Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психомоторное развитие





Психомоторика - связь различных психических явлений с движениями и деятельностью человека. Для выполнения любого сознательного движения необходимы три компонента, которые важны в одинаковой степени и без которых движения невозможны. Это, во-первых, сенсорная сфера - поле, из которой человек черпает информацию (органы чувств). Во-вторых, сфера переработки информации, где происходит формирование моторного акта (нервная система). И, наконец, в-третьих, моторная сфера - поле приложения усилий (не только мышечная, но и костная, и суставная системы). При этом, совершая любое движе- ние, человек через сенсорное поле после соответствующей переработки корректирует его и доводит до желаемого результата.

Психомоторное развитие человека уникально и неповторимо в природе. Оно проходит очень сложный путь до зрелости индивиду- ума и не имеет границ в пределах своего совершенства.

Концепция физиологии активности и формирования движений человека (принцип сенсорных коррекций), основанная на идее уровневого построения движений, была разработана отечественным врачом-невропатологом и физиологом Николаем Александровичем Бернштейном.

Самый примитивный и филогенетически, самый древний уровень (уровень А) формируется уже к третьему месяцу внутриутробной жизни. Он связан с началом функционирования пути Монакова или tractus rubrospinal вследствие зрелости передних рогов спинного мозга и красного ядра. Руброспинальная моторика обеспечивает поддержание тонуса и простейших движений туловища плода и очень важна для внутриутробного развития. У взрослого человека самостоятельного значения не имеет, но этот уровень ответствен за такие движения, как тремор, дрожь, стук зубов. Этим уровнем человек практически не в состоянии управлять.

Во вторую половину беременности формируется следующий уровень движений (уровень В). Его обеспечивают паллидарная система и таламус, так называемая таламопаллидарная моторика, которую характеризуют простейшие двигательные рефлексы и целая группа спонтанных, хаотичных движений: червеообразные движения руками, ногами. Лучше всего таламопаллидарную моторику можно проследить у новорожденного. Уровень В позволяет ему адаптироваться к внешним условиям деятельности, но постепенно его подавляют выше расположенные уровни. Хотя для взрослых этот уровень тоже важен. Он заведует мышечными ощущениями (например, зевание, потягивание, объятия, поцелуи, секс).

В первые месяцы жизни формируются более высокие регулирующие механизмы и в первую очередь стриарного тела. Это не уровень развития движений. Однако формирование стриарного тела, его развитие - это целая эпоха в формировании моторики. Благодаря ему у ребенка впервые появляется возможность осуществлять разнообразные статические моторные функции. Становление статики происходит не только в связи с развитием стриарного тела, но и одновременно благодаря освобождению мышц от ведущего влияния пре- дыдущего уровня - таламопаллидарной моторики. Клинически это освобождение хорошо можно проследить по исчезновению рефлексов новорожденного. Созревание стриарного тела происходит довольно медленно (приблизительно в течение 8-10 мес), последовательно от передних рогов к задним, что находит свое отражение в изменении моторных возможностей ребенка в цефалокаудальном направлении, за счет снятия гипертонуса с мышц шеи, затем с верхних конечностей, мышц туловища и, наконец, с нижних конечностей. Индикатором зрелости стриарного тела можно считать исчезновение рефлекса Бабинского.

Следующие уровни движений уже связаны со зрелостью различных отделов коры головного мозга.

Уровень С, или уровень пространственного поля, обеспечивает премоторная зона коры головного мозга. Его функциональное созревание начинается с 4-5-го месяца жизни. Произвольные движения возникают только тогда, когда ребенок начинает анализировать сигналы от органов зрения, слуха, осязания, т. е. получать всю информацию о внешнем пространстве. Начало развития этого уровня обеспечивает первое произвольное движение - целенаправленное хватание рукой. Собственно говоря, этот уровень мы используем повсеместно.

Следующий уровень - уровень D, или уровень предметных действий, отвечающий за организацию действий с предметами. Его появление связано с функциональным созреванием пирамидной, а затем экстрапирамидной систем и моторной зоны коры головного мозга (примерно с 8-10-го мес жизни). В качестве примера можно привести действия ребенка с ложкой. Сначала он не понимает, для чего она нужна. Он ее хорошо берет в руку, пользуясь предыдущим уровнем. Затем он ею стучит, копает, пытается откусить. И только после созревания уровня предметного действия ребенок знает, для чего нужна ложка.


Уровень E - уровень символических действий, интеллектуальных двигательных актов. Его появление связано с функциональным созреванием лобных долей коры головного мозга. К этому уровню относят речевые движения, движения письма, движения, совершаемые в ролевой игре, т. е. он возникает уже после первого года жизни и свойственен только человеку.

В психическом развитии ребенка отмечают целый ряд закономерностей. В первую очередь это, конечно же, «социальная подпитка» психического развития. Если начальные уровни развития психики ребенка биологически, наследственно обусловлены, то для полноценного развития и формирования человека Человека с большой буквы, ребенку необходимо общение с людьми.

В детстве большое значение имеет импринтинг - механизм мгновенного запечатления на подкорковом уровне. Этот механизм сраба- тывает еще до того, как ребенок начинает себя осознавать. Корни нашей любви или ненависти к кому-либо или чему-либо могут лежать в нашем глубоком детстве.

Психическое развитие идет быстрее и качественнее при наличии положительных эмоций. Отрицательные эмоции в большинстве случаев не стимулируют развитие психики, а при постоянном и длительном воздействии даже задерживают его.

Ребенок всегда готов к обучению. На уровне становления базовых показателей психомоторного развития эта готовность не имеет ограничений. Подавить готовность к обучению может только переутомление.

Перспективный характер потребности в новой информации зависит от темпа развития ЦНС, интеллекта. Чем выше уровень развития ребенка, тем более сложную информацию он требует.







Date: 2016-02-19; view: 1049; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию