Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Председатель суда
Государственно-властные полномочия по управлению судом как государственным учреждением органом государственной власти определены в общем виде Законом о статусе судей. В государственно-властных полномочиях по управлению судом следует выделить полномочия по организации работы суда (п. 1 ст. 6.2 Закона о статусе судей) и особые полномочия по вопросам формирования судейского корпуса, определенные в ряде нормативно-правовых актов. Так, к общим организационным полномочиям можно отнести положения Закона о статусе судей, в соответствии с которыми председатель суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции: 1) организует работу суда; 2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей РФ типовых правил внутреннего распорядка судов <48> и контролирует их выполнение; -------------------------------- <48> Вопрос о правовой природе актов органов судейского сообщества и их роли в организации и деятельности государственных органов судебной власти обсуждается нами в работе, посвященной судейскому сообществу.
3) распределяет обязанности между заместителями председателя, а также в порядке, установленном федеральным законом, - между судьями; 4) организует работу по повышению квалификации судей; 5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда; 6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда; 7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда. Развернутый перечень основных прав и обязанностей председателя суда регламентирован Типовыми правилами внутреннего распорядка суда, утвержденными Постановлением Совета судей РФ от 18 апреля 2003 г. N 101, которыми установлено, что председатель суда вправе распределять обязанности между заместителями председателя суда и судьями; рационально организовать труд судей; принимать меры к обеспечению безопасности судей в здании суда; создавать необходимые условия для обеспечения эффективности труда судей с использованием современных средств оргтехники, а также методов научной организации труда; обеспечивать строгое соблюдение служебной и трудовой дисциплины, проводить работу, направленную на устранение потерь рабочего времени, рациональное использование трудовых ресурсов, формирование стабильного коллектива суда и т.д. Интересный анализ государственно-властных полномочий председателя суда как руководителя органа судебной власти представлен в работе А.Н. Халикова <49>, в которой особое внимание обращено на необходимость законодательного обеспечения в системе организационно-властных отношений "председатель суда - судья" реализации принципа независимости судей при осуществлении правосудия. -------------------------------- <49> Халиков А.Н. Роль председателя суда в обеспечении независимости судей // Российский судья. 2007. N 5.
Нельзя не согласиться с автором в том, что особое внимание законодатель должен обратить на обеспечение этого принципа при регулировании вопросов материального стимулирования, дисциплинарных наказаний, повышения в должности и др., которые должны быть решаемы на основе объективных статистических данных о результатах работы конкретного судьи. В то же время, как отмечает член-корреспондент РАН М.И. Клеандров <50>, в судах действует принцип единоначалия (в организационном смысле, так как в процессуальном - при коллегиальном рассмотрении дела и в иных ситуациях - все судьи равны, и здесь председатель суда - судья, не более), поэтому руководство судом не коллективное и не коллегиальное. -------------------------------- <50> Клеандров М.И. Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее. М., 2006. Клеандров М.И. Статус судьи: правовой и смежный компоненты. М.: Норма, 2008.
В системе арбитражных судов действует Регламент арбитражных судов, утверждаемый Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ, который наиболее полно регламентирует объем государственно-властных полномочий председателя арбитражного суда. В частности, Регламент предусматривает, что председатель арбитражного суда организует работу по обеспечению взаимодействия с органами судейского сообщества, полномочным представителем Президента РФ в федеральном округе, средствами массовой информации, службой судебных приставов, правоохранительными и другими государственными органами. Председатель арбитражного суда организует систематическое изучение и обобщение судьями и работниками суда судебной практики и статистики, на основании которых готовятся предложения по совершенствованию действующего законодательства, а также обеспечивается соблюдение норм материального и процессуального права; осуществляет организационные мероприятия, направленные на соблюдение процессуальных сроков и укрепление исполнительской дисциплины; организует текущее и перспективное планирование работы суда, контроль и обеспечение выполнения планов; организует работу по своевременному рассмотрению жалоб на действия судей и обращений, связанных с организацией деятельности суда. Председатель арбитражного суда регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда на совещаниях, проводимых по итогам работы суда в отчетном периоде. По вопросам внутренней деятельности арбитражного суда проводятся оперативные совещания, порядок и периодичность которых определяются председателем суда <51>. -------------------------------- <51> Регламент арбитражных судов. Утвержден Постановлением Пленума ВАС РФ от 5 июня 1996 г. N 7, действующим в ред. от 22 июня 2006 г. "Об утверждении Регламента арбитражных судов".
Несколько особняком в полномочиях председателя арбитражного суда стоит право на участие в работе органов государственной власти. Так, Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (далее - ФКЗ об арбитражных судах) предусмотрел право Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства РФ (п. 3 ст. 20 ФКЗ об арбитражных судах) и право председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации принимать участие в заседаниях органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 42 Закона). Эти положения еще раз подчеркивают то значение и роль, которую играют арбитражные суды в обеспечении правовой инфраструктуры экономической сферы России. Интересно отметить, что председатели федеральных арбитражных судов округов и арбитражных апелляционных судов не обладают подобными полномочиями, что является показателем особого экстерриториального положения этих судебных органов. Date: 2016-02-19; view: 688; Нарушение авторских прав |