Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теория психического развития ребенка Л.С. Выготского
Основы культурно-исторического подхода к пониманию закономерностей психического развития ребенка заложил Л.С. Выготский. Дальнейшее развитие этого научного подхода неразрывно связано с теорией деятельности А.Н. Леонтьева, теорией психического развития Д.Б. Эльконина и теорией планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина. Под развитием понимается: процесс освоения культуры, овладения системой культурных орудий; качественный процесс изменения личности на основе перестройки структуры психических функций и изменения системного и смыслового строения сознания. Механизм развития – интериоризация. Л.С. Выготский выдвинул и обосновал принципы развития: социально-исторической обусловленности психики человека (сознание человека – продукт культурно-исторического развития общества); специфики развития психики в онтогенезе (законы развития психики ребенка в онтогенезе принципиально иные, чем законы онтогенетического развития человека в другие возрастные периоды). Законы развития психики в онтогенезе: 1. Цикличность развития. Развитие психики ребенка в целом и отдельные психические функции имеют сложную организацию во времени: периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления и затухания. 2. Неравномерность (гетерохронность) развития. Неравномерность, непропорциональность развития разных сторон личности, психических функций, изменение связей, соотношений между ними на каждом возрастном этапе. 3. Закон метаморфозы. Развитие психики ребенка представляет собой последовательное изменение качественных состояний сознания (структуры сознания). Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и что будет потом. 4. Сочетание процессов эволюции и инволюции. Инволюция – процесс «обратного развития», свертывания, отмирания, распада старого. Если инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм ребенка: сохранение в новом возрастном периоде старых детских черт. 5. Закон развития высших психических функций. Высшие психические функции (ВПФ) – продукт социально-исторического развития, формирующиеся посредством овладения человеком культурными знаками и значениями (психологическими орудиями психической деятельности), опосредствующими их структуру. Примеры ВПФ: логическое мышление, произвольная логическая память, произвольное внимание. Психологические орудия (знаки): речь, математические знаки, мнемотехнические средства и др. Основная функция ВПФ – внутренняя регуляция поведения человека и его отношения с окружающим миром посредством знаков. Свойства, отличающие ВПФ от натуральных функций: произвольность; осознанность; системность. Происхождение ВПФ определяет генезис сознания: «всякая ВПФ появляется на сцене дважды: сначала как деятельность коллективная, социальная, т.е. как функция интерпсихическая; второй раз – как действие индивидуальное как внутренний способ мышления ребенка, т.е. как функция интрапсихическая». Психические функции не врожденны и не возникают сами по себе, а лишь в особой ситуации общение и сотрудничества между людьми. ВПФ – это «интериоризированные отношения социального порядка». Становление ВПФ: 1) взрослый вводит знаки и значения в контекст общения с ребенком; 2) постепенное выделение знаков ребенком (ориентация на значение знака), 3) использование ребенком знака для регуляции поведения взрослого, 4) использование ребенком знака для регуляции собственного поведения. Линии развития ВПФ: интериоризация психических функций (процесс перехода знака из внешнего во внутренний план); развитие значений (изменение структуры обобщения, три ступени развития обобщения: 1) синкреты (обобщение по случайным субъективным признакам, 2) комплексы (обобщения по объективным фактическим, но несущественным признакам), 3) понятия (обобщения по существенным объективным признакам). 6. Закон о роли среды в психическом развитии ребенка. Социальная среда рассматривается как источник развития ребенка, который занимает по отношению к ней активно-действенную позицию. «Единицей» отношений личности и среды в развитии является переживание – «внутреннее отношение ребенка как человека к тому или иному моменту действительности». Характер и содержание переживания определяют, какое влияние на развитие ребенка оказывают особенности среды. 7. Закон ведущей роли обучения для развития (проблема соотношения обучения и развития). Основные подходы к решению вопроса о соотношении обучения и развития. 1. Независимость обучения от развития: развитие обеспечивает созревание психологических способностей, а обучение использует возможности, предоставляемые развитием (теории созревания, подходы В. Штерна и Ж. Пиаже). 2) Отождествление развития с научением (бихевиоризм, теории научения). 3) Влияние обучения на развитие через специфические (знания, умения и навыки) и неспецифические (обучаемость, способность к решению новых задач) эффекты (К. Коффка). 4) Обучение – движущая сила развития: обучение ведет за собой развитие, т.к. предоставляет ребенку образцы высших психических функций (Л.С. Выготский).Развивающее обучение должно осуществляться в зоне ближайшего развития (ЗБР) ребенка. ЗБР – это расхождение между уровнем потенциального развития ребенка (того, что он достигает в сотрудничестве с взрослым) и уровнем актуального развития (того, что достигается ребенком в самостоятельной деятельности). 8. Закон системного и смыслового строения сознания раскрывает природу сензитивных периодов в развитии ребенка. Возрастная сензитивность – присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. Сензитивный период – период максимальной чувствительности ребенка к обучению и развитию определенных функций. Сущность возрастной сензитивности объясняется системным и смысловым строением сознания. Системное строение сознания – структура отдельных психических процессов (восприятия, памяти, мышления и т.д.), при которой на данной стадии развития какой-нибудь процесс занимает определяющее место. Системность сознания воплощена во взаимозависимости психических функций, в изменении иерархии функций в ходе возрастного развития. В младенческом возрасте сознание не дифференцировано, отдельные психические функции не выделены. В раннем детстве доминирует функция восприятия. В дошкольном возрасте во главе иерархии становится память. В школьном возрасте доминирующим процессом становится словесно-логическое мышление, коренным образом преобразующее сознание. Учение о психологическом возрасте Психологический возраст – «единица» анализа развития. Психологический возраст характеризуется структурой и динамикой. Структура возраста включает две составляющие: социальную ситуацию развития; возрастные психологические новообразования. Социальная ситуация развития – совершенно своеобразное специфическое для данного возраста отношение между ребенком и окружающей его социальной действительностью. Возрастное новообразование – новый тип строения личности и ее деятельности, который впервые возникает на данной возрастной ступени и определяет сознание ребенка и его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития. Динамика перехода от одного возраста к другому. Существует два типа возрастных изменений: постепенные, медленные изменения личности в стабильные периоды; быстрые революционные, глубинные преобразования в периоды кризисов. Возрастной кризис – противоречие старой социальной ситуации развития и возрастных новообразований. Два этапа в «жизни» возрастного новообразования: накопление новообразования (стабильный период); проявление новообразования (кризисный период). Разрешение кризиса происходит за счет смены старой социальной ситуации развития. Основные характеристики кризиса: · Границы, отделяющие начало и конец кризисов крайне неотчетливы. · Любой кризис включает три фазы: предкритическую, кульминационную и посткритическую. · Во время кризиса ребенок как бы выпадает из системы педагогического воздействия, обнаруживаются острые конфликты с окружающими, внутренние конфликты и переживания. · Негативный характер развития в период кризиса (развитие совершает скорее разрушительную работу, чем созидательную, на первый план выходят процесс свертывания, распада, разложения прежних форм общения, поведения, интересов). Периодизация психического развития
Период Эпоха
Рис. 1. Периодизация психического развития ребенка (Д.Б. Эльконин) Примечание: — развитие мотивационно-потребностной сферы, -----развитие интеллектуально-познавательной сферы, - переход от эпохи к эпохе, - переход от периода к периоду.
ДОПЕЧАТАТЬ 2 теории Контрольные вопросы и практические задания: 1. Дайте определения развития в понимании Л.С. Выготского. В чем основная суть данного понимания и принципиальное отличие от определений развития других ученых? 2. Назовите механизм развития, выделяемый Л.С.Выготским в своей теории. Объясните его суть. 3. Какие принципы развития выделил Л.С.Выготский? 4. Раскройте законы развитияпсихики в онтогенезе. Выразите свое отношение к ним. 5. Выделите структурные составляющие возраста. 6. Дайте определение социальной ситуации развития и возрастных психологических новообразований. 7. Какие существуюттипы возрастных изменений? 8. Дайте определение возрастному кризисуи раскройте егоосновные характеристики. 9. Назовите границы возрастных периодов и возрастных кризисов по периодизации психического развития Л.С. Выготского. 10. Какое понятие является основным в теории А.Н.Леонтьева? 11. Дайте определение понятия «ведущая деятельность». Какие виды деятельности Вы знаете? В чем отличие ведущей деятельности периода от других видов деятельности? Каково их соотношение? 12. Сформулируйте основные положения к пониманию развития Д.Б.Эльконина. В чем новизна его представлений, отличие от других теории к пониманию развития? 14. Осуществить анализ научных работ Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина. Выделить наиболее важные, значимые и актуальные, с Вашей точки зрения, аспекты работ. 15. Проанализировать какую-либо актуальную современную проблему развития, основываясь на понимании развития отечественными учеными. 16. Какие идеи отечественных теорий к пониманию развития представляют для Вас наибольший интерес? 17. Какие идеи отечественных теорий к пониманию развития являются, с Вашей точки, зрения актуальными, современными, значимыми? Какие идеи используются, и какие могли быть использованы в современном образовании?
Date: 2016-02-19; view: 1776; Нарушение авторских прав |