Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Председатель суда





Государственно-властные полномочия по управлению судом как государственным учреждением органом государственной власти определены в общем виде Законом о статусе судей.

В государственно-властных полномочиях по управлению судом следует выделить полномочия по организации работы суда (п. 1 ст. 6.2 Закона о статусе судей) и особые полномочия по вопросам формирования судейского корпуса, определенные в ряде нормативно-правовых актов.

Так, к общим организационным полномочиям можно отнести положения Закона о статусе судей, в соответствии с которыми председатель суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции:

1) организует работу суда;

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей РФ типовых правил внутреннего распорядка судов <48> и контролирует их выполнение;

--------------------------------

<48> Вопрос о правовой природе актов органов судейского сообщества и их роли в организации и деятельности государственных органов судебной власти обсуждается нами в работе, посвященной судейскому сообществу.

 

3) распределяет обязанности между заместителями председателя, а также в порядке, установленном федеральным законом, - между судьями;

4) организует работу по повышению квалификации судей;

5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;

6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;

7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

Развернутый перечень основных прав и обязанностей председателя суда регламентирован Типовыми правилами внутреннего распорядка суда, утвержденными Постановлением Совета судей РФ от 18 апреля 2003 г. N 101, которыми установлено, что председатель суда вправе распределять обязанности между заместителями председателя суда и судьями; рационально организовать труд судей; принимать меры к обеспечению безопасности судей в здании суда; создавать необходимые условия для обеспечения эффективности труда судей с использованием современных средств оргтехники, а также методов научной организации труда; обеспечивать строгое соблюдение служебной и трудовой дисциплины, проводить работу, направленную на устранение потерь рабочего времени, рациональное использование трудовых ресурсов, формирование стабильного коллектива суда и т.д.

Интересный анализ государственно-властных полномочий председателя суда как руководителя органа судебной власти представлен в работе А.Н. Халикова <49>, в которой особое внимание обращено на необходимость законодательного обеспечения в системе организационно-властных отношений "председатель суда - судья" реализации принципа независимости судей при осуществлении правосудия.

--------------------------------

<49> Халиков А.Н. Роль председателя суда в обеспечении независимости судей // Российский судья. 2007. N 5.

 

Нельзя не согласиться с автором в том, что особое внимание законодатель должен обратить на обеспечение этого принципа при регулировании вопросов материального стимулирования, дисциплинарных наказаний, повышения в должности и др., которые должны быть решаемы на основе объективных статистических данных о результатах работы конкретного судьи.

В то же время, как отмечает член-корреспондент РАН М.И. Клеандров <50>, в судах действует принцип единоначалия (в организационном смысле, так как в процессуальном - при коллегиальном рассмотрении дела и в иных ситуациях - все судьи равны, и здесь председатель суда - судья, не более), поэтому руководство судом не коллективное и не коллегиальное.

--------------------------------

<50> Клеандров М.И. Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее. М., 2006.

Клеандров М.И. Статус судьи: правовой и смежный компоненты. М.: Норма, 2008.

 

В системе арбитражных судов действует Регламент арбитражных судов, утверждаемый Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ, который наиболее полно регламентирует объем государственно-властных полномочий председателя арбитражного суда. В частности, Регламент предусматривает, что председатель арбитражного суда организует работу по обеспечению взаимодействия с органами судейского сообщества, полномочным представителем Президента РФ в федеральном округе, средствами массовой информации, службой судебных приставов, правоохранительными и другими государственными органами.


Председатель арбитражного суда организует систематическое изучение и обобщение судьями и работниками суда судебной практики и статистики, на основании которых готовятся предложения по совершенствованию действующего законодательства, а также обеспечивается соблюдение норм материального и процессуального права;

осуществляет организационные мероприятия, направленные на соблюдение процессуальных сроков и укрепление исполнительской дисциплины;

организует текущее и перспективное планирование работы суда, контроль и обеспечение выполнения планов;

организует работу по своевременному рассмотрению жалоб на действия судей и обращений, связанных с организацией деятельности суда.

Председатель арбитражного суда регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда на совещаниях, проводимых по итогам работы суда в отчетном периоде.

По вопросам внутренней деятельности арбитражного суда проводятся оперативные совещания, порядок и периодичность которых определяются председателем суда <51>.

--------------------------------

<51> Регламент арбитражных судов. Утвержден Постановлением Пленума ВАС РФ от 5 июня 1996 г. N 7, действующим в ред. от 22 июня 2006 г. "Об утверждении Регламента арбитражных судов".

 

Несколько особняком в полномочиях председателя арбитражного суда стоит право на участие в работе органов государственной власти. Так, Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (далее - ФКЗ об арбитражных судах) предусмотрел право Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства РФ (п. 3 ст. 20 ФКЗ об арбитражных судах) и право председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации принимать участие в заседаниях органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 42 Закона).

Эти положения еще раз подчеркивают то значение и роль, которую играют арбитражные суды в обеспечении правовой инфраструктуры экономической сферы России.

Интересно отметить, что председатели федеральных арбитражных судов округов и арбитражных апелляционных судов не обладают подобными полномочиями, что является показателем особого экстерриториального положения этих судебных органов.







Date: 2016-02-19; view: 688; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию