Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Психология - _____________________________________________________________________





__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Психологические свойства – класс психологических явлений_____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Психологические состояния - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Психологические процессы -____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 2. Эволюция школ и направлений психологии на современном этапе её развития

Задания этой темы выполняются к семинарам по теме «Предмет и структура современной науки».

Задание 2.1.Зарисуйте схему нелинейной классификации наук, разработанную академиком Б.М. Кедровым. Определите место психологии в этой системе наук, сделайте краткое пояснение к рисунку.

 

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 2.2.Развитие науки связано с изменением взглядов на ее предмет. Используя критерии таблиц 2.2(А) и 2.2(Б) «Основные школы и направления психологии» (см. стр. 10 и 11), покажите основные подходы к данной проблеме.



Задание 2.3.Используя критерии таблицы 2.3 (см. стр. 12), сформулируйте задачи психологии как науки, покажите их реализацию в отдельных отраслях психологии.

Задание 2.4. (Дополнительное) Эволюция принципа детерминизма в психологии. Заполните таблицу 2.4. (стр.13), используя учебные пособия по истории психологии (например: История психологии: учебник для студ. высш. учеб. заведений/ Т.Д. Марцинковская. – М., 2007, или другие).

 

Пользуясь психологическими словарями, дайте определение следующих понятий:

Бихевиоризм -___________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Гештальтизм (гештальтпсихология) – направление психологии________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Гуманистическая психология – ____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Детерминанта – __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Детерминизм - принцип _____________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Когнитивная психология - ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

Отрасль науки - ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Принцип единства сознания и деятельности –__________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Принцип развития –_________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Психоанализ - __________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Стимул -_______________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Таблица 2.2(А). Основные школы и направления психологии конца XIX - начала XX века

Направления психологии Критерии↓ Психология сознания Бихевиоризм Гештальтпсихология   Психоанализ  
Структурная школа Функционализм
Страна и условная дата возникновения направления, событие, с ним связанное         США, 1913 год. Публикация работы Дж. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста».        
Основоположники направления                     З.Фрейд
Интеллектуальные предшественники   Программа В.Вундта                  
Последователи направления         К.Левин, Ф.Перлз  
Предмет (обоснование выбора категории, изучаемой в направлении) Сознание и его структура (ощущения, образы, чувства). Сознание - первая психологическая категория                    
Методы исследования     Интороспекция     Психоанализ (метод свободных ассоциаций, интерпретация сновидений, анализ оговорок). Цель терапии – лечить клиента, помощь в осознании бессознательного.
Прикладные методы (цель терапевтических методов)        
Принципы направления       П. целостности -  

Таблица 2.2(Б). Основные школы и направления психологии середины XX века

Направления Критерии   Гуманистическое направление   Когнитивная психология Советская психология (деятельностный подход)  
 
Страна и условная дата возникновения направления       Россия сер. 30-х годов ХХ века    
Основоположники направления            
Интеллектуальные предшественники         Программа построения психологии как науки И.М. Сеченова  
Последователи направления     Г. Олпорт, К. Роджерс,      
Предмет (обоснование выбора категории, изучаемой в направлении)            
Методы исследования       Объективные методы:  
Прикладные методы (цель терапии)   Рациональная терапия -    
Принципы направления Принципы целостности, гуманизма   1) Единства сознания и деятельности (1933 год, С.Л. Рубинштейн); 2) 3)  

Таблица 2.3. Характеристика отдельных отраслей психологической науки

Отрасли психологии Критерии*     Общая психология Социальная психология Возрастная психология История психологии
1. Время становления отраслей психологии          
2. Предмет изучения (определение)
3. Задачи
4. Основополагающие работы
5. Используемые методы
6.Структура, разделы, базовые понятия
7. Принципы
8. Факторы, определяющие становление отрасли

*Примечание. Критерии, приведённые в таблице, являются ориентировочными.

Таблица 2.4. Характеристика принципа детерминизма

 

    Критерии Причинный детерминизм Целевой детерминизм Механический детерминизм Биологический детерминизм Психологический детерминизм
Содержание принципа (определение)          
Персоналии, развивавшие идею / создатели принципа          
Временной период          
Направления и школы научной психологии, развивающие идею/использующие принцип          
примечание          

Задание 2.4. Дайте ответы на вопросы.

1. Выход в свет работ «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901) считается основанием возникновения этого психологического направления.

Назовите автора этих работ______________________________________________

Какое направление он основал?______________________________________________

 

2. Анализ вербальных отчётов по итогам интроспекции, содержащих описание внешних вещей, показал наличие «ошибки стимула», этот факт в рамках данного психологического направления привел к идее, что исследователь нуждается в предварительной тренировке.

Назовите психологическое направление/школу_________________________________

 

3. Представители этого направления большую часть своих исследований провели на белых крысах, так как не видели отличия в их поведении от поведения человека.

Назовите психологическое направление______________________________________

4. Основополагающий эксперимент, проведённый основателем этого психологического направления с двумя сотрудниками, заключался в том, что в тёмной комнате быстро друг за другом зажигались две световые точки с различными временными интервалами между вспышками. При интервале в 0,06 секунды свет воспринимался как перемещающийся от одной точки к другой, то есть возникало восприятие движения.

Назовите психологическое направление______________________________________

Назовите авторов эксперимента_______________________________________________________________

При каком временном интервале световые точки воспринимались как одновременные?______________

 

5. Участие и трудности экспедиции в бассейн Амазонки в 1865 году убедили видного представителя данного направления в том, что он будет счастливее, если станет размышлять и писать о науке, чем сам заниматься активными научными исследованиями. Тем не менее, он стал всемирно известным учёным и дважды (с 1894 по 1895 год и в 1904 году) избирался президентом Американской психологической ассоциации.

Назовите учёного_________________________________________________________

Какое направление он основал?______________________________________________

6. Лидер этого психологического направления начал свои исследования с формального изучения жизни и ценностей людей, казавшихся ему наиболее душевно здоровыми и творческими. Среди таких людей оказались Авраам Линкольн, Альберт Эйнштейн, Макс Вертгеймер и другие.

Назовите учёного_________________________________________________________

Какое направление он основал?______________________________________________

Какое понятие он ввёл для описания таких людей?_______________________________

7. В рамках этого направления были введены и активно используются термины «информация», «кодирование», «подпрограмма», а сложный внутренний мир человека сводится к упрощённым моделям.

Назовите психологическое направление______________________________________

Что является предметом исследования в рамках этого направления?_____________________________

8. Представитель данного психологического направления выразил свое видение науки следующим образом: «…подлинным предметом психологии (человека) является поведение человека от рождения до смерти. Явления поведения могут быть наблюдаемы точно так же, как и объекты других естественных наук. В психологии поведения могут быть использованы те же общие методы, которыми пользуются в естественных науках…».

Назовите учёного_________________________________________________________

Какое направление он основал?______________________________________________

 

9. Метафорой для основополагающей теории этого психологического направления послужили слова «река», «поток». По мнению автора, именно эти слова наиболее естественно описывают процессы, происходящие в душевной жизни человека.

Назовите психологическое направление______________________________________

10. Смерть дочери, страх за судьбу двух своих сыновей, воевавших на фронте, привели к появлению в рамках этого направления теории об универсальном человеческом инстинкте – стремлении к смерти.

Назовите учёного________________________________________________________

 

11. Один из основателей этого психологического направления Г. Саймон писал: «Человек в качестве поведенческой системы так же прост, как и муравей. Кажущаяся сложность его поведения отражает в основном сложность окружающей среды».

Назовите психологическое направление и предмет его изучения _____________________________________

____________________________________________________________________________________

Задание 2.5. Выразите своё отношение к психологическим школам, которые были изучены в теме 2 «Эволюция школ и направлений психологии на современном этапе её развития». Какой взгляд на предмет психологической науки показался Вам наиболее интересным (обоснованным, перспективным)? Обоснуйте свою точку зрения.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________








Date: 2016-02-19; view: 1302; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.018 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию