконтроля за элементами навыка;

- возникновением его автоматизация.

Спортсмен может и утратить приобретенный навык (навыки) – дезавтоматизация.

Причины дезавтоматизации двигательного навыка:

- переутомление и перетренированность;

- заболевания спортсмена;

- эмоциональный стресс;

- кислородное голодание;

- алкогольное опьянение и др.

Дезавтоматизации более подвержены юные спортсмены, менее подготовленные спортсмены, лица с повышенной нервной возбудимостью и с низким уровнем общей и специальной работоспособности.

Быстрее всего утрачиваются самые сложные элементы навыка (при перерыве в тренировках). Вегетативные компоненты навыков, в отличие от двигательных, могут угасать полностью.

Вопрос 3. Физиологические механизмы и закономерности формирования двигательных навыков (системная организация двигательных навыков)

Любые двигательные навыки (в том числе спортивные) осуществляются специальной функциональной системой нервных центров.

Деятельность этой системы при формировании двигательного навыка включает следующие процессы:

1). Синтез афферентных раздражений. Афферентный синтез – это анализ сенсорной информации (П.К. Анохин). Он включает сбор нужной обстановочной информации, ее осмысление, на основании чего в двигательную память вносятся коррекции, создается модель предстоящего движения и принимаются решения ее выполнения. По П. К. Анохину, афферентный синтез происходит при взаимодействии четырех основных факторов: мотивации, памяти, обстановочной информации и пусковой информации (выстрел, звук, свисток, голосовая команда).

2). Учет доминирующей мотивации – определение действий, наиболее предпочтительных в данной ситуации.

3). Использование памятного следа – извлечение и использование фрагментов прошлого опыта, полезных для формирования будущего действия.

4). Формирование моторной (эффекторной) программы действия скелетных мышц. Она реализуется на основе формирования аппарата акцептора результатов действия. Этот аппарат программирует результаты будущих событий на основе врожденной и индивидуальной памяти человека, которые способны удовлетворять возникшую потребность и способы действия, направленные на достижение цели.

5). Формирование образа результата действия – нейрогенной модели движения.

6). Выполнение этого движения (действия).

7). Коррекция программы действия сенсорными системами (органами чувств), если результат не достигнут. Она осуществляется на основе обратных связей - сигналов, поступающих в ЦНС от управляемых органов и внешней среды до, в процессе и после окончания движения. Различают внутренние и внешние обратные связи. Внутренние - сигнализируют о характере работы мышц, сердца и других систем организма; внешние - несут информацию из внешней среды. В системе обратных связей на первых этапах освоения двигательного навыка большую роль играет информация, идущая в ЦНС по «внешнему контуру» – от органов зрения и слуха, поэтому в начале обучения так важен показ и объяснение. При закреплении навыка информация поступает по «внутреннему контуру» – от рецепторов мышц и сухожилий, обеспечивая автоматизацию движения.



Созданная в ЦНС функциональная система становится доминантной. Она обеспечивает готовность организма к новой деятельности при торможении посторонних нервных центров (а значит – лишних двигательных действий). В результате этого движения выполняются более экономно: включаются только необходимые мышечные группы и только в моменты, нужные для осуществления движения; происходит экономизация энерготрат.

Порядок возбуждения в доминирующих нервных центрах закрепляется в систему условных и безусловных рефлексов (и сопровождающих их вегетативных реакций), образуя динамический стереотип, который обеспечивает определенную последовательность отдельных компонентов и фаз движения.

Стереотипность внешней структуры двигательного навыка характерна для циклических видов спорта, гимнастических упражнений. В ситуационных видах спорта и единоборствах внешняя стереотипность навыка сохраняется лишь в отдельных составных элементах, например, в штрафных бросках мяча в баскетболе.

Так как обучение производится ограниченному числу приемов, то разнообразные двигательные задачи решаются путем экстраполяции- вероятностного прогнозирования, предугадывания. Благодаря экстраполяции при освоении определенного числа вариантов навыков спортсмен приобретает способность правильно выполнять огромное число других вариантов - возможность "с места" осуществлять новое движение.

 








Date: 2016-02-19; view: 492; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию