Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Административная деятельность А. П. Ермолова





 

При всех масштабах военной политики Алексея Петровича Ермолова, ошибочно было бы утверждать, что активные преобразования в регионе связаны только с ней. На протяжении всего срока своего наместничества генерал планомерно занимался развитием вверенного ему во власть региона. Несомненно, стоит выделить и вкратце рассмотреть основные направления административной деятельности управляющего Грузией.

В период наместничества Ермолова необыкновенный размах получила не только фортификация, но и возведение объектов гражданских: в ряде городов на Кавказе строительная кампания достигла значительных масштабов. Особенно активно наместник занимался обустройством будущих курортов, тем самым он надеялся привлечь в регион дополнительные людские ресурсы: «На минеральных водах, где, осмотрев временные ванны, по распоряжению моему вновь построенные, приказал составить архитектурные проекты для всех необходимых зданий»[28].

В целом можно проследить тенденцию плотной взаимосвязи строительства гражданского и военного. В частности в Тифлисе по распоряжению наместника был построен госпиталь для раненных солдат и школа для подготовки столь необходимых Ермолову качественных военных кадров, меднолитейный и пороховой заводы. Во много на военную политику была ориентирована и новая система дорог, устройство которой наместник контролировал лично. Тифлис по его замыслам должен был стать мощнейшим транспортно-торговым узлом. В свою очередь, центром административной и судебной власти мало по малу становился столь же отстроенный Ермоловым Ставрополь.

Выступая за разрушение феодально-таможенных барьеров, Ермолов всячески поощрял торговые сношения внутри Грузии. Отстроенная им система крепостей, как писалось выше, не только поспособствовала защите региона от набегов извне, но и явила собой отличный плацдарм для развития коммерции. Работая в этом направлении, Ермолов снаряжал экспедиции в Закавказье и Среднюю Азию, видя в торговле с Хивой и Бухарой большие перспективы. Рассчитывать исключительно на импортные товары, управляющий Грузией, впрочем, не собирался. Так, сильно озабоченный недостаточной развитостью хозяйства в регионе, он призывал местное население активнее заниматься хлебопашеством, надеясь впоследствии экономить на поставках хлеба из России[29]. Напротив, главнокомандующий поставил перед собой невероятно сложную задачу, он стремился сделать прибыльным вверенный ему регион, заботился о необходимости строительства фабрик в Закавказье: «Сколько богаты сии провинции хлебопашеством и шелководством, и что если бы казна могла сделать некоторые заведения и фабрики, они доставили бы казне доход весьма значительный»[30]

Административная деятельность Ермолова характеризуется так же активным привлечением в регион колонистов. После не вполне удачной попытки поселить в Грузии немецкие семьи, наместник решает сделать упор на казаков[31]. Специально для их привлечения он обустраивает новые поселения, привлекает переселенцев налоговыми льготами и богатыми землями. Впоследствии переселившиеся на правый берег Терека семьи из Малороссии сыграют значительную роль, в усмирении местных коренных народов. Таким образом, в подобной стратегии Ермолова виден тонкий расчет, ориентация опять-таки на политику военную.

На фоне столь успешной административной деятельности происходило и постепенное огораживание наместником от власти коррумпированного грузинского дворянства и потакавших им русских чиновников. Привезенные Ермоловым государственные служащие сформировали новую прослойку, стоящую у руля управления Грузией. Проводилась скрупулезная работа по переводу и переносу на современные реалии древнего законодательного кодекса царя Вахтанга, совершенствовалось внутреннее управление регионом, развивался и избавлялся от былой продажности механизм уездных судов.

Все это способствовало тому, что единственное серьезное народное движение в самой Грузии, волею судеб пришедшееся на период правления Алексея Петровича Ермолова, было подавлено малой кровью.

 

 

Церковная реформа и последующее восстание (1819-1820)

 

Упомянутые выше народные волнения были связаны с проведенной несколько ранее церковной реформой. Ермолов узнает о них из донесений генерал-лейтенанта Вельяминова: «Получено известие о происшедших в Имеретин беспокойствах. Причины оных следующие. Экзарх Грузии Феофилакт, определен будучи для управления духовною частию в Грузии и Имеретин, не узнав подробно обстоятельств, сделал представление Синоду о многих переменах по вверенной ему части, вследствие оного уничтожилось значительное число церквей и приходов, коих причты оставались без должностей в ожидании размещения на вакансии»[32]. Этими переменами остались недовольны представители знатнейших фамилий, среди этого духовенства обильно присутствующие. Считая, что подобными мерами правительство приуменьшает их значение и урезает их доходы, они подстрекали обычный народ к мятежу, акцентируя его внимание на том, что Российская империя подобными действиями посягает на религию.

Не желая применять против народа оружие, тем самым навлекая на себя ещё больший гнев, дипломатичный Ермолов предпочитает обратиться к крестьянским массам с прокламацией: «Доходит до моего сведения, что между вами существуют беспокойства, и вы собираетесь вооруженные. Но кого вы страшитесь? Чего могут опасаться подданные, верные своему государю? Оставлена ли хоть одна из просьб ваших без внимания? Недоразумение ваше не почитаю я виной достойной наказания, и еще никогда в жизни не вооружал я руки моей против единоверцев.- ни наказывать, ни страшить вас не хочу![33]» Поразительно, но эта мера имела первоначальный успех: крестьяне поутихли.

Однако, несмотря на репрессии по отношению к зачинщикам, это был ещё не конец, новую волну недовольство возглавил местный князь Абашидзе, представитель радикально настроенных дворян и дальний родственник грузинской царской фамилии. Последнее способствовало объединению вокруг него не только аристократической верхушки, но и обычного народа. Ведь, будучи высланными Александром I из Грузии, царская династия, по мнению ряда историков, была серьезным потенциальным источником смуты[34].

Ермолов, впрочем, не спешил развязывать вооруженный конфликт с отрядами князя. Намериваясь убедить народ в Гурии и Имеретии в безобидности реформы, он издает очередную прокламацию, в которой пытается объяснить суть преобразований[35], но ожидаемой ответной реакции в этот раз не получает. Проигнорировали другое обращение наместника и местные дворяне, импонирующие Абашидзе[36]. Тогда Алексей Петрович принимает решение ввести войска в мятежные области. Вскоре восстанию пришёл конец: лишившись после бегства восставшего князя предводителя, местные жители сложили оружие.

Восстание 1819-1820 годов – яркий пример последних попыток грузинского дворянства диктовать условия Российской империи. По сути, они манипулировали народными массами в своих же собственных интересах, однако, не получив должной поддержки, потерпели сокрушительное поражение, после чего им пришлось смириться с установленными в регионе новыми порядками.

 

Заключение

Личность Алексея Петровича Ермолова необычайно противоречива, неоднозначно современники и потомки оценивают в частности и его деятельность на Кавказе. Действительно, может показаться, что порою, наказывая местное население за непокорность, наместник действовал чересчур жестоко. За более чем десять лет солдатами Ермолова по его приказам было уничтожены десятки тысяч местных жителей, ещё больше – против воли переселены с родных земель на другие территории. В записках и воспоминаниях разных людей, служивших под его началом можно встретить массу примеров подобной на первый взгляд не вполне обоснованной радикальности.

Характерна, например, история, описанная впоследствии артиллерийским прапорщиком Циловым. В ней тот вспоминает про то, как при строительстве одной из крепостей, по приказу наместника разъезд казаков приманивал чеченцев под огонь картечной батареи, после чего те потеряли убитыми 40 человек[37]. Многие припоминают управляющему Грузией и то, как он обошёлся с отдельными племенами аваров[38].

Однако исследователю, очевидно, необходимо отвлечься от эмоциональной оценки наместничества Алексея Петровича Ермолова и обратить внимание на масштабы его достижений. За время своего правления генерал практически полностью подчинил так долго беспокоившие мирное население горские племена. В тех же случаях, когда полное усмирение оказалось невозможно, он обезопасил граничащие с горцами территории цепью прекрасных военно-оборонительных укреплений. Так, как уже писалось выше, в годы дальнейшего развития кавказского конфликта Российская империя во многом опиралась на заложенную Ермоловым фортификацию.

Стоит отметить, что наместник практически никогда не проливал крови горцев в те случаях, когда они шли на компромисс с властями. Любую военную операцию Алексей Петрович предварял письменными посланиями волнующимся народам, нередко им составлялись прокламации. В целом видно серьезное желание наместника привлечь народ и дворянство на свои сторону, не прибегая к силе оружия. Однако очевидно, что это было возможно далеко не всегда.

При этом многие из мер, предпринятые Ермоловым были нацелены в первую очередь на безопасность своих солдат. При выборе тактики генерал всегда был рационален и не любил рисковать, посылая своих подчиненных на верную смерть. Для сравнения, известный историк В. В. Лапин писал последующие периоды покорения Кавказа: «Русским войскам не раз приходилось проливать кровь там, где Ермолов проезжал с символическим конвоем»[39].

Удачны были и действия наместника в административной сфере, которая во многом была ориентирована на военную: возводились оружейные фабрики, строилась новая система дорог, в регион привлекались новые колонисты, среди которых были, например, так помогшие Ермолову в деле покорения Кавказа казаки.

Роковым для Алексея Петровича стало лето 1826 года, когда персидская армия вероломно, без объявления войны вторглась в пределы Российской империи. Ермолов был незаслуженно обвинен новым императором Николаем в непредусмотрительности и скоро заменен на Паскевича.

В связи с этим вспоминается послание управляющего Грузией императору Александру от февраля 1817 года, при первых своих публикациях названное «О необходимости уничтожения ханской власти в провинциях». В нем наместник напоминает своему царю про горький опыт Цицианова и умоляет центр обратить внимание на столь опасного соперника на границах Российской империи[40]. После удачного посольства в Персию, не получив конкретного ответа, Ермолов концентрирует свое внимание на вверенном ему регионе. Таким образом, не стоит обвинять Алексея Петровича в начале русско-персидской войны.

После отставки Ермолова, во времена наместничества Паскевича на Кавказе завязался новый виток борьбы местных народов с русской властью. Нельзя сказать, что новые управляющий не справлялся со своими обязанностями, однако уверенно можно утверждать, что о прежней «ермоловской» стабильности больше не могли идти и речи.

 

 

 

 

 

Библиография

Источники:

1) Акты, собранные Кавказской Археографической комиссией. Под ред. Берже А.П. Тифлис, 1869.

2) Записки А. П. Ермолова. 1798–1826 гг. / Сост., подгот. текста, вступ. ст., коммент. В. А. Федорова. — М.: Высш. шк., 1991.

3) «Кавказский сборник издаваемый по указанию его Императорского Высочества Главнокомандующего Кавказскою Армиею.», том 1, Тифлис, 1876.

Историография:

1) Гордин Я. А., Ермолов, М., 2012.

2) Гордин Я. А. Кавказ: земля и кровь. Россия в Кавказской войне XIX века. СПб., 2000.

3) Дегоев В. В. Большая игра на Кавказе: история и современность. М., 2003.

4) Дегоев В. В., Блиев М. М. Кавказская война. М., 1994.

5) Дубровин Н. Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. Спб, 1871-1896.

6) Ермолов А. Алексей Петрович Ермолов, 1777-1861: биографический очерк. Изд. Имп. русского военно-исторического об-ва, 1912.

7) Киняпина Н. С., Блиев М. М., Дегоев В. В.«Кавказ, Средняя Азия во внешней политике России», М., 1984.

8) Лапин В. В. Ермолов – покоритель Кавказа, М., 1972.

9) Покровский М. Н. «Дипломатия и войны России в XIX столетии, М., 1923 г.

10) Потто В. А. Кавказская война. Том 2. Ермоловское время. М., 2008.

 

 

Оглавление

1) Введение – с. 1

2) Обзор источников – с. 5

3) Обзор историографии – с. 9

4) Основная часть

А) Глава 1. Деятельность Ермолова в военной сфере – с. 14

- Прибытие наместника в Грузию, положение дел на момент начала управления; первые распоряжения. – с. 14

- Переход к активным действиям с. 17

- Покорение Чечни – с. 18

- Дагестан – с. 21

- Кабарда и Черкесия – с. 22

Б) Глава 2. Ермолов в Грузии. Административная деятельность. Церковная реформа и реакция на неё – с. 26

- Административная деятельность – с. 26

- Церковная реформа и последующее восстание (1819-1820) – с. 28

5. Заключение - с. 31

6. Библиография – с. 34

 


[1] Записки А. П. Ермолова. 1798–1826 гг. / Сост., подгот. текста, вступ. ст., коммент. В. А. Федорова. — М.: Высш. шк., 1991.

[2] «Кавказский сборник издаваемый по указанию его Императорского Высочества Главнокомандующего Кавказскою Армиею.», том 1, Тифлис, 1876.

[3] Акты, собранные Кавказской Археографической комиссией. Под ред. Берже А.П. Тифлис, 1869.

Date: 2016-02-19; view: 520; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию