Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Гражданско-правовой статус судьи





 

1.1. Судья - гражданин с особым правовым статусом

 

В момент вступления в должность судьи человек пересекает границы обычного гражданского состояния, вступая в иное измерение своей жизни. Так, гражданин, впервые назначенный указом Президента РФ или Советом Федерации Федерального Собрания РФ на должность судьи, может приступить к исполнению судейских полномочий только после публичного принятия присяги.

Принятие присяги судьи не только акт торжественной клятвы честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят долг судьи и совесть. Принятие присяги судьи является одновременно и актом, свидетельствующим о признании обществом, государством и самим гражданином независимости судьи даже от тех инстанций, которые его назначили на эту должность. Это, в свою очередь, предполагает готовность и обязанность общества и государства обеспечить всеми возможными способами независимость исполнения судьей возложенных на него государственных обязанностей.

Права и обязанности судьи, таким образом, определяют его особое положение и в обществе как гражданина. Именно это особое положение, по сути дела, является гарантией обеспечения тех его прав и обязанностей, которые судья реализует, непосредственно осуществляя правосудие, свои властные правомочия.

Законодательство о судебной власти устанавливает особый правовой режим не только профессиональной деятельности судьи, но и всего жизненного уклада лица, наделенного судейскими полномочиями. Причем особый правовой режим устанавливается не только на период исполнения гражданином судейских полномочий, но и на весь период его жизни, включая и период, когда лицо уже не осуществляет правосудие, а вышло на заслуженный отдых, в отставку либо по тем или иным отнюдь не порочащим основаниям перестало осуществлять правосудие.

В обеспечении независимости судей громадную роль играет, как это не парадоксально звучит, законодательное обеспечение прав судьи как гражданина.

Лицо с момента возложения на него судейских полномочий не перестает быть гражданином Российской Федерации, однако его гражданско-правовой статус принципиально меняется.

Конституция РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).

Анализ законодательства о судебной власти с точки зрения гражданских прав судьи приводит к выводу о большом объеме законодательных запретов, ограничений, накладываемых на человека при переходе его из статуса обычного гражданина в статус судьи. Эти запреты, ограничения касаются не только его профессиональной деятельности, они существенно сужают и спектр его общегражданских прав и свобод.

Следует отметить, что законодательство устанавливает ограничения на гражданина уже на самом первом этапе отбора кандидатов в судьи. Подробнее мы остановимся на них в соответствующем разделе данной работы.

Законодательство о судебной власти устанавливает ограничение гражданских прав не только в период исполнения судейских полномочий, но и на весь образ жизни гражданина после прекращения судейских полномочий, о чем также пойдет речь в соответствующем разделе.

Многие аспекты жизнедеятельности, труда, отдыха судей регулируются актами органов судебной власти, которые, не являясь актами органов исполнительной власти, не подлежат регистрации в Минюсте РФ, осуществляемой в целях защиты прав граждан. Например, Верховный Суд РФ при рассмотрении одного из дел, связанных с применением актов органов судебной власти, сделал следующий вывод: "Инструкция <5> доведена официально до всеобщего сведения, а в государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ не нуждается, не являясь нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти" <6>. Иными словами, нормативно-правовые акты, принятые органами судебной власти (Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ) и регулирующие положение гражданина, наделенного судейскими полномочиями, в государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ не нуждаются.

--------------------------------

<5> Инструкция о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям (утв. Верховным Судом РФ 29 июля 2003 г., ВАС РФ 9 июля 2003 г., Судебным департаментом при Верховном Суде РФ 3 июля 2003 г.).

<6> Определение Верховного Суда РФ от 14 октября 2004 г. N КАС04-532 "Об оставлении без изменения решения Верховного Суда от 25.08.2004 N ГКПИ04-1032, которым оставлено без удовлетворения заявление о признании частично недействующим пункта 3.1 Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, утв. Верховным Судом РФ 29 июля 2003 г., ВАС РФ 9 июля 2003 г., Судебным департаментом при Верховном Суде РФ 3 июля 2003 г." (КонсультантПлюс).

 

В судебной практике рассматривался также и вопрос о правовой природе нормативных актов, принимаемых Высшей квалификационной коллегией судей РФ.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной им в Постановлении от 28 февраля 2008 г. N 3-П, Положение о квалификационных коллегиях судей, которое действовало на момент рассмотрения дела Г.Н. Белюсовой, как и заменившее его Положение о порядке работы квалификационных коллегий судей, утвержденное Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации 22 марта 2007 г., являются корпоративными нормативными актами и в силу ст. 125 Конституции РФ не могут быть самостоятельным предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, что не препятствует их учету в процессе конституционного судопроизводства при оценке соответствующих норм федеральных законов и выявлении смысла, придаваемого им правоприменительной практикой <7>.

--------------------------------

<7> Постановление Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2008 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 6.1 и 12.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статей 21, 22 и 26 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" в связи с жалобами граждан Г.Н. Белюсовой, Г.И. Зиминой, Х.Б. Саркитова, С.В. Семак и А.А. Филатовой" // СЗ РФ. 2008. N 10 (2 ч.). Ст. 976.

 

Из этого следует, что функции Минюста РФ по государственной регистрации нормативно-правовых актов, осуществляемой в целях защиты прав граждан, не распространяются на акты, регулирующие гражданские права судей, принимаемые органами судебной власти.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о статусе судей (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 274-ФЗ) судья не вправе:

1) замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром;

2) принадлежать к политическим партиям, материально поддерживать указанные партии и принимать участие в их политических акциях и иной политической деятельности;

3) публично выражать свое отношение к политическим партиям и иным общественным объединениям;

4) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы;

5) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия председателя соответствующего суда (для мировых судей - председателя соответствующего районного суда, для председателей судов - президиумов соответствующих судов, а в случае отсутствия таких президиумов - президиумов вышестоящих судов). При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

6) быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц;

7) допускать публичные высказывания по вопросу, который является предметом рассмотрения в суде, до вступления в законную силу судебного акта по этому вопросу;

8) использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные для служебной деятельности;

9) разглашать или использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, или служебную информацию, ставшую ему известной в связи с осуществлением полномочий судьи;

10) получать в связи с осуществлением полномочий судьи не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц. Подарки, полученные судьей в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта Российской Федерации и передаются судьей по акту в суд, в котором он занимает должность судьи, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Судья, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

11) принимать без разрешения соответствующей квалификационной коллегии судей почетные и специальные (за исключением научных и спортивных) звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств, политических партий, иных общественных объединений и других организаций;

12) выезжать в служебные командировки за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Совета судей РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

13) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов действующих на территории Российской Федерации иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

14) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора.

Перечень ограничений, налагаемых законодателем на гражданские права судьи, неоднократно изменялся, и нет никакой уверенности, что когда-нибудь он стабилизируется.

Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 31 мая 2007 г. N 27 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений квалификационных коллегий судей о привлечении судей судов общей юрисдикции к дисциплинарной ответственности" отметил, что "...деятельность по осуществлению правосудия является для судьи приоритетной по отношению к любой другой деятельности, не запрещенной ему законом", и сформулировал некий свод правил, которым должен следовать судья при исполнении судейских полномочий:

"При осуществлении правосудия следует соблюдать требования процессуального законодательства о порядке, сроках подготовки и назначения судебных заседаний.

Несовместимы с требованиями закона и профессиональной этики назначение в судах первой инстанции рассмотрения нескольких дел на одно и то же время, а также безосновательные отложения рассмотрения дел, в том числе в связи с их ненадлежащей подготовкой к судебному разбирательству.

Эти и подобные им нарушения умаляют авторитет судебной власти.

Большое значение имеют правильно и в соответствии с процессуальным законом проведенные судебные процессы по гражданским, уголовным и административным делам.

Деловая обстановка судебных заседаний, четко организованная работа воспитывают у граждан чувство уважения к суду и его решениям. Поэтому каждое судебное заседание должно проводиться в назначенное время и в соответствии с процессуальным законодательством. При этом судье надлежит принимать меры к максимальному сокращению сроков составления судебных актов, не допуская снижения их качества.

В судебном заседании судья должен быть облачен в мантию.

Судье при исполнении полномочий по отправлению правосудия следует соблюдать культуру поведения в процессе. Недопустимы резкое или грубое обращение судьи с участниками процесса.

Судья не должен проявлять высокомерия. Ему следует избирать вежливый и спокойный тон ведения судебного процесса, быть сдержанным, тактичным, с уважением, пониманием и терпением относиться к участникам судебного разбирательства и иным лицам, присутствующим в судебном заседании. Некорректное поведение граждан в здании суда или в судебном заседании не освобождает судью от обязанности быть тактичным, объективным и справедливым в отношении этих граждан.

Судья обязан вести судебный процесс таким образом, чтобы не допускать возможность возникновения повода для его отвода, поскольку обоснованный отвод судьи в этом случае ведет к отложению рассмотрения дела, перераспределению нагрузки между судьями, нарушению сроков рассмотрения дела и в конечном итоге к умалению авторитета судебной власти.

Судья должен избегать личных общений с гражданами, а также с представителями организаций по вопросам, связанным с разбирательством в суде дел этих граждан и организаций, за исключением случаев, предусмотренных процессуальным законодательством. Судья не вправе давать советы и правовые консультации указанным лицам относительно их действий в судебном процессе".

Судья не вправе делать публичные заявления, комментировать судебные решения, выступать в средствах массовой информации по существу дел, находящихся в производстве суда.

Судья не может препятствовать освещению деятельности суда представителями средств массовой информации. Действия судьи по воспрепятствованию представителям средств массовой информации к доступу в судебное заседание, освещению ими рассмотрения дела, за исключением случаев, предусмотренных законом, являются нарушением профессиональной этики.

Вместе с тем вышеприведенный действующий перечень запретов неправильно было бы воспринимать как полное исключение судьи из общественной и научной жизни.

Постановление Пленума дало развернутый перечень и неких правил поведения судьи вне его профессиональной деятельности, существенно расширив спектр его правовых оценок.

Так, в частности, в Постановлении указано, что "судья вправе комментировать действующее законодательство и судебную практику, читать лекции, преподавать, выступать по неюридическим вопросам, если это не умаляет авторитет судебной власти и не препятствует выполнению обязанностей по осуществлению правосудия и иных служебных обязанностей.

Судья не должен при совмещении основной работы с любой разрешенной ему законом деятельностью, в том числе носящей оплачиваемый (возмездный) характер, совершать действия в ущерб правосудию. При решении вопроса о возможности заниматься такой деятельностью судье следует избегать контактов с лицами, которые могли бы оказать на него влияние в связи с находящимся в производстве суда делом.

Размер вознаграждения судьи за разрешенную ему законом внесудебную деятельность должен быть сопоставим с размером вознаграждения, получаемого за аналогичную деятельность иными лицами, и не вызывать сомнений в порядочности и честности судьи".

Ученые из Тульского государственного педагогического университета В.В. Нехаев и Т.Г. Нехаева сделали интересный обзор-комментарий к ст. 3 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", в котором применительно к ограничениям, накладываемым законодательством на судью, раскрыты такие понятия, как "внеслужебные отношения", "честь" и "достоинство", "любая ситуация", "участие в публичной деятельности" и др. <8>.

--------------------------------

<8> Нехаев В.В., Нехаева Т.Г. Требования, предъявляемые к судье. Комментарий к ст. 3 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" // Подготовлен для системы "КонсультантПлюс", 2006.

 

Практически каждое из приведенных выше законодательных требований к судье достаточно подробно обсуждено и обсуждается в юридической литературе. В общем виде смысл этих комментариев можно выразить словами, сказанными в свое время на одной из встреч с судьями создателем и первым Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ доктором юридических наук, профессором, член-корреспондентом Российской академии наук В.Ф. Яковлевым о том, что судья - фигура публичная и вся его деятельность и жизнь на виду и подвержена, как ничто другое, публичной оценке и обсуждению.

То, что судья - публичная фигура, особо отмечено и в Резолюции 1165 (1998) Парламентской Ассамблеи Совета Европы о праве на неприкосновенность частной жизни, где под публичной фигурой понимается лицо, занимающее государственную должность и (или) пользующееся государственными ресурсами, а также тот, кто играет определенную роль в общественной жизни, будь то в области политики, экономики, искусства, социальной сфере, спорте или в любой иной области <9>.

--------------------------------

<9> Резолюция 1165 (1998) Парламентской Ассамблеи Совета Европы о праве на неприкосновенность частной жизни // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. N 12.

 

При вынесении судебного решения в силу принципа независимости судья не только не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым судом и т.д., но и в более широком смысле - обязан действовать в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу его волеизъявления.

Это, в свою очередь, подразумевает необходимость особого поведения судьи не только, когда он осуществляет правосудие, облачившись в судейскую мантию, но и вне времени профессиональной деятельности, в течение всей его жизни.

Выступая в личном качестве как гражданин, судья должен соблюдать не только общегражданские нормы поведения, но и положения Кодекса судейской этики. За совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм Закона о статусе судей, а также положений Кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей) на судью, за исключением судей Конституционного Суда РФ, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий судьи.

Возникает закономерный вопрос о правовой природе Кодекса судейской этики.

В юридической литературе уже высказывалось мнение, что если Закон о статусе судей определил правовой статус российских судей, то Кодекс определил их нравственный статус <10>.

--------------------------------

<10> Ткачев В. От Кодекса чести судьи к Кодексу судейской этики // Российская юстиция. 2003. N 4. С. 68.

 

М.И. Клеандров полагает, что по своей правовой природе утверждаемые органами судебной власти акты, хотя и являются нормативными (в качестве корпоративного акта), но отличаются от других нормативных актов <11>. Он рассматривает Кодекс судейской этики в главе, посвященной морально-этическому компоненту статуса судьи.

--------------------------------

<11> Клеандров М.И. Статус судьи: правовой и смежный компоненты. М., 2008. С. 193.

 

Более подробно мы рассмотрим значение, роль и правовую природу Кодекса судейской этики в разделе, посвященном дисциплинарной ответственности судей.

Предъявление особых требований к судьям продекларировано и в положениях международных правовых актов. Так, согласно п. 1.5 Европейской хартии о статусе судей судьи при исполнении своих обязанностей должны быть доступными и уважительными по отношению к обращающимся к ним лицам, они должны заботиться о поддержании высокого уровня компетентности, необходимого для решения дел в каждом конкретном случае, поскольку от решений судьи зависит гарантия прав личности, и о сохранении в тайне сведений, становящихся известными им в ходе судебного разбирательства. В пункте 6 Основных принципов ООН независимости судебных органов отмечено, что принцип независимости судебных органов не только дает судебным органам право, но и требует от них обеспечения справедливого ведения судебного разбирательства и соблюдения прав сторон. В Рекомендации Совета Европы о независимости, эффективности и роли судей закреплен и раскрыт принцип V "Обязанности судей".

Как отмечает А.Н. Борисов <12>, правила поведения судей при исполнении своих полномочий регламентированы нормами, устанавливающими процедуру осуществления правосудия, т.е. нормами законодательных актов, определяющих порядок конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (посредством указанных видов судопроизводства согласно ч. 2 ст. 118 Конституции РФ осуществляется судебная власть), - Законом о КС РФ (а в отношении судопроизводства в конституционных (уставных) судах субъектов РФ - законами соответствующих субъектов РФ), ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ и КоАП РФ. Вне рамок осуществления правосудия требования к поведению судей установлены также в нормах различных актов федерального законодательства (а в отношении судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ и мировых судей - также и законодательства субъектов РФ), в том числе Закона о судебной системе, Закона о КС РФ, Закона об арбитражных судах, Закона о военных судах, Закона о мировых судьях, Закона об органах судейского сообщества, Закона РСФСР о судоустройстве.

--------------------------------

<12> Борисов А.Н. Комментарий к Закону Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (постатейный). М., 2008.

 

* * *

 

Как было сказано выше, законодательство ограничивает гражданские права и свободы судьи и после ухода его в отставку.

В частности, Закон о статусе судей устанавливает закрытый перечень видов деятельности, которой разрешено заниматься судье в отставке. Так, судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин - 50) лет, вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также работать в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта РФ, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью.

В то же время в соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о статусе судей на судью, пребывающего в отставке, не распространяются требования, установленные подп. 11 и 12 п. 3 ст. 3 Закона о статусе судей. Это означает, что судье с момента ухода в отставку возвращается право принимать без разрешения соответствующей квалификационной коллегии судей почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств, политических партий, иных общественных объединений и других организаций; выезжать в служебные командировки за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц.

В период осуществления деятельности, которой судья, пребывающий в отставке, вправе заниматься в соответствии с Законом о статусе судей, на него не распространяются гарантии неприкосновенности, установленные ст. 16 этого Закона, членство указанного судьи в судейском сообществе на этот период приостанавливается.

Законодательно установлено, что судья считается пребывающим в отставке до тех пор, пока соблюдает установленные Законом ограничения и не допускает поступков, его порочащих и тем самым умаляющих авторитет судебной власти. Квалификационная коллегия судей (по месту прежней работы или по месту постоянного пребывания судьи в отставке), установив, что он более не отвечает требованиям, предъявляемым к судье, прекращает отставку судьи со всеми вытекающими отсюда последствиями, в частности прекращается выплата ежемесячного пожизненного содержания (но в таком случае сохраняется право на пенсионное обеспечение).

Прекращение отставки судьи не такая уж большая редкость. Так, в 2006 г. была прекращена отставка 80 судей судов общей юрисдикции, в том числе 55 судей в связи с поступлением на работу, не предусмотренную ст. 3 Закона о статусе судей, в частности адвокатом, при отсутствии 20-летнего судейского стажа или с нарушением возрастного ценза (50 лет для женщин и 55 лет для мужчин). За этот же период по тем же основаниям была прекращена отставка двух судей арбитражных судов.

Как отмечалось в отчетном докладе Высшей квалификационной коллегии на VII Всероссийском съезде судей, за период, прошедший с VI съезда судей, "в соответствии со ст. 15 Закона о статусе судей прекращена отставка 274 судей - в три раза больше, чем за предыдущий период.

Наиболее распространенным основанием принятия таких решений являлось несоблюдение пребывающими в отставке судьями запрета на занятие деятельностью, не совместимой со статусом судьи".

Подробнее об этом мы расскажем в главе, посвященной правовому статусу судьи в отставке.

 

1.2. Виды социально-правовой защиты судей и членов их семей

 

Одной из существенных государственных гарантий независимости судьи является законодательное предоставление гражданину, замещающему государственную должность судьи, и членам его семьи особых мер социально-правовой защиты. В российском обществе уже есть понимание, что уровень благосостояния, обеспеченности жильем, медицинским обслуживанием и всем, что требуется для нормальной жизнедеятельности гражданина, занимающего должность судьи, не должен зависеть от властей на местах - будь это в Москве, столицах субъектов РФ или в глубинке России.

Основное назначение социально-правовой защиты судей и членов их семей - это обеспечение:

1) достойных условий работы;

2) достойных условий жизни в старости;

3) достойных условий жизни членов семьи судьи в случае потери трудоспособности или гибели судьи.

Т.Н. Нешатаева справедливо отмечает, что независимый судья способен разрешить спор справедливо и эффективно (целесообразно) только при наличии высоких: а) квалификации, б) моральных качеств, в) внутреннего удовлетворения своей деятельностью и статусом. Сочетание столь разноплановых ценностей интеллектуального, этического, поведенческого и психологического характера делает профессию судьи одной из самых сложных, как по реализации, так и по правовой регламентации ее основ, ибо независимость судьи должна обеспечиваться организационно и материально, а его несменяемость - карьерным продвижением, адекватным результатам его деятельности <13>.

--------------------------------

<13> Нешатаева Т.Н. Оценка профессиональной деятельности судьи: проблемы правового регулирования // Российское правосудие. 2008. N 11(31).

 

Как отмечают С.Н. Братановский и В.В. Стрельников, "следствием социально-правовой защиты является социально-правовая защищенность. Она есть состояние обеспеченности сотрудника основными правами и надежным механизмом их реализации, результат действия которых выражается в высоком уровне благосостояния человека, в его правовой комфортности и безопасности" <14>.

--------------------------------

<14> Братановский С.Н., Стрельников В.В. Административно-правовое регулирование службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации. Саратов, 2007.

 

Законодательство о судебной власти активно развивается в части обеспечения гарантий социальной защиты судей и работников аппаратов судов. Положения об особых мерах социально-правовой защиты этой категории граждан занимают в текстах законов достаточно большой объем.

Основными законодательными актами, регулирующими этот сегмент правового статуса судьи, являются два Закона, которые с момента их принятия неоднократно изменялись и дополнялись другими федеральными законами. Так, Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" действует в редакции Указа Президента Российской Федерации, трех Постановлений Верховного Совета Российской Федерации от 24.12.1993 N 2288, от 14.04.1993 N 4792-1, трех Постановлений Конституционного Суда РФ от 31.01.2008 N 2-П, от 16.07.2009 N 14-П, от 18.10.2011 N 23-П и двадцати девяти Законов Российской Федерации.

Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" изменялся и дополнялся Федеральными законами от 21.07.1997 N 115-ФЗ, от 05.08.2000 N 118-ФЗ (в ред. от 24.03.2001), от 28.06.2002 N 76-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 25.12.2008 N 274-ФЗ, от 28.06.2009 N 126-ФЗ, от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ и Постановлением Конституционного Суда РФ от 20.04.2010 N 9-П <15>.

--------------------------------

<15> Далее - ФЗ о дополнительных гарантиях.

 

Отношения в сфере социально-правовой защиты судей регулируются также и другими нормативно-правовыми актами, определяющими виды социально-правовой защиты и порядок ее предоставления. Это, в частности:

Постановление Верховного Совета РФ от 20 мая 1993 г. N 4994-1 "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 22 сентября 1992 г. N 1116 "О дополнительных мерах по социальной защите работников судов Российской Федерации";

Постановление Правительства РФ от 04.04.1994 N 279 "О нормах обеспечения служебным обмундированием судей и имеющих классные чины работников судов" и др.

Комплекс социально-правовой защиты судей и членов их семей включает в себя следующие меры:

- заработная плата, уровень которой определяется Президентом РФ. В заработную плату включается должностной оклад, доплаты за особые условия труда, за квалификационный класс, за выслугу лет, за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, за ученую степень, почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", денежные поощрения (премия) по итогам работы за квартал и год и др.;

- ежегодный оплачиваемый отпуск удлиненной продолжительности, исчисляемой в рабочих днях;

- дополнительный оплачиваемый отпуск с учетом стажа работы судьи по юридической профессии;

- оплата судьям проезда к месту отдыха и обратно;

- медицинское обслуживание, включая обеспечение лекарственными средствами;

- санаторно-курортное лечение;

- предоставление жилой площади <16>;

--------------------------------

<16> Об особенностях обеспечения жильем военнослужащих см.: Кудашкин А.В. Жилищное обеспечение военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей // За права военнослужащих. 2005.

 

- право бронирования и получения вне очереди мест в гостиницах и приобретения проездных документов на все виды транспорта;

- страхование жизни и здоровья судьи;

- страхование имущества судьи;

- обеспечение служебным обмундированием и мантиями;

- оплата проезда на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения, кроме такси;

- расходы по переезду к другому месту службы;

- компенсация понесенных расходов, связанных с наймом жилой площади;

- выходное пособие при уходе судей в отставку;

- ежемесячное пожизненное содержание в период отставки;

- единовременное пособие в связи со смертью судьи;

- социально-правовая защита членов семьи судьи;

- ежемесячное возмещение в случае потери трудоспособности или гибели судьи;

- возмещение судьям или членам их семей ущерба, причиненного уничтожением или повреждением их имущества в связи со служебной деятельностью.

 

1.3. Трудовые права судьи

 

1.3.1. Трудовое законодательство и законодательство

о статусе судей

 

Принципиально важно отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" законодательство о государственной службе не регулирует деятельность судей, являющихся лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации.

Деятельность судьи по осуществлению правосудия регулируется законодательством о судебной власти, в котором, в свою очередь, можно выделить процессуальное законодательство и законодательство о статусе судей.

Процессуальное законодательство регулирует, если можно так сказать, технологические вопросы деятельности судьи по осуществлению правосудия.

Законодательство о статусе судей устанавливает особенности гражданско-правового статуса судьи, право на занятие должности судьи и порядок отбора и назначения на судейские должности, порядок прохождения судейской службы (судейской карьеры) и т.д.

Профессиональная деятельность судьи является по своему правовому режиму трудовой деятельностью, ибо, как это установлено Законом о статусе судей, законодательство Российской Федерации о труде распространяется на судей в части, не урегулированной настоящим Законом (ст. 22).

Это положение дает нам основание рассматривать деятельность судьи по осуществлению правосудия в понятиях трудового права с учетом специфики судебной деятельности, устанавливаемой процессуальным законодательством и Законом о статусе судей.

Данная точка зрения высказывается и ведущими учеными-трудовиками. Так, Е.А. Ершова отмечает, что "на практике и в теории права возник вопрос: какие правовые отношения возникают с судьями? Трудовые? Гражданско-правовые? Специальные? Во-первых, согласно ст. 22 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) "законодательство Российской Федерации о труде распространяется на судей в части, не урегулированной настоящим Законом". Следовательно, при отсутствии специальной правовой нормы, регулирующей правоотношения с судьями, возможно применение нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения. Во-вторых, по факту правоотношения с судьями носят стабильный, длящийся, повторяемый характер. Отсюда, думаю, также можно сделать вывод: судьи состоят в трудовых правоотношениях" <17>.

--------------------------------

<17> Ершова Е.А. Трудовые правоотношения государственных гражданских и муниципальных служащих в России. М., 2008.

 

Нельзя не согласиться и с другим тезисом-вопросом, поставленным Е.А. Ершовой: "Если с таким выводом можно согласиться, то ч. 1 ст. 16 ТК РФ предусматривает: "Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом... в результате... назначения на должность или утверждения в должности". В этой связи возникает вопрос о том, необходимо ли заключать с судьями трудовые договоры. Если да, то кто является для судей работодателем? Все эти и другие вопросы требуют дальнейшего изучения и законодательного разрешения" <18>.

--------------------------------

<18> Там же.

 

К.Н. Гусов и Ю.Н. Полетаев также полагают, что "определенная часть служащих (например, работники прокуратуры, судьи и др.) подпадает в принципе под действие норм трудового права" <19>.

--------------------------------

<19> Гусов К.Н., Полетаев Ю.Н. Ответственность по российскому трудовому праву: Науч.-практ. пособие. М., 2008.

 

Как любой гражданин Российской Федерации, судья имеет определенные трудовые и социальные права. Объем социально-правовой защиты судей определяется стажем работы в должности судьи и установлен целым рядом российских законов.

Гражданин, замещающий должность судьи, осуществляя правосудие, является членом судейского сообщества, обязан соблюдать Кодекс судейской этики, получает за свой труд денежное вознаграждение, подчиняется определенному трудовому распорядку, режиму рабочего времени, времени отдыха и т.д., имеет право на денежное содержание после ухода или удаления в отставку, ему предоставляются определенные гарантии независимости, неприкосновенности и меры социально-правовой защиты, некоторые из которых распространяются и на период пребывания в отставке.

Вместе с тем при рассмотрении вопросов правового регулирования труда и социальной защиты следует иметь в виду, что ни Трудовой кодекс РФ, ни законодательство не учитывают специфику труда судей. На практике в связи с этим нередко возникают вопросы о том, как соотносятся между собой положения указанных законов с положениями Закона о статусе судей.

Положение ст. 22 Закона о статусе судей о том, что законодательство Российской Федерации о труде распространяется на судей в части, не урегулированной данным Законом, дает основание распространить на трудовую деятельность судьи действие Трудового кодекса РФ с изъятиями, устанавливаемыми Законом о статусе судей.

Такой подход к регулированию статуса судьи позволяет применить весь правовой, теоретический и методологический инструментарий, наработанный в науке трудового права и права социального обеспечения, к анализу отношений, в рамках которых осуществляется трудовая деятельность судьи.

В силу ограниченного объема данной работы мы затронем лишь некоторые аспекты правового регулирования трудовой деятельности судьи, обратив внимание, в частности, на неопределенности, пробелы и противоречия, сложившиеся в правовом регулировании деятельности судьи.

Основных причин наличия неопределенностей, пробелов и противоречий в правовом регулировании деятельности судьи две.

Во-первых, отсутствует какая либо теоретическая база для разработок основных принципов регулирования специфики трудовой деятельности судьи, начиная с момента отбора лиц, претендующих на занятие должности судьи, до момента прекращения судьей судейской деятельности, включая регулирование особого правового режима жизни и деятельности судьи в отставке.

Вторая причина заключается в том, что научные исследования в этой области практически ограничиваются работами М.И. Клеандрова, рассматривающего весьма широкий круг проблем, связанных со статусом судьи, в то время как основная масса исследователей трудоправовых аспектов статуса судьи касаются только проблемы дисциплинарной ответственности судьи <20>.

--------------------------------

<20> Поляков И.Н. Производство в Дисциплинарном судебном присутствии - новый вид гражданского судопроизводства // Арбитражный и гражданский процесс. 2012. N 2. С. 16 - 20; Поляков И.Н. О дисциплинарной ответственности судей // Администратор суда. 2011. N 3. С. 30 - 31; Казакова Г.В. Проблемы дисциплинарной ответственности судей // Российский ежегодник трудового права. 2006. N 2. Изд. С.-Петерб. гос. ун-та. 2007. С. 353 - 360; Нестерова Т.А. Судьи как субъекты трудового права // Трудовое право. 2004. N 3; Ишутин И. Судья как специальный субъект трудового права. Новый Трудовой кодекс и проблемы его применения. М., 2004; Еремина С.Н. К вопросу отраслевой принадлежности дисциплинарной ответственности судей (трудовой аспект) // Административное право. 2011. N 2; Аулов В.К., Туганов Ю.Н. Ответственность судьи: дисциплинарная или конституционная? // Администратор суда. 2011. N 1. С. 29 - 33; N 3. С. 25 - 29; Туганов Ю.Н. Пресекательные сроки дисциплинарной ответственности судей: проблемы и пути решения // Современное право. 2011. N 3. С. 95 - 100; Аулов В.К., Туганов Ю.Н. Пресекательные сроки дисциплинарной ответственности судей как антикоррупционная предпосылка // Российский судья. 2010. N 10. С. 24 - 29.

 

Отметим попутно, что в соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, выраженной в Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 27.12.2002 N 241пв02, рассмотрев в порядке надзора по протесту заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации Н.Ю. Сергеевой гражданское дело по жалобе Ш. на решение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации от 12 марта 2002 г. о прекращении полномочий судьи, Верховный Суд Российской Федерации особо подчеркнул: "Статья 22 Закона "О статусе судей в Российской Федерации" устанавливает, что законодательство Российской Федерации о труде распространяется на судей в части, не урегулированной настоящим Законом.

Данной статьей не предусмотрено, что на правоотношения, связанные с дисциплинарной ответственностью судей, распространяются нормы трудового законодательства, как указано в судебном решении" <21>.

--------------------------------

<21> Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 27.12.2002 N 241пв02 // Вестник Высшей квалификационной коллегии судей РФ. 2008. N 2(16); Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 9.

 

1.3.2. Право на труд в должности судьи

 

Право гражданина на занятие должности судьи активно исследуется правоведами. В поле их зрения не только правовые, но и нравственные аспекты этой проблемы <22>.

--------------------------------

<22> Владыкина Т.А. Репутация судьи в Российской Федерации // Российский судья. 2011. N 9. С. 20 - 26; Сенякин Н.Н., Балашов А.Н. Судья и внеслужебные отношения (проблемные аспекты) // Российский судья. 2009. N 3. С. 8 - 9.

 

Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37 Конституции РФ).

Статус судьи в Российской Федерации определяется в Конституции РФ с тем, чтобы гарантировать осуществление правосудия независимым и беспристрастным судом; в этих целях провозглашается несменяемость и неприкосновенность судей, а также предусматривается их надлежащее материальное содержание (ст. 119, 120, 121, 122 и 124 Конституции РФ).

Исходя из конституционно-правового статуса судей, предопределенного тем, что они осуществляют публично-правовые задачи судебной власти, законодатель предъявляет к ним как к представителям судебной власти особые квалификационные требования, включая специальные требования к кандидатам на должности судей, порядку назначения на должность, пребывания в должности и прекращения полномочий.

Как отмечено в Определении Конституционного Суда РФ от 11 марта 2005 г. N 3-О <23>, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию не предполагает, однако, обязанность государства обеспечить занятие гражданином конкретной должности и не исключает возможность закрепления в законе специального порядка замещения тех или иных должностей в органах государственной власти и освобождения от занимаемой должности. Соответствующая компетенция законодателя вытекает из ст. 119 Конституции РФ, предусматривающей помимо общих положений о необходимых для замещения должности судьи минимальном возрасте, образовании и стаже работы по юридической профессии возможность введения федеральным законом дополнительных требований к судьям судов Российской Федерации.

--------------------------------

<23> Определение Конституционного Суда РФ от 11.03.2005 N 3-О "По жалобе гражданина Смакова Рината Миргалимовича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 14 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" (в редакции Федерального конституционного закона от 15 декабря 2001 года), пункта 3 статьи 6.1 и абзаца второго пункта 1 статьи 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 15 декабря 2001 года)" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. N 5.

 

Введение законодателем дополнительных требований к гражданам при занятии определенных государственных должностей не противоречит и международным нормам о труде. В Определении Конституционного Суда РФ от 3 октября 2002 г. N 233-О <24> отмечено, что принцип равенства, закрепленный в ст. 19 (ч. 1 и 2) Конституции РФ, не препятствует законодателю при осуществлении правового регулирования труда (прохождения службы) устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям (в том числе вводить правила, касающиеся условий замещения отдельных должностей и оснований освобождения от должности), если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям. Такие различия, основанные на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой, согласно п. 2 ст. 1 Конвенции МОТ N 111, не считаются дискриминацией.

--------------------------------

<24> Определение Конституционного Суда РФ от 03.10.2002 N 233-О "По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности положений статьи 25 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации", статьи 43 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", статьи 14 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и статьи 20.1 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации".

 

Законодательство устанавливает достаточно сложную процедуру отбора кандидатов на государственную должность Российской Федерации - судьи федерального суда. Человек, решивший стать судьей, должен отвечать критериям, установленным для претендентов на должность судьи, и проходит определенную процедуру перехода из правового положения обычного гражданина в правовое положение судьи.

В рамках общей кампании по борьбе с коррупцией был принят Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 274-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции", которым в Закон о статусе судей и Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" внесен комплекс взаимоувязанных изменений.

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, сформулированы в ст. 4 Закона о статусе судей.

Во-первых, лицо, претендующее на занятие должности судьи Российской Федерации, должно быть гражданином Российской Федерации и не иметь гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

По сути, данная норма явилась отражением в законодательстве правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформированной при рассмотрении по жалобе гражданина К. конституционности положения п. 3.1 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 25 июля 2006 г. N 128-ФЗ), согласно которой не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Согласно этой правовой позиции, "поскольку гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, находится в политико-правовой связи одновременно с Российской Федерацией и с соответствующим иностранным государством, перед которым он также несет конституционные и иные вытекающие из законов данного иностранного государства обязанности, значение для него гражданства Российской Федерации как политико-юридического выражения ценности связи с Отечеством объективно снижается. Волеизъявление такого лица - в случае избрания его депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти - в процессе реализации депутатских полномочий может обусловливаться не только требованиями конституционного правопорядка Российской Федерации и интересами ее народа, но и требованиями, вытекающими из принадлежности к иностранному государству. Между тем формально-юридическая либо фактическая подчиненность депутата законодательного (представительного) органа суверенной воле не только народа Российской Федерации, но и народа иностранного государства не согласуется с конституционными принципами независимости депутатского мандата и государственного суверенитета и ставит под сомнение верховенство Конституции РФ".

В юридической литературе имеются две противоположные точки зрения на возможность назначения судьей Российской Федерации гражданина с двойным гражданством. Авторы Комментария к Конституции РФ под ред. Ю.В. Кудрявцева полагают возможным занятие судейской должности гражданином Российской Федерации, имеющим одновременно гражданство другого государства. На наш взгляд, такая точка зрения не отвечает принципам обеспечения независимости судей. Представляется, что М.И. Клеандров совершенно справедливо ставил вопрос о необходимости законодательного расширения ограничительных требований к лицам, претендующим на занятие должности судьи, в частности, в части запрета быть судьей гражданину, имеющему двойное гражданство <25>.

--------------------------------

<25> Клеандров М.И. Статус судьи: правовой и смежный компоненты. М., 2008.

 

Как мы видим, приведенная выше правовая позиция Конституционного Суда РФ возымела действие на законодателя, и в конце декабря 2008 года в Закон о статусе судей были внесены дополнения, в соответствии с которыми гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не может быть судьей.

Второе требование к претенденту на должность судьи - наличие высшего юридического образования.

Следует отметить, что законодатель по вопросу об уровне высшего образования, требуемого для кандидата в судьи, поставленному как в практической работе по отбору кандидатов в судьи, так и в работах ученых-правоведов, так и не внес определенности.

Дело в том, что ст. 6 Федерального закона "О высшем и послевузовском образовании" в Российской Федерации предусмотрено три ступени высшего профессионального образования: бакалавр, дипломированный специалист и магистр.

Закон о статусе судей не конкретизирует, какую именно ступень высшего профессионального образования должен иметь кандидат на должность судьи, что влечет затруднение в правоприменении данной нормы при определении требований, предъявляемых к кандидатам на должность судьи.

Так, Высшей квалификационной коллегией судей было дано разъяснение <26>, согласно которому квалификация "бакалавр" недостаточна для назначения на должность судьи, поскольку срок освоения основных образовательных программ для получения квалификации "бакалавр" составляет не менее чем четыре года. Для назначения на должность судьи необходима квалификация "дипломированный специалист".

--------------------------------

<26> Вестник ВАС РФ. 2004. N 6.

 

В то же время Министерство образования Российской Федерации в своем письме от 1 сентября 2003 г. N 14052-1018ин/15 разъясняет, что препятствий для назначения на должность судьи лица, которому присвоена степень бакалавра юриспруденции, не усматривается.

В целях исключения различного толкования законодательных норм разными ведомствами Магаданская областная Дума внесла в Государственную Думу Федерального Собрания РФ законопроект об изменении ст. 4 Закона о статусе судей в части установления точных требований к ступени высшего юридического образования и установлении, что кандидат на должность судьи должен иметь квалификацию "дипломированный специалист" либо квалификацию (степень) "магистр". Соответствующий законопроект N 287443-4 должен был быть рассмотрен Государственной Думой 19 сентября 2008 г. одновременно с законопроектом N 627-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением двух уровней высшего профессионального образования", который был внесен в Государственную Думу ФС РФ 25 декабря 2007 г.

Этим законопроектом предлагается внести изменения в Закон о статусе судей, Федеральные законы "О мировых судьях в Российской Федерации" и "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", предусмотрев, что для занятия должности судьи необходимо иметь квалификацию "специалист" или квалификацию (степень) "магистр".

Но до сих пор законопроект так и не сдвинулся с места.

Выход из создавшегося тупика нашла Высшая квалификационная коллегия судей, которая письмом Председателя ВККС РФ В.В. Кузнецова, адресованным председателям квалификационных коллегий судей, дала интересное разъяснение <27>.

--------------------------------

<27> Опубликовано в "Вестнике Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации". 2009. N 3(21). С. 48.

 

В письме отмечается следующее: "В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" любой гражданин, достигший установленного этим Законом возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи.

Из этого следует, что судьей районного суда - при соответствии другим требованиям - может быть гражданин, имеющий к моменту сдачи квалификационного экзамена на должность судьи стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.

Наличие стажа работы по юридической специальности определяется с момента получения претендентом на должность судьи высшего юридического образования любого уровня (п. 2 ст. 6 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании") и начала работы на должностях, указанных в п. 5 ст. 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

Однако к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи может быть допущен лишь претендент, имеющий высшее юридическое образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "специалист" или "магистр" (выделено нами - Г.Е.).

Инструкция о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов от 27 декабря 1996 г. после принятия Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 274-ФЗ действует в той мере, в какой она не противоречит указанному и другим федеральным конституционным и федеральным законам. Согласно п. 5 Инструкции в спорных случаях окончательное решение о стаже работы по юридической профессии принимается соответствующей квалификационной коллегией судей, рассматривающей заявление кандидата о рекомендации на должность судьи, с приведением в заключении мотивов принятого решения.

Что касается Определения Конституционного Суда РФ от 8 июня 2004 г. N 214-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Верховного Суда Российской Федерации о проверке соответствия Конституции Российской Федерации ряда положений пункта 1 статьи 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", следует учитывать, что указанное Определение принято до внесения 25 декабря 2008 г. изменений в Закон о статусе судей, согласно которым в стаж работы по юридической специальности, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы на должностях, требующих высшего юридического образования. В прежней редакции Закона требовалось наличие юридического (не обязательно высшего) образования.

Не вызывает сомнения третье требование Закона к претендентам на занятие судейской должности - кандидатом в судьи должно быть лицо, обладающее определенными морально-психологическими качествами и отвечающее требованиям закона к этим качествам, а именно:

- не имеющее или не имевшее судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям.

Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления.

Четвертым требованием является требование к здоровью претендента. Законодатель установил, что кандидатом в судьи должно быть лицо:

- не состоящее на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

- не признанное судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

- не имеющее иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утвержденный Постановлением Совета судей Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. N 78 и опубликованный в "Российской газете" 24 января 2003 г., содержит свыше трех десятков наименований заболеваний.

М.И. Клеандров провел сравнительный анализ медицинских требований к состоянию здоровья претендента на должность судьи с требованиями к претендентам на другие должности государственной службы. Это дало ему основания констатировать: "В ряде ведомств к цензу состояния здоровья своих работников подходят существенно строже, чем в судейском сообществе" <28>.

--------------------------------

<28> Клеандров М.И. Статус судьи: правовой и смежный компоненты. М., 2008. С. 229.

 

Так, в частности, Список заболеваний, препятствующих работе в представительстве Российской Федерации за границей <29>, включает 93 болезни (почти втрое больше, чем судейский перечень заболеваний). В таможенных органах действует Инструкция о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в таможенных органах Российской Федерации <30>, содержащая несколько дифференцированных перечней, блокирующих зачисление на работу в эти органы.

--------------------------------

<29> Утвержден Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2003 г. N 208.

<30> Утверждена Приказом Государственного таможенного комитета РФ от 4 июня 2003 г. N 620.

 

Судья - публичная фигура, и требования к здоровью претендента на эту должность направлены в том числе и на охрану публичных интересов. Нельзя не согласиться с Клеандровым в том, что Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утвержденный Постановлением Совета судей Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. N 78, должен по меньшей мере, соответствовать Перечню социально значимых заболеваний и Перечню заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденным Правительством РФ от 1 декабря 2004 г. N 715 в соответствии со ст. 41 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

По этому поводу высказался в своем Постановлении и VII Всероссийский съезд судей в декабре 2008 г.: "Не менее важным представляется психическое здоровье кандидата на должность судьи, в связи с чем в числе требований к кандидатам на должности судей следовало бы указать на необходимость прохождения психодиагностического обследования на предмет отсутствия наркотической, алкогольной, токсической зависимости, а также хронических и затяжных психических расстройств" <31>. Как видно из последних изменений Закона о статусе судей, законодатель частично отреагировал на эти предложения науки и судейского сообщества.

--------------------------------

<31> Постановление VII Всероссийского съезда судей от 4 декабря 2008 г.

 

Интересно отметить, что на VII Всероссийском съезде судей было выдвинуто еще несколько предложений, которые довольно оперативно нашли свое отражение в законопроектной работе Государственной Думы.

Так, в частности, 18 марта 2009 г. принят Государственной Думой ФС РФ в I чтении законопроект, которым предлагается внести в ст. 20.1 Закона о статусе судей изменения, предусматривающие обязанность судей федеральных судов, впервые назначенных на должность, проходить специализированную профессиональную подготовку в форме обучения в Российской академии правосудия и стажировки в суде.

Пятое и шестое требования к претендентам, установленные законодательством, касаются ограничений по возрасту и по стажу работы по юридической специальности для кандидатов на должности судей применительно к разным уровням судов.

Так:

1) судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет;

2) судьей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет;

3) судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 7 лет;

4) судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.

Законодательство четко определяет, какие виды трудовой деятельности могут засчитываться в стаж работы по юридической специальности, необходимый для назначения на должность судьи.

В соответствии с п. 5 ст. 4 Закона о статусе судей в стаж работы по юридической специальности, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы:

1) на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовав

Date: 2016-02-19; view: 1050; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию