Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вступление судьи в должность





Как следует из текста Закона о статусе судьи (п. 5 ст. 11), судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а при вступлении в должность судьи лица, ранее приносившего присягу, - со дня его назначения (избрания) на должность судьи.

На практике различают три момента, связанные с началом периода осуществления судейских полномочий: а) дата подписания Президентом России указа о назначении гражданина судьей; б) дата, с которой судья зачисляется в штат суда, которая определяется в приказе о приеме на работу судьей на основании указа Президента России о назначении судьей; в) дата принесения судьей присяги.

М.И. Клеандров считает наиболее правильным определять момент, в который гражданин "превращается" в судью со всеми вытекающими отсюда последствиями, по образцу, принятому для судей Конституционного Суда РФ: судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, и предлагает принять по этому вопросу законодательное предписание в отношении всего судейского корпуса <37>.

--------------------------------

<37> Клеандров М.И. Статус судьи: Учеб. пособие. Новосибирск, 2000. С. 60.

 

Представляется, что следует различать понятия "момент наделения судейскими полномочиями" и "момент вступления в должность судьи". Из названия ст. 6 Закона о статусе судьи следует, что момент наделения судейскими полномочиями определяется датой принятия указа Президента РФ о назначении на должность судьи. Момент вступления в должность судьи не может быть ранее принятия присяги судьи. Именно акт принятия присяги позволяет гражданину, назначенному судьей, начать реально исполнять судейские полномочия.

Вместе с тем процедура прохождения претендента на должность судьи по всем этапам отбора настолько растянута по времени, что в ряде случаев гражданин, наделяемый указом Президента судейскими полномочиями, к этому моменту уже потерял желание быть ими наделенным. Никаких обязанностей приступить к исполнению судейских полномочий такой гражданин не несет, и вся проведенная работа по отбору его в судьи теряет смысл.

Законодательство не предусматривает ни норм, обязывающих лицо, назначенное Президентом судьей, обязательно приступить к исполнению возлагаемых на него указом Президента (!) судейских полномочий, ни санкций за неисполнение такого указа.

Судья, впервые избранный на должность, приносит в торжественной обстановке присягу следующего содержания:

"Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть".

Судьи приносят присягу на съездах (конференциях) либо на собраниях судей.

Присяга приносится судьей перед Государственным флагом Российской Федерации, а в соответствующих случаях также и перед государственным флагом республики в составе РФ.

Судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ приносят присягу судьи на собраниях судей этих судов.

Среди специалистов, изучающих кадровые проблемы судейского корпуса, давно раздаются все настойчивее требования перенести центр внимания кадровых служб при формировании судейского корпуса на этап подбора кандидатов в судьи, проверку их на должностях, скажем, помощников судей либо на иных должностях в аппаратах судов <38>.

--------------------------------

<38> Яковлев В.Ф. Нам следует сохранить сложившуюся судебную систему: Выступление на V Всероссийском съезде судей // Российская юстиция. 2001. N 4.

 

Назрела необходимость подойти к подготовке кандидатов в судьи так же, как это делается в развитых странах. Примеры успешной подготовки резерва на базе повышения квалификации помощников судей и других категорий государственных служащих имеются в системе арбитражных судов. В общем количестве судей, впервые назначенных на должность, с каждым годом растет доля тех, кто раньше работал помощником судьи или специалистом аппарата арбитражного суда.

Вместе с тем, как показывает анализ законодательства о судебной власти, для обеспечения независимости от чьих-либо пристрастий и посторонних влияний ограничений права на занятие должности судьи, предусмотренных действующим законодательством, явно не достаточно. Рассмотрим более подробно отдельные проблемы.

1. Конституцией РФ (ст. 128) установлено, что судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом.


Указом Президента РФ гражданин назначается на должность судьи в конкретный суд. Однако указ Президента РФ о назначении судьи с точки зрения трудового права является лишь одним из юридических фактов, образующих правовое основание для установления конкретных трудовых отношений в качестве судьи между гражданином и государством. Интересен вопрос: кто выступает в этих отношениях работодателем, кто является второй стороной в этих отношениях? В науке трудового права данный вопрос не исследовался. Принимая во внимание публичный характер профессиональной деятельности лица, замещающего федеральную государственную должность судьи, процедуры отбора кандидата на должность судьи, предшествующие изданию указа Президента РФ (или постановления Совета Федерации Федерального Собрания РФ в соответствующих случаях), представляется, что в качестве работодателя в этих отношениях выступает государство.

Начало работы гражданина в качестве судьи определяется тремя юридическими фактами.

Во-первых, указом Президента РФ о назначении гражданина судьей в конкретный суд.

Во-вторых, принятием присяги судьи.

В-третьих, приказом о принятии в штат суда.

Как правило, между датой издания указа Президента РФ о назначении и моментом, когда судья фактически приступает к исполнению обязанностей по судейской должности, проходит некоторое время, необходимое для того, чтобы гражданин, назначенный на должность судьи, уволился с прежнего места работы и прибыл по месту нового назначения.

Возникает вопрос: с какого момента назначается денежное содержание судьи и с какого момента должен исчисляться стаж работы судьей в качестве судьи, имеющий значение в дальнейшем для определения льгот и прав действующего судьи и определения размера ежемесячного пожизненного содержания судье в отставке?

Ответ на этот вопрос содержится в правовой позиции Верховного Суда РФ, сформулированной при рассмотрении в открытом судебном заседании гражданского дела по заявлению В.И. Халина об оспаривании Приказа председателя Московского городского суда от 27 сентября 2010 г. N 885 л/с "Об отставке судьи <...> суда Халина В.И." <39>.

--------------------------------

<39> Решение Верховного Суда РФ от 02.12.2010 N ГКПИ10-1339.

 

Обстоятельства рассмотренного дела следующие. Указом Президента Российской Федерации от 24 сентября 2007 г. N 1223 В.И. Халин назначен судьей <...> суда на трехлетний срок полномочий, 18 октября 2007 г. он принял присягу, а 18 декабря 2007 г. Приказом председателя <...> суда N 1045 л/с принят в штат данного суда.

24 сентября 2010 г. квалификационная коллегия судей г. <...> не нашла возможным рекомендовать В.И. Халина на должность судьи суда без ограничения срока полномочий, и 27 сентября 2010 г. председателем <...> суда издан Приказ N 885 л/с "Об отставке судьи <...> суда Халина В.И.", по которому он считается удаленным в отставку с 27 сентября 2010 г. в связи с истечением трехлетнего срока его полномочий.

20 октября 2010 г. В.И. Халин обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об отмене приказа о его отставке. Как ссылается заявитель, в соответствии с пунктом 5 статьи 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а при вступлении в должность судьи лица, ранее приносившего присягу, - со дня его назначения (избрания) на должность судьи. Присягу он принял 18 октября, а 18 декабря 2007 г. зачислен в штат <...> суда и приступил к исполнению полномочий судьи. Таким образом, по его мнению, трехлетний срок его полномочий в должности судьи должен исчисляться с 18 декабря 2007 г., а заканчиваться - 18 декабря 2010 г., и удаление его в отставку с 27 сентября 2010 г. незаконно.


В судебном заседании В.И. Халин поддержал свое заявление по изложенным в нем основаниям и просил о его удовлетворении.

Представитель <...> суда Г.А. Агафонова требование заявителя не признала, пояснив, что анализ положений подпункта 4 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и части 2 статьи 15 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" свидетельствует о том, что в случае, если полномочия судьи ограничены определенным сроком, начало течения данного срока связано с наделением судьи полномочиями (для федерального судьи - с моментом издания указа Президента Российской Федерации, в котором устанавливается срок данных полномочий); момент принятия присяги и тем самым вступления в должность правового значения для определения срока полномочий не имеет, так как свидетельствует только о том, что судья приступил к исполнению своих обязанностей, которые возникли у него на основании указа Президента Российской Федерации.

Выслушав объяснения заявителя, представителя заинтересованного лица и изучив материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации находит, что заявление В.И. Халина не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 2 статьи 15 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" полномочия судьи прекращаются или приостанавливаются по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, за исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" полномочия судьи прекращаются в случае достижения судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечения срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком.

Из приведенных законоположений видно, что при истечении срока полномочий судьи его полномочия прекращаются без решения соответствующей квалификационной коллегии судей.


В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 157-ФЗ "О внесении изменений в статьи 6 и 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и в статьи 17 и 19 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" судьи федеральных судов, впервые назначенные на должность судьи сроком на три года до дня вступления в силу данного Федерального закона (то есть до 21 октября 2009 г.), могут быть назначены в установленном порядке на должность судьи федерального суда без ограничения срока полномочий после истечения указанного трехгодичного срока. Если после истечения указанного срока данный судья в установленном порядке не обратился в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о назначении его на должность судьи или соответствующая квалификационная коллегия судей отказала ему в рекомендации на должность судьи без ограничения срока полномочий, то он продолжает осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с его участием.

Из материалов дела видно, что В.И. Халин назначен судьей <...> суда на трехлетний срок полномочий Указом Президента Российской Федерации от 24 сентября 2007 г. N 1223, то есть до вступления в силу Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 157-ФЗ. Следовательно, по истечении трехлетнего срока со дня издания названного Указа Президента Российской Федерации и при наличии решения квалификационной коллегии судей г. <...> от 24 сентября 2010 г. об отказе ему в рекомендации на должность судьи без ограничения срока полномочий, он мог осуществлять полномочия судьи лишь до рассмотрения по существу дела, начатого с его участием. В судебном заседании заявитель пояснил, что по состоянию на 27 сентября 2010 г. дел, начатых с его участием, не имелось. При таких обстоятельствах оспариваемый приказ, по которому В.И. Халин считается удаленным в отставку в связи с истечением трехлетнего срока полномочий судьи <...> суда, соответствует вышеприведенным положениям Федеральных законов и не нарушает его права.

Довод заявителя о том, что трехлетний срок его полномочий судьи следует исчислять со дня издания приказа о зачислении в штат <...> суда, является ошибочным, поскольку такой нормы в действующем законодательстве, регламентирующем статус судей, не имеется. Содержание пункта 5 статьи 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" также не дает оснований для вывода о том, что исчисление срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком, связывается с датой зачисления судьи в штат конкретного суда. Названной нормой закреплен момент вступления судьи в должность, а не момент наделения его полномочиями по отправлению правосудия, который определяется датой назначения (избрания) судьи указом Президента Российской Федерации либо актом органа.

Верховный Суд Российской Федерации решил: В.И. Халину в удовлетворении заявления отказать.

Решение было обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации, которая Определением Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N КАС10-746 решение Верховного Суда Российской Федерации от 2 декабря 2010 года оставила без изменения, а кассационную жалобу - В.И. Халина без удовлетворения.

Как видно из данных судебных актов, правовая позиция Верховного Суда по данному вопросу заключается в том, что начало течения срока судейских полномочий связано с датой наделения судьи полномочиями (для федерального судьи - с моментом издания указа Президента Российской Федерации, в котором устанавливается срок данных полномочий); момент принятия присяги и вступления в должность правового значения для определения срока полномочий не имеют, так как свидетельствуют только о том, что судья приступил к исполнению своих обязанностей, которые возникли у него на основании указа Президента Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 6.2 Закона о статусе судей председатель суда, в частности, устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей РФ типовых правил внутреннего распорядка судов (подп. 2 п. 1 ст. 6.2 Закона), распределяет обязанности между заместителями председателя, а также в порядке, установленном федеральным законом, - между судьями (подп. 3 п. 1 ст. 6.2 Закона), организует работу по повышению квалификации судей (подп. 4 п. 1 ст. 6.2 Закона).

В системе арбитражных судов действует Регламент арбитражных судов РФ, утвержденный Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ <40>. В этом документе установлен порядок взаимодействия между структурными подразделениями арбитражного суда и судьями при осуществлении судебной деятельности.

--------------------------------

<40> Постановление Пленума ВАС РФ от 5 июня 1996 г. N 7 (в ред. от 22 июня 2006 г.) "Об утверждении Регламента арбитражных судов".

 

В этой связи представляется, что практика назначения судей пошла по пути "растранжиривания властного ресурса".

Процедура прохождения кандидатуры на должность судьи практически не зависит от того, в какой конкретный суд будет назначен данный кандидат. Более того, как отмечалось ранее, даже после того, как лицо назначено указом Президента в конкретный суд, юридической обязанности появиться в этом суде и приступить к выполнению судейских полномочий в конкретный срок закон не предусматривает. Следовательно, юридическое значение указа Президента состоит лишь в том, что на его основании данный гражданин при наличии дополнительного набора юридических фактов (увольнение с предыдущего места работы, явка на место исполнения судейских полномочий, издание приказа о приеме на работу и т.д.) вправе занять должность судьи в конкретном суде. В чем смысл указа Президента? Видимо, лишь в том, что данное лицо получает право на осуществление судейских полномочий.

Представляется, что принципу самостоятельности судебной власти вполне соответствовало бы закрепление в законодательстве о судебной власти правовой конструкции "экономии властного ресурса Президента Российской Федерации", в соответствии с которой Президент РФ назначает гражданина судьей, т.е. наделяет его правом осуществлять судейские полномочия, а уже определение конкретного суда, времени начала исполнения судейских полномочий предоставляется высшему судебному органу (Верховному Суду РФ или по его поручению Судебному департаменту при Верховном Суде РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ) исходя из конкретной жизненной ситуации, в которой находится "новоиспеченный" судья.

По сути дела, законодатель уже предусмотрел самостоятельность судебной власти в части привлечения гражданина, наделенного судейскими полномочиями, к осуществлению правосудия де-факто, определив в ст. 7.1 Закона о статусе судей право председателя вышестоящего суда при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей привлекать к осуществлению правосудия в качестве судьи, кроме исполнения обязанностей судьи Конституционного Суда РФ, с его согласия судью, находящегося в отставке, на срок до одного года в случае наличия вакантной должности судьи, либо в случае временного значительного увеличения объема работы в суде, либо в случае отсутствия судьи или приостановления его полномочий.

Статистика показывает, что такое привлечение судей в отставке к осуществлению правосудия в условиях дефицита судейских кадров не является эксклюзивом. Только в течение периода 2004 - 2008 гг. в 478 случаях с согласия квалификационных коллегий судей пребывающие в отставке судьи привлекались председателями судов к работе по осуществлению правосудия на срок до одного года, причем иногда и неоднократно <41>.

--------------------------------

<41> Отчетный доклад Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации на VII Всероссийском съезде судей 2 декабря 2008 г.

 

По данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, по состоянию на 1 октября 2008 г. 160 должностей судей заняты судьями в отставке, привлеченными к осуществлению правосудия по ст. 7.1 Закона о статусе судей, и 888 должностей заняты судьями, продолжающими осуществлять полномочия по п. 6 ст. 11 Закона о статусе судей <42>.

--------------------------------

<42> Информация о состоянии судов Российской Федерации (на 1 октября 2008 г.). Делегату VII Всероссийского съезда судей // Совет судей Российской Федерации. М., 2008 г.

 

Показателен следующий пример. Квалификационная коллегия судей Красноярского края 6 декабря 2002 г. прекратила полномочия судьи Ш. с 31 октября 2002 г. в связи с истечением срока полномочий (подп. 4 п. 1 ст. 14 Закона о статусе судей). В соответствии с Приказом по Красноярскому краевому суду от 11 декабря 2002 г. она осуществляла полномочия судьи до вступления в должность нового судьи. Из штата суда она исключена 10 марта 2004 г. <43>.

--------------------------------

<43> Решение Верховного Суда Российской Федерации от 15 января 2007 г. N ГКПИ06-1471; Определение Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2007 г. N КАС07-81 // Вестник ВККС РФ. 2008. N 1(15). С. 41 - 45.

 

Таким образом, почти полтора года гражданин осуществлял судейские полномочия по приказу председателя краевого суда на основании того, что ранее в соответствии с законодательством она была наделена судейскими полномочиями.

 

1.3.3. Служебная карьера судьи. Судейские должности:

структура, объем полномочий, порядок замещения

 

Государственная политика правового регулирования прохождения гражданином государственной службы на должности судьи предопределяет заинтересованность личности в длительной и качественной профессиональной деятельности по осуществлению правосудия.

Законодательно определенная длительность профессиональной деятельности на судейском поприще составляет 45 лет.

В то же время законодательство не регулирует аспекты карьеры судьи на занимаемой им государственной должности. Отсутствует даже легальное закрепление этого понятия. Но карьера-то есть, ибо без ее наличия судейская деятельность превращается в ремесло.

Как отмечает проф. Т.Н. Нешатаева, законодательный пробел в правовом регулировании оценки компетенции и карьерного продвижения судьи в конечном счете разрушает независимость суда и проявляется чаще всего в следующих четырех типах негативных последствий: дискреционности (административное воздействие); корпоративизме (воздействие связей внутри группы); фаворитизме (воздействие личных связей); коррупции (воздействие материальных средств и благ).

Излишне упоминать, что судья, компенсировавший квалифицирующие его требования или условия карьерного роста любым из названных видов воздействия, не сможет вести себя по отношению к источнику такого воздействия независимо, а в условиях развитых средств коммуникаций и публичных судебных разбирательств его зависимость имеет все шансы стать достоянием широких слоев общественности. Отсюда постепенно нарастающее недоверие общества к судебной системе и к государственной власти в целом <44>.

--------------------------------

<44> Нешатаева Т.Н., судья Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор. Оценка профессиональной деятельности судьи: проблемы правового регулирования // Российское правосудие. 2008. N 11(31).

 

В развитии науки о судебной власти мы пришли к моменту, когда назрела необходимость научной разработки категории "судейская карьера", ступеней судейской карьеры, создания концепции служебной карьеры судьи.

Судейская карьера - это установленный законом порядок прохождения судьей государственной службы на государственной должности РФ или субъекта РФ путем последовательного роста от низших к высшим ступеням карьеры по одному из направлений судейской карьеры.

Концепция судейской карьеры включает в себя: принципы определения видов досудебной деятельности и величины стажа по ним, требуемые для кандидата в судьи, виды направлений служебной карьеры, порядок прохождения судьей государственной службы путем последовательного роста от низших к высшим ступеням служебной карьеры, количество и последовательность ступеней карьерного роста по каждому из этих направлений, объективные критерии оценки профессионализма судьи для каждой ступени по результатам квалификационной аттестации, преференции, получаемые судьей при занятии соответствующей ступени служебной карьеры, основания и порядок поощрений за хорошую работу, основания и порядок наложения дисциплинарных взысканий, основания приостановления и прекращения судейских полномочий.

Сложившаяся российская практика "государевой службы на судейском поприще" позволяет выделить несколько направлений карьерного роста судьи в течение его жизнедеятельности: административная карьера, профессиональная карьера, инстанционная карьера, зарплатная карьера. При всей условности этих названий они дают представление о том, что для объективизации соответствия судьи той или иной ступени соответствующей разновидности судейской карьеры должны быть совершенно различные критерии оценки. Законодательство о статусе судей не регламентирует ни последовательность занятия судейских должностей в судейском корпусе суда, ни последовательность при назначении на любую судейскую должность в ту или иную судебную инстанцию.

Настало время определить такой порядок и законодательно закрепить ориентиры и критерии квалификационной аттестации судей, определяющие движение судьи по каждому направлению служебной судейской карьеры. Суд как государственное учреждение имеет определенную законодательством структуру, в которой четко разделяется два компонента - судейский корпус - совокупность всех судей данного суда и аппарат суда - совокупность всех государственных служащих, обеспечивающих деятельность судей как лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

В то же время порядок продвижения судьи по карьерной лестнице никак не регламентирован. Нет никаких качественных или количественных критериев, определяющих право и последовательность занятия того или иного положения в иерархии судейских должностей.

Действительно, для того чтобы занять ту или иную должность в Государственной Думе или Совете Федерации Федерального Собрания РФ, необходимо по меньшей мере быть избранным или назначенным в соответствующую палату. Для того чтобы занять любую судейскую должность, законодатель не выдвигает никаких ограничений, кроме общих требований к кандидату в судьи.

Представляется, что такое положение связано с уже отмеченным равным процессуальным положением лица, занимающего любую судейскую должность, по отношению к основной функции судьи - осуществлению им правосудия.

Что можно рассматривать в качестве профессионального и служебного роста судьи?

Представляется, что в силу особенностей судейской деятельности служебная карьера судьи может развиваться по трем практически независимым направлениям: по административному положению в иерархии административных должностей в структуре судейского корпуса (судья, заместитель председателя суда, председатель суда), по профессиональному специальному, в том числе инстанционному, статусу, по уровню заработной платы.







Date: 2016-02-19; view: 6331; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.021 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию