Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процедура рассмотрения кандидатов в судьи





Закон о статусе судей предусматривает прохождение кандидатурой на должность судьи последовательно нескольких инстанций.

Первая ступень - сдача квалификационного экзамена на должность судьи.

В целях установления наличия у кандидата на должность судьи знаний, навыков и умений, необходимых для работы в должности судьи в суде определенного вида и уровня, формируются экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее - экзаменационные комиссии).

Порядок формирования экзаменационных комиссий, их полномочия и процедура принятия квалификационного экзамена на должность судьи определяются Федеральным законом от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации".

Любой гражданин, достигший установленного Законом возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена с приложением документов по установленному Законом перечню.

Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, представившему указанные документы (или их копии).

Квалификационный экзамен на должность судьи принимается Высшей экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи в случае, если заключение о рекомендации кандидата на эту должность дает Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, и экзаменационной комиссией субъекта Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи в случае, если заключение о рекомендации кандидата на эту должность дает квалификационная коллегия судей субъекта Российской Федерации.

Квалификационный экзамен на должность судьи Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области принимается экзаменационной комиссией города Санкт-Петербурга по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

Квалификационный экзамен на должность судьи сдают граждане, которые не являются судьями, за исключением граждан, которые имеют ученую степень кандидата юридических наук или ученую степень доктора юридических наук и которым присвоено почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации". Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи - в течение всего времени пребывания его в качестве судьи.

Второй такой инстанцией является квалификационная коллегия судей.

Квалификационная коллегия судей обладает исключительным правом по решению вопроса о дальнейшем прохождении претендента на судейскую должность по пути к назначению судьей.

По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности указанных документов и сведений и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких претендентов на должность судьи. Если в процессе проверки этих документов и сведений установлена их недостоверность, то гражданин, представивший такие документы и сведения, не может быть рекомендован на должность судьи.

Нужно сказать, что квалификационные коллегии судей отнюдь не являются органами, автоматически дающими согласие на наделение претендентов судейскими полномочиями. Это хорошо видно из прилагаемой таблицы "Результаты деятельности квалификационных коллегий судей в 2003 - 2012 (1-е полугодие) гг. по формированию судейского корпуса" <33>.

--------------------------------

<33> Отчеты Высшей квалификационной коллегии за 2003 - I квартал 2012 г. // Вестник Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. 2004. N 2; 2005. N 2; 2006. N 2; 2007. N 2; 2008. N 2; 2009. N 2; 2010. N 2; 2011. N 2; 2012. N 2, N 3.


 

Результаты деятельности квалификационных коллегий судей

в 2003 - 2012 (1-е полугодие) гг. по формированию

судейского корпуса

 

2011 2012 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

(1-е

полугодие)

 

Общее кол-во 501 205 336 294 631 541 796 514 301 456

заявлений, (100%) (100%) (100%) (100%) (100%) (100%) (100%) (100%)

рассмотренных ВККС

 

Рекомендовано на 446 191, в т.ч.: 186 179 398 359 527 398 247 387


должность судьи 263 - в общие 108 - в общ. (56,0%) (60,5%) (63,0%) (66,3%) (66,2%) (77,4%) (82,0%) (85,0%)

суды; суды, 83 - в 114 - в 226 - в

183 - в АС АС общие суды; общие суды;

133 - в АС 161 - в АС

 

Не рекомендовано 62 55 180 1 236 116 54 69

(18,4%) (18,5%) (28,5%) (0,2%) (29,6%) (22,6%) (18,0%) (15,0%)

 

Не прошли по 88 62 53 181 -

конкурсу (26,2%) (29,5%) (8,4%) (33,4%)

 

ИТОГО

 

Общее кол-во 8705 4480 6725 7662 8042 7508 8592 10 638 8805 8853

заявлений, (100%) (100%) (100%) (100%) (100%) (100%) (100%) (100%) (100%) (100%)

рассмотренных ККС

субъектов РФ

 

Рекомендовано на 6686, 3249, 5411 5562 5672 5155 5486 6546 5608 6079 + 6

должность судьи в т.ч. 6243 - в т.ч. (78,9%) (72,4%) (75,3%) (68,8%) (63,9%) (61,5%) (63,7%) (68,7%)

в общие суды; 3032 - в общ. 5255 - в 5619 - в

443 - в АС суды, 217 - общие суды; общие суды;

в АС 353 - в АС 460 - в АС

 

Не рекомендовано Отказано в Отказано в 764 496 553 188 2792 3960 3107 65 + 7

рекомендации: рекомендации: (11,1%) (6,5%) (6,2%) (2,5%) (32,5%) (37,2%) (35,2%) (0,8%)

29, в т.ч.: 9 - в общ. 2921 - в

27 - в общ. суды общие суды;

суды; 2 - 186 - в АС

в АС

 

Не прошли по 568 1604 1817 2165 314 132 90 2702

конкурсу (8,5%) (20,5%) (22,6%) (28,8%) (3,7%) (1,3%) (1,1%) (30,5%)

85 - в

общие суды;

5 - в АС

 

Возврат кол-иям 18 заключений 9 заключений

пред-ми (п. 9 (17 в общ.

ст. 5 Закона о ст. юрисдикции и 1

судей) для повт. в АС)

рассм.

 

ККС подтвердили 6 кандидатур 4 кандидатуры

первоначальное

заключение

 

ККС вынесены новые 12 случаев 5 случаев

заключения


 

Существенной проблемой квалификационных коллегий является отсутствие возможности по-настоящему изучить личность претендента на должность судьи, поскольку их деятельность в данной области ограничена лишь сбором характеристик и других доступных материалов, вместе с тем эти документы не содержат объективной информации о том, что собой представляет тот или иной кандидат. Последующая процедура назначения на должность судьи также не может служить серьезной преградой для проникновения в судейский корпус случайных лиц. Президент, Верховный Суд РФ тщательно изучают кандидатуру только в том случае, если на нее поступила жалоба <34>.

--------------------------------

<34> Ванямов Н. Совершенствовать работу квалификационных коллегий судей // Российская юстиция. 2001. N 2. С. 14.

 

Третья инстанция по рассмотрению кандидатур на должность судьи - председатель суда.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации гражданина на должность судьи направляется председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

В случае несогласия с указанным решением председатель суда возвращает его для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. Если при повторном рассмотрении квалификационная коллегия судей двумя третями голосов членов коллегии подтверждает первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.


Как действуют в реальных условиях эти положения Закона, видно из уже приведенной выше таблицы "Результаты деятельности квалификационных коллегий судей в 2003 - 2012 (1-е полугодие) гг. по формированию судейского корпуса".

Председатели высших судов каждый по подведомственному сегменту судебной власти (Председатель Верховного Суда РФ или Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ - каждый для своего сегмента судебной власти) независимо от своего мнения по данной кандидатуре обязаны направить документы на представление претендента Президенту РФ. Следует отметить, что законодатель не определил возможность, а соответственно, и процедуру отклонения на этом этапе кандидатуры претендента на судейскую должность.

Для осуществления функции отбора претендентов на судейские должности Президент РФ своим Указом от 4 октября 2001 г. N 1185 создал четвертую инстанцию - Комиссию при Президенте РФ по предварительному рассмотрению кандидатур на должности всех федеральных судей (далее - Кадровая комиссия при Президенте РФ), которая на своих заседаниях рассматривает каждую кандидатуру на судейскую должность и формирует мнение о возможности или невозможности назначения данного конкретного человека на судейскую должность.

На этапе Кадровой комиссии при Президенте Российской Федерации, как и на каждом из предыдущих этапов, по тем или иным причинам происходит отсев претендентов на должность судьи.

Каждая кандидатура "просвечивается" соответствующими, в том числе и специальными, службами. Кадровая комиссия собирается в среднем один раз в два месяца, и ее заседания проходят поочередно под председательством либо Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, либо Председателя Верховного Суда РФ. Об интенсивности работы этой инстанции свидетельствует тот факт, что, как правило, на заседании Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов, длящемся не более 1 - 2 дней, рассматривается под сотню и более кандидатур на должности судей судов всех уровней.

Совершенно очевидно, что основная нагрузка по определению соответствия того или иного кандидата требованиям, предъявляемым к судье, ложится на плечи аппарата Комиссии.

Наделение судейскими полномочиями граждан, прошедших предусмотренный законодательством отбор, осуществляется на пятой инстанции Президентом РФ или Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

Президент Российской Федерации как гарант Конституции Российской Федерации обладает исключительным правом назначения судей и председателей всех федеральных судов, за исключением Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

Президент Российской Федерации назначает (наделяет судейскими полномочиями) судей федеральных судов общей юрисдикции (от районного до областного уровня), судей военных судов, судей арбитражных судов субъектов Российской Федерации, арбитражных апелляционных судов и федеральных арбитражного судов округов.


Судьи федеральных судов назначаются на должность без ограничения срока полномочий до достижения ими предельного возраста пребывания в должности судьи. Предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет, если иное не установлено федеральным конституционным законом.

Значительным направлением в деятельности по формированию судейского корпуса является профессиональная переподготовка судей.

В литературе неоднократно отмечалась необходимость введения института преддолжностной подготовки кандидатов на должности судей <35>. Основная суть всех предложений сведена к подготовке кандидатов на базе высшего юридического образования посредством прохождения специальных курсов и получения практических навыков.

--------------------------------

<35> См.: Лебедев В.М. Судебная власть в современной России: проблемы становления и развития. СПб., 2001. С. 54; Король Л. Российская академия правосудия - национальный центр подготовки судейских кадров // Российская юстиция. 2004. N 5. С. 2; Пейсиков В. Правовые основы отбора и подготовки судей в России // Российская юстиция. 2004. N 5. С. 13; Халдеев А. Подготовка судей во Франции // Российская юстиция. 1994. N 1. С. 58; Дементьев А. О преддолжностной подготовке кандидата в судьи // Российская юстиция. 1994. N 1. С. 10 - 11; Ершов В., Халдеев Л. О профессиональной подготовке кандидатов в судьи // Российская юстиция. 1994. N 1. С. 11; Клеандров М.И. Очерки российского судоустройства: проблемы настоящего и будущее. Новосибирск, 1998. С. 28.

 

Законодатель уже откликнулся на эти предложения. По мнению парламентариев, работа судьи является одной из наиболее сложных и важных юридических специальностей и отличается повышенной ответственностью перед обществом и гражданином, особенно в настоящее время, когда формируются новые экономические и социальные отношения, интенсивно меняется нормативно-правовая система, возникают новые общественные и социальные конфликты, активизируется международный экстремизм. Для адекватной реакции на происходящее, с учетом мировых и национальных законодательных процессов, судье необходимы глубокие теоретические познания в области права, умение свободно ориентироваться в действующем законодательстве и тенденциях развития юридической, в частности судебной, практики, владение современными технологиями работы с правовой информацией.

В связи с этим и в целях повышения профессионального уровня судейского корпуса Федеральным законом установлено, что гражданин, впервые назначенный на должность судьи федерального суда, проходит специализированную профессиональную подготовку для работы в этой должности.

Судья федерального суда, впервые назначенный на должность судьи, проходит профессиональную переподготовку в формах обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, осуществляющих профессиональную переподготовку и повышение квалификации судей, и стажировки в суде с сохранением на этот период заработной платы.

Порядок и сроки прохождения судьей профессиональной переподготовки по указанным формам, а также основания освобождения судьи от прохождения профессиональной переподготовки определяются соответственно Верховным Судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

Общая продолжительность профессиональной переподготовки судьи не может превышать шесть месяцев.

Период прохождения профессиональной переподготовки судьи включается в стаж работы в должности судьи.

По результатам прохождения профессиональной переподготовки судье федерального суда, впервые назначенному на должность судьи, присваивается квалификационный класс.

Заслуживают внимания и предложения об использовании института помощников судей, о чем уже неоднократно заявляли представители судейского сообщества и ученые <36>.

--------------------------------

<36> См.: Яковлев В. Нам следует сохранить сложившуюся судебную систему // Российская юстиция. 2001. N 1. С. 8; Юдин В. Проблемы отбора кандидатов на должности судей и помощников судей // Юридический мир. 2005. N 11. С. 78; Атяшев М.С. К вопросу о кадровом комплектовании судебной системы // Российский судья. 2007. N 7; Комольцева А.А. К вопросу о профессиональной подготовке кадрового состава судейского корпуса // Администратор суда. 2009. N 1.

 







Date: 2016-02-19; view: 5200; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию